Автор: Кожемякина Наталья Миндихановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №49 о.в."
Населённый пункт: г.Магнитогорск,Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи в группе для детей с интеллектуальной недостаточностью
Раздел: дошкольное образование
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по
развитию речи в группе для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Составила учитель-логопед Кожемякина Н.М.
МДОУ «Д/с № 49 общеобразовательного вида» города Магнитогорска
Сохранение
психофизического
здоровья
дошкольника
является
одним
из
приоритетных
направлений
деятельности
любого
дошкольного
учреждения.
Организация коррекционно-развивающего процесса педагогов группы для детей с
интеллектуальной
недостаточностью
также
основывается
на
выполнении
требований к охране и укреплению здоровья воспитанников, как физического, так и
эмоционально-психологического.
Обеспечение достаточного уровня двигательной активности дошкольников мы
считаем одним из важных условий их физического развития. Для удовлетворения
естественной потребности детей в движении педагогами группы обеспечивается
руководство
двигательной
активностью
дошкольников,
в
том
числе
и
на
логопедических
занятиях.
В
основу
такого
руководства,
прежде
всего,
входит
осуществление
комфортного
эмоционального
состояния
каждого
ребенка
на
занятии, позволяющего обеспечить максимальное развитие детей с недоразвитием
интеллекта в соответствии с их компенсаторными возможностями, мобилизацию
физической и речевой деятельности.
Нами
обязательно
используется
материал
диагностирования
общего
физического развития детей. Учитель-логопед получает сведения о существующих
у детей нарушениях здоровья (нарушения зрения, слуха, осанки, дизартрия). Это
позволяет
учесть
индивидуальные
особенности
каждого
воспитанника
для
создания комфортных условий при обучении и спроектировать индивидуальный
маршрут
развития
ребёнка,
содействующий
сохранению
и
укреплению
его
здоровья.
Следует учесть тот факт, что интеллектуальная недостаточность – это стойкое
нарушение
познавательной
сферы,
возникающее
вследствие
органического
поражения коры головного мозга. Характерной особенностью дефекта является
нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и
деятельности.
Это
выражается
в
нарушении
познавательных
процессов
(ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания), страдают
эмоционально-волевая
сфера,
моторика.
Недоразвитие
психических
процессов
тесно переплетается и имеет причинно-следственную связь с речевыми дефектами.
Не
сформированы
все
компоненты
устной
речи,
касающиеся
фонетико-
фонематической и лексико-грамматической сторон. У умственно отсталого ребенка
в
силу
недоразвития
коры
мозга
медленно
развивается
словарь,
замедленно
формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстрагируются от конкретной
ситуации, их речевая продукция сводится к использованию заученных речевых
шаблонов.
Дети
испытывают
большие
затруднения
в
вербализации
своих
потребностей и желаний, в умении поддерживать диалог. Монологическая речь у
таких дошкольников практически отсутствует. Такие дети нуждаются в особом
подходе.
Правильно
организованная
коррекционно-развивающая
работа
всех
педагогов
наряду
с
медико-гигиеническими
мероприятиями,
обеспечивает
полноценное
здоровье,
предупреждает
развитие
заболеваний
детей
на
самых
ранних стадиях.
Сохранению показателей здоровья и физического развития детей способствует
систематическая организация различных форм работы с детьми на занятиях по
развитию
речи.
Активно
используется
на
коррекционных
занятиях
здоровьесберегающие
технологии:
дыхательные
гимнастики,
артикуляционная
гимнастика, гимнастика для глаз, мимический массаж, элементы релаксационной
терапии,
физкультминутки
и
динамические
паузы.
Все
чаще
используются
цифровые
образовательные
ресурсы
с
целью
стимулирования
эмоциональной
отзывчивости
на
образовательный
процесс
и
снижению
психофизической
утомляемости дошкольников.
Цель логопеда – регулировать учебную и двигательную нагрузку на детей с
интеллектуальной недостаточностью, используя классическую схему организации
коррекционно-развивающего
занятия,
включая
элементы
здоровьеберегающих
технологий.
Для
этого
педагог
использует
методы
и
приемы,
развивающие
конструктивное
эмоциональное
поведение
ребенка,
как
необходимый
элемент
психологического здоровья ребенка. Например, минимальное поощрение за то, что
ребенок пытается, но не может сделать в данном возрасте или по состоянию
дефекта. Перефразирование
мыслей
и
чувств
ребенка,
который
испытывает
затруднение в формулировке. Тем самым педагог подтверждает, что понимает его
(«Ты хотел сказать, что…»).
Интерпретация педагогом того, что хотел сказать
ребенок,
но
не
мог
объяснить,
используя
жесты,
голосоподачу
и
т.д.
(«Да,
пирамидка стоит справа»). Подбадривание и заверение, как бы побуждение ребенка
к дальнейшему общению («Говори смелее, ты же знаешь»). Самораскрытие, когда
педагог показывает на конкретном примере, что у взрослых тоже бывают схожие
ситуации («Я тоже раньше не умела долго дуть в дудочку, но потом я упражнялась,
и у меня получилось»). Призыв к помощи, как вид взаимодействия («Помоги-ка
мне
расставить
игрушки»).
Авансирование,
связанное
с
верой
в
успех
(«В
следующий раз у тебя получится»). Оправданные надежды, связанные с успехом
ребенка («Я знала, что у тебя получится»). Все эти методы и приемы используются
в течение всего занятия на любом из его этапов.
Начиная
занятие,
педагог
устанавливает
эмоциональный
контакт
с
воспитанниками, используя разные виды мотиваций, такие как игра, практическая,
учебно-познавательная. Например, к детям «в гости» приходит Буратино и просит
детей поиграть с ним в игру «Я начну, а ты закончи» (игровая мотивация). Для
реализации
практической
мотивации
логопед
вносит
на
занятие
предметы,
с
которыми дети имеют возможность действовать. Например, бумажную лодочку,
которую
можно
опустить
в
воду,
подуть
на
нее.
Иногда
пришедший
герой
предлагает
узнать
что-то
новое
вместе
с
ним,
так
формируется
учебно-
познавательная мотивация. Например, щенок совсем не знает, как живут дикие
животные,
и
предлагает
детям
сходить
в
лес. Таким
образом,
уже
во
время
организационного
момента
у
детей
создается
эмоционально-положительный
настрой на дальнейшую деятельность.
В занятие логопеда включается самомассаж биологически активных точек и
мимический
массаж.
Комплексы
таких
упражнений
помогают
детям
овладеть
элементарными
приемами
массажа
лицевых
мышц
и
закрепить
знания
по
изучаемой лексической теме. Например, комплекс «Времена года»:
Если солнце пригревает,
В небе ласточка летает,
Поглаживающие движения.
От середины лба к верхней части ушей, от
Стало сухо и тепло –
Значит, лето к нам пришло.
носа к средней части ушей, от середины
подбородка к нижней части ушей.
Если дождь стучит по крыше
То сильней, то тише, тише,
Землю всю листва укрыла –
Значит, осень наступила.
Постукивающие движения.
От середины лба к верхней части ушей, от
носа к средней части ушей, от середины
подбородка к нижней части ушей.
Если вьюга и пурга
Намели вокруг снега
И укутали дома –
Значит, к нам пришла зима.
Спиралевидные движения.
От середины лба к верхней части ушей, от
носа к средней части ушей, от середины
подбородка к нижней части ушей.
Если тает снег и лед,
Ручеек журчит, поет,
Мишке стало не до сна –
Значит, к нам пришла весна.
Поглаживающие движения.
От середины лба к верхней части ушей, от
носа к средней части ушей, от середины
подбородка к нижней части ушей.
Артикуляционная
и
дыхательная
гимнастика
с
элементами
развития
звукопроизношения и фонематического восприятия является также неотъемлемой
частью любого логопедического занятия. Она активизирует работу артикуляторных
мышц и подготавливает артикуляционный аппарат к постановке и правильному
произношению
отсутствующего
или
искаженного
звука,
позволяет
выработать
правильное
речевое
дыхание.
С
детьми
нашей
группы
проводятся
комплексы
упражнений,
позволяющие
решить
и
ряд
других
задач,
а
именно:
улучшить
координацию
движений
пальцев
рук,
совершенствовать
пластику
движений,
научить выражать свои чувства. Такие комплексы связаны с доступными для детей
лексическими
темами.
Например,
при
изучении
темы
«Дикие
животные»
используем:
упражнения для языка:
«Белочка собирает грибы».
Грибы на короткой и длинной ножках.
Присосать язык к небу, открывать и
закрывать рот, не опуская язык.
«Мишка слизывает мед».
Мишка очень любит мед – это знает
весь народ.
Облизать сначала верхнюю губу (язык
« ч а ш еч ко й » ) ,
з а т ем
о б л и з а т ь
верхнюю и нижнюю губы.
упражнения на развитие речевого дыхания и голоса:
«Ежики принюхиваются».
Быстрое носовое дыхание.
«Ежик пыхтит».
Резко произносить: пых-пых-пых.
«Волк воет: У-У-У». Далеко и близко.
Произносить тихо и громко.
пальчиковую гимнастику:
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
Серому волку,
Белому зайке, рыжей лисичке, бурому мишке.
Хлопаем в ладошки.
Ударяем кулаками друг о друга.
Загибаем по одному пальчику,
начиная с большого.
Динамические паузы и физминутки на логопедическом занятии – это игры на
развитие
общей
и
мелкой
моторики,
целью
которых
является
развитие
речеслуховой,
зрительной
и
двигательной
памяти,
слухового,
зрительного
и
двигательного
внимания,
слухового
и
зрительного
восприятия,
мыслительных
процессов,
лексического
запаса
и
фразовой
речи.
Логопед
подбирает
игровой
материал соответственно изучаемой теме. Например, по теме «Мебель»:
Му-му, я рогатый.
Му-му, я хвостатый.
Му-му, я ушастый.
Му-му, очень страшный.
Му-му, испугаю.
Му-му, забодаю.
Делаем два прыжка, «рожки» из пальцев.
Делаем два прыжка, «хвостик» из руки.
Делаем
два
прыжка,
«ушки»
их
ладошек.
Делаем «рожки», «бодаемся».
При подведении итогов занятия наряду с анализом выполнения коррекционно-
развивающих задач, учитывается эмоциональное состояние детей к концу занятия.
Решению здоровьесберегающих задач способствует создание коррекционно-
развивающей
среды
в
группе:
имеется
«зеленый
уголок»,
уголок
отдыха
и
релаксации, функционируют уголки воды и песка, двигательной активности. Эти
зоны
оснащены
специальным
оборудованием,
которое
логопед
использует
на
разных видах занятий.
Контейнеры
с
водой,
песком,
другим
природным
материалом
позволяют
логопеду расширять активный словарь прилагательными и глаголами. Например,
вода – какая? – Холодная, теплая, мокрая, жидкая. Что можно делать с водой? –
Налить, вылить, перелить, разлить.
Мячи,
воротики,
обручи
(оборудование
для
развития
общей
моторики)
–
прекрасные
инструменты
в
коррекционной
практике.
Например,
игра
«Мячик
прыгает
ко
мне
–
по
груди
и
по
спине»
развивает
способность
ребенка
ориентироваться в собственном теле и пространстве и умение координировать
движения и со словами. Дети выполняют задания по инструкции логопеда:
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи,
К левой ступне, не спеша, положи.
Дорожки с разным покрытием (гладкие, шершавые, ребристые) используются
во время проведения динамических пауз. Например, от стола до ширмы педагог
предлагает
детям
пройти
по
ребристой
дорожке,
а
от
ширмы
до
доски
–
по
шероховатой. Мягкие индивидуальные коврики и аудиоаппаратура необходимы для
проведения релаксации. Комплекс оборудования для развития мелкой моторики рук
(минитренажеры,
массажные
шарики
и
колечки,
конструкторы
и
мозаики)
используются
логопедом
на
индивидуальных
занятиях.
Оборудования
для
дыхательных
упражнений
(султанчики,
ветерки,
дудочки,
свистульки)
–
необходимый
атрибут
упражнений
по
формированию
воздушной
струи.
Все
перечисленное
оборудование
задействуется
всеми
педагогами,
работающими
в
группе.
Часть
из
них
предоставляется
в
свободную
деятельность
детей
под
контролем взрослых.
Создание
благоприятных
условий
в
группе,
использование
разнообразных
средств
организации
продуктивных
видов
деятельности
дошкольников
с
интеллектуальной недостаточностью способствуют установлению и поддержанию
положительного эмоционального отношения ребенка со сверстниками и педагогами
группы, предупреждению психологической истощаемости каждого ребенка и, как
следствие, поддержанию интереса к учебным занятиям, развитию крупной, мелкой
моторики дошкольников.