Автор: Левыкина Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа города Билибино Чукотского автономного округа".
Населённый пункт: Билибино
Наименование материала: статья
Тема: Система самоуправления в начальной школе
Раздел: начальное образование
Двенадцатые муниципальные Керековские педагогические чтения
работников образовательных организаций
Билибинского муниципального района
Самоуправление в начальной школе как одна из практик воспитания в
инновационном пространстве образовательной организации
Левыкина Елена Александровна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ г. Билибино ЧАО»
2019год
Сегодня каждый творчески работающий учитель не мыслит результативности
своей работы без содружества с детским коллективом, без обучения детей навыкам
коллективной работы, развития их творческих инициатив.
Самоуправление в классе - необходимый компонент современного воспитания.
Его цель в современных условиях - адаптация школьников к непрерывно
изменяющимся жизненным условиям.
Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их
ответственности и самостоятельности.
Как учитель начальных классов думаю, что моя обязанность - заложить основы
самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети смогли
самостоятельно
решать
многие
вопросы,
возникающие
в
школьной
жизни.
В
младшем
школьном
возрасте
у
учащихся
можно
сформировать
активную
жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
Многие
классные
руководители
предлагают
осуществлять
самоуправление
в
начальных
классах
в
форме
сказочного
королевства,
космического
экипажа,
внеземной
цивилизации,
или
путешествия
в
далёкую
страну.
Начиная
свою
педагогическую деятельность, я тоже брала за основу эту идею. Так родились
«Звездный экипаж»,
«Цветочный город», «Зажги свою звезду», «Алые паруса»,
«Тимуровцы».
Но теперь я считаю, что можно использовать более серьёзные
формы детского самоуправления, в которых младший школьник сможет примерить
на себе реальные социальные роли, а не роли сказочных персонажей. Этот опыт
поможет лучше социализироваться в обществе.
Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать,
организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении
вопросов
школьной
жизни,
проводить
мероприятия,
которые
им
интересны.
Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства
сопричастности
ко
всему
происходящему
в
классе,
школе,
а
значит,
и
к
происходящему
в
стране.
Это
возможность
продемонстрировать
уникальность
своей
личности,
накопить
опыт
общения,
преодоления
трудностей,
испытать
ответственность
за
свои
поступки,
освоить
общественный
опыт,
научиться
сотрудничеству с людьми.
Моя
задача,
как
классного
руководителя
-
научить
ученика
быть
самостоятельным, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои
права. Свою задачу как классный руководитель вижу в оказании помощи ученикам
организовать
самоуправление
и
научить
их
в
нем
работать,
постепенно
предоставляя
детям
все
больше
самостоятельности;
помогать
каждому
при
подготовке любого дела; выстраивать доверительные отношения с детьми.
Систему классного самоуправления начинаю формировать в 1 классе сразу, как
только дети приходят в школу. В этом учебном году я набрала первый класс. Уже с
первых
недель
школьной
жизни
постепенно
знакомлю
детей
с
различными
органами самоуправления, не углубляясь в теорию, так как дети еще совсем малы.
Так
появились
дежурные,
обязанность
которых
ежедневно
сдавать
рапорт
в
начале дня. Цель рапорта: выявление отсутствующих, неготовых к уроку, проверка
сдачи тетрадей, так же дети в это время отрабатывают знание порядкового счета,
что, несомненно, поможет им на уроках математики. В классе работает физорг. Его
обязанность
ежедневная
утренняя
зарядка.
Первую
неделю
роль
физорга
выполняла я, когда группу упражнений запомнили дети, эту функцию передала
ребенку. У учителя появилась дополнительная минутка для подготовки к уроку. Так
же в классе работает Общепит. Его роль напоминать детям о необходимости мыть
руки перед приемом пищи, следить за порядком в столовой. Появилась должность
библиотекаря.
Ребенку
по
силам
проверять
наличие
обложек
и
закладок
в
учебниках,
следить
за
классной
библиотечкой,
напоминать
одноклассникам
о
бережном отношении к книге. В октябре прошло первое открытое мероприятие
«Здравствуй
осень!»,
при
подготовке
к
этому
мероприятию
выявились
дети,
готовые заменить учителя, при разучивании танцев, они быстро схватывают
и
запоминают показанные учителем движения. Так в классе появились хореографы.
Это только первые ступеньки к становлению самоуправления в классе, но они уже
имеют свои плоды. Затем постепенно мы сформируем группы. Группы объединяют
в своем составе учеников на основе общих интересов и существующих между
ними
дружеских
отношений.
Каждый
ученик
класса
обязательно
является
участником какой-либо группы.
1.Совет класса. К концу первого полугодия, когда дети уже хорошо познакомятся и
проявят себя в различных видах деятельности, планирую провести игру «Выборы».
Кандидаты
в
старосты
класса
пройдут
3
этапа:
выдвижение
кандидатуры,
выступление перед коллективом класса со своей программой, голосование. Роль
старосты:
Замещает классного руководителя в его отсутствие.
Отвечает за состояние дисциплины на уроке.
Обеспечивает связь класса с учителями.
Является представителем класса в школьных органах.
Координирует работу органов ученического самоуправления в классе.
Совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть
(на основе предложений учащихся);
Формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий.
У старосты обязательно есть помощник. Помощник старосты выполняет функции
старосты в его отсутствие, а также является представителем класса в системе
школьного самоуправления.
2.Сектор «Учебный»
Осуществляет контроль за наличием у учеников формы, соответствующей
официально-деловому стилю.
Ведет контроль за успеваемостью.
Организует помощь отстающим в учёбе.
Следит за наличием и проверкой дневников
Занимается
формированием
команд
для
участия
в
викторинах,
интеллектуальных марафонах.
Готовит интересные тематические классные часы, викторины.
Знакомит с современными достижениями науки и культуры
3. Сектор «Порядок» Завхоз и дежурные по классу.
.Организует
дежурство
по
классу:
составляет
график
дежурства,
своевременно
сообщает
одноклассникам
о
предстоящем
дежурстве
и
напоминает о нем.
Отвечает
перед
учителями
за
подготовку
кабинета
к
каждому
уроку:
проветривание, расстановку мебели, чистоту подоконников, доски.
Отвечает за участие класса в трудовых акциях.
Организует проверку результатов дежурства в конце дня
Организует класс на субботники, генеральные уборки.
Ведет беседы о чистоте, несет контроль за второй обувью.
4.Сектор «Спорт». Физорг.
Занимается организацией спортивно-оздоровительной работы: обеспечивает
участие класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях, формированием
команд.
Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех
планируемых в школе спортивных мероприятиях.
Несет ответственность за проведение физкультминуток на уроках.
5.Сектор «Досуг» Хореограф, вокалист, библиотекарь.
Занимается подбором необходимого материала для разработки и подготовки
сц ен ар и ев
ш кол ь н ы х
п р азд н и ко в ,
н ом ер о в
худ ож е с т в е н н о й
самодеятельности, подбором музыкального материала;
Организует музыкальные конкурсы и вечера в школе и классе
6.Сектор «Редактор»
Занимается
сбором
информации
и
несет
ответственность
за
выпуск
поздравительных, тематических стенгазет или по результатам классных дел;
Занимается оформлением классного кабинета;
Несет ответственность за оформление классного уголка;
Занимается подбором материала (фото-, видео-, аудио праздников, поездок,
выступлений) для книги-летописи класса.
Отвечает за организацию и проведение конкурсов рисунков, плакатов в
классе;
7.Сектор «Забота». Общепит. Помощник медсестры.
сдаёт медицинские справки в медкабинет
отвечает за дисциплину в столовой
готовит сообщения, устные журналы, просмотр презентаций о здоровом
образе жизни
для
одноклассников
в
период
эпидемий
болезней
готовят
сообщения
о
профилактике заболевания
Выполняя общественное поручение, ребенок приобретает социальный опыт,
необходимый
для
становления
гражданственности,
навыки
общественной
деятельности,
уроки
демократической
культуры.
Это
способствует
духовному
росту учащегося, расширяет круг его запросов, повышает личную ответственность.
При
распределении
поручений
я
учитываю
возрастные
и
индивидуальные
особенности
ребенка,
его
интересы
и
способности,
которые
постоянно
и
постепенно развиваю и усложняю содержанием поручений, расширяю права и
обязанности учащегося.
Данную модель самоуправления апробировала на предыдущем своем выпуске.
Дети активно проявляли себя в классной, школьной и внешкольной деятельности.
Класс активно участвовал в мероприятиях различного уровня. Дважды являлся
победителем муниципального конкурса видеороликов «Самый классный класс»,
дважды вместе с классным руководителем являлся победителями муниципального
конкурса педагогического мастерства, за 4 года обучения подготовлено и проведено
более 15 открытых мероприятий совместно с родителями.
В настоящее время дети успешно прошли период адаптации в 5 классе,
продолжают проявлять активную жизненную позицию, поддерживают хорошие
дружеские отношения в классном коллективе.
Школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном
коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и
самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни
будет
инициативным
и
самостоятельным
членом
общества.
Моя
задача
дать
возможность ребенку попробовать себя в разных ролях, проявить себя, найти свое
место и при этом самое главное - оставаться человеком.