Авторы: Дружинина Елена Анатольевна, Егорова Людмила Федоровна
Должность: инструктор по физической культуре, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №44 "Веселые нотки"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: мультимедийная презентация
Тема: Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности
Раздел: дошкольное образование
Поддержка детской инициативы как основа развития интересов и
способностей ребенка-дошкольника
(подготовили Дружинина Е.А, Егорова Л.Ф.)
«В любом человеке могут расцвести
сотни неожиданных талантов и способностей,
если ему просто предоставить для этого возможность»
Дорис Мэй Лессинг
В чем проявляется инициатива ребенка-дошкольника? В детских вопросах и
познавательной активности, в определенной смелости и желании творить, в разнообразии
личных интересов и самостоятельном выборе. Очень важно поддерживать, направлять и
поощрять инициативность и самостоятельность ребенка, как основополагающие
компоненты развития личности.
Детская инициатива чаще проявляется в свободной самостоятельной деятельности
детей по выбору и интересам:
Самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
Развивающие и логические игры;
Музыкальные и игры импровизации;
Речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
Самостоятельная деятельность в книжном уголке;
Самостоятельная и изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
Самостоятельные опыты и эксперименты и др.
Эффективность проявления инициативы воспитанников подготовительных к школе групп
в самостоятельной игровой деятельности отслеживалась с помощью определенной группы
критериев, таких как:
самостоятельность выбора деятельности (целеполагание - "Я хочу...", "Я буду...");
длительность затраченного времени;
умение самостоятельно высказываться в процессе деятельности;
активность деятельности;
продуктивность;
интерес к результату своей деятельности;
результативность (доводит ли ребенок начатое дело до конца).
На основе полученных данных, составляем индивидуальные программы (маршруты)
сопровождения ребенка, в которых отражаются интересы ребенка и его предпочтения,
подбираются способы поддержки детской инициативы в деятельности.
Чем шире круг интересов ребенка, чем больший опыт разнообразной деятельности он
имеет, тем больше возможностей для поиска и развития его способностей.
Способы поддержки детской инициативы:
1. Предоставляем детям возможность самостоятельного решения поставленных задач,
нацеливаем их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи.
2. При затруднениях побуждаем ребенка к самостоятельному решению; если же без
помощи не обойтись, оказываем минимальную помощь: совет, наводящие вопросы,
ссылаясь на имеющийся у ребенка опыт.
3. Поддерживаем детскую инициативу и творчество, показываем детям рост их
достижений, вызываем у них чувство радости и гордости от успешных, самостоятельных
действий.
4. Способствуем освоению детьми универсальных умений: поставить цель (или принять
ее от взрослого), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить
полученный результат с позиции цели. Для этого создаем разные опорные схемы,
наглядные модели, пооперационные карты.
5. Активно используем «сундучок сюрпризов», наполняю его новыми, незнакомыми детям
объектами, пробуждающими их любознательность. Это «посылки из космоса»,
таинственные письма с увлекательными заданиями, схемами, ребусами, детали
технических устройств, зашифрованные записки пр. Разгадывая загадки, заключенные в
новых объектах, дети учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения,
строить предположения, испытывают радость открытия и познания.
6. Особое внимание уделяем книге как источнику новых знаний, показываем детям, как из
книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В трудных
случаях специально обращаемся к книгам, вместе с детьми находим решение проблем.
7. Используем технологию проектной деятельности. Детская проектная деятельность как
технология, построенная на инициативе, способствует развитию познавательных
интересов и способностей ребенка-дошкольника.
8. Поддерживаем радостное ощущение возрастающей умелости через похвалу, чувство
гордости за свой труд и удовлетворение от собственных результатов, поощряем желание
ребенка создавать что-либо по собственному замыслу. Обращаем внимание детей на
полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то
(маме, бабушке, папе, младшему брату или сестре, малышам, детям группы).
Технология проектной деятельности позволяет связать процесс обучения и воспитания
ребенка с реальными событиями из его жизни, объединить детей, родителей, педагогов,
способствует сплочению детского коллектива, учит сотрудничать, планировать, доводить
начатое дело до конца. Результатом проектной деятельности детей становятся яркие
ситуации успеха для каждого участника проекта.
Поддерживая детскую инициативу, познавая и понимая, как развивается, растет, мыслит и
чувствует ребенок-дошкольник, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном
мире, развить интересы и способности, все те прекрасные возможности, которые даны ему
природой.