Автор: Мерзаева Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ КВ "Детский сад №8 "Радуга"
Населённый пункт: Московская область г. Дзержинский,
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Осеннее путешествие"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное ужреждение ком-
бинированного вида «Детский сад №8 «Радуга»
Конспект непосредственно образовательной деятель-
ности на тему: «Осеннее путешествие»
Подготовила
воспитатель
средней группы
Мерзаева А.В.
Муниципальное образование «Городской округ Дзержинский»
2019 г.
Цель: Обобщение знаний детей об осени.
Задачи:
Образовательные:
1.
Закрепить накопленные детьми представления об осени (изменения в
неживой природе, в живой природе, в растительном мире);
2.
Систематизировать знания детей о жизни диких животных, знания о
том, как звери и птицы готовятся к зиме.
Развивающие:
1.
Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.
2.
Развивать логическое мышление.
3.
Развивать интегративные качества: «Любознательный, активный»,
«Эмоционально отзывчивый», «Овладевший универсальными пред-
посылками учебной деятельности», «Способный решать интеллекту-
альные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»,
«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия
на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий эле-
ментарные общепринятые нормы и правила поведения».
4.
Развивать память, внимание, воображение.
5.
Развивать мелкую моторику рук
Воспитательные:
1.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к живому миру.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстети-
ческое развитие», «Физическое развитие».
Методические приемы:
Наглядные: наблюдение, показ.
Словесные: беседа, образец педагога, вопросы.
Практические: дидактические игры и упражнения, продуктивная деятель-
ность.
Предварительная работа: Беседа об осени. Наблюдения за изменениями в жи-
вой и не живой природе осенью. Прослушивание музыкальных произведений
об осени. Чтение художественной литературы, отгадывание загадок об осе-
ни. Разучивание физкульминуток.
Оборудование: Посылка с осенними листьями и яблоками, открытка, волшеб-
ная палочка, презентация PowerPoint, магнитофон, диск с аудиозаписью пе-
сен «Осень художница», «Осенний вальс», муляжи овощей и фруктов, 2 кор-
зины, осенние листья, ткань.
Ход НОД:
1.
Организационный момент.
Дети входят в группу, встают на ковре лицом к гостям.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте с
ними поздороваемся (дети здороваются). А теперь присаживайтесь на
стульчики. (Дети рассаживаются на стульчики)
2.
Сюрпризный момент.
Раздается стук в дверь(за дверью посылка)
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то стучит к нам в дверь. Интересно,
кто же там пришел. Сейчас я посмотрю (открываю дверь, беру посылку)
Ребята, смотрите, нам принесли посылку. На ней написано: «Детский сад №
8 «Радуга», детям группы № 7 «Пчелка». Как интересно. Кто же ее нам при-
слал. Сейчас мы откроем, и посмотрим что в ней. Сколько тут нарядных ли-
стьев. Ой, здесь лежит открытка, давайте ее прочитаем скорей, возможно
удастся получить ответ, кто этот таинственный отправитель. (Открываю
открытку, читаю)
Каждый год к вам прихожу
Везде порядок навожу.
В огороде и в саду
В поле, в городе, в лесу.
Все листочки перекрашу,
Урожай весь соберу,
Птиц в далекий путь отправлю,
Спать зверушек уложу.
- Ребята, вы догадались, кто нам прислал посылку? (Ответы детей)
(слайд 1)
- Правильно, эта посылка нам пришла от времени года осень.
- Интересно, что же еще осень нам прислала? (заглядываю в посылку, достаю
волшебную палочку). Да это же волшебная палочка. А вы знаете, ее волшеб-
ство в том, что стоит ей только взмахнуть, и мы можем оказаться в различных
местах, там, где любит бывать осень.
3.
Основная часть
- Для начала я предлагаю вам отправиться в лес. Ну что, согласны? (Ответы
детей) Тогда в путь. Сейчас я взмахну волшебной палочкой и она нас перене-
сет в осенний лес. Но еще надо повернуться вокруг себя и произнести вол-
шебные слова: «Раз, два, три, повернись и в лесу ты очутись» Запомнили?
Теперь давайте встанем и произнесем эти волшебные слова
Раз, два, три, повернись
И в лесу очутись
- А вот и осенний лес (слайд 2) В лесу нужно вести себя тихо, не шуметь, а то
можно испугать лесных зверей. Присаживайтесь на стульчики. Сейчас я зага-
даю вам загадки, а вы попробуйте отгадать, кто же живет в этом лесу.
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц).
Любит он малину рвать,
Мед у пчелок воровать.
Пчелы могут жалить ведь!
Ну а лакомка … (Медведь)
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ... (Волк)
Догадайтесь, кто же это?
В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица.
Это — хитрая… (Лисица)
В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками.
Колючий и живой (ёж)
Кто грибов к себе в дупло
Натаскал пока тепло?
Не крупна она, не мелка.
Каждый знает – это … (Белка).
(дети называют диких животных, на экране появляется изображение)
- Правильно ребята, посмотрите, сколько на полянке лесных жителей. (слайд
3) Это какие животные дикие или домашние? А почему мы их называем ди-
кие?
- Осенью в лесу животные готовятся к зиме, делают запасы, утепляют свое
жилье. Некоторые животные осенью залегают в спячку и спят до весны. Как
вы думаете, кто это? (Еж и медведь осень залегают в спячку и спят до весны.)
Правильно.
У некоторых шёрстка меняет свою окраску. Кто из этих животных меняет на
зиму свой окрас? (Заяц и белка меняют на зиму свой окрас)
- Молодцы, правильно. Животные готовятся к зиме: у зайца и белка шёрстка
меняет свою окраску, медведь и ёж залегают в спячку. А что же делают пти-
цы? (Улетают на юг)
- Как называются птицы, которые улетают в тёплые страны? (Птицы, кото-
рые улетают в тёплые страны, называются перелётными).
- Правильно, ребята.
- Птички улетают, (слайд 4) а нам пора опять в дорогу. Давайте вспомним
наши волшебные слова и перенесемся в осенний парк
Раз, два, три повернись
В осеннем парке очутись (слайд 5) (дети стоят у стульчиков)
- Ой, как здесь красиво.
В старом парке царствовала осень,
Красила деревья и кусты.
Яркие платки, на плечи бросив,
Ставила художникам холсты…
- Ребята, давайте представим, что мы с вами стали художниками осени.
Проводится физкультминутка с элементами дыхательной гимнастики под
музыку
Физкультминутка «Осень художница»
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
(Дети плавно поднимают и опус-
кают правую руку)
Красный, желтый, золотой,
Как хорош ты, лист цветной!
(Дети плавно поднимают и опус-
кают левую руку)
Но ветер щеки толстые
Надул, надул, надул,
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул.
(Круговые движения руками назад,
дети делают вдох, потом шумный
выдох.)
Полетели, полетели -
Все листочки облетели.
(Дети имитируют руками падение
листочков. Садятся на корточки)
- Скажите, а как называется явление, когда листья падают с деревьев? (Это
явление называется листопад) (слайд 6)
- Правильно, это явление называется листопад. Давайте встанем в хоровод
Динамическая пауза
Ходит осень золотая,
Всюду листья облетают,
(Дети идут по кругу, взявшись за
руки)
Мы идем, а кругом,
Листья сыплются дождем,
(Дети имитируют падение листьев,
садятся на ковер)
Под ногами шелестят,
И шуршат, и шуршат…..
И вдруг……
(Дети имитируют руками шелест
листьев)
Капля раз, капля два.
Капли медленно сперва.
(Дети стучат ладонями по полу с
ускорением)
Потом стали поспевать
Капля каплю догонять
Сильный дождь пошел с утра
Разбежалась детвора….
(Дети разбегаются)
Мы зонты свои раскрыли
(Дети разводят руки в стороны и
поднимают полукругом над головой)
От дождя себя укрыли.
- Да, это уже не тот теплый летний дождик. Осенью дождь холодный, силь-
ный. Но вот дождь закончился, и волшебная палочка вновь зовет нас в дорогу.
Отправимся с вами теперь в деревню. Слова все помните?
Раз, два, три повернись
И в деревне очутись (слайд 7) (дети садятся)
- Ребята, люди осенью тоже готовятся к зиме. В деревне созрели овощи и
фрукты, настало время собрать урожай. Какие овощи и фрукты вы знаете?
(ответы детей)
- Вспомните, где растут овощи? (Овощи растут на огороде)
- А где растут фрукты? (Фрукты растут в саду, на деревьях)
- Правильно, в огороде зреют овощи, а в садах созревает много фруктов. По-
смотрите, сколько полезных овощей и фруктов выросло в деревне (показы-
ваю муляжи, рассыпанные на ковре.) Но они перепутались. Я вам предлагаю
собрать и разделить урожай. Давайте разделимся на 2 команды. Первая ко-
манда будет собирать овощи, а вторая фрукты. Овощи вы должны положить в
корзинку, где приклеена морковка, а фрукты в корзинку, где приклеено ябло-
ко.
(Дети разбирают овощи и фрукты)
- А теперь проверим корзинки, правильно ли вы все собрали…
- Молодцы, справились! Пора нам возвращаться в детский сад.
Раз, два, три повернись
В детском садике очутись.
- Вот мы и вернулись в детский сад. Оказывается осень не только дождливая
и холодная, а еще и красивая, добрая, щедрая. Что нам осень подарила.
(Осень подарила нам волшебную палочку). А давайте мы ей тоже сделаем по-
дарок, волшебный осенний ковер. Но для начала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем (загибать поочерёдно пальцы)
В вазу осенний букет отнесем (сжимать и разжимать кулачки)
А теперь подойдите ко мне, возьмите каждый по 1 листочку и приклейте его
на полотно той стороной, где есть белый квадрат. (Показываю детям, как и
какой стороной клеить)
(Дети подходят к столам и выполняют коллективную аппликацию из осен-
них листьев, звучит «Осенний вальс Т. Петровой)
- Ах, какой красивый ковер у вас получился, молодцы!!! Садитесь на стульчи-
ки.
4.
Итог занятия. Рефлексия
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами побывали? (от-
веты детей)
- Посмотрите, пока мы путешествовали, в нашей посылке осенние листочки
превратились в угощенье, в яблоки. Давайте угостим ими наших гостей, а
сами покушаем их чуть позже.
- А сейчас давайте попрощаемся с гостями. Скажем «До свидания!». (Дети
прощаются)
(Слайд8)