Автор: Анастасия Юрьевна Маркова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Атамановский детский сад" комбинированного вида
Населённый пункт: Кемеровская область, Новокузнецкий район, с. Атаманово
Наименование материала: доклад
Тема: Связная монологическая речь и ее становление у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Связная монологическая речь и ее становление у детей старшего
дошкольного возраста
Для анализа проблемы формирования связной монологической речи у
дошкольников
считаем
целесообразным
рассмотреть
понятие связной
монологической речи, проанализировать ее структурные компоненты.
Характеристика связной речи представлена в трудах Л. С. Выготского
[4], А.Р. Лурии [20], О. А. Нечаевой [21], С. Л. Рубинштейна [22] и др.
Связная речь рассматривается А.Р. Лурия как «единица речи, состоящая
из языковых компонентов, входящих в разные ярусы языка: знаменательная и
служебная
лексика,
словосочетания,
организованные
в
соответствии
с
законами логики и грамматическими правилами языка» [17,c.65] Исходя из
этого определения, каждое отдельное предложение может быть рассмотрено
как частная разновидность связной речи. Термин «связное высказывание», –
по
мнению
А.А.
Леонтьева,
–
представляет
собой
коммуникативную
единицу,
представленную
как
отдельным
предложением
и
целой
синтаксической конструкцией (текст)» [18,с.312].
Е.И. Тихеева под связной речью понимает «смысловое развернутое
высказывание,
обеспечивающее
общение
и
взаимопонимание»
[27,с.11],
Ф.А. Сохин понятие «связная речь» определяет как «развернутое изложение
определенного
содержания,
которое
осуще ствляется
л о г и ч н о ,
последовательно и точно, грамматически правильно и образно» [24, с 5].
Изучая развитие речи детей, А.М. Леушина [19] к связной речи относит
относительно развернутый вид речи, так как человек вынужден не только
назвать
предмет,
но
и
описать
его,
если
слушатели
не
знали
раньше
о
предмете
высказывания.
Также
исследователь
считает,
что
это
организованный
вид
речи
(каждое
высказывание
говорящий
заранее
планирует или программирует). По определению М.М.
Алексеевой,
«связная
речь
–
это
такая
речь,
которая
отражает
все
существенные стороны своего предметного содержания, единое смысловой
структурное
целое,
включающее
связанные
между
собой
и
тематически
объединенные, законченные отрезки» [1, с.32]. Н.А. Стародубова под связной
монологической речью понимает «любую единицу речи, составные языковые
компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания)
представляют собой организованное по законам логики и грамматического
строя данного языка единое целое» [25,с.78]. В соответствии с этим и каждое
самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из
разновидностей связной речи.
Связное высказывание рассматривается в лингвистике, психологии и
методике развития речи с позиций связности, последовательности, логико-
смысловой
организации
в
соответствии
с
темой
высказывания
и
его
коммуникативной интенцией. В соответствии с этим справедлива позиция
Н.А. Стародубовой [25], которая считает, что речь является связной, если для
нее характерны:
-
содержательность
(хорошее
знание
предмета,
о
котором
говориться);
-
т о ч н о с т ь
( п р а в д и в о е
и з о б р а ж е н и е
о к р у ж а ю щ е й
действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к
данному содержанию)
-
логичность (последовательное изложение мыслей);
-
ясность (понятность для окружающих);
-
правильность, чистота, богатство (разнообразие).
Такими исследователями как
О.С.Ушакова и Е.М. Струнина
[31]
выделяются следующие качества связной речи:
-
содержательность
(в
повествовании
—
умение
придумать
интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности;
-
композиция
высказывания:
наличие
трех
структурных
частей
(начала,
середины,
конца),
выстраивание
сюжета
в
логиче ской
последовательности;
-
грамматическая правильность построения простых и сложных
предложений,
правильное
согласование
слов
в
словосочетаниях
и
предложениях;
-
разнообразные способы связей между предложениями;
-
разнообразие лексических средств (использование разных частей
речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов);
-
звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная
выразительность, изложение в умеренном темпе).
Связная речь делится на ситуативную, возникающую в зависимости от
ситуации, и передающую содержание не только исключительно речевыми
средствами,
и контекстную, содержание которой отображается в самом
контексте речи. «Изначально ребенок овладевает ситуативной речью, которая
формируется из общения со взрослыми, основывающемся на том, что видят
оба беседующие», –
пишет А.Р. Лурия [20,с.53]. Содержание ситуации,
происходящей непосредственно в данный момент, отражается на характере
их
речи,
так
как
отсутствует
необходимость
называть
видимое
обоими
собеседниками. Для этой речи характерны неполные предложения. Большое
количество междометий в полной мере выражают отношение говорящего, а
названия предметов заменяется личными и указательными местоимениями.
Ситуативная речь
не отражает
полностью содержания мысли в речевых
формах. «Содержание данной речи становится понятным для собеседника
лишь в том случае, если он учтет ситуацию, условия, в которых рассказывает
ребенок,
его
жесты,
движения,
мимику
и
интонацию»,
–
считает
А.А. Леонтьев
[18, с.50-51]. Несмотря на то, что в большинстве случаев
ситуативная речь имеет характер диалога, а контекстная речь – характер
монолога, по мнению Н.И. Жинкина, «неверно отождествлять ситуативную
речь с речью диалогической, а контекстную речь с речью монологической,
так как последняя может иметь ситуативный характер» [11,с.7].
Раскрывая психологические процессы, лежащие в основе порождения
речевого
высказывания,
исследователи
выдвигают
на
первый
план
мотивацию,
рассматривая
ее
как
импульс
для
всего
речепроизводства.
«Предмет
и
цель
высказывания
определяют
его
л о г и ч е с ку ю
последовательность
и
синтаксическое
оформление»,
–
отмечает
С.Л.
Рубинштейн [22,с.115]. Очень важен механизм регулирования отбора слов,
которые необходимы для построения связного высказывания. Сам же он
регулируется
определенной
системой
правил,
т.е.
высказывание
должно
подчиняться общим закономерностям построения речевого текста. В основе
монологической,
развернутой
речи
лежит
и
самостоятельный
мотив,
и
самостоятельный
замысел,
которые
должны
быть
достаточно
устойчивы,
определяя
создание
программы
активного
самостоятельного
речевого
высказывания. Если внутренний мотив отсутствует, или если у субъекта
нарушена мотивационная сфера, или, наконец, если первичный замысел не
удерживается, самостоятельная развернутая монологическая речь не может
быть
реализована,
хотя
простые
формы
диалогической
речи
могут
сохраниться.
Каждый из видов связной речи отличается своими особенностями. Так,
диалог побуждает к неполным, односложным ответам. «Для диалогической
речи
характерны:
разговорная
лексика
и
фразеология;
краткость,
недоговоренность,
обрывистость;
простые
и
сложные
бессоюзные
предложения; кратковременное предварительное обдумывание»,
–
пишет
Н.А. Стародубова [25, с. 46].
Работы Л.С. Выготского [4], Н.И. Жинкина [11], С.Л. Рубинштейна [22]
показывают,
что
диалогическая
речь
предшествует
монологической
в
процессе речевого развития. Оба вида различны по своей психологической
основе и средствах лингвистического оформления. Монолог развивается на
основе
диалогической
речи.
Само
содержание
монологической
речи
по
большей части заключает в себе мысленную обращенность к реальному или к
предполагаемому слушателю или собеседнику, как это имеет место и во
внутренней речи. Монологическая речь является относительно развернутым
видом речи, она в большей степени произвольна, что предполагает умение
избирательно пользоваться наиболее уместными для данного высказывания
языковыми
средствами,
т.е.
умение
употребить
слово,
словосочетание,
синтаксическую
конструкцию,
которые
наиболее
точно
передавали
бы
замысел говорящего.
Монологическая
речь,
предполагает
ответственность
за
выполнение
коммуникации
только
на
говорящем
при
отсутствии
явной
опоры
на
восприятие
речи
слушающим.
Устная
монологическая
речь
располагает
кроме
средств
языковых
кодов
еще
целым
рядом
дополнительных
выразительных
средств
или
«маркеров».
К
ним
О.С.
Ушакова
относит
«просодические»
маркеры:
интонация,
выделение
голосом
отдельных
компонентов
текста,
использование
системы
пауз
и
т.
д.,
внеязыковые
средства (мимика и выразительные жесты)» [31, c. 89]. Все эти средства
могут успешно дополнять устойчивые коды языка, выделяя существенно
новое, важное, вскрывая существенные элементы смысла.
Устная монологическая речь в известных пределах может допускать
неполноту
высказывания,
и
тогда
ее
грамматическое
строение
может
приближаться к грамматическому строению диалогической речи. Наконец,
устная монологическая речь может находиться в различных отношениях к
практическому
действию.
В
одних
случаях
она
может
сливаться
с
практическим
действием,
в
других
случаях
–
приобретать
характер
специального речевого действия, получающего полную независимость от
практического действия.
В
методической
литературе
(исследования
В.П.
Глухова
[7],
Л.Н. Ефименковой [10],
Н.И. Жинкина [11],
А.М. Леушиной [19] и др.)
выделяются
следующие
показатели
(структурные
компоненты)
связной
монологической речи:
-
содержательность – умение формулировать свое высказывание в
соответствии
с
поставленной
задачей
при
наличии
внутреннего
смысла
высказывания;
-
точность
–
умение
подбирать
слова
и
словосочетания,
передающие основную мысль;
-
логичность – последовательность изложения мыслей, соблюдение
порядка в переходе от одной части высказывания к другой. Для соблюдения
логичности
необходимо
чтобы
высказывание
было
последовательно,
непротиворечиво, аргументировано;
-
плавность – отношение времени произносимой речи ко всему
времени речевого потока;
-
самостоятельность – построение высказывания без посторонней
помощи;
-
грамматическая
правильность
–
умение
правильно
и
согласованно употреблять части речи в своем высказывании. Соблюдение
морфологических и синтаксических норм;
-
разнообразие лексических средств – большое содержание разных
частей речи;
-
развернутость
–
достаточный
объем
высказывания.
Является
свойством исключительно монологической речи, так как для соблюдения
этого
компонента
необходимо
не
только
назвать
предмет
речи
но
и
охарактеризовать его.
Исходя
из
вышесказанного,
можно
сделать
вывод
о
роли
монологической речи в процессе развития ребенка. Различные исследования
развития данного вида речи психологами, лингвистами и психолингвистами,
помогают
выявить
закономерности
овладения
ребенком
монологической
речью. «Это позволяет сделать вывод о том, что именно сформированность
связной
монологической
речи
является
предпосылкой
к
умственному
развитию и успешной социализации ребенка в обществе», – считает О.А.
Нечаева [21,с.16]. Формирование связной монологической речи происходит
постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской
деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Несмотря на
имеющиеся
различия,
диалог
и
монолог
взаимосвязаны.
В
общении
диалогическая речь органически вплетается в монологическую, а монолог
приобретает диалогические свойства.
Дошкольники овладевают двумя основными видами монологической
речи: пересказ и самостоятельный рассказ.
Пересказ представляет собой связное выразительное воспроизведение
прослушанного
художественного
произведения.
Наиболее
легкая
(по
сравнению
с
рассказом)
речевая
деятельность,
так
как
предлагается
изложить готовое содержание, используя при этом готовую речевую форму. В
пересказе присутствуют элементы творчества, т.к. отсутствует необходимость
передачи
текста
наизусть.
Для
пересказа
необходимо
осмыслить
текст
передать его с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям.
Рассказ (описание, повествование, рассуждение) – это самостоятельно
составленное развернутое изложение какого либо факта, события. Связным
может считаться такой рассказ, в котором имеется не только смысловая связь
между отдельными частями, но и логическая и грамматическая связи между
входящими в его состав предложениями.
Если при пересказе основная задача ребенка сводится в основном к
тому, чтобы как можно лучше запомнить уже готовый текст и возможно более
точно
и
в
нужной
последовательности
его
пересказать,
то
составление
рассказа – это более сложная деятельность, по сравнению с пересказом:
необходимо
в
соответствии
с
заданной
темой
определить
содержание
и
выбрать
речевую
форму
повествования.
Основной
задачей
является
систематизация материала, изложение его в нужной последовательности и по
плану.
Согласно исследованиям, проведенным Т.А. Ткаченко, «из таких видов
самостоятельного рассказа как описание, повествование и рассуждение, для
детей
старшего дошкольного возраста наиболее характерными являются
первые два вида, рассуждение же практикуется преимущественно в среднем
звене
школы
и
старших
классах»
[29,с.7].
Дети
дошкольного
возраста
овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля.
В
ходе
дальнейшего
изучения
проблемы
считаем
необходимым
рассмотреть, как протекает процесс формирования связной монологической
речи у детей дошкольного возраста
с нормальным речевым развитием.
Вопросы изучения связной монологической речи детей дошкольного возраста
представлены в работах М. М. Алексеевой [1], А.М. Бородич [4],
А.Н.
Гвоздева [5], Л. Н. Ефименковой [10], Ф.А. Сохина [24] и других ученых.
Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в
высказываниях
детей
уже
в
возрасте
2-3
лет.
Систематизация
данных
о
возрастных
особенностях
формирования
связной
монологической
речи
в
дошкольном возрасте представлена в табл.1, на стр.13-14.
Таблица – Возрастные этапы формирования связной монологической речи
Возрастной этап
Характерные особенности формирования связной
монологической речи
Младший
дошкольный возраст
(2-3 года)
Отмечается связь речи с непосредственным опытом
детей
отражается
на
формах
речи.
Характерны
неполные,
неопределенно
–
личные
предложения,
состоящие
часто
из
одного
сказуемого;
названия
предметов заменяются местоимениями.
В высказываниях наблюдается переплетение фактов из
материала на заданную тему с фактами из личного
опыта.
В
этот
период
детям
свойственно
задавать
много вопросов взрослым, пытаться объяснить свои
действия.
Средний
дошкольный возраст
(4-5 лет)
Дети могут активно вступать в разговор, участвовать в
коллективной
беседе,
пересказывать
сказки
и
короткие
рассказы,
самостоятельно
рассказывать
по
игрушкам
и
картинкам.
Связная
речь
еще
не
совершенна.
Детям
не
доступна
правильная
формулировка вопросов, самостоятельное построение
рассказа
соблюдением
логики,
связи
между
предложениями.
В диалогической речи пользуются
достаточно точным, кратким или развернутым ответом
в
соответствии
с
вопросом.
В
определенной
мере
проявляется умение формулировать вопросы, подавать
уместные
реплики,
исправлять
и
дополнять
ответ
товарища.
Старший
дошкольный возраст
(5-6 лет)
Более
активно
участвуют
в
беседе
или
разговоре:
спорят,
рассуждают,
довольно
мотивированно
отстаивают
свое
мнение,
убеждают
товарища.
Они
уже
не
ограничиваются
называнием
предмета
или
явления
и
неполной
передачей
их
кач е с т в .
Демонстрируют умение вычленять свойства объектов
высказывания,
анализировать
предметы
и
явления.
Данное
умение
находит
прямое
отражение
в
формировании связной монологической речи детей.
Дети
способны
рассказать
об
увиденном
или
услышанном довольно подробно и последовательно,
объяснить причину и следствие, составить рассказ по
картине, отличить фантастическое содержание сказки
от обычного рассказа. После 6 лет могут придумать
рассказ или сказку, поясняя при этом, где сказка, а где
рассказ. Осваивают типы разных высказываний
с
опорой на наглядный материал, а позже и без опоры.
Усложняется синтаксис. Дети учатся отбирать нужные
знания и находить необходимую форму их выражения
в связном повествовании. Предложения, используемые
детьми
в
своих
рассказах,
распространяются
и
усложняются.
Способны
довольно
последовательно
и
четко
составлять
описательный
и
повествовательный
рассказы
на
предложенную
тему.
Однако
дети
не
всегда
способны
передавать
свое
эмоциональное
отношение
к
описываемым
ими
предметам
и
явлениям. Затрудняются в отборе фактов для своих
рассказов,
в
логически
последовательном
их
расположении, в структурировании высказываний, в
их языковом оформлении.
Исследования
Н.А.
Стародубовой
[25],
Е.И.
Тихеевой
[27],
Е.М.
Струниной
[31],
О.С.
Ушаковой
[31]
и
некоторых
других
свидетельствуют о том, что в среднем и особенно в старшем дошкольном
возрасте
дети
овладевают
основными
типами
монологической
речи
—
пересказом и рассказом, а также основными доступными им видами рассказа
– описанием и
повествованием.
Недочеты детских описаний чаще всего
связаны с тем, что дошкольники не умеют рассматривать то, о чем говорят, и
выделять детали и части, из характеристики которых складывается общая
картина, не умеют вычленять существенные признаки. В то же время Н.А.
Стародубова [25] пишет о том, что осмысление причинно – следственных
связей начинается уже с преддошкольного детства. Ребенок
4-5 лет ищет
основания для суждения, у него возникают простейшие формы рассуждения,
заключающие в себе как движение мысли от частного к общему, так и
элементы
дедукции.
В
6-7
лет
рассуждение
приобретает
более
сложный
характер.
У
детей
старшего
дошкольного
возраста
можно
наблюдать
возникновение элементарной формы логически правильного рассуждения.
К
критериям
связной
речи
детей
старшего
дошкольного
возраста
В.П. Глухов [7] относит следующие:
-
критерий
смысловой
ценности.
Под
данным
критерием
понимается
понимание
текста,
полное
отражение
содержания
прослушанного текста или наглядной опоры в высказывании, правильность
формулировки
основной
мысли
текста,
умение
последовательно
и
точно
строить высказывание;
-
критерий
правильности
лексико-грамматического
оформления.
Под
данным
критерием
подразумевается
умение
в
по строении
грамматически оформленного высказывания с использованием лексических
средств;
-
критерий
самостоятельности
выполнения
задания.
Данный
критерий
показывает,
насколько
ребенок
самостоятелен
при
построении
высказывания
на
основе
прослушанного
текста
или
наглядной
опоре,
требуются ли ему подсказки, необходимо ли повторения чтения текста.
Таким образом, анализ специальной литературы позволил прийти к
следующим выводам:
Связная
речь
представляет
собой
смысловое
развернуто е
высказывание,
обеспечивающее
общение
и
взаимопонимание
людей
и
характеризуется
цельностью, связностью, последовательностью и логико-
смысловой
организацией
сообщения
в
соответствии
с
темой
и
коммуникативной задачей;
Монологиче ская
речь
предст авляет
собой
р а з в е р н у т ы й ,
организованный, произвольный вид речи, характеризующийся смысловым
единством,
полнотой
содержательной
структуры
высказывания,
объединением нескольких элементов общей логикой, адекватным лексико-
грамматическим и звуковым оформлением изложения, наличием мотива и
замысла. Для монологической речи характерны: развернутость высказывания,
законченность, логическая завершенность, синтаксическая оформленность,
связность, обеспечивающаяся одним говорящим.
Значимым возрастным этапом формирования связной монологической
речи является старший дошкольный возраст (5-6 лет), когда дети уже умеют
составлять небольшие сюжетные и описательные рассказы в соответствии с
заданной темой по образцу, самостоятельно, полно и точно выражать свои
мысли,
пользуясь
простыми
распространенными
и
сложными
предложениями.