Автор: Сергеева Мария Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №115
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и развития речи в старшей группе с ЗПР.
Тема: Тема: "Гласные звуки А, О, У, И.
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и развития речи
в старшей группе с ЗПР.
Тема: «Гласные звуки [А], [О], [У], [И].
Цель: формирование фонематического восприятия (и развитие речи).
Задачи:
1.
Коррекционно-образовательные:
Продолжать узнавать гласные звуки;
Продолжать упражнять в различении гласных звуков в словах;
Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов (Игра «Ребус»);
Упражнять
детей
в
отгадывании
загадок,
описывающих
характерные
признаки объектов.
1.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух, совершенствовать психические процессы:
слуховое и зрительное восприятие, непроизвольное внимание, мыслительные
операции (синтез, анализ);
Развивать умение понимать обращённую речь, давать развёрнутые ответы на
вопросы;
1.
Коррекционно-воспитательные:
Развивать
коммуникативные
навыки
взаимодействия,
умение
работать
в
коллективе, оказывать помощь друг другу.
Оборудование: магнитная доска, кассы букв, разрезанные картинки перелетных
птиц.
Ход занятия:
I.
Организационный момент. Вводная часть.
Логопед: Доброе утро, ребята! (стоят в кругу).
К нам сегодня в гости заглянул солнечный зайчик, а откуда он взялся?
Дети: Потому что солнце ярко светит.
Логопед: А какое сегодня солнце?
Ответы детей ...
Логопед: Есть загадка у меня, а отгадка в ней проста:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла….
Дети: Весна.
Логопед: Верно! А почему вы решили, что наступила весна? Своё предложение
начинайте со слов: «Весной…». (Игровое упражнение «Назови признаки весны»
с мячом).
Дети: называют признаки весны.
Логопед: Ребята, а куда можно отправиться на прогулку в такую чудесную
весеннюю погоду?
Дети: ответы.
Логопед: Я с вами согласна, тогда возьмём друг друга за руки и отправимся на
прогулку …. (Включить звуки природы «Весна»).
Основная часть:
Логопед:
Весной
природа
пробуждается,
оживает
и
наполняется
разнообразными
звуками.
Послушайте,
кто
это
так
звонко
заливается?
(включить звуки природы «Перелётные птицы»).
Дети: (ответы).
Логопед: А я вам подскажу:
Осенью летели к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу,
А весной снежок растаял,
И вернулись птичьи стаи!
Логопед: О ком загадка? (Кто это?)
Дети: Перелетные птицы.
Логопед: Почему мы называем этих птиц перелетными?
Дети: (ответы).
Логопед:
В
каждом
гнезде
весной
появляются
маленькие
птенчики
(Артикуляционная гимнастика)
Как пищат птенцы: пи-пи-пи-пи.
Птенцы хотят кушать («Голодные птенчики»): максимально широко открывать
рот, язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы,
произносит слоги: «ам-ам-ам».
«Птенчики ждут пищу»: сделать язык «чашечкой» и удерживать её несколько
секунд.
«Очень
вкусная
пища!»:
присасывать
«широкий»
язык
к
нёбу,
затем
произносить звук [А].
«Клювы разных птиц»: медленно всасывать щёки в зазор между зубами; губы
плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Логопед: Вы устали?
Дети: ответы.
Логопед:
Я
предлагаю
остановиться
на
этой
лесной
тропинке
и
немножко
отдохнуть (приглашает детей занять места за столами).
Логопед: Посмотрите, что это такое у вас на столах?
Дети: Конверты.
Логопед: Интересно, что в них? Откройте их и достаньте.
Логопед: что это, ребята?
Дети: Рассыпанная картинка.
Логопед: Как же нам узнать, кто на этой картинке спрятался?
Логопед: Попробуйте собрать эти картинки, чтобы узнать, кто на них спрятался
(Игра «Собери картинку»).
Логопед: Кто же у вас на картинках получился?
Дети: Перелетные птицы.
Логопед: Какие птицы у вас? (Логопед опрашивает детей, каких птиц им удалось
собрать и выкладывает целостные картинки на магнитную доску (Игра «Какой?
Какая?»).
Логопед: Молодцы! Вы выполнили очень сложное задание. Наверно устали?
Предлагаю немножко погулять (Физкультминутка).
Дружок ты мой, дрозд, (идут по кругу, машут руками-«крыльями»)
В крапинку хвост!
Носик – остренький, (указательным пальцем показывают на нос)
Бочок – пёстренький, (поглаживание боков, живота)
Крылья – тонкие, (машут руками-«крыльями»)
Песни – звонкие. (имитируют пение)
Весной распеваются, (машут руками-«крыльями»)
Зимой забываются! (садятся, руками обхватывают колени)
Логопед: Ребята, птицы, как и мы с вами, тоже умеют разговаривать, но подают
они свой голос по-особенному, можно сказать, что птицы «звенят», т.е. подают
звук. Посмотрите на меня и скажите, какой звук я пытаюсь произнести (логопед
широко открывает рот и беззвучно произносит звук [А], то же со звуками [О],
[И], [У]).
Логопед: Что я сейчас произнесла?
Дети: Звуки.
Логопед: Какие они?
Дети: Гласные.
Логопед: Почему мы их так называем?
Дети: Гласные звуки поются ….
Логопед: А каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети: Красным кружочком.
Логопед:
(как
вариант,
включить
птичьи
голоса)
Ребята,
слышите,
кажется
птички с нами хотят поиграть и предлагают нам присесть на стульчики (дети
садятся за столы).
Логопед: Оказывается в названиях птиц тоже спрятаны гласные звуки, кто мне
скажет, какой гласный звук спрятался в названии … (Игра «Отгадай звуки в
слове» с карточками: грач, стриж, дрозд, утка, аист).
Логопед: Молодцы! Вы справились и с этим сложным заданием! Нам пора
возвращаться обратно (встают из-за столов, берутся за руки; включить звуки
природы «Весна»). Понравилось вам наша прогулка?
Дети: Ответы.
Логопед: Что вас сегодня удивило? А что вам запомнилось? А может кто-то из
вас узнал что-то новое для себя?
Дети: Ответы.
Логопед: А мне очень хочется взять альбомный лист, цветные карандаши и
нарисовать перелётную птицу Иволгу, потому что эта птичка запомнилась мне
своей жёлтой окраской! Очень весенний цвет! Мне бы хотелось составить
целый фотоальбом о перелетных птицах, только одной мне не справиться, что
мне делать, кто мне поможет?!
Дети: Мы тоже рисуют перелетных птиц.