Автор: Минигалимова Фарида Фаатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад " Снежинка"
Населённый пункт: пос.Коммунарский, Красноярского района, Самарской области
Наименование материала: Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Тема: Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование
Министерство
образования и науки Самарской области
Государственное автономное учреждение дополнительного
профессионального образования Самарской области
«Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников
образования»
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации ИОЧ
«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей
в условиях реализации Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»
на тему:
«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности
в подготовительной группе»
время обучения 18.11.2019 – 22.11.2019 г.
Выполнила:
Минигалимова Фарида
Фаатовна,
воспитатель,
ГБОУ ООШ
пос. Коммунарский
Красноярского района.
Самара, 2019 г.
Тема недели
НОД
тема, задачи,
оборудование
Место в
режимных моментах
Средства для
самостоятельной
деятельности
Ожидаемый
результат
1
неделя
Тема:
Мир растений
Познание (ФЦКМ)
«Кто живет на
подоконнике?».
Задачи:
Познакомить с комнатными
растениями, которые
находятся в детском
саду(плющ, алоэ,
хлорофитум).
Познакомить с правилами
ухода за комнатными
растениями
Закрепить в речи детей
название цветка, частей
цветка, умение описывать
цветы по предложенному
шаблону.
Обсудить вопрос о значении
комнатных растений в
жизни человека
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание
цветущего и не цветущего
цветка (плющ и др);
рассматривание действий
воспитателя по уходу за
растением.
Словесные: рассказ
воспитателя, вопросы детям.
Чтение сказки Б.Вовк
«Чьи цветы лучше»,
Утро
Ситуативный разговор
«Беседа:
Какая польза от комнатных
растений?
Какие растения нельзя
выращивать в доме?
Цель: делать выводы.
Эксперимент-игра
«Что сначала, что потом?»
Цель: учить располагать
картинки в порядке
развития сюжета пользуясь
вспомогательными
средствами; поощрять
исследовательский
интерес, проведение
простейших наблюдений.
Стр33Л.А.Венгер
Прогулка 1
Дидактическая
игра «Составь цветок».
Цель: научить детей
составлять цветок на
веранде из снега;
развивать фантазию.
Игры с выносным
материалом
Наблюдение за растениями
в уголке природы.
Внести картинку для
рассматривания «Схема
цветка».
Внести цветные карандаши
для раскрашивания
раскрасок разных
комнатных растений
Рассматривание картин,
иллюстраций, фотографий,
муляжей , фотографий,
картинок, видео фильмов
по теме.
Наборы картинок
передающие определенный
сюжет.
Вынести лопатки, ведёрки,
формочки для снега,
ледянки; пробки (для
составления цветка из
пробок); руль; семечки для
птиц.
отгадывание загадок о ком.
растениях.
Практические: наблюдение
за цветком; выполнение
самостоятельных действий
детей по уходу за
растениями
Материалы и
оборудования: комнатные
растения (цветущая и не
цветущая в данный момент),
леечка с длинным носиком,
тряпочки для протирания
листьев, тазик с водой,
выставка книг про
комнатные растения .
Логика образовательной
деятелности
Н.В.Лободина стр 187.
Игры со снегом-
украшение участка
цветными льдинками
Цель: учить действовать
сообща, развивать
эстетический вкус.
Вечер
Сюжетно- ролевая игра:
«В магазине- семена».
Цель: учить детей
группировать семена по
месту их произрастания
( сад, огород, поле,
цветник ,в горшочке.)
стр 112 Щеглова С.В.
Краски, формочки
Центр книги.
Внести книги,
энциклопедию для чтения
и рассматривания по теме.
Центр продуктивных видов
деятельности. Гуашь,
пластилин, мелки,
природный материал,
раскраски, трафареты
«Комнатные растения»,
2
неделя
Транспорт
Виды деятельности:
познавательно-
исследовательская.
Познание (ФЦКМ)
Тема: На чём люди ездят
Задачи:
Утро
Рассматривание картинок
с изобр. различных видов
транспорта
Цель; учить детей
классифицировать
Оформление выставки
«Транспорт».
Пополнить книжный
уголок литературой о
транспорте:
В. Сутеева «Кораблик»
Продолжать знакомить
детей с разными видами
транспорта, его назначении,
профессии водителя,
познакомить с историей
развития транспорта.
(«Познавательное развитие)
Вспомнить правила
поведения и общения в
общественном транспорте.
Методы и приемы:
Практические :игра « Игра
мы пассажиры"» « На чём
люди ездят»
Наглядные: знакомство с
рассматривание
иллюстраций разных видов
транспорта
Словесные: рассказ
воспитателя , вопросы
детям.,
Материалы и
оборудование
карточки
«транспорт»,
Логика образовательной
деятельности конспект
прилагается
различных видов
транспорта
Ситуативная беседа:
Беседа «Что такое
транспорт и зачем он
нужен? Как раньше люди
обходились без
транспорта?
Цель: закрепить названия
различных видов
транспорта (наземный,
воздушный, водный).
Закрепить правила
дорожного движения.
Цель развитие кругозора
детей
Прогулка 1
Наблюдение:
рассматривание машин на
проезжей части.
Подвижная игра: «Мы –
весёлые ребята», «Море
волнуется раз».
Сюжетно – ролевая игра:
«Автобус» - вынести
необходимые атрибуты.
Вечер
Дидактическое
упражнение «Потому
что…».
Цель: развивать умение
строить связные
высказывания (пример:
Б. Житков «Как в Москве
на улице»
С. Михалкова «От кареты
до ракеты»
А. Дмоховского «Ученик и
грузовик»
С.Михалков «Должен
помнить пешеход:
перекресток-переход»
В. Берестов «Про машину»
С. Фангиншейн «Наша
улица»
А. Барто «Игрушки»
В. Маяковский «Эта
книжечка моя про моря и
про маяк»
автобус остановился,
потому что…».)
Сюжетно-ролевая игра
«Водители»
Цель: продолжать учить
детей распределять роли, и
действовать согласно
принятой на себя роли,
отражать
взаимоотношения между
играющими. Воспитывать
интерес и уважение к
труду транспортников.
Закреплять знания правил
дорожного движения.
Дидактическая игра
«Устрани поломку».
(Дети выкладывают силуэт
машины из
геометрических фигур.)
Цель: закрепить знания
детей геометрических
фигур, конструктивные
способности.
Прогулка 2
Наблюдение
за машинами, сравнение
легковых и грузовых
автомобилей
3
неделя
«История
Новогоднего
праздника»
Виды деятельности:
познавательно-
исследовательская.
Познание (ФЦКМ)
Тема: «Новый год у ворот»
Задачи:
1
Дать понятия о традициях и
обычаях празднования Нового
года на Руси, истории
возникновения, как люди
праздновали в старину и в
наши дни
.
(«Познавательное
развитие0
2. Расширять представления
детей о культуре своего
народа
Методы и приемы:
Практические:
игры
Наглядные:
Рассматривание с детьми
иллюстрации о том как
люди празднуют новогодние
праздники, с изобр.
новогодней елки,
новогодние игрушки.
Словесные: беседа об
истории праздника
.
Материал и оборудование
иллюстрации с изобр.
новогодней елки,
новогодние игрушки.
Логика образовательной
деятельности Н .В.
Лободина стр146
Утро
Беседа на тему
« Историей Новогоднего
праздника
».
Цель: Продолжать
знакомить детей с
историей возникновения
праздника «Новый год», с
легендами о появлении
новогодней елки, с его
героями- Дедом Морозом и
Снегурочкой
Математическая игра с
детьми
подгот.гр.«Снеговик
приглашает на елку»,
«Сколько на елочке
шариков цветных».
Цель: тренировать в счете
предметов, развивать
умения сравнивать
множества, определяя их
равенство или неравенство
Рассматривание
иллюстраций о
проведении новогодних
праздников
Цель: Развивать
коммуникативные навыки
детей
Прогулка за территорией
детского сада
К ближайшим домам, где
можно наблюдать
гололедицу.
Цель: Обсудить с детьми,
чем может быть опасна
гололедица, отчего она
возникает.
«Зимние забавы»:
метание снежков в
снежную корзину, катание
на санках, с горки на
ледянках, спортивная игра
«Хоккей»
Цель: Развивать
координацию речи с
движением, общие
речевые и двигательные
навыки
Индивидуальная работа
с детьми старшей гр
«Катание на санках»на
участке
Цель:
Учить детей катать друг
друга на санках
поочерёдно.
П/И «Мороз Красный
нос», «Два Мороза»
Цель: Совершенствовать
двигательные умения и
навыки, Развивать
ловкость, быстроту
реакции
Вечер
Сюжетно – ролевая игра:
«Семейные праздники»
Продолжать обсуждать
сюжет игры вместе с
детьми и распределять
роли; формировать умение
творчески развивать сюжет
игры: д\с -семья – мы –
артисты.
Прогулка 2
Беседу «О свойствах
снега».
Цель: Дать представления
об особенностях снега, его
свойствах (холодный,
белый, пушистый, от тепла
тает).
Провести наглядный
эксперимент с таянием
снега.
П. И. «Сделай фигуру».
«Классы», «Кто лучше
прыгнет»
Цель: продолжать
формировать умение
согласовывать свои
действия с действиями
партнёров.
Д/и «Назови зимние
месяцы» -
Цель:учить детей по
приметам называть зимние
месяцы.
4
неделя
Этот
загадочный
космос
Виды деятельности.
ФЦКМ
Тема: Космос. Вселенная.
Звезды
Задачи:
Расширить кругозор детей
по теме «Космос», о работе
космонавтов, развивать
познавательный интерес к
космосу, «Познавательное
развитие»,
Подчеркнуть уникальность
планеты Земля,
ответственность людей за
будущее,
закрепить активный словарь
по теме ;«Познавательное
развитие»,
Воспитывать любовь к
планете, на которой живем,
и бережное отношение к
окружающему миру;
развивать внимание,
логическое мышление
«Социально-
коммуникативное развитие
Методы и приемы:
Словесные:
Беседа « Вселенная,
Утро
Беседы:
«Земля – голубая планета
жизни»,
«Почему бывает день и
ночь, лето и зима?",
Цель:
Сформировать у
детей понятия «космос»,
«Вселенная». Объяснить
д., что представляет собой
вселенная. Закрепить
знания д. о том, что они
живут на планете Земля;
Рассказывание мифов о
происхождении Земли.
Ситуативная беседа
«Наша вселенная»
«Земля – наш дом во
Вселенной». «Что такое
солнечная система».
Цель: уточнить
представления у детей о
нашей Вселенной
Прогулка 1
Наблюдение за солнцем в
дневное время.
П/и «Вокруг солнца»
Ситуативная беседа
Карты звездного неба,
глобуса – макета Земли,
модели солнечной
системы; иллюстраций с
космонавтами,
космическими кораблями,
космической станцией;
фото из космоса.
Оформление
альбома/экспозиции с
фотографиями,
иллюстрациями
(космонавты, космические
корабли, космическая
станция, спутники и др.;
серия наглядно-
дидактических пособий
«Расскажите детям о
космосе»).
Внести карту звезного неба
и фото о космосе
Центр строительно-
конструктивных игр:
создание мини-выставки
«Космические корабли»;
Создание схем, чертежей
космос, невесомость»
Наглядные: Рассматривание
карты « Солнечная система»
Практические
Опыт « Звезды светят
постоянно»
Игра «Собери слово из
задуманного слова
космос»» .
Игра «Обитатели космоса»
Материалы и
оборудования: : космос,
космонавт, космическая,
солнце, солнечные,
солнечная система, Земля,
земляне, планета, ракета,
фотографии космонавтов.
Логика образовательной
деятельности ( стр 209
Л.Г.Горькова)
«Наша вселенная»
«Земля – наш дом во
Вселенной». «Что такое
солнечная система».
Цель: уточнить
представления у детей о
нашей Вселенной
С-р игра «Космическое
путешествие».
Изготовление моделей
ракет из пластиковых
бутылок
Индивидуальная работа:
прыжки в длину с места
Цель: развивать
прыгучесть, силу и
глазомер
Игры с выносным
материалом
Вечер
Познавательно-
исследовательская:
Решение проблемной
ситуации : «Как сохранить
планету Земля»-
закрепить знания об
экологических связях.
Прогулка 2
Наблюдение
Наблюдение
за небом, погодой,
облаками,
ситуативный разговор о
космосе
Цель: развитие
наблюдательских
космических кораблей;
строительный материал,
модули, конструкторы.
«Космическое
путешествие»: имитаторы
скафандров, плакаты с
видами Земли из космоса,
карта звездного неба,
фотоаппараты, блокноты
для записей и зарисовок,
пульт управления,
наушники, микрофон,
тюбики с космической
едой, эмблемы отрядов
космонавтов.
способностей
Познавательно-
исследовательская:
Решение проблемной
ситуации : «Как сохранить
планету Земля»-
закрепить знания об
экологических связях.
Игры с выносным
материалом
Подвижная игра «Солнце
и планеты»
Цель: закрепить знания о
движении планет вокруг
солнца
Рассматривание карты
звездного неба, модели
солнечной системы.
Рассматривание
фотографий о космосе
Просмотр познавательной
презентации: «Легенды
Отечественной
космонавтики».
Приложение
Прилагаемый дидактический комплекс (подборки опытов, игр, бесед, список произведений художественной литературы для сопровождения
разных видов познавательно-исследовательской деятельности дошкольников)
Типы познавательно-исследовательской деятельности
Познавательно-
исследовательская
Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций,
экспериментирование, коллекционирование, моделирование,
познавательно-исследовательские проекты
Чтение детям сказка «Дюймовочка».
Цель: познакомить детей с новой сказкой, развивать умение слушать следить за действиями, отвечать на вопросы по содержанию .
Чтение: Н.Носов «Автомобиль»
Стихотворения С.Я.Маршака «Песенка друзей»
Чтение Н. Носов «Заплатка»
Чтение
ЧХЛ «Новогоднее поздравление снеговика» А. Усачев
Чтение
К Булычев «Тайна третьей планеты», «Девочка с Земли».
В. Калашников “О звездах и планетах”; “Мифы звездного неба”.
Русская народная сказка «Солнце, Месяц и Ворон-Воронович».