Напоминание

"Повышение эффективности урока через использование ИКТ в условиях реализации ФГОС"


Автор: Гущина Татьяна Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Кадетская школа № 46 г.Пензы"
Населённый пункт: Пенза
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение эффективности урока через использование ИКТ в условиях реализации ФГОС"
Раздел: полное образование





Назад




«Повышение эффективности урока через использование ИКТ в условиях

реализации ФГОС»

Школа является не только источник получения информации, а место, где учат

учиться,

где

учитель

не

просто

проводник

знаний,

а

личность,

обучающая

способам

творческой

деятельности,

направленной

на

самостоятельное

приобретение и усвоение новых знаний. Развитие становится ключевым словом

педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение. Поэтому сегодня

главное стратегическое направление системы школьного образования «решение

проблемы

личностно-ориентированного

образования,

в

котором

в

центре

внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а

не преподавание».

Современный человек чтобы чувствовать себя в мире комфортно, должен

учиться постоянно, учёба для него должна стать естественным и интересным

делом.

Он

будет

востребован,

если

научится

думать

самостоятельно,

будет

способен решать проблемы, критически и творчески мыслить.

1.Значение применения новых технологий в обучении школьников.

В

современных

школах

для

решения

этой

задачи

применяются

многочисленные

инновационные

технологии:

метод

проектов,

обучение

в

сотрудничестве, «портфель ученика» и др.

Применение

этих

технологий

немыслимо

без

применения

новых

информационных

компьютерных

технологий,

которые

помогают

раскрывать

педагогические и дидактические функции этих методов. Современные дети живут

в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение

пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его

жизненный

успех.

Поэтому

важно

уже

сейчас

превратить

информационное

пространство

школы

в

среду,

которая

обогатит

ученика,

сформирует

у

него

необходимые

качества.

Сделать

это

возможно

только

активно

применяя

компьютерные, информационные технологии в учебном процессе.

Современное

информационное

общество

ставит

перед

школой

задачу

подготовки

выпускников,

способных

-

гибко

адаптироваться

в

меняющихся

1

жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело

применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем,

чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

-

самостоятельно

критически

мыслить,

уметь

увидеть

возникающие

в

реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения,

используя современные технологии;

- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут

быть

применены

в

окружающей

их

действительности;

быть

способными

генерировать новые идеи, творчески мыслить;

-

грамотно

работать

с

информацией

(уметь

собирать

необходимые

для

решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы

решения

проблем,

делать

необходимые

обобщения,

сопоставления

с

аналогичными

или

альтернативными

вариантами

решения,

устанавливать

закономерности,

делать

аргументированные

выводы,

применять

полученные

выводы для выявления и решения новых проблем);

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах,

уметь

работать

сообща

в

различных

областях,

в

различных

ситуациях,

предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

-

самостоятельно

работать

над

развитием

собственной

нравственности,

интеллекта, культурного уровня.

2 .

П л ю с ы

и

м и н у с ы

к о м п ь ю т е р н о г о

о б у ч е н и я

Преимущества

использования

компьютерных

технологий

в

преподавании

очевидны:

-

знакомство

с

историческими

событиями

можно

сопровождать

показом

видеофрагментов, фотографий, - широко использовать показ репродукций картин

художников,

- демонстрировать графический материал (таблицы, схемы). - «оживлять»

карты, - «посещать» крупнейшие музеи мира,

- «погружаться» в пространство и время, - прослушивать записи песен, -

активизировать учебный процесс.

2

Компьютер - восполняет недостаток информации, даёт возможность стать

участником сетевых олимпиад, викторин, конкурсов, участвовать в творческих

проектах. Применение компьютерных технологий на уроках повышает качество

образования через

- оптимизацию организации учебно-познавательной деятельности,

- индивидуализацию обучения,

- возможность организовать самообразование учащихся,

- экономию времени за счёт ускорения процесса отбора и систематизации

информации.

-

возможность

организации

коллективной

научно-исследовательской

деятельности учащихся на базе мультимедиасредств.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, так как они

способны «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ним в

диалог. Компьютер можно использовать на всех этапах обучения:

- как источник учебной информации, частично или полностью заменяющий

учителя при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении

изученного, - как тренажёр в процессе формирования учебных умений и навыков,

- как наглядное пособие качественно нового уровня для организации активной

учебно-познавательной

деятельности,

-

как

индивидуальное

информационное

пространство

для

организации

исследовательской

работы,

самоподготовки

и

индивидуальной работы,- как средство диагностики пробелов и коррекции знаний

и

умений,

-

для

осуществления

дистанционного

обучения

с

учащимися.

Использование

новых

компьютерных

технологий

в

школе,

таким

образом,

неоценимы.

Имеет ли этот процесс негативные последствия? Да. До сих пор нет единого

мнения о том, вредно ли, и если, да, то насколько вредно для организма ребёнка

общение с компьютером. Во-первых, часть уроков переносится в компьютерный

класс. И если не соблюдаются нормы освещенности и необходимой удалённости

одного рабочего места от другого, может возрасти процент детей с болезнями глаз.

Во-вторых, компьютеры должны имеет чёткую «картинку», уровень излучений

должен

соответствовать

современным

европейским

стандартам,

чтобы

не

3

навредить

здоровью

учеников.

В-третьих,

многие

отмечают

«вредоносное»

влияние компьютеров и Интернет на исторические знания учеников».

В-четвёртых, компьютерные обучающие программы в большинстве случаев

составляются без психолого-педагогического обоснования. Авторы, как правило,

доверяют лишь своей интуиции и имеющемуся у них опыту. Подобное положение

дел

вызывает

серьезные

опасения

у

психологов.

Созданные

таким

образом

обучающие компьютерные программы могут наносить серьезный ущерб здоровью

учащихся,

а

именно

приводить

к

нарушению

психики.

Поэтому

с

целью

исключения

нежелательных

последствий

компьютеризации

обучения

любое

действие

в

обучающей

программе

должно

быть

тщательнейшим

образом

психологически

обосновано.

В-пятых,

ещё

одна

опасность

применения

информационных

технологий

в

обучении

-

несовпадение

внутренних

ритмов

компьютера с основными биоритмами человека. При "аналитическом" общении с

компьютером

(чтении

электронных

текстов,

рисовании

и

т.

д.)

указанное

несовпадение незаметно, поэтому не может привести, как считают некоторые, к

скрытой

"раскачке"

психики

и

психологическому

срыву

или

изменениям

личности.

В-шестых,

достаточно

спорным

является

вопрос

о

влиянии

информационных систем на интеллектуальную деятельность обучающихся. Во

взаимоотношениях "человек - компьютер" связь не может быть односторонней.

Диалектика

этих

взаимоотношений

такова,

что

компьютер,

включенный

в

структуру

интеллектуальной

деятельности

ученика,

должен

активно

стимулировать

продуктивные,

творческие

функции

мышления,

способствовать

р а з в и т и ю

е г о

и н т е л л е к т у а л ь н ы х

с п о с о б н о с т е й .

В-седьмых, постоянно поднимается тема соперничества учителя и обучающих

компьютерных

программ.

Некоторые

учителя

считают,

что

их

появление

«…

грозит

полным

уничтожением

монополии

преподавателя

истории

на

знание

предмета».

В

этом

случае

надо

помнить

о

реалиях

современной

жизни.

Современным детям не нужно объяснять достоинства использования компьютера.

Это, прежде всего инструмент доступа к информации. Для многих учащихся и их

родителей

стало

обычной

получение

информации

из

Интернет,

общение

посредством

электронной

почты

и

коротких

сообщений

SMS.

С

большим

4

интересом

они

относятся

к

возможностям

использования

компьютера

при

выполнении

домашних

заданий,

самостоятельном

изучении

материала,

при

подготовке к контрольным и экзаменам. Учащиеся с интересом осваивают эти

технологии,

так

как

это

полезно

и

престижно

в

среде

сверстников.

Стихия

компьютеризации и информатизации увлекла и захватила детей и задача школы -

превратить её в стихию интереса к предмету, поиска, созидания, занять свою

нишу в этом новом медиапространстве. Бояться соперничества, значит заранее

обречь

себя

на

поражение.

В-

восьмых,

существует

опасение,

что

компьютеризация

деятельности

учителя,

не

обладающего

фундаментальной

культурой мышления, способна превратить его в придаток машины, лишить его

способности к творчеству. Ну, что ж надо повышать эту культуру. Все за и против

показывают,

что

обучение

с

использованием

информационных

технологий

настоятельное

требование

жизни,

но

оно

требует

применения

специальных

методов,

позволяющих

добиться

такого

взаимодействия

компьютера

и

обучающегося,

которое

создавало

бы

наиболее

благоприятные

условия

для

развития

личности

учащихся.

Жизнь

настоятельно

требует

пересмотреть

традиционную методику подачи материала, не потому что она плохая, а потому

что она зачастую плохо ложиться на новые технологии.

В целом же использование мультимедийных средств дает преподавателям

дополнительные возможности в проведении уроков, приносит разнообразие в

учебный процесс. Поэтому будущее успешной преподавательской деятельности

заключается именно в применении новых технологий.

В

современной

школе

применение

ИКТ

на

уроке

становится

очень

распространенным явлением. И правильное использование в учебном процессе

компьютера,

который

является

наивысшим

техническим

средством

обучения,

позволяет

осуществлять

учебный

процесс

в

новых

условиях,

когда

учитель

перестает быть единственным источником информации для учащихся. Но прежде

чем говорить о том, какую важную роль играют ИКТ в том, чтобы методически

грамотно подготовить и провести современный урок, необходимо сказать о том,

что информационные технологии – это инструмент, который обретает силу лишь

5

при условии правильного подхода к нему и последнее слово всегда останется за

личностью, его творческим мышлением.

Использование информационных технологий - это обновление роли учителя,

его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. И поэтому в

первую очередь должен быть подготовлен учитель для грамотного использования

компьютера в преподавании того или иного предмета.

Применяя

ИКТ

на

уроке,

должны

соблюдаться

основные

требования

к

современному уроку:

-

индивидуализация,

т.к.

каждый

ученик

работает

в

своём

темпе

за

компьютером,

- дифференциация, т.к. можно простроить уровни сложности при отработке

навыков работы с компьютером, тестовыми программами.

Чтобы

быть

успешным

в

современном

обществе,

необходимо

уметь

организовать

свою

жизнь

как

проект:

определить

дальнюю

и

ближайшую

перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и,

осуществив

его,

оценить,

удалось

ли

достичь

поставленных

целей,

т.е.

быть

человеком, обладающим проектным типом мышления. В современной школе есть

все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида

деятельности

учащихся

проектной

деятельности

с

использованием

мультимедийных

презентаций,

которые

прочно

вошли

в

школьную

жизнь.

У

каждого ученика есть много интересных секретов разработки презентаций. В

процессе этой деятельности обучающиеся учатся работать в группе, учитывать

мнение

каждого,

находить

из

предложенных

лучший

вариант.

Каждый

из

участников может в полной мере проявить свои творческие способности.

Именно с помощью презентации ученики быстро и доходчиво изображают

вещи, которые невозможно передать словами. А также презентация вызывает

интерес

и

делает

разнообразным

процесс

передачи

информации

и

усиливает

воздействие выступления, как говорится в английской пословице - “Я услышал и

забыл, я увидел и запомнил”.

Таким образом, применение компьютерных технологий на уроке позволяет

ученикам с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной

6

информации,

урок

становится

более

интересным

и

увлекательным,

качество

обученности

обучающихся

повышается,

но

самое

главное

данный

материал

надолго остается в памяти.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)- учебные материалы, для

воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем

случае

к

ЭОР

относят

учебные

видеофильмы

и

звукозаписи.

Значительно

упрощают

подготовку

учителя

к

уроку,

так

как

представляют

собой

модули

получения

новых

знаний,

практического

и

контролирующего

характера,

позволяют дифференцировать и индивидуализировать работу на уроке.

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и

у

школы

нет

иного

выбора,

как

адаптации

ее

к

информационному

веку.

Необходимость

применения

информационных

компьютерных

технологий

в

школьном образовании очевидна. В настоящее время в России идет становление

новой

системы

образования,

ориентированной

на

вхождение

в

мировое

информационно-образовательное

пространство.

Этот

процесс

сопровождается

существенными

изменениями

в

педагогической

теории

и

практике

учебно-

воспитательного

процесса,

связанными

с

внесением

корректив

в

содержание

технологий

обучения,

которые

должны

быть

адекватны

современным

техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка

в

информационное

общество.

Компьютерные

технологии

призваны

стать

неотъемлемой

частью

целостного

образовательного

процесса,

значительно

повышающей

его

эффективность,

способствующего

формированию

УУД

в

условиях внедрения ФГОС.

7



В раздел образования