Автор: Кочнева Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Малышенская СОШ"
Населённый пункт: с.Малышенка, Голышмановский район, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" 1 КЛАСС ТЕМА: "ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА"
Раздел: начальное образование
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1 КЛАСС
ТЕМА: «ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА»
Учитель : Кочнева Т. Н.
1. Цель урока: конкретизация знаний о зимнем времени года, а также знакомство с
понятием «Время» с философской точки зрения
2. Планируемые результаты:
Контроль и оценка процесса и результата деятельности, осознание своей роли в классе,
выражение своего отношения к членам коллектива, выполнение задания в соответствии
с поставленной целью, действие в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой
ролью, формулирование собственного мнения и позиции, проявление активности во
взаимодействии для решения познавательных задач
3.Фундаментальный объект-время (деятельностная единица содержания
образования- наблюдение: анализ, синтез, сравнение)
4.Продукт-письмо детей из России мальчику из Австралии
Оборудование: письмо Джона с его фотографией, слайды презентации (тема, цель,
лента времени, зимняя одежда, снежинки), таблица прогноза погоды, карточки с
заданиями для работы в парах, музыкальный фрагмент П.И.Чайковского из альбома
времена года«Зима», листы и карточки для групповой работы, клей
ХОД УРОКА
I.МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
1.1 Организационный момент. Психологический настрой
- Здравствуйте, ребята!
Мы сегодня не одни
Гости на урок пришли.
Мы приветствуем гостей.
Сядьте ровно, ножки вместе,
Ручки полочкой на стол,
Начинаем разговор
.
-Какой сегодня день недели? А что вы можете сказать о пятнице?
- А вторник? А может быть такое, что пятница наступит второй в неделе?(нет) –А почему?
(Такой порядок следования дней недели, так идёт время)
-А какое время года сейчас? А какое время года было до этого? А наоборот могло бы
быть?
-А вам нравится отвечать на такие вопросы?
-
Скажите, ребята, что вы ждете сегодня от урока?
- Каким вы хотите, чтоб он был? (интересным, веселым, увлекательным и нескучным).
- Мы с вами постараемся, чтобы ожидания наши оправдались, и урок получился
интересным и увлекательным!
- Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи!
1.2.Актуализация знаний и постановка проблемы.
(У учителя в руках конверт и письмо.)
- Ребята, скажите, что у меня в руках? (письмо)
- Да, это письмо. И пришло оно к нам издалека, из очень теплой страны – Австралия.
СЛАЙД
-Может вы знаете, что - то об этой стране?
(показываю глобус и прошу показать Австралию)
- А сейчас совершим маленькое путешествие в эту страну?
(показ слайдов об Австралии)
СЛАЙД
-Вам интересно узнать, что написано в этом письме? (да)
(Учитель достает письмо из конверта.)
- «Здравствуйте, ребята из России! Пишет вам Джон. Мне 7 лет и я живу в
Австралии в городе Сидней. Недавно я пошел учиться в школу. На уроках учитель
рассказывает нам много интересного. А недавно учитель рассказал нам совсем
невероятную историю. Будто в далекой стране России бывает такое время года,
когда с неба падают маленькие белые звездочки. Всё становится белым-белым.
Будто ребята в это время любят кататься на каких-то деревянных дощечках и
весело съезжают со скользких горок. Пожалуйста, напишите мне, что это за
волшебное время года, и как вы его проводите. Ведь я живу в теплой стране и
никогда этого не видел. Очень надеюсь на вашу помощь. Джон».
(Учитель демонстрирует детям фотографию мальчика Джона)
- Ну что, ребята, поможем Джону разобраться? (да)
- О каком же волшебном времени года спрашивает Джон? (о зиме) слайд
-Как вы догадались?
(белые звездочки – это снег, дощечки - лыжи, скользкие горки – ледяные горки)
слайд
- Какая же тема нашего урока сегодня? (зима)__
- А что такое зима? (подведение под понятие)
-Верно! Сегодня на уроке мы поговорим о зимнем времени года.
Зимнее время года. СЛАЙД
(появляется слайд с темой урока)
- Что вы хотите рассказать Джону о нашей русской зиме? (дети высказывают свои
мнения)
(Учитель выбирает и акцентирует внимание детей именно на тех предположениях,
которые станут целью урока.)
- Какие цели мы поставим себе на этот урок?
Познакомиться с зимними явлениями в природе
Вспомнить о зимних забавах детей
Вспомнить зимние праздники
Написать ответ Джону
(цели появляются на слайде)
II.ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП
2.1.Совместное открытие новых знаний.
Работа с метапредметным понятием «Время»
- Посмотрите на доску. Что вы видите? (названия месяцев)
- Выберете те, которые относятся к зиме (2 ученика выбирают из всех месяцев
названия только зимних)
- Расположите их, начиная с первого месяца зимы. (на доске получается ряд:
декабрь, январь, февраль)
- А можно ли расположить эти месяцы в другом порядке? (нет)
- Почему? (потому что именно так идет время)
слайд
( появляется слайд с изображением реки)
- Ребята, что вы видите? (реку)
- Можно ли повернуть течение реки в обратном направлении? (нет)
- Время, словно, река, непрерывно. Как река не может повернуть и начать течь в
обратном направлении, так и время нельзя повернуть назад.
-Время протекает лишь в одном направлении из прошлого, через настоящее в будущее.
-Реку времени нельзя остановить.
-Каждый месяц настанет в свой черед и каждый принесет свои радостные мгновения.
- Как мы можем сберечь реку нашего времени? (нужно не торопить время и не
тратить его попусту, не откладывать на завтра то, что можно сделать
сегодня, ценить каждый момент жизни)
- Чтобы Джон лучше представил нашу зиму, давайте расскажем ему о нашей
зимней погоде.
- Я прошу вас положить перед собой таблицу прогноза погоды.
2.2.Работа с таблицей прогноза погоды.
- Целую неделю вы наблюдали, как изменяется погода с течением времени.
- Какой день был самый холодный? Как низко опустилась температура в этот
день?
- Какой день был наиболее теплый?
- Выпадали ли осадки? Какие? (снег)
- Часто ли светило солнце днем?
- Долго ли светит солнце зимой?
- Давайте вместе установим признаки зимней погоды.
По ходу ответов детей на интерактивной доске появляются признаки зимы.
С каждым днем становится холоднее
Небо чаще покрыто облаками
Осадки выпадают в виде снега
Дни становятся короче, а ночи – длиннее
Физкультминутка (если я буду говорить то, что встречается только зимой – вы
должны хлопать в ладоши, если я буду говорить то, что зимой никогда не
встречается – вы должны помотать головой , а если я буду называть то,
что можно встретить в любое время года – топайте ногами) (3 мин.)
Радуга, солнце, лужи, снег, дождь, ветер, новогодний праздник, облака, снежная горка,
гроза, снеговик.
- В Австралии Джону достаточно иметь только легкую одежду.
-А как надо одеваться в нашей стране в холодное время года, чтобы не замерзнуть?
(ответы детей)
-Выберите из предложенной одежды только ту, которую вы оденете зимой
(На доске появляется слайд с различными видами одежды.Дети обсуждают,
обосновывают свой выбор)
2.3. Работа с текстом. Беседа с детьми (4 мин.)
- О чем говорил Джон, когда писал о маленьких белых звездочках? слайд
- Почему зимой выпадают осадки в виде снега? (холодно)
- Снег – что это такое? (это замерзшая вода)
- Как образуются снежинки?
-Получить ответ на этот вопрос можно в сказке Г.- Х. Андерсена «Снежная королева»:
«Снежная королева подхватила Кая, и они оказались в заоблачных высотах. Кай
узнал там тайну рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяным паром
поднимается высоко в небо, водяной пар
превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда.
Попав в тучу, они становятся все больше и принимают форму снежинок, которые
слепляются вместе в густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют
сугробы»
(ученик рассказывает отрывок наизусть))
- Ребята, существует большое количество видов снежинок, а вот две абсолютно
одинаковые не найти!
-НО БЫВАЮТ НЕОБЫЧНЫЕ СНЕЖИНКИ,
2.4. Самостоятельное применение знаний
- Ребята, у вас на партах есть карточки. Поработайте в парах, постарайтесь
догадаться, как называются представленные виды снежинок. Соедините линиями
название снежинки и ее рисунок. (ёж, звезды, столбик, круповидная, пластинка, запонка)
Проверка работы учащихся.(САМОПРОВЕРКА)СЛАЙД
Беседа ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
- Джон живет в теплой стране. И не знает, как вы проводите время зимой.
-Расскажите, во что вы любите играть зимой.(ответы детей)СЛАЙД
Слайд с зимними забавами
2.5. Творческая работа
.- Зима - чудесное время праздников. Нам просто необходимо рассказать о них
Джону.
-На партах вы видите листы с разными праздниками.
- Обведите только те, которые относятся к зиме. (Новый год, Рождество, 23 февраля,
масленица)
(2 ученика – у доски находят зимние праздники – ждут пока справятся все остальные, а
затем показывают карточки , а дети проверяют как справились)
- А теперь давайте расположим эти праздники в таком порядке, в котором они наступают
в году.
(дети выходят к доске и прикрепляют на ленте времени символы-значки праздников,
говоря в какое время наступает той или иной праздник)
СЛАЙД
- Ребята, пришло время написать ответ Джону.
-Нам надо о многом рассказать в своем письме.
-Как мы будем писать ответ? (дети высказывают предположения,__
но приходят к выводу, что написать ответ они не могут, т.к. не знают языка,
на котором разговаривает Джон)
- Я предлагаю вам нарисовать ответ Джону, а точнее наклеить.
1 группа – наклейте на листок только те картинки, на которых изображена зима.
2 группа – на свой листок вы должны наклеить картинки с зимней одеждой.
3 группа – вам необходимо рассказать о ваших зимних забавах,
4 группа – наклейте карточки с зимними праздниками.
Дети выполняют задание
В этот момент звучит музыка
Чайковского из альбома «Времена года» «Зима».
Затем листочки детей собираются, складываются в конверт для оформления книжки-
картинки.
III.РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП
-Где живут белые медведи?
-Как вы считаете , о чём не может знать белый медведь!
- Попробуйте приготовить рассказ – объяснение «ЧТО ТАКОЕ ЛЕТО?» и мы обсудим
, кому из вас это удалось лучше.
- Получился ли наш урок интересным и познавательным?
- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
-Чем вам понравилось заниматься на уроке?
Кого бы вы могли похвалить?
Спасибо за урок!
«
Здравствуйте, ребята из России!
Пишет вам Джон. Мне 7 лет и я живу в
Австралии в городе Сидней.
Недавно я пошел учиться в школу. На
уроках учитель рассказывает нам много
интересного.
А недавно учитель рассказал нам
совсем невероятную историю. Будто в
далекой стране России бывает такое
время года,
когда с неба падают маленькие белые
звездочки. Всё становится белым-белым.
Будто ребята в это время любят
кататься на каких-то деревянных
дощечках и весело съезжают со скользких
горок.
Пожалуйста, напишите мне, что это
за волшебное время года, и как вы его
проводите. Ведь я живу в теплой стране и
никогда этого не видел.
Очень надеюсь на вашу помощь»
Джон
Г.Х. Андерсен «Снежная королева»:
«Снежная королева подхватила Кая, и они
оказались в заоблачных высотах.
Кай узнал там тайну рождения снежинок.
Когда воздух вместе с водяным паром
поднимается высоко в небо, водяной пар
превращается в воду, она на морозе замерзает,
превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу,
они становятся все больше и принимают форму
снежинок, которые слепляются вместе в густые
пушистые хлопья.
Упав на землю, они образуют сугробы»