Автор: Гущина Татьяна Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Кадетская школа № 46 г.Пензы"
Населённый пункт: Пенза
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение эффективности урока через использование ИКТ в условиях реализации ФГОС"
Раздел: полное образование
«Повышение эффективности урока через использование ИКТ в условиях
реализации ФГОС»
Школа является не только источник получения информации, а место, где учат
учиться,
где
учитель
не
просто
проводник
знаний,
а
личность,
обучающая
способам
творческой
деятельности,
направленной
на
самостоятельное
приобретение и усвоение новых знаний. Развитие становится ключевым словом
педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение. Поэтому сегодня
главное стратегическое направление системы школьного образования «решение
проблемы
личностно-ориентированного
образования,
в
котором
в
центре
внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а
не преподавание».
Современный человек чтобы чувствовать себя в мире комфортно, должен
учиться постоянно, учёба для него должна стать естественным и интересным
делом.
Он
будет
востребован,
если
научится
думать
самостоятельно,
будет
способен решать проблемы, критически и творчески мыслить.
1.Значение применения новых технологий в обучении школьников.
В
современных
школах
для
решения
этой
задачи
применяются
многочисленные
инновационные
технологии:
метод
проектов,
обучение
в
сотрудничестве, «портфель ученика» и др.
Применение
этих
технологий
немыслимо
без
применения
новых
информационных
компьютерных
технологий,
которые
помогают
раскрывать
педагогические и дидактические функции этих методов. Современные дети живут
в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение
пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его
жизненный
успех.
Поэтому
важно
уже
сейчас
превратить
информационное
пространство
школы
в
среду,
которая
обогатит
ученика,
сформирует
у
него
необходимые
качества.
Сделать
это
возможно
только
активно
применяя
компьютерные, информационные технологии в учебном процессе.
Современное
информационное
общество
ставит
перед
школой
задачу
подготовки
выпускников,
способных
-
гибко
адаптироваться
в
меняющихся
1
жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело
применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем,
чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
-
самостоятельно
критически
мыслить,
уметь
увидеть
возникающие
в
реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения,
используя современные технологии;
- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут
быть
применены
в
окружающей
их
действительности;
быть
способными
генерировать новые идеи, творчески мыслить;
-
грамотно
работать
с
информацией
(уметь
собирать
необходимые
для
решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы
решения
проблем,
делать
необходимые
обобщения,
сопоставления
с
аналогичными
или
альтернативными
вариантами
решения,
устанавливать
закономерности,
делать
аргументированные
выводы,
применять
полученные
выводы для выявления и решения новых проблем);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах,
уметь
работать
сообща
в
различных
областях,
в
различных
ситуациях,
предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
-
самостоятельно
работать
над
развитием
собственной
нравственности,
интеллекта, культурного уровня.
2 .
П л ю с ы
и
м и н у с ы
к о м п ь ю т е р н о г о
о б у ч е н и я
Преимущества
использования
компьютерных
технологий
в
преподавании
очевидны:
-
знакомство
с
историческими
событиями
можно
сопровождать
показом
видеофрагментов, фотографий, - широко использовать показ репродукций картин
художников,
- демонстрировать графический материал (таблицы, схемы). - «оживлять»
карты, - «посещать» крупнейшие музеи мира,
- «погружаться» в пространство и время, - прослушивать записи песен, -
активизировать учебный процесс.
2
Компьютер - восполняет недостаток информации, даёт возможность стать
участником сетевых олимпиад, викторин, конкурсов, участвовать в творческих
проектах. Применение компьютерных технологий на уроках повышает качество
образования через
- оптимизацию организации учебно-познавательной деятельности,
- индивидуализацию обучения,
- возможность организовать самообразование учащихся,
- экономию времени за счёт ускорения процесса отбора и систематизации
информации.
-
возможность
организации
коллективной
научно-исследовательской
деятельности учащихся на базе мультимедиасредств.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, так как они
способны «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ним в
диалог. Компьютер можно использовать на всех этапах обучения:
- как источник учебной информации, частично или полностью заменяющий
учителя при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении
изученного, - как тренажёр в процессе формирования учебных умений и навыков,
- как наглядное пособие качественно нового уровня для организации активной
учебно-познавательной
деятельности,
-
как
индивидуальное
информационное
пространство
для
организации
исследовательской
работы,
самоподготовки
и
индивидуальной работы,- как средство диагностики пробелов и коррекции знаний
и
умений,
-
для
осуществления
дистанционного
обучения
с
учащимися.
Использование
новых
компьютерных
технологий
в
школе,
таким
образом,
неоценимы.
Имеет ли этот процесс негативные последствия? Да. До сих пор нет единого
мнения о том, вредно ли, и если, да, то насколько вредно для организма ребёнка
общение с компьютером. Во-первых, часть уроков переносится в компьютерный
класс. И если не соблюдаются нормы освещенности и необходимой удалённости
одного рабочего места от другого, может возрасти процент детей с болезнями глаз.
Во-вторых, компьютеры должны имеет чёткую «картинку», уровень излучений
должен
соответствовать
современным
европейским
стандартам,
чтобы
не
3
навредить
здоровью
учеников.
В-третьих,
многие
отмечают
«вредоносное»
влияние компьютеров и Интернет на исторические знания учеников».
В-четвёртых, компьютерные обучающие программы в большинстве случаев
составляются без психолого-педагогического обоснования. Авторы, как правило,
доверяют лишь своей интуиции и имеющемуся у них опыту. Подобное положение
дел
вызывает
серьезные
опасения
у
психологов.
Созданные
таким
образом
обучающие компьютерные программы могут наносить серьезный ущерб здоровью
учащихся,
а
именно
приводить
к
нарушению
психики.
Поэтому
с
целью
исключения
нежелательных
последствий
компьютеризации
обучения
любое
действие
в
обучающей
программе
должно
быть
тщательнейшим
образом
психологически
обосновано.
В-пятых,
ещё
одна
опасность
применения
информационных
технологий
в
обучении
-
несовпадение
внутренних
ритмов
компьютера с основными биоритмами человека. При "аналитическом" общении с
компьютером
(чтении
электронных
текстов,
рисовании
и
т.
д.)
указанное
несовпадение незаметно, поэтому не может привести, как считают некоторые, к
скрытой
"раскачке"
психики
и
психологическому
срыву
или
изменениям
личности.
В-шестых,
достаточно
спорным
является
вопрос
о
влиянии
информационных систем на интеллектуальную деятельность обучающихся. Во
взаимоотношениях "человек - компьютер" связь не может быть односторонней.
Диалектика
этих
взаимоотношений
такова,
что
компьютер,
включенный
в
структуру
интеллектуальной
деятельности
ученика,
должен
активно
стимулировать
продуктивные,
творческие
функции
мышления,
способствовать
р а з в и т и ю
е г о
и н т е л л е к т у а л ь н ы х
с п о с о б н о с т е й .
В-седьмых, постоянно поднимается тема соперничества учителя и обучающих
компьютерных
программ.
Некоторые
учителя
считают,
что
их
появление
«…
грозит
полным
уничтожением
монополии
преподавателя
истории
на
знание
предмета».
В
этом
случае
надо
помнить
о
реалиях
современной
жизни.
Современным детям не нужно объяснять достоинства использования компьютера.
Это, прежде всего инструмент доступа к информации. Для многих учащихся и их
родителей
стало
обычной
получение
информации
из
Интернет,
общение
посредством
электронной
почты
и
коротких
сообщений
SMS.
С
большим
4
интересом
они
относятся
к
возможностям
использования
компьютера
при
выполнении
домашних
заданий,
самостоятельном
изучении
материала,
при
подготовке к контрольным и экзаменам. Учащиеся с интересом осваивают эти
технологии,
так
как
это
полезно
и
престижно
в
среде
сверстников.
Стихия
компьютеризации и информатизации увлекла и захватила детей и задача школы -
превратить её в стихию интереса к предмету, поиска, созидания, занять свою
нишу в этом новом медиапространстве. Бояться соперничества, значит заранее
обречь
себя
на
поражение.
В-
восьмых,
существует
опасение,
что
компьютеризация
деятельности
учителя,
не
обладающего
фундаментальной
культурой мышления, способна превратить его в придаток машины, лишить его
способности к творчеству. Ну, что ж надо повышать эту культуру. Все за и против
показывают,
что
обучение
с
использованием
информационных
технологий
настоятельное
требование
жизни,
но
оно
требует
применения
специальных
методов,
позволяющих
добиться
такого
взаимодействия
компьютера
и
обучающегося,
которое
создавало
бы
наиболее
благоприятные
условия
для
развития
личности
учащихся.
Жизнь
настоятельно
требует
пересмотреть
традиционную методику подачи материала, не потому что она плохая, а потому
что она зачастую плохо ложиться на новые технологии.
В целом же использование мультимедийных средств дает преподавателям
дополнительные возможности в проведении уроков, приносит разнообразие в
учебный процесс. Поэтому будущее успешной преподавательской деятельности
заключается именно в применении новых технологий.
В
современной
школе
применение
ИКТ
на
уроке
становится
очень
распространенным явлением. И правильное использование в учебном процессе
компьютера,
который
является
наивысшим
техническим
средством
обучения,
позволяет
осуществлять
учебный
процесс
в
новых
условиях,
когда
учитель
перестает быть единственным источником информации для учащихся. Но прежде
чем говорить о том, какую важную роль играют ИКТ в том, чтобы методически
грамотно подготовить и провести современный урок, необходимо сказать о том,
что информационные технологии – это инструмент, который обретает силу лишь
5
при условии правильного подхода к нему и последнее слово всегда останется за
личностью, его творческим мышлением.
Использование информационных технологий - это обновление роли учителя,
его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. И поэтому в
первую очередь должен быть подготовлен учитель для грамотного использования
компьютера в преподавании того или иного предмета.
Применяя
ИКТ
на
уроке,
должны
соблюдаться
основные
требования
к
современному уроку:
-
индивидуализация,
т.к.
каждый
ученик
работает
в
своём
темпе
за
компьютером,
- дифференциация, т.к. можно простроить уровни сложности при отработке
навыков работы с компьютером, тестовыми программами.
Чтобы
быть
успешным
в
современном
обществе,
необходимо
уметь
организовать
свою
жизнь
как
проект:
определить
дальнюю
и
ближайшую
перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и,
осуществив
его,
оценить,
удалось
ли
достичь
поставленных
целей,
т.е.
быть
человеком, обладающим проектным типом мышления. В современной школе есть
все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида
деятельности
учащихся
—
проектной
деятельности
с
использованием
мультимедийных
презентаций,
которые
прочно
вошли
в
школьную
жизнь.
У
каждого ученика есть много интересных секретов разработки презентаций. В
процессе этой деятельности обучающиеся учатся работать в группе, учитывать
мнение
каждого,
находить
из
предложенных
лучший
вариант.
Каждый
из
участников может в полной мере проявить свои творческие способности.
Именно с помощью презентации ученики быстро и доходчиво изображают
вещи, которые невозможно передать словами. А также презентация вызывает
интерес
и
делает
разнообразным
процесс
передачи
информации
и
усиливает
воздействие выступления, как говорится в английской пословице - “Я услышал и
забыл, я увидел и запомнил”.
Таким образом, применение компьютерных технологий на уроке позволяет
ученикам с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной
6
информации,
урок
становится
более
интересным
и
увлекательным,
качество
обученности
обучающихся
повышается,
но
самое
главное
данный
материал
надолго остается в памяти.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)- учебные материалы, для
воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем
случае
к
ЭОР
относят
учебные
видеофильмы
и
звукозаписи.
Значительно
упрощают
подготовку
учителя
к
уроку,
так
как
представляют
собой
модули
получения
новых
знаний,
практического
и
контролирующего
характера,
позволяют дифференцировать и индивидуализировать работу на уроке.
Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и
у
школы
нет
иного
выбора,
как
адаптации
ее
к
информационному
веку.
Необходимость
применения
информационных
компьютерных
технологий
в
школьном образовании очевидна. В настоящее время в России идет становление
новой
системы
образования,
ориентированной
на
вхождение
в
мировое
информационно-образовательное
пространство.
Этот
процесс
сопровождается
существенными
изменениями
в
педагогической
теории
и
практике
учебно-
воспитательного
процесса,
связанными
с
внесением
корректив
в
содержание
технологий
обучения,
которые
должны
быть
адекватны
современным
техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка
в
информационное
общество.
Компьютерные
технологии
призваны
стать
неотъемлемой
частью
целостного
образовательного
процесса,
значительно
повышающей
его
эффективность,
способствующего
формированию
УУД
в
условиях внедрения ФГОС.
7