Напоминание

Работа школьников с таблицей на уроках литературы


Автор: Чикова Нина Георгиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа "№ 6"
Населённый пункт: Забайкальский край, г. Чита
Наименование материала: статья
Тема: Работа школьников с таблицей на уроках литературы
Раздел: полное образование





Назад




Чикова Нина Георгиевна,

учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Г. Чита, Забайкальского края

Работа школьников с таблицей на уроках литературы

Главное для учителя на уроке – интерес в глазах учеников. Вызвать

этот интерес могут интригующая проблема, неожиданная интерпретация

самого обычного факта, а удержать этот интерес поможет лишь личное

неформальное участие в работе на уроке, когда он сам «добывает»

знания, систематизирует их.

По литературе в старших классах к некоторым урокам нужно

подготовить очень большой по объёму материал. Например, в литературе

десятого класса есть тема «Основные этапы жизни и творчества А. С.

Пушкина» (учебник «Литература 10 класс» в трёх частях под редакцией

Г. Н. Ионина и Г. И. Беленького, часть первая, стр. 45 – 71 ). Биография и

творчество А. С. Пушкина фрагментарно изучаются с первого класса.

Неужели всё это снова поэтапно рассматривать? Думаю, не стоит.

Предлагаю обучающимся в качестве домашнего задания - заполнить такую

таблицу.

этап

(годы

названи

е)

близкие

люди,

окружение

общая

характеристи

ка этапа

основные

произведен

ия

особенности

творчества

1

этап

(1799

1811)

Детство

«Три

П у шк и н а

в

Москве, и все

они – поэты»,

-

К .

Н .

Батюшков.

(отец, дядя и

родственник

поэта). К. Н.

Батюшков, В.

А.

Жуковский,

Н .

М .

Карамзин…

Образованней

ша я

с е м ь я ,

прекрасная

библиотека,

искренняя

любовь

бабушки.

___

____

_______

__

2

этап

Друзья:

Богатая

1813

«К *открытое

приятие

(1811

1 8 1 6

)

Лицей

В.Кюхельбеке

р, А. Дельвиг,

И .

П у щ и н

(будущие

декабристы);

профессор

истории

Куницын.

библиотека,

энергичная

спортивная

подготовка,

недопустимос

ть

телесных

наказаний;

в с ё

о ч е н ь

насыщенно, в

строгом

режиме; с 13

л е т

н а ч а л

писать стихи.

Наталье»

;

1814

«К

другу-

стихотворц

у»

(первое

появившеес

я в печати) ;

1 8 1 4

«Воспомин

а - н и я

в

Царском

С е л е »

;

1 8 1 6

«Певец».

л и т е р а т у р ы :

и

р у с с к о й ,

и

ф р а н ц у з с к о й ,

и

старой,

и

новой,

и

светской,

и

родного

фольклора;

*начал с подражания

всему,

что

застал

в

русской поэзии, и это

обусловило

*многожанровость

:

« К

д р у г у -

с т и х о т в о р ц у »

-

лёгкое

стихотворение;

«Тень Фонвизина» -

литературная

пародия; «Лицинию»

- сатира; «Монах» -

поэма ;

«Под вечер

осенью ненастной» -

мещанский романс ;

* 1816 – 1817 годы –

ю н о м у

п о э т у

о с о бе н н о

б л и з к а

лирика Жуковского.

Таблица,

конечно

же,

не

закончена, но принцип составления

понятен. Составление такой таблицы разовьёт навыки старшеклассников

по выделению и осмыслению в большом теоретическом материале

главного, научит систематизировать информацию.

Задание

можно

дифференцировать:

некоторым

учащимся

в

соответствии с их подготовленностью и желанием можно дать задание

составить таблицу, но исключить последний раздел.

Живо и интересно проходят уроки литературы в 6 классе (учебник

«Литература

6

класс»

в

двух

частях,

автор – составитель

Г. И.

Беленький ). Тема – «О смешном в литературе». На предыдущем уроке

учитель знакомит ребят с понятием «комическое», с разновидностями

комического,

с

основными

приёмами

создания

комического

в

художественном произведении.

Следующий урок можно провести по теме «Приёмы комического в

рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника».

На

доске

заготовить

простую

таблицу

из

двух

столбиков,

соответствующих главным героям рассказа. Предлагаю примерный вид

этой таблицы.

чиновник Червяков

генерал Бризжалов

извинение 1

( в театре )

-Извините,..я

вас

обрызгал…я

нечаянно!

-Ради

бога,

извините…Я

не

желал.

( беспокойство )

-Ничего, ничего.

-Ах, сидите, пожалуйста! Дайте

слушать.

( лёгкая досада )

извинение 2

( в приёмной генерала на другой день )

-Вчера…я чихнул-с и нечаянно

обрызгал…

«

Говорить

не

хочет!»

_

подумал Червяков, бледнея.

- В а ш е - с т в о !

Е ж е л и

я

осмеливаюсь беспокоить , ваше-ство,

то именно из чувства… раскаяния!

( страх )

-Бог знает что!

Генерал

состроил

плаксивое

лицо и махнул рукой.

-Да

вы

про сто

с м е ё т е с ь ,

милостисдарь!

( раздражение )

извинение 3

( на другой день )

-Я вчера приходил беспокоить

ваше-ство…

не

для

того,

чтобы

смеяться…

-Что-с

?

спросил

Червяков,

млея от ужаса.

( панический ужас )

-Пошёл вон!!! – гаркнул вдруг

посиневший и затрясшийся генерал.

-Пошёл

вон!!!

повторил

генерал, затопав ногами.

( гнев )

Эту таблицу составляют сами дети на уроке с опорой на текст

рассказа,

учитель

лишь

направляет,

подсказывает.

В

результате

шестиклассники на примере этого рассказа наглядно видят первый приём

создания комического: «повторение событий». Но чтобы они также

наглядно увидели «усиление деталей» при этом, можно после таблицы

составить такие две цепочки :

чиновник Червяков: беспокойство ( оглянулся, сконфузился )– страх

(подумал, бледнея ) – панический ужас ( млея от ужаса );

генерал Бризжалов : лёгкая досада ( междометие «ах» ) – раздражение

( состроил плаксивое лицо

и махнул рукой ) – гнев ( «Пошёл вон!!!»,

посинел, затрясся ).

Как видим, «усиление деталей» вполне понятно каждому ученику.

Это лишь первый приём комического. Но на примере этой же таблицы

видно, как растёт «недопонимание между героями» ( а это уже второй

приём комического ). Учителю нужно лишь обратить на это внимание

ребят.

Третий

приём, «неожиданная

развязка»,

ребята

с

лёгкостью

определят

сами.

Возможно,

учителю

стоит

обратить

внимание

на

«неожиданность», сопоставив завязку («чихнул») и развязку («Придя

машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и…

помер.»).

Такая практическая работа с детьми над текстом пройдёт очень

живо, увлечённо. И результат этой работы, вашу совместную таблицу,

дети воспримут как собственное детище. А это – самое главное.



В раздел образования