Автор: Чикова Нина Георгиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа "№ 6"
Населённый пункт: Забайкальский край, г. Чита
Наименование материала: статья
Тема: Работа школьников с таблицей на уроках литературы
Раздел: полное образование
Чикова Нина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Г. Чита, Забайкальского края
Работа школьников с таблицей на уроках литературы
Главное для учителя на уроке – интерес в глазах учеников. Вызвать
этот интерес могут интригующая проблема, неожиданная интерпретация
самого обычного факта, а удержать этот интерес поможет лишь личное
неформальное участие в работе на уроке, когда он сам «добывает»
знания, систематизирует их.
По литературе в старших классах к некоторым урокам нужно
подготовить очень большой по объёму материал. Например, в литературе
десятого класса есть тема «Основные этапы жизни и творчества А. С.
Пушкина» (учебник «Литература 10 класс» в трёх частях под редакцией
Г. Н. Ионина и Г. И. Беленького, часть первая, стр. 45 – 71 ). Биография и
творчество А. С. Пушкина фрагментарно изучаются с первого класса.
Неужели всё это снова поэтапно рассматривать? Думаю, не стоит.
Предлагаю обучающимся в качестве домашнего задания - заполнить такую
таблицу.
этап
(годы
названи
е)
близкие
люди,
окружение
общая
характеристи
ка этапа
основные
произведен
ия
особенности
творчества
1
этап
(1799
–
1811)
Детство
«Три
П у шк и н а
в
Москве, и все
они – поэты»,
-
К .
Н .
Батюшков.
(отец, дядя и
родственник
поэта). К. Н.
Батюшков, В.
А.
Жуковский,
Н .
М .
Карамзин…
Образованней
ша я
с е м ь я ,
прекрасная
библиотека,
искренняя
любовь
бабушки.
___
____
_______
__
2
этап
Друзья:
Богатая
1813
–
«К *открытое
приятие
(1811
–
1 8 1 6
)
Лицей
В.Кюхельбеке
р, А. Дельвиг,
И .
П у щ и н
(будущие
декабристы);
профессор
истории
Куницын.
библиотека,
энергичная
спортивная
подготовка,
недопустимос
ть
телесных
наказаний;
в с ё
о ч е н ь
насыщенно, в
строгом
режиме; с 13
л е т
н а ч а л
писать стихи.
Наталье»
;
1814
–
«К
другу-
стихотворц
у»
(первое
появившеес
я в печати) ;
1 8 1 4
–
«Воспомин
а - н и я
в
Царском
С е л е »
;
1 8 1 6
–
«Певец».
л и т е р а т у р ы :
и
р у с с к о й ,
и
ф р а н ц у з с к о й ,
и
старой,
и
новой,
и
светской,
и
родного
фольклора;
*начал с подражания
всему,
что
застал
в
русской поэзии, и это
обусловило
*многожанровость
:
« К
д р у г у -
с т и х о т в о р ц у »
-
лёгкое
стихотворение;
«Тень Фонвизина» -
литературная
пародия; «Лицинию»
- сатира; «Монах» -
поэма ;
«Под вечер
осенью ненастной» -
мещанский романс ;
* 1816 – 1817 годы –
ю н о м у
п о э т у
о с о бе н н о
б л и з к а
лирика Жуковского.
Таблица,
конечно
же,
не
закончена, но принцип составления
понятен. Составление такой таблицы разовьёт навыки старшеклассников
по выделению и осмыслению в большом теоретическом материале
главного, научит систематизировать информацию.
Задание
можно
дифференцировать:
некоторым
учащимся
в
соответствии с их подготовленностью и желанием можно дать задание
составить таблицу, но исключить последний раздел.
Живо и интересно проходят уроки литературы в 6 классе (учебник
«Литература
6
класс»
в
двух
частях,
автор – составитель
Г. И.
Беленький ). Тема – «О смешном в литературе». На предыдущем уроке
учитель знакомит ребят с понятием «комическое», с разновидностями
комического,
с
основными
приёмами
создания
комического
в
художественном произведении.
Следующий урок можно провести по теме «Приёмы комического в
рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника».
На
доске
заготовить
простую
таблицу
из
двух
столбиков,
соответствующих главным героям рассказа. Предлагаю примерный вид
этой таблицы.
чиновник Червяков
генерал Бризжалов
извинение 1
( в театре )
-Извините,..я
вас
обрызгал…я
нечаянно!
-Ради
бога,
извините…Я
не
желал.
( беспокойство )
-Ничего, ничего.
-Ах, сидите, пожалуйста! Дайте
слушать.
( лёгкая досада )
извинение 2
( в приёмной генерала на другой день )
-Вчера…я чихнул-с и нечаянно
обрызгал…
«
Говорить
не
хочет!»
_
подумал Червяков, бледнея.
- В а ш е - с т в о !
Е ж е л и
я
осмеливаюсь беспокоить , ваше-ство,
то именно из чувства… раскаяния!
( страх )
-Бог знает что!
Генерал
состроил
плаксивое
лицо и махнул рукой.
-Да
вы
про сто
с м е ё т е с ь ,
милостисдарь!
( раздражение )
извинение 3
( на другой день )
-Я вчера приходил беспокоить
ваше-ство…
не
для
того,
чтобы
смеяться…
-Что-с
?
–
спросил
Червяков,
млея от ужаса.
( панический ужас )
-Пошёл вон!!! – гаркнул вдруг
посиневший и затрясшийся генерал.
-Пошёл
вон!!!
–
повторил
генерал, затопав ногами.
( гнев )
Эту таблицу составляют сами дети на уроке с опорой на текст
рассказа,
учитель
лишь
направляет,
подсказывает.
В
результате
шестиклассники на примере этого рассказа наглядно видят первый приём
создания комического: «повторение событий». Но чтобы они также
наглядно увидели «усиление деталей» при этом, можно после таблицы
составить такие две цепочки :
чиновник Червяков: беспокойство ( оглянулся, сконфузился )– страх
(подумал, бледнея ) – панический ужас ( млея от ужаса );
генерал Бризжалов : лёгкая досада ( междометие «ах» ) – раздражение
( состроил плаксивое лицо
и махнул рукой ) – гнев ( «Пошёл вон!!!»,
посинел, затрясся ).
Как видим, «усиление деталей» вполне понятно каждому ученику.
Это лишь первый приём комического. Но на примере этой же таблицы
видно, как растёт «недопонимание между героями» ( а это уже второй
приём комического ). Учителю нужно лишь обратить на это внимание
ребят.
Третий
приём, «неожиданная
развязка»,
ребята
с
лёгкостью
определят
сами.
Возможно,
учителю
стоит
обратить
внимание
на
«неожиданность», сопоставив завязку («чихнул») и развязку («Придя
машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и…
помер.»).
Такая практическая работа с детьми над текстом пройдёт очень
живо, увлечённо. И результат этой работы, вашу совместную таблицу,
дети воспримут как собственное детище. А это – самое главное.