Напоминание

"Формирование основ безопасного поведения ребёнка дошкольного возраста с другими людьми"


Автор: Паращевина Екатерина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: д.Ботово, Череповецкий район, Вологодская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Формирование основ безопасного поведения ребёнка дошкольного возраста с другими людьми"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование основ безопасного поведения ребёнка дошкольного

возраста с другими людьми»

Воспитатель: Паращевина Екатерина Борисовна

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной

активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые,

сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к

самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.

Поэтому создание для ребенка условий, позволяющих ему планомерно

накапливать опыт безопасного поведения, является актуальной

педагогической задачей.

(слайд 1)

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом

запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей,

порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай»,

«отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем

долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный

результат.

(слайд 2)

Главная цель- внушить ребенку уверенность в его возможностях, в

том, что если он будет строго соблюдать определенные правила

поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится

такое, то найдет из нее выход. Обучить детей безопасному

поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни.

У ребенка должен выработаться защитный механизм, который

автоматически сработает в нужный момент.

(слайд 3)

Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА:

необходимо создание душевного тепла и эмоционального благополучия, и в

которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.

ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА:

в первую очередь это безопасная зона, в которой имеется место, для

ознакомления ребенка с основами безопасности (альбомы, дидактические

игры, книги, макеты. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр и др.) Игровое

пространство необходимо обогатить элементами, стимулирующими

познавательную активность дошкольника. Необходима интеграция с другими

образовательными областями, что способствует формированию у детей

интеллектуального потенциала, формирует такие важные качества, как

находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому,

умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие

эмпатии.

(слайд 4)

РАССМОТРИМ ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ НА ПРИМЕРЕ СКАЗОК

(СЛАЙД 6-15)

(слайд 16)

Наиболее трудным и волнующим вопросом, касающимся детской

безопасности, является обучение ребенка правильному поведению

с незнакомыми людьми. Вопрос очень сложный и даже не однозначный.

Никто из взрослых не хочет загубить природную детскую общительность

и вырастить параноика, с недоверием относящего к каждому встречному на

улице.

(слайд 17)

Существует одно единственное правило, которое малыш должен знать, и

которому он должен неукоснительно следовать:

Взрослый (мама, папа, бабушка/дедушка, няня, воспитатель в детском

саду) должны всегда знать, где он находится в любой момент времени.

Если, например, соседи приглашают ребенка в гости посмотреть

мультфильмы, или незнакомый дядя на улице просит его о помощи, то он

обязательно должен сначала спросить разрешения у взрослого. Куда бы он ни

пошел, он должен сначала поставить взрослого в известность.

В большинстве случаев преступники используют заманивание и обман, и

редко применяют силу.

(слайд 18)

Детям часто говорят - «Нельзя разговаривать с незнакомцами» или «держись

подальше от незнакомцев»

(слайд 19)

Дети часто думают, что незнакомец выглядит грязным, страшными

и злыми, и у них есть склонность считать, что человек с приятной

внешностью, аккуратный, ухоженный – не является тем самым незнакомцем

– злодеем. Факт: многие педофилы специально одеваются красиво, чтобы

расположить к себе детей.

Незнакомцы могут быть такими: дать понятие детям что внешность может

быть обманчива

. (слайд 20)

Можно предложить игру-пазл

. (слайд 21)

Проигрывание ситуаций «Один дома», «В двери постучали»…

(слайд 22)

Детей сбивают с толку правила типа «нельзя разговаривать с

незнакомцами», когда они видят, как их собственные родители приветствуют

людей на улице или разговаривают с продавцом в магазине.

Дети могут подумать, что если кто-то поговорил с их родителями хотя бы

раз, это уже не незнакомец; - Решить, что если родители разговаривают с

незнакомцами, они (дети) тоже могут это делать.

(слайд 23)

Правило: "Никогда не заговаривай с незнакомыми людьми!" не работает

хотя бы потому, что если, вдруг ребенок потеряется, ему придется

обратиться за помощью к незнакомым людям.

Вот из этих незнакомых людей ему нужно попытаться безошибочно

выбрать того кто ему действительно поможет.

Если ребенок потерялся…

В этой ситуации учим ребенка обращаться за помощью только к

женщинам. Почему?

Во-первых, гораздо меньше вероятность, что женщина окажется

педофилом.

Во-вторых, как показывает практика, большинство женщин, к которым

обратился за помощью потерявшийся ребенок, бросают все свои занятия и не

успокаиваются, пока не помогут малышу.

Большинство мужчин, к которым обратился за помощью

потерявшийся ребенок, поступают иначе. Например, среднестатистический

мужчина вполне способен на то, чтобы посоветовать, потерявшемуся в

магазине ребенку самому найти охранника и обратиться к нему за помощью.

В то время как женщины примут активное участие в помощи ребенку.

"Если ты потерялся, обращайся за помощью к женщине" - это правило

работает, потому что оно практичное (обычно, всегда вокруг есть женщины,

к которым можно обратиться) и простое (его легко запомнить и ему легко

следовать). Еще лучше, если ребенок обратится за помощью к женщине

с ребенком.

Правило второе: если хотите научить ребенка правилам безопасности,

прежде всего сами выполняйте их.

Самым лучшим способом обучения детей является собственный пример.

Если вы всегда внимательны к своей собственной безопасности, то

и ребенок будет повторять эти же действия. Любой мошенник или вор

внимательно наблюдает за людьми и безошибочно выбирает себе жертву, и

если вы приучили ребенка к внимательности, то шанс быть ограбленным

снизится почти вдвое.

Если вашего ребенка пытаются увести насильно, он должен

привлечь к себе внимание людей, крича: 'Это не мои родители! Я их

не знаю!'

Объясняем ребенку что все правила вежливости отменяются: «Ты не

просто можешь, а ты должен кричать, кусаться, царапаться, привлекать

внимание любым способом»

(слайд 24, 25, 26)

Кричать детей тоже нужно научить, в этом может помочь Игра "Большое и

маленькое "Нет".

(по мотивам сказки Гизелы Браун)

Цель: научить ребенка громко и уверенно говорить "Нет".

Ситуация к проигрыванию:

Маленькое "нет" сидит на скамейке и ест шоколадку. Оно действительно

очень маленькое, по-настоящему крохотное и совсем тихое.

Тут подходит большая толстая женщина и спрашивает: "Могу я сесть радом с

тобой?" Маленькое "нет" тихо шепчет: "Нет. Мне было бы лучше побыть

одному". Большая толстая женщина даже не услышала его и села на

скамейку.

Тут подходит мальчишка и спрашивает? "Могу ли я получить твою

шоколадку?" Маленькое "нет" опять тихо шепчет: "Нет, я бы охотно съел ее

сам". Но мальчишка также не услышал, забрал у маленького "нет" шоколадку

и начал есть.

Затем подошел мужчина, который уже раньше часто видел маленькое "нет" в

парке, и сказал: "Привет, Малыш! Ты очень симпатичный. Я могу тебя

поцеловать?" Маленькое "нет" в третий раз прошептало: " Нет, я не хочу

твоего поцелуя". Но мужчина, кажется, тоже не понял, подошел к маленькому

"нет" и собрался его поцеловать.

Тут, наконец, терпение маленького "нет" лопнуло. Оно встало, вытянулось в

высоту, и во весь голос закричало: "НЕ-Е-ЕТ!" и еще раз: " НЕТ! НЕТ! НЕТ!

Я хочу один сидеть на моей скамейке, я хочу мою шоколадку есть сам, и я не

хочу целоваться. Сейчас же оставьте меня в покое!"

Большая толстая женщина, мальчишка и мужчина широко открыли глаза:

"Почему же ты так не сказал сразу?" И пошли дальше своей дорогой.

А кто сейчас сидит на скамейке? Нет, не маленькое "нет", а большое "НЕТ".

Оно большое, сильное и громкое и оно думает: "Стало быть, так. Если всегда

тихо и нерешительно говорить "нет", люди этого не услышат. Нужно громко и

отчетливо говорить "НЕТ".

Так маленькое "нет" стало большим "НЕТ".

Еще советуют, чтобы у ребенка в кармане был свисток, чтобы он мог им

воспользоваться, в случае опасности.

Используйте самые различные формы обучения.

Для самых маленьких - это игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет

увезти чужой дядя на машине и т. д.).

Для детей постарше - разыгрывание соответствующих сценок «Если чужой

стучится в дверь» «Куда бежать, если за тобой гонятся» (рассказы о детях,

которые правильно вели себя в опасной ситуации, вопросы: "А как ты

поступишь, если тебе предлагают конфетку, спасти котенка, прокатится на

машине.

(слайд 27)

Правилами безопасности, которым обязательно следует

обучить ребенка:

- Не уходи далеко от своего дома, двора.

- Не бери ничего у незнакомых людей на улице. Сразу отходи в сторону.

- Не гуляй до темноты.

- Обходи компании незнакомых подростков.

- Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов,

сараев, чердаков, подвалов.

- Не отправляйся один в дальние поездки. (прогулки)

- Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт. Здесь стоит

отметить, что иногда преступления совершаются

знакомыми людьми (например, какой-нибудь сосед, добрый, улыбчивый и

тихий дядя Ваня на деле может оказаться маньяком).

- Не открывай дверь людям, которых не знаешь.

- Договорись заранее с соседями о сигналах опасности.

- Не садись в чужую машину.

- На все предложения незнакомых, отвечай: "Нет!" и немедленно уходи

от них туда, где есть люди.

- Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде.

- В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу,

кричи, вырывайся, убегай.



В раздел образования