Автор: Черенцова Ирина Владимировна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГАПОУ ИО "Иркутский технологический колледж"
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Урок алгебры в 10 классе в форме дидактической игры "Экипаж". Тема "Решение показательных уравнений
Раздел: полное образование
Разработка
урока по алгебре в форме дидактической игры
«Экипаж» по теме: «Решение показательных уравнений» в 10
классе
Автор: Черенцова Ирина Владимировна, преподаватель
математики ГПОУ ИО «Иркутский технологический колледж»
2019 – 2020 уч. г.
Цели урока:
Обучающие: актуализация опорных знаний, отработка умений и навыков
при
решении
показательных
уравнений
разных
типов,
контроль
и
самоконтроль знаний.
Развивающие:
развивать
творческую
и
мыслительную
деятельность
обучающихся,
формировать
умения
чётко
и
ясно
излагать
свои
мысли,
формировать познавательные интересы и мотивы самосовершенствования.
Воспитывающие: активизировать познавательную и творческую активность
обучающихся, обучать их умению оценивать свои знания и знания своих
одноклассников, умение работать в коллективе и стремиться к сознательному
самостоятельному труду.
Оборудование:
базовый
учебник
алгебры,
жетоны
командирские
и
экипажные,
карточки
–
задания
для
командиров
и
штурманов,
варианты
самостоятельных
работ
для
каждой
группы,
компьютер,
мультимедиа,
презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент:
2.Постановка
цели
и
задачи. Сегодня
у
нас
необычный
урок:
урок
-
дидактическая игра «Экипаж» по теме: «Решение показательных уравнений».
Сегодня мы повторим и закрепим умения и навыки решения показательных
уравнений разных типов. (Слайд 1)
3. Правила игры. Вы знаете, что на самолётах и кораблях состав служащих
называют экипажем. В «экипажи» мы и будем сегодня играть. Сформируем
четыре группы и распределим роли: самый знающий и мудрый – командир,
самый знающий после командира – штурман, остальные пилоты. В каждой
группе командиры экипажей (командиры и штурманы были подготовлены
заранее)
повторят
с
членами
своего
экипажа
основные
моменты
темы,
штурманы
проведут
устную
работу,
затем
экипажи
работают
по
индивидуальным
карточкам
–
заданиям.
Работу
всех
членов
экипажа
оценивает
командир.
Затем
подготовленный
экипаж
пойдёт
«защищать»
полученные знания. На столе у меня находится экран открытого учёта знаний
для выставления оценок за работу экипажей, а также картонные жетоны для
определения того, кто и как из экипажа будет отвечать, защищая свои знания
и самооценку. Жетоны разделены на три группы. Группа I – командирские
жетоны: они зелёные, их 8 штук, на них надписи; из них по одному выбирает
каждый командир экипажа. Группа II – жетоны экипажные красные: их по
количеству членов экипажа; тот, кому достался жетон « Смелый», отвечает.
Группа III – жетоны экипажные голубые: их 8; из них все члены экипажа
выбирают себе по одному; те, кто вытянул жетон «Умница», отвечают; те же,
кому достались «чистые», ответов не дают, но обязаны помогать «Умницам».
Экипаж,
который
должен
отвечать,
выходит
к
доске.
Командир
подает
преподавателю список членов экипажа с выставленными оценками за работу
(самооценки) и выбирает себе один из разложенных чистой стороной вверх
командирских жетонов. Начинается проверка знаний. Всем известно, что в
ходе
её
отметка
членам
экипажа
будет
выставлена
по
самооценке
с
коррекцией по результату, полученному защищающимся обучающимся. В
ходе игры мы определим, какой из экипажей оказался лучшим в усвоении
данной темы. Всем экипажам желаю успешной работы!
Командирские жетоны (зелёные)
для
ответа Вызов
(члена
экипажа
вызывает
преподаватель)
Д е л е г а т
–
( э к и п а ж
с а м
определяет,
кто
будет
защищать
их знания)
Доброволец
–
преподаватель
с а м
в ы б и р а е т
о д н о г о
и з
добровольцев (а в
сознательном
э к и п а ж е
и м и
должны быть все)
Д о в е р и е
–
означает,
что
в
экран ЭОУЗ всем
п о с т а в я т
и х
самооценки
без
проверки
В с е ,
в с е
–
о т в е ч а ю т
п о
о ч е р е д и
в с е
члены экипажа
Экзаменатор
–
р е п е т и т о р
–
обучающиеся
отправляются
к
другому
экипажу
( к у д а
у к а ж е т
преподаватель)
подготовить его к
о т в е т у
и
п р о в е р и т ь
с
выставлением
оценок.
И з
с е р и и
«Смелый»,
предписывающий
в с е м
ч л е н а м
экипажа
тянуть
жетоны из серии
«Смелый»,
кому
достанется, тот и
отвечает.
И з
с е р и и
«Умница»
означает, что все
т о в а р и щ и
п о
экипажу
должны
т я н у т ь
с е б е
ж е т о н ы
и з
голубых
экипажных
жетонов,
ком у
достанется, тот и
отвечает.
Экипажные жетоны серии «Смелый» (красные)
Смелый
Смелый
Экипажные жетоны серии «Умница» (голубые)
Умница
Умница
Умница
Умница
4. Ход урока:
Командиры и штурманы готовят экипажи. Они должны повторить с
членами
своих
экипажей
теорию
решения
показательных
уравнений
и
выполнить устные упражнения.
1) Командиры получают карточки – задания:
1. Какое уравнение называется показательным?
(Уравнение вида
a
x
= b, где a
¿
0, a≠ 1и b
>
0
, называется
показательным)
2. Из приведённых ниже уравнений выберите показательные:
1) 4
x
2
– x + 2 = 0; 2)
2
x
=
3
x
; 3) (
1
3
¿ ¿
X
−
1
= 9; 4)
9
x
−
3
x
–
6 = 0;
5) (
1
x
¿ ¿
3
– 1 = x; 6)
3
x
+
2
−
3
x
= 72; 7)
x
2
=¿
(
1
5
¿ ¿
2
; 8)
2
x
=
4
( Ответ: 2, 3, 4, 6, 8)
2. На чём основано решение показательных уравнений?
(Ответ :решение показательных уравнений часто сводится к решению
уравнения
a
x
=
b
x
, где a
¿
0, a≠ 1и x
−
неизвестное .
Это уравнение
решается с помощью свойства степени: степени с одинаковым
основанием a
¿
0, a≠ 1
равны тогда и только тогда, когда равны их
пказатели)
3. Назовите основные методы решения показательных уравнений?
( Ответ:1) Приравнивание показателей; 2) Вынесение общего
множителя за скобки; 3) Введение новой переменной; 4) Использование
однородности; 5) Функционально – графический)
4. Для каждого показательного уравнения выберите способ решения:
( Ответ: 2)
2
x
=
3
x
(однородное, решается делением правой и левой
частей уравнения на выражение, стоящее либо в правой, либо в левой
части);
3) (
1
3
¿ ¿
X
−
1
= 9 (приравнивание показателей);
4)
9
x
−
3
x
– 6 = 0 (введение новой переменной);
6)
3
x
+
2
−
3
x
= 72 (вынесение общего множителя за скобки);
8)
2
x
=
4
(функционально – графический))
5. Расскажите о свойствах показательной функции, сделайте чертёж.
(Показательная функция y =
a
x
является возрастающей на
множестве всех действительных чисел, если a
¿
1,
и убывающей, если 0
¿
a
<
1
¿
2) Историческая справка: По закону показательной функции размножалось
бы всё живое на Земле, если бы для этого имелись благоприятные условия,
т.е. не было естественных врагов и было вдоволь пищи. Доказательство тому
– распространение в Австралии кроликов, которых там не было раньше.
Достаточно было выпустить пару особей, как через некоторое время их
потомство стало национальным бедствием. В природе, технике и экономике
встречаются многочисленные процессы, в ходе которых значение величины
меняется в одно и то же число раз, т.е. по закону показательной функции.
Например,
рост
бактерий
в
идеальных
условиях;
радиоактивный
распад
веществ; рост вклада в Сберегательном Банке; восстановление гемоглобина в
крови у донора или раненого, потерявшего много крови. Вот некоторые из
Нобелевских
лауреатов,
получивших
премию
за
исследование
в
области
физики
с
использованием
показательной
функции:
Пьер
Кюри
(1903г.);
Ричард Оуэн (1928г.); Игорь Тамм (1958г.); Альварес Луис (1968г.); Альфвен
Ханнес (1976г.); Вильсон Роберт Вудро (1978г.). (Слайд 2 – 8)
3) Штурманы получают карточки – задания:
1. Приведите степень к одному основанию: а)
1
3
и 27 ;б
¿
2
3
и
9
8
(Ответ:
а)
3
−
1
и 3
3
; б)
2
3
¿
¿
2
3
и
¿
)
2. Представьте в виде корня из числа выражения: а)
8
1
3
; б)
b
−
2
3
(Ответ:
а)
3
√
8
; б)
3
√
b
−
2
)
3. Преобразовать выражение: а)
3
√
16 ∙
3
√
4 ;б
¿
3
√
7
√
9
(Ответ: а)
3
√
64
; б)
21
√
9
)
4. Решите уравнение: а)
x
4
= 81; б)
x
5
= -11 (Ответ: а) x =
∓
4
√
81
=
∓
3 ;
б) x=
5
√
−
11
= -
5
√
11
)
5. Сравните числа: а)
1
2
¿
¿
¿
и
1
2
¿
¿
¿
; б)
2
√
3
и
2
1,7
(Ответ: а)
1
2
¿
¿
¿
¿
1
2
¿
¿
¿
;
б)
2
√
3
¿
2
1,7
)
4) Задания для четырёх экипажей разных вариантов:
I вариант
II вариант
а) (
1
2
¿ ¿
4 x
−
14
=
1
64
а) (
1
4
¿ ¿
x
−
15
=
1
64
б)
5
x
+
3
= 5
б)
3
x
−
4
= 3
в) 2
∙ 2
2 x
-3
∙ 2
x
-2 = 0
в) 2
∙ 9
x
-
3
x
+
1
-9 = 0
г)
25
x
-6
∙ 5
x
+ 5 = 0
г)
9
x
-6
∙ 3
x
-27 = 0
д) (
4
25
¿ ¿
x
+
2
=
5
2
¿
¿
¿
д) (
2
3
¿ ¿
1
−
2 x
=
27
8
¿
¿
¿
е) 2
∙ 3
x
+
1
-
3
x
= 15
е)
3
x
+
3
-
2 ∙ 3
x
= 75
III вариант
IV вариант
а) (
1
4
¿ ¿
4 x
−
10
=
1
16
а) (
1
3
¿ ¿
x
−
9
=
1
81
б)
4
x
−
3
= 4
б)
4
x
+
1
= 64
в) 3
∙ 25
x
-14
∙ 5
x
-5 = 0
в)
4
x
-
10 ∙ 2
x
−
1
= 24
г)
4
x
-14
∙ 2
x
- 32 = 0
г)
9
x
-4
∙ 3
x
+3 = 0
д) (
3
7
¿ ¿
3
−
2 x
=
49
9
¿
¿
¿
д) (
16
9
¿ ¿
x
=
3
4
¿
¿
¿
е)
2
x
+
4
-
2
x
= 120
е)
2
x
+
1
+
2 ∙ 2
x
−
4
= 0
Ответы: (Слайд 9)
№
вариант
а
а
б
в
г
д
е
I
5
-2
1
0; 1
-5
1
II
18
5
1
2
-4
1
III
3
6
1
4
-1,5
3
IV
13
2
3
0; 1
-2,5
0
Члены экипажа, выполнившие задания, выходят к доске и, согласно
правилам игры, защищают свою работу. Преподаватель, учитывая оценки,
поставленные командиром, оценивает работу всего экипажа.
5) Дополнительное задание. Для тех, кто справился с работой и желает
получить ещё оценку предлагается задание посложнее: а) Решить уравнение
(
2
3
¿ ¿
5x
2
−
29
=
(
3
2
¿ ¿
x
2
+
5
(Ответ:
-2;
2);
б)
Найдите
наибольший
корень
уравнения: (
15
x
2
+
x
−
2
¿ ¿
√
x
−
4
(Ответ: -2,1;4)
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Спасибо за урок!