Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи в группе для детей с интеллектуальной недостаточностью


Автор: Кожемякина Наталья Миндихановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №49 о.в."
Населённый пункт: г.Магнитогорск,Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи в группе для детей с интеллектуальной недостаточностью
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по

развитию речи в группе для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Составила учитель-логопед Кожемякина Н.М.

МДОУ «Д/с № 49 общеобразовательного вида» города Магнитогорска

Сохранение

психофизического

здоровья

дошкольника

является

одним

из

приоритетных

направлений

деятельности

любого

дошкольного

учреждения.

Организация коррекционно-развивающего процесса педагогов группы для детей с

интеллектуальной

недостаточностью

также

основывается

на

выполнении

требований к охране и укреплению здоровья воспитанников, как физического, так и

эмоционально-психологического.

Обеспечение достаточного уровня двигательной активности дошкольников мы

считаем одним из важных условий их физического развития. Для удовлетворения

естественной потребности детей в движении педагогами группы обеспечивается

руководство

двигательной

активностью

дошкольников,

в

том

числе

и

на

логопедических

занятиях.

В

основу

такого

руководства,

прежде

всего,

входит

осуществление

комфортного

эмоционального

состояния

каждого

ребенка

на

занятии, позволяющего обеспечить максимальное развитие детей с недоразвитием

интеллекта в соответствии с их компенсаторными возможностями, мобилизацию

физической и речевой деятельности.

Нами

обязательно

используется

материал

диагностирования

общего

физического развития детей. Учитель-логопед получает сведения о существующих

у детей нарушениях здоровья (нарушения зрения, слуха, осанки, дизартрия). Это

позволяет

учесть

индивидуальные

особенности

каждого

воспитанника

для

создания комфортных условий при обучении и спроектировать индивидуальный

маршрут

развития

ребёнка,

содействующий

сохранению

и

укреплению

его

здоровья.

Следует учесть тот факт, что интеллектуальная недостаточность – это стойкое

нарушение

познавательной

сферы,

возникающее

вследствие

органического

поражения коры головного мозга. Характерной особенностью дефекта является

нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и

деятельности.

Это

выражается

в

нарушении

познавательных

процессов

(ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания), страдают

эмоционально-волевая

сфера,

моторика.

Недоразвитие

психических

процессов

тесно переплетается и имеет причинно-следственную связь с речевыми дефектами.

Не

сформированы

все

компоненты

устной

речи,

касающиеся

фонетико-

фонематической и лексико-грамматической сторон. У умственно отсталого ребенка

в

силу

недоразвития

коры

мозга

медленно

развивается

словарь,

замедленно

формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстрагируются от конкретной

ситуации, их речевая продукция сводится к использованию заученных речевых

шаблонов.

Дети

испытывают

большие

затруднения

в

вербализации

своих

потребностей и желаний, в умении поддерживать диалог. Монологическая речь у

таких дошкольников практически отсутствует. Такие дети нуждаются в особом

подходе.

Правильно

организованная

коррекционно-развивающая

работа

всех

педагогов

наряду

с

медико-гигиеническими

мероприятиями,

обеспечивает

полноценное

здоровье,

предупреждает

развитие

заболеваний

детей

на

самых

ранних стадиях.

Сохранению показателей здоровья и физического развития детей способствует

систематическая организация различных форм работы с детьми на занятиях по

развитию

речи.

Активно

используется

на

коррекционных

занятиях

здоровьесберегающие

технологии:

дыхательные

гимнастики,

артикуляционная

гимнастика, гимнастика для глаз, мимический массаж, элементы релаксационной

терапии,

физкультминутки

и

динамические

паузы.

Все

чаще

используются

цифровые

образовательные

ресурсы

с

целью

стимулирования

эмоциональной

отзывчивости

на

образовательный

процесс

и

снижению

психофизической

утомляемости дошкольников.

Цель логопеда – регулировать учебную и двигательную нагрузку на детей с

интеллектуальной недостаточностью, используя классическую схему организации

коррекционно-развивающего

занятия,

включая

элементы

здоровьеберегающих

технологий.

Для

этого

педагог

использует

методы

и

приемы,

развивающие

конструктивное

эмоциональное

поведение

ребенка,

как

необходимый

элемент

психологического здоровья ребенка. Например, минимальное поощрение за то, что

ребенок пытается, но не может сделать в данном возрасте или по состоянию

дефекта. Перефразирование

мыслей

и

чувств

ребенка,

который

испытывает

затруднение в формулировке. Тем самым педагог подтверждает, что понимает его

(«Ты хотел сказать, что…»).

Интерпретация педагогом того, что хотел сказать

ребенок,

но

не

мог

объяснить,

используя

жесты,

голосоподачу

и

т.д.

(«Да,

пирамидка стоит справа»). Подбадривание и заверение, как бы побуждение ребенка

к дальнейшему общению («Говори смелее, ты же знаешь»). Самораскрытие, когда

педагог показывает на конкретном примере, что у взрослых тоже бывают схожие

ситуации («Я тоже раньше не умела долго дуть в дудочку, но потом я упражнялась,

и у меня получилось»). Призыв к помощи, как вид взаимодействия («Помоги-ка

мне

расставить

игрушки»).

Авансирование,

связанное

с

верой

в

успех

(«В

следующий раз у тебя получится»). Оправданные надежды, связанные с успехом

ребенка («Я знала, что у тебя получится»). Все эти методы и приемы используются

в течение всего занятия на любом из его этапов.

Начиная

занятие,

педагог

устанавливает

эмоциональный

контакт

с

воспитанниками, используя разные виды мотиваций, такие как игра, практическая,

учебно-познавательная. Например, к детям «в гости» приходит Буратино и просит

детей поиграть с ним в игру «Я начну, а ты закончи» (игровая мотивация). Для

реализации

практической

мотивации

логопед

вносит

на

занятие

предметы,

с

которыми дети имеют возможность действовать. Например, бумажную лодочку,

которую

можно

опустить

в

воду,

подуть

на

нее.

Иногда

пришедший

герой

предлагает

узнать

что-то

новое

вместе

с

ним,

так

формируется

учебно-

познавательная мотивация. Например, щенок совсем не знает, как живут дикие

животные,

и

предлагает

детям

сходить

в

лес. Таким

образом,

уже

во

время

организационного

момента

у

детей

создается

эмоционально-положительный

настрой на дальнейшую деятельность.

В занятие логопеда включается самомассаж биологически активных точек и

мимический

массаж.

Комплексы

таких

упражнений

помогают

детям

овладеть

элементарными

приемами

массажа

лицевых

мышц

и

закрепить

знания

по

изучаемой лексической теме. Например, комплекс «Времена года»:

Если солнце пригревает,

В небе ласточка летает,

Поглаживающие движения.

От середины лба к верхней части ушей, от

Стало сухо и тепло –

Значит, лето к нам пришло.

носа к средней части ушей, от середины

подбородка к нижней части ушей.

Если дождь стучит по крыше

То сильней, то тише, тише,

Землю всю листва укрыла –

Значит, осень наступила.

Постукивающие движения.

От середины лба к верхней части ушей, от

носа к средней части ушей, от середины

подбородка к нижней части ушей.

Если вьюга и пурга

Намели вокруг снега

И укутали дома –

Значит, к нам пришла зима.

Спиралевидные движения.

От середины лба к верхней части ушей, от

носа к средней части ушей, от середины

подбородка к нижней части ушей.

Если тает снег и лед,

Ручеек журчит, поет,

Мишке стало не до сна –

Значит, к нам пришла весна.

Поглаживающие движения.

От середины лба к верхней части ушей, от

носа к средней части ушей, от середины

подбородка к нижней части ушей.

Артикуляционная

и

дыхательная

гимнастика

с

элементами

развития

звукопроизношения и фонематического восприятия является также неотъемлемой

частью любого логопедического занятия. Она активизирует работу артикуляторных

мышц и подготавливает артикуляционный аппарат к постановке и правильному

произношению

отсутствующего

или

искаженного

звука,

позволяет

выработать

правильное

речевое

дыхание.

С

детьми

нашей

группы

проводятся

комплексы

упражнений,

позволяющие

решить

и

ряд

других

задач,

а

именно:

улучшить

координацию

движений

пальцев

рук,

совершенствовать

пластику

движений,

научить выражать свои чувства. Такие комплексы связаны с доступными для детей

лексическими

темами.

Например,

при

изучении

темы

«Дикие

животные»

используем:

упражнения для языка:

«Белочка собирает грибы».

Грибы на короткой и длинной ножках.

Присосать язык к небу, открывать и

закрывать рот, не опуская язык.

«Мишка слизывает мед».

Мишка очень любит мед – это знает

весь народ.

Облизать сначала верхнюю губу (язык

« ч а ш еч ко й » ) ,

з а т ем

о б л и з а т ь

верхнюю и нижнюю губы.

упражнения на развитие речевого дыхания и голоса:

«Ежики принюхиваются».

Быстрое носовое дыхание.

«Ежик пыхтит».

Резко произносить: пых-пых-пых.

«Волк воет: У-У-У». Далеко и близко.

Произносить тихо и громко.

пальчиковую гимнастику:

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки

Серому волку,

Белому зайке, рыжей лисичке, бурому мишке.

Хлопаем в ладошки.

Ударяем кулаками друг о друга.

Загибаем по одному пальчику,

начиная с большого.

Динамические паузы и физминутки на логопедическом занятии – это игры на

развитие

общей

и

мелкой

моторики,

целью

которых

является

развитие

речеслуховой,

зрительной

и

двигательной

памяти,

слухового,

зрительного

и

двигательного

внимания,

слухового

и

зрительного

восприятия,

мыслительных

процессов,

лексического

запаса

и

фразовой

речи.

Логопед

подбирает

игровой

материал соответственно изучаемой теме. Например, по теме «Мебель»:

Му-му, я рогатый.

Му-му, я хвостатый.

Му-му, я ушастый.

Му-му, очень страшный.

Му-му, испугаю.

Му-му, забодаю.

Делаем два прыжка, «рожки» из пальцев.

Делаем два прыжка, «хвостик» из руки.

Делаем

два

прыжка,

«ушки»

их

ладошек.

Делаем «рожки», «бодаемся».

При подведении итогов занятия наряду с анализом выполнения коррекционно-

развивающих задач, учитывается эмоциональное состояние детей к концу занятия.

Решению здоровьесберегающих задач способствует создание коррекционно-

развивающей

среды

в

группе:

имеется

«зеленый

уголок»,

уголок

отдыха

и

релаксации, функционируют уголки воды и песка, двигательной активности. Эти

зоны

оснащены

специальным

оборудованием,

которое

логопед

использует

на

разных видах занятий.

Контейнеры

с

водой,

песком,

другим

природным

материалом

позволяют

логопеду расширять активный словарь прилагательными и глаголами. Например,

вода – какая? – Холодная, теплая, мокрая, жидкая. Что можно делать с водой? –

Налить, вылить, перелить, разлить.

Мячи,

воротики,

обручи

(оборудование

для

развития

общей

моторики)

прекрасные

инструменты

в

коррекционной

практике.

Например,

игра

«Мячик

прыгает

ко

мне

по

груди

и

по

спине»

развивает

способность

ребенка

ориентироваться в собственном теле и пространстве и умение координировать

движения и со словами. Дети выполняют задания по инструкции логопеда:

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи,

К левой ступне, не спеша, положи.

Дорожки с разным покрытием (гладкие, шершавые, ребристые) используются

во время проведения динамических пауз. Например, от стола до ширмы педагог

предлагает

детям

пройти

по

ребристой

дорожке,

а

от

ширмы

до

доски

по

шероховатой. Мягкие индивидуальные коврики и аудиоаппаратура необходимы для

проведения релаксации. Комплекс оборудования для развития мелкой моторики рук

(минитренажеры,

массажные

шарики

и

колечки,

конструкторы

и

мозаики)

используются

логопедом

на

индивидуальных

занятиях.

Оборудования

для

дыхательных

упражнений

(султанчики,

ветерки,

дудочки,

свистульки)

необходимый

атрибут

упражнений

по

формированию

воздушной

струи.

Все

перечисленное

оборудование

задействуется

всеми

педагогами,

работающими

в

группе.

Часть

из

них

предоставляется

в

свободную

деятельность

детей

под

контролем взрослых.

Создание

благоприятных

условий

в

группе,

использование

разнообразных

средств

организации

продуктивных

видов

деятельности

дошкольников

с

интеллектуальной недостаточностью способствуют установлению и поддержанию

положительного эмоционального отношения ребенка со сверстниками и педагогами

группы, предупреждению психологической истощаемости каждого ребенка и, как

следствие, поддержанию интереса к учебным занятиям, развитию крупной, мелкой

моторики дошкольников.



В раздел образования