Автор: Паращевина Екатерина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: д.Ботово, Череповецкий район, Вологодская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Формирование основ безопасного поведения ребёнка дошкольного возраста с другими людьми"
Раздел: дошкольное образование
«Формирование основ безопасного поведения ребёнка дошкольного
возраста с другими людьми»
Воспитатель: Паращевина Екатерина Борисовна
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной
активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые,
сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к
самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.
Поэтому создание для ребенка условий, позволяющих ему планомерно
накапливать опыт безопасного поведения, является актуальной
педагогической задачей.
(слайд 1)
Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом
запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей,
порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай»,
«отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем
долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный
результат.
(слайд 2)
Главная цель- внушить ребенку уверенность в его возможностях, в
том, что если он будет строго соблюдать определенные правила
поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится
такое, то найдет из нее выход. Обучить детей безопасному
поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни.
У ребенка должен выработаться защитный механизм, который
автоматически сработает в нужный момент.
(слайд 3)
Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности)
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА:
необходимо создание душевного тепла и эмоционального благополучия, и в
которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.
ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА:
в первую очередь это безопасная зона, в которой имеется место, для
ознакомления ребенка с основами безопасности (альбомы, дидактические
игры, книги, макеты. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр и др.) Игровое
пространство необходимо обогатить элементами, стимулирующими
познавательную активность дошкольника. Необходима интеграция с другими
образовательными областями, что способствует формированию у детей
интеллектуального потенциала, формирует такие важные качества, как
находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому,
умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие
эмпатии.
(слайд 4)
РАССМОТРИМ ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ НА ПРИМЕРЕ СКАЗОК
(СЛАЙД 6-15)
(слайд 16)
Наиболее трудным и волнующим вопросом, касающимся детской
безопасности, является обучение ребенка правильному поведению
с незнакомыми людьми. Вопрос очень сложный и даже не однозначный.
Никто из взрослых не хочет загубить природную детскую общительность
и вырастить параноика, с недоверием относящего к каждому встречному на
улице.
(слайд 17)
Существует одно единственное правило, которое малыш должен знать, и
которому он должен неукоснительно следовать:
Взрослый (мама, папа, бабушка/дедушка, няня, воспитатель в детском
саду) должны всегда знать, где он находится в любой момент времени.
Если, например, соседи приглашают ребенка в гости посмотреть
мультфильмы, или незнакомый дядя на улице просит его о помощи, то он
обязательно должен сначала спросить разрешения у взрослого. Куда бы он ни
пошел, он должен сначала поставить взрослого в известность.
В большинстве случаев преступники используют заманивание и обман, и
редко применяют силу.
(слайд 18)
Детям часто говорят - «Нельзя разговаривать с незнакомцами» или «держись
подальше от незнакомцев»
(слайд 19)
Дети часто думают, что незнакомец выглядит грязным, страшными
и злыми, и у них есть склонность считать, что человек с приятной
внешностью, аккуратный, ухоженный – не является тем самым незнакомцем
– злодеем. Факт: многие педофилы специально одеваются красиво, чтобы
расположить к себе детей.
Незнакомцы могут быть такими: дать понятие детям что внешность может
быть обманчива
. (слайд 20)
Можно предложить игру-пазл
. (слайд 21)
Проигрывание ситуаций «Один дома», «В двери постучали»…
(слайд 22)
Детей сбивают с толку правила типа «нельзя разговаривать с
незнакомцами», когда они видят, как их собственные родители приветствуют
людей на улице или разговаривают с продавцом в магазине.
Дети могут подумать, что если кто-то поговорил с их родителями хотя бы
раз, это уже не незнакомец; - Решить, что если родители разговаривают с
незнакомцами, они (дети) тоже могут это делать.
(слайд 23)
Правило: "Никогда не заговаривай с незнакомыми людьми!" не работает
хотя бы потому, что если, вдруг ребенок потеряется, ему придется
обратиться за помощью к незнакомым людям.
Вот из этих незнакомых людей ему нужно попытаться безошибочно
выбрать того кто ему действительно поможет.
Если ребенок потерялся…
В этой ситуации учим ребенка обращаться за помощью только к
женщинам. Почему?
Во-первых, гораздо меньше вероятность, что женщина окажется
педофилом.
Во-вторых, как показывает практика, большинство женщин, к которым
обратился за помощью потерявшийся ребенок, бросают все свои занятия и не
успокаиваются, пока не помогут малышу.
Большинство мужчин, к которым обратился за помощью
потерявшийся ребенок, поступают иначе. Например, среднестатистический
мужчина вполне способен на то, чтобы посоветовать, потерявшемуся в
магазине ребенку самому найти охранника и обратиться к нему за помощью.
В то время как женщины примут активное участие в помощи ребенку.
"Если ты потерялся, обращайся за помощью к женщине" - это правило
работает, потому что оно практичное (обычно, всегда вокруг есть женщины,
к которым можно обратиться) и простое (его легко запомнить и ему легко
следовать). Еще лучше, если ребенок обратится за помощью к женщине
с ребенком.
Правило второе: если хотите научить ребенка правилам безопасности,
прежде всего сами выполняйте их.
Самым лучшим способом обучения детей является собственный пример.
Если вы всегда внимательны к своей собственной безопасности, то
и ребенок будет повторять эти же действия. Любой мошенник или вор
внимательно наблюдает за людьми и безошибочно выбирает себе жертву, и
если вы приучили ребенка к внимательности, то шанс быть ограбленным
снизится почти вдвое.
Если вашего ребенка пытаются увести насильно, он должен
привлечь к себе внимание людей, крича: 'Это не мои родители! Я их
не знаю!'
Объясняем ребенку что все правила вежливости отменяются: «Ты не
просто можешь, а ты должен кричать, кусаться, царапаться, привлекать
внимание любым способом»
(слайд 24, 25, 26)
Кричать детей тоже нужно научить, в этом может помочь Игра "Большое и
маленькое "Нет".
(по мотивам сказки Гизелы Браун)
Цель: научить ребенка громко и уверенно говорить "Нет".
Ситуация к проигрыванию:
Маленькое "нет" сидит на скамейке и ест шоколадку. Оно действительно
очень маленькое, по-настоящему крохотное и совсем тихое.
Тут подходит большая толстая женщина и спрашивает: "Могу я сесть радом с
тобой?" Маленькое "нет" тихо шепчет: "Нет. Мне было бы лучше побыть
одному". Большая толстая женщина даже не услышала его и села на
скамейку.
Тут подходит мальчишка и спрашивает? "Могу ли я получить твою
шоколадку?" Маленькое "нет" опять тихо шепчет: "Нет, я бы охотно съел ее
сам". Но мальчишка также не услышал, забрал у маленького "нет" шоколадку
и начал есть.
Затем подошел мужчина, который уже раньше часто видел маленькое "нет" в
парке, и сказал: "Привет, Малыш! Ты очень симпатичный. Я могу тебя
поцеловать?" Маленькое "нет" в третий раз прошептало: " Нет, я не хочу
твоего поцелуя". Но мужчина, кажется, тоже не понял, подошел к маленькому
"нет" и собрался его поцеловать.
Тут, наконец, терпение маленького "нет" лопнуло. Оно встало, вытянулось в
высоту, и во весь голос закричало: "НЕ-Е-ЕТ!" и еще раз: " НЕТ! НЕТ! НЕТ!
Я хочу один сидеть на моей скамейке, я хочу мою шоколадку есть сам, и я не
хочу целоваться. Сейчас же оставьте меня в покое!"
Большая толстая женщина, мальчишка и мужчина широко открыли глаза:
"Почему же ты так не сказал сразу?" И пошли дальше своей дорогой.
А кто сейчас сидит на скамейке? Нет, не маленькое "нет", а большое "НЕТ".
Оно большое, сильное и громкое и оно думает: "Стало быть, так. Если всегда
тихо и нерешительно говорить "нет", люди этого не услышат. Нужно громко и
отчетливо говорить "НЕТ".
Так маленькое "нет" стало большим "НЕТ".
Еще советуют, чтобы у ребенка в кармане был свисток, чтобы он мог им
воспользоваться, в случае опасности.
Используйте самые различные формы обучения.
Для самых маленьких - это игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет
увезти чужой дядя на машине и т. д.).
Для детей постарше - разыгрывание соответствующих сценок «Если чужой
стучится в дверь» «Куда бежать, если за тобой гонятся» (рассказы о детях,
которые правильно вели себя в опасной ситуации, вопросы: "А как ты
поступишь, если тебе предлагают конфетку, спасти котенка, прокатится на
машине.
(слайд 27)
Правилами безопасности, которым обязательно следует
обучить ребенка:
- Не уходи далеко от своего дома, двора.
- Не бери ничего у незнакомых людей на улице. Сразу отходи в сторону.
- Не гуляй до темноты.
- Обходи компании незнакомых подростков.
- Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов,
сараев, чердаков, подвалов.
- Не отправляйся один в дальние поездки. (прогулки)
- Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт. Здесь стоит
отметить, что иногда преступления совершаются
знакомыми людьми (например, какой-нибудь сосед, добрый, улыбчивый и
тихий дядя Ваня на деле может оказаться маньяком).
- Не открывай дверь людям, которых не знаешь.
- Договорись заранее с соседями о сигналах опасности.
- Не садись в чужую машину.
- На все предложения незнакомых, отвечай: "Нет!" и немедленно уходи
от них туда, где есть люди.
- Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде.
- В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу,
кричи, вырывайся, убегай.