Автор: Ольга Евгеньевна Устинова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 38 "Росинка"
Населённый пункт: Московская область, го Домодедово
Наименование материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе формирование целостной картины мира
Тема: "Доброе электричество"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №38 «Росинка
»
142034 Московская обл., г. Домодедово, д. Чурилково, дом 4а, тел.8(496)79-6-91-91
Конспект НОД
в подготовительной группе
формирование целостной картины мира
«Доброе электричество»
Воспитатель:
Устинова О.Е.
Формирование целостной картины мира.
«Доброе электричество»
Основной вид детской деятельности: познавательная, исследовательская
Форма проведения мероприятия: игровая
Используемые образовательные технологии: технология исследовательской
деятельности, информационно – коммуникативные технологии.
Цель: расширение и обобщение представлений детей об электричестве и его
использовании через организацию опытно - экспериментальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
• Уточнить представления об электричестве;
• Познакомить детей с причиной возникновения и проявления электричества;
• Познакомить детей с новым словом «статическое»;
• Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры
безопасности.
• Учить оценивать поступки на основе важности бережного отношения к
здоровью человека.
• Формировать навыки логического мышления во время исследовательской
деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать
любознательность;
• Воспитывать умение вести диалог, работать в коллективе;
• Воспитывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Развивающие:
• Развивать интерес к окружающему миру;
•Развивать наблюдательность, познавательный интерес, мыслительную
активность, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе
экспериментирования.
Планируемый результат: дети систематизируют и закрепят знания об
электричестве и его использовании в жизни человека.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы по теме,
заучивание стихотворений, рисование электроприборов.
Оборудование: телевизор, флешка, динамик, телефон, расчёски, ткань или варежки
(шерстяные), воздушные шары большие, воздушные шары маленькие по количеству детей,
дидактическая игра «Найди пару» (парные картинки), пластмассовые палочки, бумажные
бабочки, кусочки бумаги, ёмкость с водой, бумажные кораблики, светильник на батарейке,
кусочки пенопласта.
Ход НОД
Воспитатель:
Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости. (Дети здороваются).
Давайте покажем, как мы умеем встречать друзей, гостей.
Коммуникативная игра.
По дорожке мы шагаем,
Дети шагают на месте
И друзей своих встречаем.
Здравствуй, солнце!
Руки вверх, машут
Здравствуй речка!
Руки вниз, машут
Здравствуй белая овечка!
Кулачки к голове (рожки)
Здравствуй козлик!
Показывают пальцами рожки
Здравствуй стриж!
Машут руками.
Здравствуй заинька-малыш!
Прыгают на месте
Здравствуйте мои друзья!
Руки протягивают вперёд
Здравствуй Родина моя!
Руки прижимают к груди
Воспитатель:
Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с волшебством. А чтобы узнать о каком волшебстве
я говорю, нужно отгадать загадку.
Звучит загадка (из динамика)
Я по проводу бегу,
Без него, я не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет.
Что за зверь сидит в розетке?
Из какой сбежал он клетки?
(Ток, электричество)
Воспитатель:
Подумайте какое волшебство может совершить электричество?
Ответы детей: горит свет, работают электроприборы.
Воспитатель:
Ребята, сегодня нас с вами ждет увлекательное путешествие. В начале мы отправимся в
гости к тётушке Сове. Рассаживаемся на места.
Уроки тётушки Совы. (Просмотр мультфильма)
Воспитатель: Откуда поступает электричество в города, сёла, деревни?
Дети: С электростанции.
Воспитатель: Как электричество добирается до наших домов?
Дети: По металлическим проводам, закреплённым на столбах.
Воспитатель: А как же электричество путешествует в помещениях, ведь столбов в доме
нет?
Дети: В домах провода спрятаны в стены.
Воспитатель: Где в каждом доме живет электричество? Что нужно сделать, чтобы
электричество ожило?
Дети: В розетках, в выключателях. Включить свет (выключатель), подключить
электроприбор в розетку.
Воспитатель: Можно, ли увидеть ток?
Дети: Ток увидеть нельзя.
Воспитатель: Давайте вспомним, как электричество приходит к нам в дома.
Ребёнок
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам,
Чтоб работали приборы
Холодильник, мониторы,
Кофемолка, пылесос.
Ток энергию принес.
Воспитатель: Электричество может быть опасным. Я хочу узнать правила безопасного
обращения с электричеством.
Ответы детей: (Нельзя в розетки засовывать посторонние предметы, дёргать за шнур,
ковырять в электроприборах. Нельзя разбирать электроприборы, самостоятельно
чинить электроприборы.)
Воспитатель:
Электрические приборы
Заводят часто разговоры
Чем полезны и важны
И зачем они нужны.
Дидактическая игра «Подбери пару». Доске находятся картинки на магнитах. Дети
подбирают пару и объясняют свой выбор.
Пылесос – ковёр
Фен – волосы
Электрочайник – чашка
Утюг – бельё в стопке
Холодильник – продукты
Швейная машина – платье недошитое
Стиральная машина – бельё грязное.
Воспитатель: - Есть электричество опасное, которое может убить. Но есть электричество
не опасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с
ним можно подружиться и интересно с ним поиграть. Вот у меня звездочка, я её достала с
неба и если я пожелаю, то она будет мне светить.
Светильник на батарейке загорается.
Воспитатель:
Как вы думаете, почему звёздочка горит? Может я действительно достала её с неба?
Дети: это светильник и работает он на батарейке.
Воспитатель:
Правильно. Это тоже электричество, которое живёт в батарейке.
Путешествие продолжается. Предлагаю его продолжить на самолёте.
Физкультминутка «
Самолёты» (показ по телевизору).
Я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы научимся ловить
доброе электричество.
Дети проходят к столам и садятся на стульчики.
Опыт №1. «Волшебные расчёски».
Воспитатель предлагает привести свой внешний вид в порядок. Причесаться.
Вызывает к себе 2-х детей, у которых якобы, растрепались волосы, за время перелёта.
Воспитатель: Что происходит? Что вы видите? (Волосы торчат в разные стороны и
липнут к расческе). Это началось волшебство.
Воспитатель: Это произошло из-за того, что в ваших волосах живёт электричество - и
мы его поймали, когда стали интенсивно причёсываться. Такое электричество называется
«статическим». (Опыт можно повторить).
Но стоит намочить волосы и волшебство исчезнет.
А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными, т.е. добыть статическое
электричество.
Опыт №2.
«Порхающие бабочки»
Воспитатель: - Возьмите из лоточка воздушные шарики и прикоснитесь к бумажным
бабочкам. Что произошло? Бабочки взлетели?
Дети: - Нет. Лежат спокойно.
Воспитатель: Сейчас мы сделаем эти обычные шарики волшебными. Возьмите
шерстяную варежку (или ткань) и потрите о неё ваш шарик. Вот так (показ воспитателя).
Медленно поднесите шарик к бабочке и потихоньку поднимите ее. Что произошло с
бабочкой?
Дети: - Бабочки притянулись, прилипли.
Воспитатель: - Как вы считаете, почему бабочки притянулись к шарикам?
Ответы детей. Они стали волшебными. Мы поймали шариком доброе электричество.
Воспитатель: - Итак, дети, доброе, волшебное электричество живет не только в волосах,
но и в одежде – оно не опасно. Мы зарядили шарики статическим электричеством и
бабочки приклеились к шарику.
Опыт №3. «Волшебный двигатель».
Воспитатель обращает внимание детей на ёмкость с водой и бумажные кораблики.
Воспитатель: Вот озеро, вот корабли, что нужно сделать, чтобы наш кораблик поплыл?
Дети: Надо опустить кораблик на воду и подуть.
Воспитатель: Правильно, но сейчас ветра нет. Поможет нам опять шарик. Мы его сделаем
волшебным, т.е. зарядим статическим электричеством. Нужно его хорошенько потереть о
ткань (волосы) и приставить перед корабликом. Потихоньку шарик передвигаем, а
кораблик движется за ним, как привязанный.
Вначале опыт показывает воспитатель, а за тем предлагает это сделать детям (2
человека).
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Дети делают вывод, что шарик зарядили статическим электричеством и поэтому
кораблик движется за ним.
Опыт №4 «Волшебная палочка».
Воспитатель: У вас на столе находится палочка и кусочки бумаги. Прикоснитесь к бумаге
палочкой. Что произошло?
Дети: Ничего.
Воспитатель предлагает детям сделать палочку волшебной.
- Как заставить бумагу притянутся к палочке? (Предложения детей).
Дети проводят опыт.
Опыт № 5 «Волшебный клей».
Воспитатель: Сейчас мы опять сделаем эти обычные шарики волшебными.
Воспитатель натирает шарик шерстяной тканью, а за тем подносит его к подносу с
кусочками пенопласта. Пенопласт наклеивается на шарик. Воспитатель предлагает
детям самим на свой выбор сделать шарики волшебными, т.е. зарядить электричеством
о ткань или о волосы. Затем подходит с подносом к каждому ребёнку и предлагает
придвинуть свой шарик к пенопласту. Дети проводят опыт и делают вывод.
Воспитатель:
Наше путешествие в волшебную лабораторию подошло к концу.
Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр.
Вам понравилось быть волшебниками? Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось.
Что, мы нового сегодня узнали об электричестве?
Ответы детей:
Электричество может быть опасным. Электричество бывает добрым, волшебным и не
опасным. (Приводят примеры). Некоторые предметы можно зарядить. Мы узнали новое
слово «статическое» электричество.
Воспитатель: - Мне понравилось, что вы сегодня были активны, хорошо работали.
Думаю, что дома вы расскажите своим близким, какие опыты мы сегодня делали с вами
на занятии и расскажите об опасном и о добром электричестве.