Напоминание

"Гражданско-патриотическое воспитание: опыт, традиции, новации"


Автор: Салтхуцишвили Майя Кимовна
Должность: старший методист
Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ № 3
Населённый пункт: город Иванова
Наименование материала: ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
Тема: "Гражданско-патриотическое воспитание: опыт, традиции, новации"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Салтхуцишвили М.К. старший методист, Муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования Дом детского творчества № 3,

Россия, г. Иваново

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

Сегодня обособленное существование народов и культур становится невозможным,

так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа

этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных

институтах

значительно

расширяют

рамки

межэтнического

взаимодействия.

Все

это

обусловливает

и

преобразование

социальной

среды,

характерной

особенностью

которой

является полиэтничность.

Ключевые

слова:

полиэтничность,

межэтническое

взаимодействие,

социально-

педагогическая

поддержка,

инакомыслие,

этнокультурное

образование,

этнокультурная

компетентность.

В Ивановской области проживают более 80 национальностей, которые

принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, исповедуют

разные

религии,

имеют

свои

самобытные

культуры,

сложную

и

особую

историю.

Анализ социально-экономических и политических преобразований,

происходящих в обществе, показал, что одной из причин экономического и

духовного кризиса страны является кризис самосознания русского человека,

потеря

им

социального

идеала,

отсутствие

государственной,

национальной

идеологии.

Стратегическая

задача:

«...воспитание

в

русском

народе

национального духовного характера. Эта задача – на века»[1].

Понимание проблемы патриотического воспитания нашло свое отражение в

Конституции

РФ,

Федеральном

Законе

РФ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» и

других нормативно-правовых документах.

Главной целью современной системы Российского образования и одной

из приоритетных задач общества сегодня становится воспитание, социально-

педагогическая

поддержка

становления

и

развития

образованного,

ответственного,

творческого,

толерантного,

компетентного

гражданина

патриота,

интернационалиста,

гуманиста,

борца

за

процветающую

демократическую

Россию,

который

знает

и

соблюдает

законы

и

правила

общежития, активно участвует в школьном самоуправлении, в общественно-

политической

жизни

страны,

бережет

природу,

личное

и

общественное

имущество, терпим к инакомыслию, хорошо знает историю России и родного

края, повышает свою политическую и общую культуру. В этой связи возникла

потребность

в

воспитании

социально

ответственного

подрастающего

поколения,

которое

может

успешно

действовать

в

полиэтническом

пространстве,

способствовать

возрождению

культуры

разных

этносов,

сохранению их культурного своеобразия. Возникает необходимость воспитать

и подготовить высококультурных и образованных членов общества, которые

могут

жить

и

работать

в

полиэтнической

среде,

способных

сочетать

национальные

и

интернациональные

интересы.

Система

дополнительного

образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о

других народах и формированию взаимной толерантности. Одной из важных

задач

по

достижению

данной

цели

становится

очевидной

необходимость

разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования

у

детей

этнокультурной

компетентности,

которая

предполагает

только

объективную

информацию

о

другом

народе. Именно

этнокультурная

компетентность позволяет обучающему найти адекватные модели поведения,

способствующие

поддержанию

атмосферы

согласия

и

взаимного

доверия,

высокой

результативности

в

совместной

деятельности,

а,

следовательно,

и

устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи,

языком, ценностями, культурой.

Учебно-воспитательный процесс в МБУ ДО ДДТ № 3 открывает широкие

возможности для педагогического творчества, лучшего воспитания учащихся в

национальных традициях, привлечение родителей (законных представителей) и

представителей

общественности

Ивановской

области

к

формированию

толерантных отношений готовности и умению вступать в диалог национальных

культур.

Народная

культура представлена педагогами дополнительного

образования

в

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих

программах различной направленности «Здравствуй, Беларусь!», «Крiничка»,

«Первые уроки грузинского языка», «Родной язык-основа нации», «Традиции

русской

народной

культуры».

Элементы

этнокультурного

образования

включены

в

программы

по

изобразительному

искусству,

декоративно-

прикладном творчеству, хореографии, краеведения, журналистики, фольклора и

других.

Для педагогов необходима реализация на практике организационных и

методических

приемов

педагогической

работы,

перспективных

планов

и

конспектов занятий, материалов из самых разных литературных, исторических,

этнографических

и

искусствоведческих

источников.

При

этом

важно

использовать в поликультурном воспитании учащихся самые разные средства и

ф о р м ы

п р о в е д е н и я

з а н я т и й

и

м е р о п р и я т и й :

-

общение

с

детьми

разных

национальностей

(круглый

стол,

встречи

с

интересными людьми);

-устное народное творчество (концерты, выступления);

- чтение художественной литературы (встреча с поэтами и писателями) ;

- игра, народные игрушки (мастер-классы, творческие мастерские);

- декоративно-прикладное творчество (выставки) ;

- музыкальный фольклор ( знакомство с народными праздниками, музыкой,

инструментами);

- этнические музеи ( экскурсии, показ экспозиций).

Такие формы работы с детьми являются начальным этапом этнокультурного

образования,

поэтому

они,

сегодня

необходимы,

так

как

воспитывать

терпимость и этническую культуру лучше начинать с раннего возраста.

Например, проведение познавательного мероприятия по значению

национальных традиций в культурах разных народов, с целью поиска сходств

и

различий

в

праздновании

народных

праздников

в

разных

культурах.

Участниками

мероприятия

были

представлены

национальные

традиции

народов России, Белоруссии, Грузии по празднику «Масленица».

В

ходе

мероприятия,

учащиеся

находили

сходства

и

различия

в

представленных

культурах.

Есть

много

общего.

Каждый

народ

на

нашей

планете имеет свою неповторимую культуру, историю, свое наследие.

И наша

обязанность – сохранить в своем сердце язык, историю, культуру своего народа,

уметь

вести

диалог,

жить

в

мире

и

добре.

В

завершении

мероприятия,

объединившись в одно целое – хоровод культур, написали на разных языках

слова приветствия и решили дружить и ежегодно встречаться.

Участвуя в конкурсах, фестивалях национальных культур, объединившись

в акции «Дети разных народов мы мечтою о дружбе живем» учащиеся

проявляют свою волю в единении и терпении с разными народами и их

культурой.

Дети

вместе

с

педагогами,

родителями

(законными

представителями),

членами

общественных

национально-культурных

организаций вырезали из бумаги ладошки, чтобы потом соединить их на

символическом дереве дружбы, рисовали общий дом, заселенный друзьями,

клеили

красочные

цветы,

своим

многоцветием

символизирующие

многообразие

и

неповторимость

населяющих

нашу

планету

народов.

Всю

палитру

национальных

культур

отразила

и

ставшая

частью

праздника

концертная

программа

с

участием

учащихся

общеобразовательных

школ

города Иванова, обучающихся хореографических коллективов Дома детского

творчества № 3, детьми комплексного межнационального клуба «Акцент»

Ивановского

Дома

национальностей.

Юным

зрителям

были

представлены

белорусские,

армянские,

сербские

стихи,

песни

и

танцы,

и

даже

зажигательные

кубинские

ритмы.

Завершился

концерт

большим

общим

хороводом дружбы, в котором взялись за руки все исполнители.

Народы

сохраняли

в

памяти

все,

что

отвечает

их

жизненным

потребностям

и

настроениям

в

танцах,

песнях,

творчестве.

Задача

педагогического

коллектива

искать

новые

формы

для

воспитания

культуры

межнационального общения, признания, принятия и понимания друг друга в

этом многогранном мире.



В раздел образования