Автор: Хорошева Татьяна Вячеславовна
Должность: зам.директора по учебной работе, преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО АДШИ им. К.М. Щедрина
Населённый пункт: г. Алексин
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Развитие вокально-интонационных навыков у детей дошкольного возраста, как основа успешного освоения предпрофессиональных программ в области музыкального искусства"
Раздел: дополнительное образование
Автор:
Хорошева Т.В.
Зам. директора по УР
МАУ ДО АДШИ им.К.М. Щедрина,
преподаватель музыкально-теоретического цикла
I квалификационной категории
«Развитие вокально-интонационных навыков у детей
дошкольного возраста,
как основа успешного освоения предпрофессиональных программ
в области музыкального искусства»
Всем известно, что для успешного освоения предпрофессиональных
программ ребенок (будущий ученик) уже к моменту поступления в школу
искусств должен обладать рядом способностей, среди которых не только
развитое
мышление,
умение
анализировать,
запоминать
и
синтезировать
полученную
информацию,
но
в
первую
очередь
–
это
чувство
ритма,
музыкальный слух и особенно: навык хорошего «чистого» интонирования.
Бич современного общества – это дети, со слабо развитой слуховой
координацией.
«Гудение» на одном звуке, пение в атональном пространстве, не только
осложняет
процесс
обучения
(особенно
в
хоровом
классе
и
на
уроках
сольфеджио), но и понижает мотивацию к обучению у самих учащихся.
Перед современной школой встает острый вопрос ранней подготовки
своих дальнейших учеников.
Из опыта работы с учащимися дошкольного возраста с уверенностью
можно сказать о том, что вокально-интонационные навыки детей 3-7 лет, их
слуховая самоорганизация (при условии правильно подобранного комплекса
упражнений и систематических занятий) хорошо поддается корректировке.
В данной статье, будут приведены те упражнения, которые на практике
оправдали себя и показали положительный результат развития вокально-
интонационных навыков.
В зависимости от формы проведения занятий (групповая или
индивидуальная), а также поставки учебных целей и задач на конкретном
этапе
обучения
преподаватель-предметник
должен
варьировать
порядок
выполнения упражнений, их структуру и количество.
- Упражнение «Считалочка»
Цель: укрепление мышц артикуляционного аппарата, работа над дикцией,
знакомство с понятием «поступенное движение мелодии».
Преподаватель выбирает сам, либо при помощи детей, 2 имени (состоящих из
двух
слогов,
с
ударением
на
1ый
слог)
и
предлагает
детям
посчитать
считалочку.
Например: Саша - Маша
Также, можно усложнить задачу, предложив посчитать не детей, а
предметы класса: стульчик-столик, мошка - кошка, или просто: мама-папа…
Это будет полезно, а главное забавно и весело!
Преподавателю следует обратить внимание на темп упражнения. Изначально
берется тот темп, в котором ребенок успевает все проговорить (пропеть) без
ошибок, и лишь потом, постепенно ускорять его.
- Упражнение «Ракета»
Цель: знакомство с понятием «высота звука», «звуковысотность»,
формирование навыка воспроизведения звуков различных регистров.
Дети присаживаются на корточки, ставят руки на пол – «ракета» (как
вариант, можно положить руки на колени). На звук «У»
ракета летит в
космос.
Преподаватель может поддержать детей игрой хроматической
гаммы в первой-второй октаве.
- Упражнения «Семейство огурцов»
Цель: звуковая
имитация, формирование первоначальных навыков
интонирования,
развитие
координации
слуха и голоса.
- Упражнение «Ежик-чудачок»
Цель: формирование первоначальных навыков интонирования.
Для достижения поставленных задач и результатов в работе с детьми
дошкольного
возраста,
необходимо
в
первую
очередь
хорошо
знать
их
возрастные и психологические особенности, а также самому преподавателю
быть где-то, немного ребенком.
Даже самое методически грамотное подобранное и педагогически
обоснованное упражнение не принесет никакой пользы, если детям не будет
интересно.
Мотивация дошкольников (в отличие от детей школьного возраста) никогда
не снижается от повторения пройденного и изученного ранее материала.
Наоборот, дети с большой охотой продемонстрируют вам то, что им уже
хорошо известно, с удовольствием еще не один раз повторят с вами ту или
иную игру, упражнение, песню…
Мотивация снижается лишь в случае вялой подачи материала. Если самому
преподавателю
это
не
интересно,
если
он
не
увлечен
процессом,
не
преподносит
учебный
материал
как
нечто
особенное,
может
быть
даже
сказочное и интересное, дошкольники (будучи сами хорошими психологами)
никогда не увлекутся процессом обучения…
Все это говорит о необходимости подбора упражнений, направленных на
раскрытие различных лексических тем.
Одним из таких распеваний является попевка «Мандарины». Данное
упражнение
активизирует
необходимый
мышечный
тонус
певческого
аппарата, вследствие чего интонация приобретает лаконичное, правильное
звучание.
- Упражнение «Мандарины»
Условно, работу
по формированию
навыка
чистого
интонирования
можно разбить на
несколько
этапов
(желательно приступать к следующему этапу лишь только после освоения
текущего этапа):
1.
формирование
представлений
о
звуковысотности
(имитация,
звукоподражание)
2. формирование навыка чистого интонирования на одном звуке;
3.
формирование
навыка
чистого
интонирования
в
пределах
ч.5.,
преставления о движении мелодии (упражнения с нисходящим движением
мелодии, затем с включением в работу восходящего движения мелодии)
4. заключительный этап: пение комбинированных упражнений, включающих
в себя скачки, волнообразное движение мелодии.
Пение упражнений в пределах квинты с нисходящим движением мелодии
обусловлено
работой
мышц
и
подачи
звука
на
позиции
постепенного
ослабления.
Подводя итог всему вышесказанному, приходят на память слова
британского музыканта Джона Леннона:
«Талант педагога – это способность верить в успех своего ученика».
Развитие вокально-интонационных навыков процесс сложный,
требующий от преподавателя не только педагогического мастерства, но и
огромных волевых, эмоциональных усилий. Как говорил Бертольд Ауэрбах:
«Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем
душа говорит с душою».