Автор: Курлыкова Надежда Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КГБОУ "Ачинская школа №2"
Населённый пункт: гоод Ачинск
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных образовательных технологий при обучении детей с интеллектуальными нарушениями, ТМНР.
Раздел: среднее профессиональное
Использование современных образовательных технологий при обучении
детей с интеллектуальными нарушениями, ТМНР.
Координальные изменения в сфере Российского образования требуют
от
школы
совершенствовать
процесс
обучения
и
воспитания
детей
с
интеллектуальными нарушениями развития. ФГОС О ОУ №1599 нацеливает
образовательное
учреждение
на
развитие
жизненных
компетенций
обучающихся с умственной отсталостью, которое обеспечит дальнейшую
успешную социализацию «нетипичного» ребенка в общество.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
устанавливает
ряд
требований,
одним
из
самых
важных
является
использование
специальных
средств
и
методов
обучения,
внедрение
современных образовательных технологий.
Современные образовательные технологии (СОТ) – это применения и
определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с
учетом
технических,
человеческих
ресурсов
и
их
взаимодействия.
В.П.
Беспалько дает определение педагогической
технологии ̶
это содержательная
техника реализации учебного процесса. Использование технологий приводят
к конкретному результату, если все приемы и методы обучения подобраны
с
учетом
образовательных
потребностей
обучающегося.
Внедрение
СОТ
позволяет сделать образовательный процесс управляемым.
Для того, что бы применять СОТ в своей педагогической деятельности
у меня возникла необходимость изучить особенности каждой технологии,
понять, как можно их адаптировать для обучения «особых» детей.
Изучив особенности каждой современной образовательной технологии
я выделила для себя ряд актуальных.
Здоровьесберегающая
технология
–
одна
из
самых
актуальных
технологий при работе с детьми ОВЗ. Данная технология помогает сохранить
и укрепить психофизическое здоровье обучающихся. Использование данной
технологии позволяет предотвратить переутомляемость ребенка, чередовать
мыслительную деятельность с двигательной, нормативно применять ТСО. Я
провожу
физкультминутки
и
специальные
упражнения
для
снятия
напряжения
с
мышц
опорно-двигательного
аппарата,
упражнения
для
развития
мелкой
моторики
и
координации
движений,
упражнения
для
формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз
и улучшения зрения.
Раноуровневое обучение
–
педагогическая
технология
организации
учебного
процесса,
в
рамках
которого
предполагается
разный
уровень
усвоения
учебного
материала.
Эта
технология
тесно
перекликается
с
технологией дифференцированного обучения - в случаи работы с детьми,
имеющими интеллектуальные нарушения, данные технологии позволяет мне
дифференцировать задания с учетом образовательных возможностей каждого
обучающегося. Оценивать школьника только по отношению к самому себе, не
используя шаблон, который зачастую не учитывает особенности каждого
конкретного ученика. В урочное и внеурочное время, используя элементы
данных
технологий,
все
обучающиеся
получают
возможность
стать
успешными, повышается мотивация к учению.
Игровая
технология -
эффективная
организация
взаимодействия
педагога
и
обучающихся,
вызывающая
наибольший
интерес
в
образовательном
процессе.
На
своих
уроках
использую
занимательные,
театрализованные,
ролевые
игры.
В
процессе
игры
обучающиеся
учатся
применять полученные знания на практике, взаимодействовать друг с другом
непосредственно
в
условиях
приближенных
к
действительности.
Игра
позволяет
корригировать
проблемное
поведение
обучающихся,
которое
заключается в агрессии или самоагрессии. При планировании игры стараюсь
создать условия комфортные для каждого обучающегося.
Информационно-коммуникативные
технологии
– играют
положительную
роль
в
современном
образовательном
проце ссе.
Использование в обучении новых информационных технологий позволяет
формировать специальные навыки у детей с различными познавательными
способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными,
более эффективными с точки зрения обучения и развития обучающихся, и
способствует
формированию
жизненных
компетенций
учащихся.
Использование ИКТ позволяет педагогу привнести эффект наглядности в
уроки
Наглядное
отображение
информации
способствует
повышению
эффективности
любой
деятельности
человека.
Но
в
специальном
образовании оно приобретает особенно большую значимость.
Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития
творческого
потенциала
школьника.
Благодаря
использованию
информационных
технологий
у
детей
с
ОВЗ
зрительное
восприятие
и
слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату
обучения и развития данной категории детей.
Использование
ИКТ
на
различных
уроках
с
детьми
со
сложными
дефектами
позволяет
развивать
умение
учащихся
ориентироваться
в
информационных
потоках
окружающего
мира;
овладевать
практическими
способами
работы
с
информацией;
развивать
умения,
позволяющие
обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Кроме того, применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным,
современным,
осуществлять
индивидуализацию
и
дифференциацию
обучения.
Таким образом, используя современные образовательные технологии, я
стремлюсь
к
расширению
спектров
учебной
деятельности,
развитию
индивидуальности
обучающихся,
развитию
жизненных
компетенций,
что
позволит в дальнейшем каждому моему ученику успешно социализироваться
в обществе.