Автор: Салтхуцишвили Майя Кимовна
Должность: старший методист
Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ № 3
Населённый пункт: город Иванова
Наименование материала: ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
Тема: "Гражданско-патриотическое воспитание: опыт, традиции, новации"
Раздел: дополнительное образование
Салтхуцишвили М.К. старший методист, Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования Дом детского творчества № 3,
Россия, г. Иваново
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
Сегодня обособленное существование народов и культур становится невозможным,
так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа
этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных
институтах
значительно
расширяют
рамки
межэтнического
взаимодействия.
Все
это
обусловливает
и
преобразование
социальной
среды,
характерной
особенностью
которой
является полиэтничность.
Ключевые
слова:
полиэтничность,
межэтническое
взаимодействие,
социально-
педагогическая
поддержка,
инакомыслие,
этнокультурное
образование,
этнокультурная
компетентность.
В Ивановской области проживают более 80 национальностей, которые
принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, исповедуют
разные
религии,
имеют
свои
самобытные
культуры,
сложную
и
особую
историю.
Анализ социально-экономических и политических преобразований,
происходящих в обществе, показал, что одной из причин экономического и
духовного кризиса страны является кризис самосознания русского человека,
потеря
им
социального
идеала,
отсутствие
государственной,
национальной
идеологии.
Стратегическая
задача:
«...воспитание
в
русском
народе
национального духовного характера. Эта задача – на века»[1].
Понимание проблемы патриотического воспитания нашло свое отражение в
Конституции
РФ,
Федеральном
Законе
РФ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» и
других нормативно-правовых документах.
Главной целью современной системы Российского образования и одной
из приоритетных задач общества сегодня становится воспитание, социально-
педагогическая
поддержка
становления
и
развития
образованного,
ответственного,
творческого,
толерантного,
компетентного
гражданина
–
патриота,
интернационалиста,
гуманиста,
борца
за
процветающую
демократическую
Россию,
который
знает
и
соблюдает
законы
и
правила
общежития, активно участвует в школьном самоуправлении, в общественно-
политической
жизни
страны,
бережет
природу,
личное
и
общественное
имущество, терпим к инакомыслию, хорошо знает историю России и родного
края, повышает свою политическую и общую культуру. В этой связи возникла
потребность
в
воспитании
социально
ответственного
подрастающего
поколения,
которое
может
успешно
действовать
в
полиэтническом
пространстве,
способствовать
возрождению
культуры
разных
этносов,
сохранению их культурного своеобразия. Возникает необходимость воспитать
и подготовить высококультурных и образованных членов общества, которые
могут
жить
и
работать
в
полиэтнической
среде,
способных
сочетать
национальные
и
интернациональные
интересы.
Система
дополнительного
образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о
других народах и формированию взаимной толерантности. Одной из важных
задач
по
достижению
данной
цели
становится
очевидной
необходимость
разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования
у
детей
этнокультурной
компетентности,
которая
предполагает
только
объективную
информацию
о
другом
народе. Именно
этнокультурная
компетентность позволяет обучающему найти адекватные модели поведения,
способствующие
поддержанию
атмосферы
согласия
и
взаимного
доверия,
высокой
результативности
в
совместной
деятельности,
а,
следовательно,
и
устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи,
языком, ценностями, культурой.
Учебно-воспитательный процесс в МБУ ДО ДДТ № 3 открывает широкие
возможности для педагогического творчества, лучшего воспитания учащихся в
национальных традициях, привлечение родителей (законных представителей) и
представителей
общественности
Ивановской
области
к
формированию
толерантных отношений готовности и умению вступать в диалог национальных
культур.
Народная
культура представлена педагогами дополнительного
образования
в
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программах различной направленности «Здравствуй, Беларусь!», «Крiничка»,
«Первые уроки грузинского языка», «Родной язык-основа нации», «Традиции
русской
народной
культуры».
Элементы
этнокультурного
образования
включены
в
программы
по
изобразительному
искусству,
декоративно-
прикладном творчеству, хореографии, краеведения, журналистики, фольклора и
других.
Для педагогов необходима реализация на практике организационных и
методических
приемов
педагогической
работы,
перспективных
планов
и
конспектов занятий, материалов из самых разных литературных, исторических,
этнографических
и
искусствоведческих
источников.
При
этом
важно
использовать в поликультурном воспитании учащихся самые разные средства и
ф о р м ы
п р о в е д е н и я
з а н я т и й
и
м е р о п р и я т и й :
-
общение
с
детьми
разных
национальностей
(круглый
стол,
встречи
с
интересными людьми);
-устное народное творчество (концерты, выступления);
- чтение художественной литературы (встреча с поэтами и писателями) ;
- игра, народные игрушки (мастер-классы, творческие мастерские);
- декоративно-прикладное творчество (выставки) ;
- музыкальный фольклор ( знакомство с народными праздниками, музыкой,
инструментами);
- этнические музеи ( экскурсии, показ экспозиций).
Такие формы работы с детьми являются начальным этапом этнокультурного
образования,
поэтому
они,
сегодня
необходимы,
так
как
воспитывать
терпимость и этническую культуру лучше начинать с раннего возраста.
Например, проведение познавательного мероприятия по значению
национальных традиций в культурах разных народов, с целью поиска сходств
и
различий
в
праздновании
народных
праздников
в
разных
культурах.
Участниками
мероприятия
были
представлены
национальные
традиции
народов России, Белоруссии, Грузии по празднику «Масленица».
В
ходе
мероприятия,
учащиеся
находили
сходства
и
различия
в
представленных
культурах.
Есть
много
общего.
Каждый
народ
на
нашей
планете имеет свою неповторимую культуру, историю, свое наследие.
И наша
обязанность – сохранить в своем сердце язык, историю, культуру своего народа,
уметь
вести
диалог,
жить
в
мире
и
добре.
В
завершении
мероприятия,
объединившись в одно целое – хоровод культур, написали на разных языках
слова приветствия и решили дружить и ежегодно встречаться.
Участвуя в конкурсах, фестивалях национальных культур, объединившись
в акции «Дети разных народов мы мечтою о дружбе живем» учащиеся
проявляют свою волю в единении и терпении с разными народами и их
культурой.
Дети
вместе
с
педагогами,
родителями
(законными
представителями),
членами
общественных
национально-культурных
организаций вырезали из бумаги ладошки, чтобы потом соединить их на
символическом дереве дружбы, рисовали общий дом, заселенный друзьями,
клеили
красочные
цветы,
своим
многоцветием
символизирующие
многообразие
и
неповторимость
населяющих
нашу
планету
народов.
Всю
палитру
национальных
культур
отразила
и
ставшая
частью
праздника
концертная
программа
с
участием
учащихся
общеобразовательных
школ
города Иванова, обучающихся хореографических коллективов Дома детского
творчества № 3, детьми комплексного межнационального клуба «Акцент»
Ивановского
Дома
национальностей.
Юным
зрителям
были
представлены
белорусские,
армянские,
сербские
стихи,
песни
и
танцы,
и
даже
зажигательные
кубинские
ритмы.
Завершился
концерт
большим
общим
хороводом дружбы, в котором взялись за руки все исполнители.
Народы
сохраняли
в
памяти
все,
что
отвечает
их
жизненным
потребностям
и
настроениям
в
танцах,
песнях,
творчестве.
Задача
педагогического
коллектива
искать
новые
формы
для
воспитания
культуры
межнационального общения, признания, принятия и понимания друг друга в
этом многогранном мире.