Автор: Сычева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДС №9 "Родничок"
Населённый пункт: Г. о. Егорьевск
Наименование материала: Статья
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей"
Раздел: дошкольное образование
Тема: Экологическое воспитание дошкольников через
интеграцию образовательных областей с учётом ФГОС
Мир, окружающий ребенка,- это прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план,
и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали
актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто
безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная,
ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком.
Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом
воспитании детей, начиная с раннего возраста. Процесс формирования
личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности
должны опираться на систему знаний* которая включает элементарные
сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая
природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке
как части природы, как о самом разумном существе, от которого в
значительной степени зависит будущее биосферы.
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности,
Интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и
народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй,
никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического
кризиса, а может быть и катастрофы, нависли над человечеством и проблема
экологизации материальной и духовной деятельности человека стала
жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её
территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и
растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными
организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время
увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт
количество детей, имеющих врождённые аномалии. Веками человек был
потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не
задумываясь о последствиях. Именно поэтому, необходимо охранять природу
от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в
людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний
наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень
эмоционально, как нечто живое.
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и
запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться,
задуматься. Именно в период дошкольного детства закладывается фундамент
осознанного отношения к окружающей действительности, формируется
экологическое мышление, накапливаются яркие, эмоциональные
впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти
человека.
Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его
бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему
окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном
детстве, а в течение жизни оставшееся только 30 %.
Задача педагога ДОУ - на основе эмоционально эстетического восприятия
направлять детей к познанию окружающей природы, формировать
правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему
живому.
Экологическое воспитание дошкольников - непрерывный процесс
воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его
экологической культуры, которая проявляется в эмоционально -
положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном
отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в
соблюдении определённых моральных норм в системе ценностных
ориентаций.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
-
воспитание гуманного отношения к природе (нравственное
воспитание);
-
формирование системы экологических знаний и представлений
(интеллектуальное развитие);
-
развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать
красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
-
участие детей в посильной для них деятельности по уходу за
растениями и животными, по охране и защите природы.
В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает
противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно
себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень
не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновационные технологии получили свое новое развитие в экологическом
образовании.
Одним из принципов развития современного дошкольного образования,
предложенным Федеральным государственным образовательным стандартом
к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип
интеграции образовательных областей.
Внедрение интеграции в практику дошкольного образовательного
учреждения предполагает разработку непосредственно образовательной
деятельности, которая строится на соединении различных видов детской
деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,
трудовая и др.).
Интегрированный подход раскрывает творческий потенциал у детей. В
игровой форме происходит соединение познавательного и эмоционального
опытов, т.к. основывается на элементах музыки, живописи, литературы,
пластики движений и др., то есть, все сводится к полноценному творческому
развитию детей.
Необходимо создать целостную систему экологического воспитания с учётом
принципа интеграции образовательных областей в различных видах
деятельности.
Экологическое образование интегрирует в себе практически все направления
образования.
Основная цель экологического воспитания - сформировать у детей целостный
взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность,
способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Задачи экологического воспитания у дошкольников: формировать осознанное
понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе; формировать
умения и навыки по уходу за растениями и животными, воспитывать
чувственноэмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое
отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей
средой, воспитывать эстетические и патриотические чувства;
Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках
образовательной области «Познавательное развитие»
Базовой областью для раскрытия содержания экологического образования
дошкольников является образовательная область «Познавательное развитие»,
поскольку именно в процессе экологического образования у ребёнка
происходит формирование начал целостной научной картины мира на основе
естественнонаучных и обществоведческих знаний. К тому же, оно решает
задачи развития у детей познавательных, прежде всего естественнонаучных,
интересов и интеллектуального развития детей, сенсорного развития в
процессе восприятия природы.
Экологические знания - сведения о взаимосвязи растений и животных со
средой обитания - являются необходимым условием выработки
эмоционально действенного отношения к окружающему миру, выраженного в
форме познавательного интереса, бережного отношения с природой.
Психологические особенности детей дошкольного возраста предопределяют
использование активных форм (методов) познавательной деятельности.
Преимущество отдается непосредственным наблюдениям, играм, опытам,
уходу за растениями и животными, но целесообразно использовать и другие
виды деятельности.
Главная роль экологического воспитания у дошкольников - это формирование
экологической культуры, правильного отношения к природе. Экологические
знания - сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания
-являются необходимым условием выработки эмоционально действенного
отношения к окружающему миру, выраженного в форме познавательного
интереса, бережного отношения с природой.
Формы работы с детьми:
-
Наблюдение и уход за комнатными и уличными растениями.
-
Экспериментальная деятельность.
Экологическая тропа - выполняет познавательную, развивающую,
эстетическую и оздоровительную функцию.
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные
прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для
оздоровления детей на свежем воздухе. На тропе можно проводить:
наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.
-
Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма
организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях дети
знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их
обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность,
возникает интерес к природе для последующих наблюдений и работ в группе,
в уголке природы.
-
Прогулки широко используются для экологического воспитания детей.
Мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность
дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На
прогулках организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег,
листья, плоды). Для таких игр на участке используют следующие
оборудования: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно
на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины,
снега, льда, воды.
Кроме этого можно использовать разнообразные игровые упражнения "
Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки -
корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй",
"Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на узнавание деревьев,
кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).
-
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений,
которые дети получили в процессе наблюдений и труда. (Опыты проводятся
чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются
отдельные поисковые действия). В каждом опыте раскрывается причина
наблюдаемого явления, дети стараются самостоятельно подойти к
суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах
объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т.
д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к
природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
-
Беседы. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у
них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?",
"А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" В этих случаях
важно донести до детей смысл произведения.
Конкурсы детских рисунков:" Как я провёл лето", " Времена года",
"Мир глазами детей", "Листопад", « Что нам осень подарила», «Наши
пернатые друзья», "Зимушка-зима", "Тает снежок, ожил лужок", "Лучшая
поделка из природного материала" и др.
-
Викторины, кроссворды, интеллектуальные игры (с детьми старшего
дошкольного возраста) - "Знатоки природы родного края", "Сохрани
природу", "День птиц", "Подводное царство". Эти способы работы
направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют
воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы,
закономерностях, известных детям.
-
Праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается
в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.
Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых
музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на
темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в
осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Г оворя об интеграции в экологическом образовании, следует отметить
комплексные занятия. Это занятия, которые в рамках одной темы решают
разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Их
можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны для
старших дошкольников.
Комплексные занятия организуются на самые разные темы. Это творческое
дело воспитателя. Во всех случаях они эффективно и всесторонне развивают
личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует
более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому
содержанию, которое заключено на занятии.
Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках
образовательной области «Физическое развитие»
Осуществление экологического воспитания детей дошкольного возраста в
процессе занятий в образовательной области «Физическая культура». Самая
большая ценность, которую человек получает от природы - это здоровье.
Недаром в народе говорят: «Здоровому - всё здорово!» Жить долго, не болея,
сохраняя интерес к жизни и полную мощь физических и духовных сил,
-заветное желание каждого человека.
В связи с этим особенно актуальной становится проблема воспитания
желания вести здоровый образ жизни. Её решение требует активного
осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
В дошкольном детстве следует воспитывать у детей ценностные
представления о здоровье, потребность в его укреплении и сохранении.
Реализация данной области направлена на формирование элементарных
навыков здорового образа жизни детей, связанных с соблюдением правил
личной гигиены, укреплением здоровья с помощью занятий физической
культурой и спортом, традиционного закаливания солнцем, воздухом, водой.
Экологическое воспитание дошкольника в рамках образовательной области
«Физическая культура» предусматривает согласование программ физического
и экологического воспитания. Это может быть включение в содержание
занятий:
-
сложных упражнений и подвижных игр;
-
формирование знаний, способствующих сохранению и укреплению
здоровья;
-
организация и проведение походов, прогулок - экскурсий на природу;
-
спортивно - экологические праздники и развлечения;
-
обучение правилам безопасности во время прогулок - экскурсий и
походов.
Виды детской деятельности:
-
Игры - медитации («Я - солнце», «Я - дождь», «Я - ветер», «Я -облако»)
-
Подвижные экологические игры
-
Музыкальные подвижные игры
-
Танцевальные игры - превращения
Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках
образовательной области «Речевое развитие»
Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи, особенно
дошкольников. Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, и
развивается речь и все её компоненты - звукопроизношение, лексический
запас, грамматический строй и связная речь. Все они формируются в тесной
взаимосвязи, в комплексе. Только в процессе общения ребёнок овладевает
речью.
Подбор дидактических игр и упражнений на тему экологии помогает
развивать все компоненты речи детей, обогащать их словарный запас.
Игры на развитие речевого дыхания
-
Игра «Бабочка» (формирование направленной струи воздуха;
обогащение знаний о бабочках; закрепление в речи глаголов «летает»,
«перелетает», «садится»),
-
Игра «Помоги колобку» (формирование длительного выдоха;
закрепление знаний о диких животных).
-
Игра «Одуванчик» (формирование умения выдыхать направленной
струёй воздуха; закрепление знаний об одуванчиках)
Игра на развитие фонематического слуха
«Послушай звук» - формирование умений различать речевые и неречевые
звуки, соотносить звуки с явлениями природы и звуками, издаваемыми
животными. Ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши, когда в
произнесённом взрослым слове слышится звук с, з, ж или ш.
Игры на закрепление звукопроизношения
-
Игра «Волшебные кубики» (формирование умений выкладывать слоги
и проговаривать чистоговорки; обогащение словарного запаса детей).
Игра «Послушай, повтори» (закрепление произношения гласных и
согласных).
Игра «Назови картинки» (формировать умение правильно называть
изображения на картинках с заданным звуком).
В группах желательно подобрать библиотечки художественных
произведений, сказок, энциклопедий, по экологическому воспитанию и
образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают
художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о
природе, проводят беседы, обсуждение прочитанного. При знакомстве с
поэзией детям легче и доступнее дается возможность почувствовать
прелесть, неповторимость природы, уяснить ее значение в жизни человека,
где они учатся сравнивать, как отражено одно и тоже природное явление в
разных поэтических строках. Это и народное творчество: загадки,
пословицы, поговорки, легенды. Через литературы ребенок учится правильно
выражать своё мнение, озвучивать чувство.
Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках
образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»
Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой,
поэтому очень важно сформировать у детей бережное отношение к природе и
обитателям. А помогут в этом игры экологической направленности:
-
Игра «Аукцион» (уточнение правил поведения на природе).
-
Игра «Узнай и назови» (закрепление знаний о растениях и месте их
произрастания).
-
Игра «Земля, вода, огонь, воздух» (закрепление знаний об обитателях
суши и воды; уточнение правил безопасного поведения на природе).
-
Игра «Береги природу» (воспитание бережного отношения к природе) и
др. Широко применяется в практике использование сюжетно - ролевой игры в
экологическом образовании детей.
Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс
познания природы и взаимодействия с ней, такую игру называют игровой
обучающей ситуацией (ИОС).
Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно
решаются мною различные образовательные задачи ознакомления детей с
природой.
1.
Игровые обучающие ситуации с игрушками- аналогами.
Аналоги - это игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных
животных и растения. Игрушки аналоги замечательны тем, что сих помощью
у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о
специфических особенностях живых организмов на основе ряда
существенных признаков. С помощью игрушек легко продемонстрировать:
что можно делать с предметом с живым существом, т.е. показать
принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми
объектами.
2.
Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.
Данные ситуации связаны с использованием кукол. Изображающих
персонажей произведений, хорошо знакомых детям.
3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.
Кроме формирования представлений о природе, её значении для здоровья
человека и элементарных навыков здорового образа жизни, важной является
задача развития эмоционально-ценностного отношения ко всему живому.
Решению данной задачи может способствовать использование в
образовательном процессе дошкольного учреждения методов экологической
идентификации, экологической эмпатии и экологической рефлексии. Суть
метода экологической идентификации заключается в том, чтобы предложить
ребёнку поставить себя на место природного объекта и описать, что он
чувствует при этом. Формируя у детей эмоционально-ценностное отношение
ко всему живому, следует использовать педагогический потенциал метода
экологической эмпатии, т.е. сопереживания личностью состояния природного
объекта. Метод экологической рефлексии помогает стимулировать осознание
ребёнком того, как его поведение могло бы восприниматься природным
объектом, с которым он взаимодействует.
Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в трудовой
деятельности имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть,
какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся
определить, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически
выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда.
Общение педагога сводится к доброжелательному пояснению, четкому
показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно
при общении педагог должен найти возможность похвалить ребёнка, причём
не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала
вселяет уверенность в ребенке, в середине -это похвала-поддержка, в конце -
главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок.
Такое педагогическое общение очень быстро повышает экологическую
воспитанность детей.
Большое значение имеет формирование представлений об опасных для
человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в
них»
Поэтому необходимо формировать элементарные представления о способах
взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения не
нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им
вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих
животных. Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать
растения и есть их -они могут оказаться ядовитыми.
Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано (одно и
тоже растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для
животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для
земноводных и т. д.)
Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках
образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»
Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых
предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных
красках, звуках и пластических формах. Он получает разного рода
информацию, накапливает впечатления - цветовые, звуковые, осязательные.
Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче
становится его воображение, без которого немыслима творческая
деятельность.
Создавая объемные изображения из глины, пластилина, дети опираются на
опыт, который получили через восприятие.
Живое наблюдение природы подготавливает восприятие ее в стихах.
Рассматривание иллюстраций, картин о природе конкретизируют это
восприятие, делают его более осмысленным. Знакомясь одновременно с
иллюстрацией и поэтическим произведением, ребенок реально представляет
различные способы передачи выразительности образов и стремится
воспроизвести это в своих рисунках.
Дети собирают веточки деревьев, кустарников, листики и мастерят
Дюймовочек, принцесс, богатырей, обыгрывая, знакомый, либо
вымышленный сюжет сказки.
Раскрыть ценность объектов природы, обогатить, окрасить их восприятие
эмоционально положительным отношением - задачи, которые успешно
решаются при:
-
прослушивании детьми музыки;
-
исполнении песен, музыкально - ритмических движений;
-
рассматриванием иллюстраций, картин, слайдов.
Дети очень любят игроритмику, в которой они знакомятся с животными и в
движениях передают их повадки.
Особая роль отводится, конечно, музыкальным экологическим праздникам и
развлечениям. Дети очень любят их, с интересом ожидают прихода сказочных
персонажей. Красиво украшенный зал, нарядные костюмы - создают особую
атмосферу благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств.
Экологическое воспитание осуществляется и через театрализованную
деятельность, которая представляет собой замечательный ресурс для
воплощения в воспитании детей тех гуманных идей, которые заложены в
системе экологического образования.
Таким образом, можно подвести итог всему сказанному: интеграция
образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие
видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие кирпичики
огромного здания, под названием экологическая культура.