Применение проектной технологии на интегрированном уроке ОРКСЭ и литературном чтении в 4 классе
Автор: Литвинцева Марина Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ № 71 Населённый пункт: Иркутск Наименование материала: статья Тема: Применение проектной технологии на интегрированном уроке ОРКСЭ и литературном чтении в 4 классе Раздел: начальное образование
Применение проектной технологии на интегрированном уроке ОРКСЭ и
литературном чтении в 4 классе
Я хочу презентовать сценарии интегрированных уроков ОРКСЭ и литературного
чтения в 4 классе по теме «Житие Преподобного Сергия Радонежского» с применением
проектной технологии. Первый урок представлен в виде знакомства с житием Сергия
Радонежского. Второй урок посвящен созданию проекта по этой теме.
Цель данного урока: выяснить, почему Сергия Радонежского причислили к лику
святых.
Планируемые результаты вы видите на слайде.
Предметные: читать текст жития, осознавая и интерпретируя читаемое, толковать
значение непонятных слов и выражений, встретившихся в тексте жития, со словарем и
при помощи учителя.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, опираясь на иллюстрации и
заголовок
произведения,
планировать
свою
работу
на
уроке,
оценивать
достижения
планируемых результатов;
Познавательные:
выделять
необходимую
и
существенную
информацию
из
различных
источников,
в
том
числе
из
устного
рассказа
учителя,
сравнивать
иллюстрации, данные в учебнике, и текст произведения, соотносить их;
Коммуникативные: участвовать в беседе с учителем и одноклассниками, задавать
вопросы по теме урока, работать в группе, распределять обязанности, договариваться,
готовить совместное выступление.
Личностные:
высказывать
толерантное
отношение
к
религиозным
верованиям
других людей.
На первом этапе урока, опираясь на прошлую тему по литературному чтению
«Былины. Три поездки Ильи Муромца», а также
с целью проверки знаний,
детям
предлагается разгадать кроссворд, который размещен на рабочих листах. Ключевое слово
в этом кроссворде – житие.
Далее, используя учебник, а именно просмотр иллюстраций и подписи к ним,
прочтение названия произведения, детям предлагается подумать, о чем пойдет речь на
уроке. С помощью учителя дети формулируют учебную задачу урока - познакомится с
житием о Сергии Радонежском, узнать, почему произведение названо житием. После
этого коллективно составляется план действий для решения учебной задачи. На рабочих
листах дается план с пропущенными словами, необходимо его дополнить.
Например, 1. Знакомство с новым жанром литературы ……..(житие)
2. Знакомство с текстом произведения житие Сергия ……. (Радонежского)
3. Работа с различными источниками …….. (информации)
4. Оценка результатов своей ……..(работы)
4. Далее опираясь на составленный план, переходим к изучению новой темы.
Данный этап следует начать с работы со словарем.
Выбрать из класса одного
ученика,
который
будет
искать
нужную
информацию
в
словаре.
На
этом
этапе
формируются познавательные и коммуникативные
УУД. Полученная информация из
словарей дополняется рассказом учителя, о том,
что такое житие? Когда и кем они
создавались? Зачем писались жития?
Следующем этапом урока является первичное знакомство с произведением на
основе прослушивания аудио приложения к учебнику по литературному чтению.
После прослушивания записи проходит беседа на эмоциональное восприятие и по
содержанию произведения.
Затем
проводится
словарная
работа.
На
рабочих
листах,
в
одном
столбике
написаны слова, в другом их значение, детям необходимо соотнести слово и его значение.
Проверка
правильности
выполнения
этого
задания
проводится
в
парах,
а
затем
по
образцу на слайде.
Следующий этап урока проходит в виде работы с разными видами источников
информации.
По
заранее
приготовленной
учителем
дополнительной
информации,
учебникам по чтению и ОРКСЭ и иллюстрации учебников. Класс делится на группы в
зависимости от задания на рабочем листе.
Задания для групп:
1)
Найти
информацию
о
картине
М.В.
Нестерова
«Видение
отроку
Варфоломею», подготовить краткое сообщение о ней и о работе над картиной художника.
2)
Найти ответ на вопрос «Какое имя получил Варфоломей в монашестве?
Почему Сергия стали называть Радонежским? Подготовить краткое сообщение.
3)
Найти информацию о Свято-Троицкой Сергиевой лавре, подготовить о ней
краткое сообщение.
4)
Найти информацию и коротко рассказать о Куликовской битве и роли Сергия
Радонежского в этом историческом событии
5)
Найти информацию о том, как на Русь пришло христианство, и почему
именно эта религия была выбрана Владимиром для русского народа.
6)
Найти информацию о памятнике Сергию Радонежскому скульптора В.М.
Клыкова, подготовить краткое сообщение.
Каждая группа презентует результаты своей работы в течение 2-3 минут.
В конце урока, с помощью утверждений по шкале оценивания (+,-,?) проводится
самооценка результатов своей работы. Утверждения записаны в рабочих листах:
Я могу рассказать, о том, как появилось христианство на Руси.
Я знаю еще несколько религий и могу их назвать.
Я знаю, как нужно относиться к людям другой религии.
Я могу рассказать о Сергии Радонежском и его жизненном пути.
Я хочу прочитать «Житие Сергия Радонежского» до конца.
Анализ
полученных
результатов
поможет
учителю
спланировать
содержание
следующего урока. Фрагмент, которого я вам сейчас представлю.
На следующем уроке ребята создают проект в виде коллажа по теме данного урока.
В этом поможет просмотр отрывка из мультипликационного фильма «Лебеди Непрядвы».
После просмотра отрывка детям выдаются иллюстрации, им необходимо выбрать
иллюстрации по теме и создать коллаж под названием «Встреча Дмитрия Донского и
Сергия Радонежского».
Таким
образом,
возвращаясь
к
планируемым
предметным
результатам
можно
сделать
вывод,
что
интеграция
уроков
ОРКСЭ
и
литературного
чтения
в
4
классе
является целесообразным.