Автор: Рябова Зарема Магомедрасуловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №5 "Яблонька"
Населённый пункт: г. Кулебаки Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: Экологическая культура
Раздел: дошкольное образование
«Мир – это не окружающая среда,
а наш единственный дом,
в котором мы только и можем жить!
Люди должны воспринимать себя не господами,
а частью Природы».
Н. Н. Моисеев
У
каждого
из
нас
есть
воспоминания
из
детства,
связанные
с
соприкосновением с природой. Мы гуляли по лесу, собирая грибы и ягоды,
бегали босиком по траве, купались в речках, прыгали по лужам после дождя,
собирали полевые цветы, радовались солнцу и снегу. Наверное, именно это и
помогло нам мечтать, верить в светлое будущее. Но вот нашим детям повезло
меньше. Скольких ярких впечатлений и богатств они лишены. К сожалению
сегодня
даже
в
самых
отдаленных
уголках
нашей
страны
невозможно
любоваться первозданной природой, так как везде остались следы человека.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы,
экологическое
воспитание,
как
никогда,
является
актуальной
проблемой.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них
будет
зависеть
её
судьба.
И
первые
основы
экологического
воспитания
должны
закладываться
с
самого
раннего
детства,
чтобы
познавать
и
оберегать, любить природу, разумно пользоваться ее ресурсами.
Как
же
приучить
детей
беречь
и
охранять
природу,
все
живое,
окружающее нас, воспитать экологически образованную личность?
Добиться
этого
можно
только
при
одном
условии:
если
взрослые,
воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают
общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают
маленькому
человеку
прекрасный
мир
природы,
помогают
наладить
взаимоотношения с ним.
Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного
отношения
к
природе
занимает
развитие
любознательности,
которая
характеризуется
стремлением
проникнуть
за
пределы
увиденного,
узнать
неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством
удовлетворенности. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут
объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не
помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть.
Экологическому
воспитанию
в
нашем
детском
саду
уделяется
большое
внимание, как в процессе повседневной жизни, так и на занятиях.
В
реализации
задач
экологического
воспитания
большое
значение
имеет
природное окружение в детском саду (это уголки природы во всех группах,
экологическая тропа, правильно оформленный огород, цветники) дающее
возможность
постоянного
непосредственного
общения
с
природой;
организация
систематических
наблюдений
за
природными
явлениями
и
объектами, опытно-экспериментальная деятельность, приобщение детей к
регулярному труду.
Анализируя нашу работу, можно сделать вывод, что одним из наиболее
эффективных
методов
экологического
воспитания
детей
является
метод
экспериментирования,
потому
что
детское
экспериментирование
–
это
практическое
и
целенаправленное
действие,
через
которое
развиваются
умственные
способности
детей,
умение
анализировать,
делать
выводы;
появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через
различные виды деятельности.
В процессе эксперимента у детей формируется
собственный
жизненный
опыт,
и
ребенок
вырастает
экологиче ски
образованным.
.
.