Напоминание

Программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать"


Автор: Николенко Елена Анатольевна
Должность: заместитель директора по увр, учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 24
Населённый пункт: Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: Программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать"
Раздел: среднее образование





Назад




Программа

курса внеурочной деятельности по географии

(8 класс)

«Хочу всё знать!»

В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного

и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед школой в

условиях

модернизации

образования,

-

вооружить

обучающихся

осознанными,

прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление.

У каждого учителя в процессе работы возникает множество вопросов. Как

пробудить у школьника исследовательский интерес? Какими должны быть созданные

условия,

способствующие

формированию

у

обучающихся

умения

работать

самостоятельно?

В

школе

закладываются

основы

развития

думающей,

самостоятельной,

творческой личности. У детей пробуждается желание открывать что-то для себя

новое, им интересны те факты, о которых они не услышали на уроках, их не

удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке. Эти

ребята

читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут

ответы

на

свои

вопросы

в

различных

областях

знаний.

Педагогу

очень

важно

выявить именно тех обучающихся, которые интересуются различными аспектами в

его

предметной

области,

помочь

ребёнку

наиболее

полно

раскрыть

свои

способности.

Географии

принадлежит

одно

из

ведущих

мест

в

обучении

мышлению

и

формировании познавательной активности обучающихся.

Добиться появления у обучающихся познавательного интереса и активизации

мышления

можно

двумя

взаимосвязанными

путями:

через

содержание

учебного

материала и через организацию внеурочной деятельности учащихся

Олимпиады

являются

одной

из

популярных

форм

внеурочной

работы

по

географии,

представляют

собой

логическое

продолжение

учебной

деятельности

школьников. Этот массовый вид соревнований позволяет проверить не только знания

и умения по географии, но и особенно опыт творческой деятельности, эмоциональ-

но-ценностное

отношение

учащихся

к

действительности.

Состязательность,

эмоциональное переживание, волевое напряжение, проверка своих возможностей

являются потребностью школьников. Олимпиада, воздействуя на мотивационную

сферу учащихся, способствует осознанию многоаспектной ценности полученных

географических знаний. К этим выводам приводят анализы ответов учащихся на

вопрос: «Чем привлекает Вас олимпиада?» Вот ответы некоторых учащихся: «Же-

ланием

выиграть»,

«Хочу

себя

проверить»,

«Интересно

узнать,

какие

будут

вопросы», «Мне интересно, привлекает необычная обстановка во время олимпиады».

Из ответов становится ясно, что побудительным мотивом является познавательный

интерес.

Когда

мы

слышим

слово

«олимпиада»,

то

ассоциируем

его

с

сильными

учащимися,

отличниками.

Подобный

подход

оправдан,

если

речь

идет

о

региональных,

Всероссийских

и

Международных

очных

олимпиадах.

На

таких

уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих

учащихся, определение сильнейших из них. Но победителем олимпиады может стать

не только сильный учащийся, но и

школьник, хорошо ориентированный в одной

предметной обрасти - географии.

Всем одарённым детям свойственна потребность в знаниях. Главная задача

педагога – вовремя заметить проявление талантливости у детей, заметить «искорку

любознательности», создать условия для их развития.

Основная цель олимпиад:

выявление талантливых ребят;

развитие

творческих

способностей

и

интереса

к

научно-исследовательской

деятельности;

создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;

распространение научных знаний среди молодежи.

Олимпиады готовят учащихся к жизни в современных условиях, в условиях

конкуренции. Победы учащихся на олимпиадах международного и всероссийского

уровней являются достаточным основанием для зачисления в ВУЗы на льготных

условиях.

Главное при подготовке к олимпиаде, заинтересовать ребят духом соревнования,

включить

элементы

подготовки

в

уроки,

во

внеурочную

и

внеклассную

работу.

Олимпиадные задачи, как правило, отличаются повышенным уровнем сложности. Они

нужнее не столько для того, чтобы проконтролировать знания, сколько проверить их

умение логически мыслить, делать собственные заключения и прогнозы. Организуя

олимпиады по географии, главное внимание педагог должен уделить подготовке к ним.

Курс внеурочной деятельности по географии «Хочу всё знать!» разработан для

учащихся 8-х классов на 35 часов.

Данный

курс

направлен

на

создание ситуации

успеха,

развитие

интереса

учащихся

к

изучению

предмета. Содержание

курса

внеурочной

деятельности

позволяет расширять кругозор обучающихся,

знакомить их с задачами предметных

уровней и предоставить возможность сравнить свои успехи в изучении географии с

успехами своих ровесников.

Курс

«Хочу

всё

знать!»

представляется

особенно

актуальным,

так

как

вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, а также способствует

формированию у учащихся УУД.

Данный курс имеет существенное образовательное значение для дальнейшего

изучения географии. Важная особенность предложенного курса заключается в том,

что

на

первых

занятиях

обучающиеся

самостоятельно

фиксируют

собственные

затруднения через решение олимпиадных заданий, а в процессе прохождения курса

они выстраивают собственный индивидуальный маршрут выхода из затруднений

через разработку и презентацию

проектов виртуальных путешествий, которые

способствуют расширению их собственного кругозора. При этом важно отметить,

что подготовка к олимпиадам проходит нестандартным методом, а через проектную

и поисковую деятельность. Важным аспектом данной программы является то, что

расширению

знаний

учащихся

в

области

краеведческого

и

экологического

компонентов способствуют экскурсии на станцию юных натуралистов, в историко-

культурный

центр

МБУ

«Старый

Сургут»

и

МБУ

«Краеведческий

музей».

Тематические выставки социальных партнёров и содержание курса несёт в себе

общезначимую культурологическую направленность, способствует формированию

всесторонне образованной личности.

Содержание

курса

предполагает

работу

с

различными

источниками

информации: картографическими (топографической и географическими картами),

текстовыми

(текстом

учебников,

дополнительной

литературой),

диаграммами,

рисунками, схемами, статистическими данными. При организации занятий создается

ситуация, в которой каждый ученик может выполнить индивидуальную работу и

принять участие в групповой работе.

Использование активных форм и методов обучения: занятие – соревнование,

деловая игра, географическое лото, исследовательская работа, проект, способствует

интеллектуальному и творческому развитию подростка.

Цель: развитие общей географической культуры, географического мышления,

ценностных ориентаций, одарённости учащихся через расширение их кругозора.

Задачи:

1.

развивать познавательную активность учащихся;

2.

развивать

навыки

самостоятельной

работы

с

различными

источниками

географической информации;

3.

развивать сотрудничество с социальными партнёрам;

4.

повышать

мотивацию

к

изучению

предмета

посредством

выполнения

творческих практических заданий;

5.

учить работать (читать, составлять, анализировать и т.д.) с

опорными

схемами, конспектами, таблицами, статистическими материалами;

6.

способствовать формированию картографической грамотности;

7.

развивать

умение

с

достаточной

полнотой

и

точностью

выражать

свои

мысли.

Предполагаемые результаты:

Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких

детей.

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательно

й области географии.

Наличие социальных партнёров

Участие и победители (призёры) в предметных олимпиадах.

Повышение качества подготовки учащихся на всех этапах олимпиады.

Повышение

качества

подготовленности

учащихся

к

олимпиадам

по

географии на всех этапах.

Формируемые УУД:

Личностные

установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её

мотивом;

нравственно-этическая

ориентация,

в

том

числе,

и

оценивание

усваиваемого

содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее

личностный моральный выбор.

Регулятивные

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и

усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планирование;

контроль в

форме

сличения

способа

действия

и

его

результата

с

целью

обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ

действия;

оценка (выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё

нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

оценка результатов работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

(к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач

с

использованием

общедоступных

в

начальной

школе

инструментов

ИКТ

и

источников информации;

осознанное

и

произвольное

построение

речевого

высказывания

в

устной

и

письменной форме;

рефлексия

способов

и

условий

действия,

контроль

и

оценка

процесса

и

результатов деятельности;

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового

характера;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Коммуникативные

планирование

учебного

сотрудничества

с

учителем

и

сверстниками

определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка

вопросов

инициативное

сотрудничество

в

поиске

и

сборе

информации;

разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка

альтернативных

способов

разрешения

конфликта,

принятие

решения

и

его

реализация;

управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии

с

задачами

и

условиями

коммуникации;

владение

монологической

и

диалогической

формами

речи

в

соответствии

с

грамматическими

и

синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Учебно-тематический план

Наименование

В том числе

Всего

часов

лекция

практикум

Семинар/

экскурсия

1.

Введение.

1

1

2.

Решение, анализ и нахождение проблем в

решении олимпиадных заданий.

2

1

3.

Построение плана выхода из затруднений

через

организацию

путешествий

в

мир

географии.

1

4.

Современные географические карты.

2

1

1

5.

Географические

методы

изучения

и

исследования Земли.

2

1

1

6.

Имена на географических картах.

3

1

2

7.

Ориентир на путешествие. Что я должен

знать, что я должен взять!

10

2

7

8.

Путешествуем.

10

4

9.

Участие в дистанционных олимпиадах

4

4

ИТОГО

35

6

20

9

Содержание программы.

1.Введение (1час).

Для

чего

необходим

курс

внеурочной

деятельности

«Хочу

всё

знать».

Обзор

основных тем курса. Особенности прохождения курса – научный поиск, проекты,

путешествия.

2. Решение олимпиадных работ за предыдущие учебные года. Анализ затруднений.

«Что должен знать участник олимпиады».

3. Построение плана выхода (индивидуального маршрута) из затруднений через

организацию путешествий в мир географии.

4.

Современные

географические

карты.

Карта

второй

язык

географии.

Нахождение информации о географических объектах по картам, чтение легенды

карты. Анализ, характеристика и сравнение карт.

5. Географические методы изучения и

исследования Земли. Углубление знаний о

методах изучения и исследований Земли. Методы географических исследований —

способы получения географической информации. Основные методы географических

исследований:

картографический,

исторический,

статистический,

экономико-

математический, географического районирования,

сравнительно-географический,

полевых исследований и наблюдений, дистанционных наблюдений, географического

моделирования, географического прогноза.

Географические приборы для изучения природных процессов – компас, термометр,

анемометр, барометр, гигрометр и т.д.

6. Имена на географических картах. Используя различные источники информации

составление

ленты

времени

«История

исследований

и

открытий

в

области

географии». Презентация и защита лент времени.

7. Ориентир на путешествие. Что я должен знать, что я должен взять! Разработка

маршрутов путешествий. Изучение карт. Прокладывание маршрутов. Нахождение

информации о географических объектах из различных источников,

с которыми

встречаемся

во

время

путешествий.

Составление

характеристик

этих

географических объектов.

8. Путешествуем. Разработка и защита проектов собственных путешествий в мире

географии, с подробным описанием и характеристикой каждого географического

объекта, природы, нахождением интересных фактов. Экскурсии на станциею юных

натуралистов,

в

историко-культурный

центр

МБУ

«Старый

Сургут»

и

МБУ

«Краеведческий музей» для получения дополнительных знаний краеведческого и

экологического компонента.

9. Участие в дистанционных олимпиадах.

Формы и виды учебной деятельности на занятиях курса:

словесные (наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и

фактических знаний, а их применение способствует развитию логического

мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности);

наглядные (наиболее успешно решают задачу развития образного мышления,

познавательного интереса);

практические,

проблемно-поисковые

и

методы

самостоятельной

работы

(применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и

способствует

совершенствованию

умений

практической

деятельности

в

конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного

интереса);

репродуктивные (необходимы для получения фактических знаний, развития

наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда);

индуктивные

и

дедуктивные

(оптимальное

чередование

которых

преобладанием

индуктивных)

обеспечит

сохранение

логики

содержания

и

будет способствовать развитию логического и предметного мышления).

Основные виды деятельности.

1.

Работа с картой, дополнительными источниками информации

2.

Разработка и презентация проектов виртуальных путешествий.

3.

Анализ и составление карт с маршрутами собственных путешествий.

4.

Установление

аналогий,

классифицирование,

самостоятельное

определение

видов

картографических

проекций

и

способов

картографического

изображения, умение создавать обобщения.

Формы организации занятий: коллективная, парная, групповая.

Виды

занятий:

экскурсии

в

образовательные

и

культурные

организации

города,

заочная

экскурсия,

игровой

урок,

урок-путешествие,

защита

проектов

и

исследовательских

работ,

инсценированный

урок,

круглый

стол,

семинар,

урок-

исследование, урок-зачет.

Литература.

1.

Андреев В.Н. Предметная неделя географии в школе/В.А. Андреев. – Изд. 4-е –

Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 220 с.

2.

Галеева Н.Л.,Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха на уроках

географии. – М.: «5 за знания», 2007. – 2007. – 128 с.

3.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников Методический

конструктор: пособие для учителя – М., Просвещение, 2010г.

4.

Николина

В.В.,Липкина

Е.К.

География.

Проекты

и

творческие

работы.

Пособие

для

учителей

общеобразовательных

учреждений,

Москва,

«Просвещение», 2012.

5.

Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение,

2011.

6.

Ресурсы интернет.

7.

Н.А.Северин

«Отечественные

путешественники

и

исследователи».

Москва

1955г.

8.

Тарасов А.К. Веселый урок. География. Смоленск.: Русич, 2011.

9.

Энциклопедический

словарь

юного

географа-краеведа.

Составитель

Г.В.

Карпов, М.: Педагогика, 2012.

10.Якубович

В.И.

и

Смирнова

Г.А.

Записки

географического

клуба

М.:

Просвещение, 2013.



В раздел образования