Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"


Автор: Бандель Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г.Мурманска №19
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Бандель Е.В., воспитатель

Одной из основных задач каждого дошкольного учреждения является

охрана здоровья детей и его укрепление. При этом заботятся не только о

физическом, но и о психическом и социальном благополучии дошколят.

Разработать

и

использовать

единственную

уникальную

технологию

здоровьесбережения

невозможно.

Само

понятие

«здоровье»

представляет

собой интегральное понятие, включающее характеристики физического и

психического развития человека, адаптационные возможности его организма,

его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный

уровень умственной и физической работоспособности.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных

инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение

здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование

таких технологий имеет двустороннюю направленность:

формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е.

научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

организация

образовательного

процесса

в

детском

садике

без

негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с

традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными

способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких

технологий решает целый ряд задач:

закладывание фундамента хорошего физического здоровья;

повышение

уровня

психического

и

социального

здоровья

воспитанников;

проведение профилактической оздоровительной работы;

ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа

жизни;

мотивация детей на здоровый образ жизни;

формирование полезных привычек;

формирование валеологических навыков;

формирование

осознанной

потребности

в

регулярных

занятиях

физкультурой;

воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для

обеспечения

комплексного

подхода

к

охране

и

улучшению

здоровья

воспитанников,

требуемого

по

ФГОС,

в

ДОУ

используются

различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

медико-профилактические

(проведение

медосмотров,

контроль

состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация

специализированных

коррекционных

групп,

профилактика

многих

заболеваний,

санитарно-гигиеническая

работа,

контроль

качества

организации питания и т.д.);

физкультурно-оздоровительные

(проведение

подвижных

игр,

спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания,

организация прогулок и т.д.)

валеологическое образование родителей (мотивация родителей к

ведению

здорового

образа

жизни,

обучение

родителей

способам

взаимодействия

с

детьми

по

формированию

у

них

валеологической

культуры);

валеологическое

просвещение

педагогов

(ознакомление

воспитателей

с

инновационными

здоровьесберегающими

технологиями

и

способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение

знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);

здоровьесберегающее

образование

детей

(формирование

валеологических знаний и навыков).

Реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно

достигнуть

тесного

взаимодействия

основных

факторов,

влияющих

на

здоровье

дошкольников.

Существует

много

эффективных

разновидностей

современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться

в картотеке воспитателя детского сада.

Динамические паузы. Особое внимание должно уделяться отдыху детей во

время

образовательного

процесса.

По

мере

утомляемости

малышей

необходимо

делать

специальные

паузы.

Они

должны

длиться

около

2-5

минут.

Но

даже

такого

небольшого

отдыха

вполне

достаточно,

чтобы

здоровьесберегающие

технологии

в

младшей

группе

начали

работать.

Динамические паузы проводятся по мере необходимости. Выполняют их

обычно под стихотворный материал с определенной сюжетной линией. Это

помогает

детям

уловить

связь

между

действием

и

выполняемым

ими

движением. При подборе стихов обязательно учитывается возраст малышей,

их двигательные и речевые возможности. Паузы очень важны для развития

детей.

Совместные

упражнения

со

взрослыми

помогают

избавиться

от

зажатости, неуверенности, снять напряжение после ознакомления с новым

материалом, развить внимание и память.

2

Релаксация.

Особая роль отводится отдыху и расслаблению. Для этих целей

дошкольникам могут включать звуки природы или спокойную классическую

музыку.

Релаксационные

паузы

помогают

снять

умственное,

нервное

и

эмоциональное напряжение. Своевременное расслабление способно помочь

восполнить силы, дать отдых мышцам и не позволить эмоциям выплеснуть

через край. Ряд упражнений на релаксацию способен снять напряжение,

улучшить

самочувствие,

повысить

внимание

и

помочь

лучше

концентрироваться.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает

кровообращение,

помогает

нормализовать

работу

внутренних

органов,

улучшить

осанку.

Он

способствует

не

только

физическому

укреплению

человека,

но

и

оздоровлению

его

психики.

Он

благоприятствует

психоэмоциональной

устойчивости

к

физическому

здоровью,

повышает

функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного

занятия или в виде динамической паузы на занятиях.

Активный

отдых (физкультурный

досуг,

физкультурный

праздник,

музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников

все

дети

приобщаются

к

непосредственному

участию

в

различных

состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания,

при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и

это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются

те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели,

поэтому

у

детей

проявляется

своеобразный

артистизм,

эстетичность

в

движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются

музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного,

закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального

произведения, развивает музыкальный слух, память. На участке детского сада

имеется

спортивное

оборудование,

которое

позволяет

обеспечить

максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Утренняя

гимнастика должна

проводится

ежедневно

с

музыкальным

сопровождением. Музыка должна сопровождать каждое упражнение. У детей

при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные

занятия

проводятся

3

раза

в

неделю

(2

занятия

в

спортивном зале, 1 – на улице). Они направлены на обучение двигательным

умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и

способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях

способствует улучшению психологического и физиологического состояния

организма ребёнка.

Пальчиковая

гимнастика. Для развития мелкой моторики и развлечения

детей важно проводить с ними регулярную разминку рук. Учеными было

доказано, что именно стимуляция пальцев рук детей способствует развитию

речи. Недаром говорят: «Речь на кончиках пальцев рук» Кроме того, она

необходима

для

того,

чтобы

ребенок

лучше

справлялся

с

рисованием

и

письмом и меньше уставал при проведении занятий. Это достаточно простые

здоровьесберегающие

педагогические

технологии,

но

их

пользу

сложно

3

переоценить. Регулярное их использование в саду и дома поможет ребенку

развить мелкую моторику и, соответственно, стимулировать речь.

Дыхательная гимнастика. Изучение опыта работы многих воспитателей

дошкольных

учреждений

показывает,

что

к

самым

популярным

видам

здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика.

Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в

комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

улучшить работу внутренних органов;

активизировать

мозговое

кровообращение,

повысить

насыщение

организма кислородом;

тренировать дыхательный аппарата;

осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

повысить защитные механизмы организма;

восстановить душевное равновесие, успокоиться;

развивать речевое дыхание.

На

занятиях

по

дыхательной

гимнастике

нужно

соблюдать

следующие

правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до

приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут.

Для

выполнения

дыхательной

гимнастики

не

требуется

особая

форма

одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру

производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос

(вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох

долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку

дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие

речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений,

направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика

для глаз необходима для снятия напряжения, предупреждения утомления,

тренировки глазных мышц, укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило

данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а

голова

остается

в

неподвижном

состоянии

(кроме

случаев,

где

предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а

дети

повторяют

за

ним.

Часто

такая

гимнастика

имеет

стихотворное

сопровождение.

Она

может

включать

упражнения

с

предметами,

специальными таблицами или ИКТ.

Корригирующая гимнастика

.

В комплекс гимнастики могут быть включены

упражнения

для

профилактики

нарушений

осанки,

предупреждения

плоскостопия, элементы пальчиковых и дыхательных упражнений и другие

виды.

Здоровьесберегающие

технологии,

направленные

на

поддержание

здоровья и активности малышей, также включают в себя ходьбу по кругу на

4

носках,

пятках,

медленный

бег.

После

таких

упражнений

эффективным

считается закаливание. Это может быть топанье в тазике с водой, хождение

босиком,

обливание

ног

или

обтирание

тела

влажной

салфеткой

или

полотенцем.

Такие

бодрящие

процедуры

позволяют

быстро

включиться

организму малыша в рабочий ритм и укрепить состояние его здоровья.

Важно

в

работу

каждого

ДОУ

включать

не

только

физкультурно-

оздоровительные технологии, но и методы, направленные на повышение

эмоционального

настроя.

Для

этих

целей

может

использоваться

музыка.

Такую коррекционную терапию можно совмещать с занятиями физкультурой,

а можно проводить отдельно до 4 раз в месяц в каждой группе. Музыкальное

воздействие позволяет снять напряжение, улучшить настроение детей, дать

им

заряд

бодрости.

Положительно

влияет

и сказкотерапия.

Правда,

ее

желательно проводить в старших группах, несколько раз в месяц по 30 минут.

Сказки используются в терапевтических, психологических и развивающих

целях.

Их

может

рассказывать

взрослый

либо

группа

детей

по

очереди.

Положительное

влияние

таких

методов

очевидно,

поэтому

многие

рекомендуют

активно

использовать

коррекционные

здоровьесберегающие

технологии

в

ДОУ.

Занятия

также

могут

включать

в

себя

изотерапию.

Рисование пальчиками или ладошками способно отвлечь ребенка, вызвать у

него радость, снять напряжение, преодолеть страх и неуверенность. Арт.

технологии, используемые в детских садах, благотворно влияют на малышей.

Они основаны на восприятии различных цветов и их влиянии на состояние

психики детей.

Таким

образом,

каждая

из

рассмотренных

технологий

имеет

оздоровительную

направленность,

а

используемая

в

комплексе

здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к

здоровому образу жизни.

Если в ДОУ будут использоваться все описанные

методы здоровьесбережения малышей, то можно быть уверенным, что дети

станут

здоровее,

увереннее

в

себе,

спокойнее.

Только

здоровый

ребенок

может стать хорошим учеником и успешной личностью.

5



В раздел образования