Напоминание

"Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста"


Автор: Кондракова Любовь Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 9 "Катерок"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: Методическая разработка для воспитателей
Тема: "Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 общеразвивающего вида

Семинар – практикум для педагогов по теме:

«Развитие фонематического восприятия через игры и игровые

упражнения у детей дошкольного возраста»

Подготовила: Воспитатель Кондракова Л.А.

г. Владивосток

2019

Семинар - практикум для воспитателей на тему:

«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через

игры и игровые упражнения»

Цель семинара – практикума:

Формирование

мотивации у воспитателей по

овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического

восприятия через использование игр, игровых упражнений.

Задачи:

1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей дошкольного

возраста.

2. Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых

упражнений, как средство для развития фонематического восприятия.

I. Как известно, ребенка окружает мир людей, их взаимоотношений, предметов и

явлений. Ребенок и сам является частицей этого мира. Речь – одна из важнейших

его деятельностей, которая складывается и совершенствуется по определенным

законам.

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух,

который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи

(фонемы).

К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием

общения,

приобретает

характер

языкового

средства,

и

ребёнок

начинает

реагировать

на

его

звуковую

оболочку

(фонемы,

входящие

в

его

состав).

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки.

Но малыша можно этому научить с помощью игр

1. «Гуление». Обращайтесь к ребенку, произносите звуки, которые он уже умеет

произносить:

«агу!».

Старайтесь,

чтобы

он

подражал

вам,

повторяя

звуки

и

слоги.

2. «Ладушки». Хлопая в ладоши, приговаривая текст. Учите ребенка выполнять

действия под стишок.

Далее

фонематическое

развитие

происходит

бурно,

постоянно

опережая

артикуляционные

возможно сти

ребенка,

что

и

служит

о с н о в о й

совершенствования

произношения.

Уже

к

концу

второго

года

жизни

ребенок

пользуется

фонематическим

восприятием

всех

звуков

родного

языка.

Можно

предложить ему ряд игр:

1. «Угадай, чей голосок». Взрослый звуками изображает какой-либо предмет

(кошку, собаку, самолет). Ребенок угадывает

2. «Разведчики». Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы

очень тихо.

Трехлетний ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их

фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и

способен замечать различие между правильным и неправильным произношением.

Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к

новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между

звуками, произносимыми ребенком и взрослыми. Используем следующие игры:

1.

«Угадай,

кто

пришел»,

«Договори

стишок».

Подобрать

потешки,

считалки, состоящие из 2-4 рифмованных строчек. Читая их ребенку, умышленно

не договаривать последнее слово или последний звук.

2. «Петрушка ошибается». В гости пришел Петрушка. Он просит научить

произносить

его

слова

внятно

и

громко.

Иногда

Петрушка

путает

звуки,

удивляется и просит разъяснить ошибки.

По данным Р.Е. Левиной, Н.Х. Швачкина, в период от одного года до

четырех лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с

овладением произносительной стороны речи.

Предлагаю игры:

1.«Какие

бывают

слова?»

Просим

ребенка

назвать

ласковые

слова

(солнышко), слова звучащие громко (тигр), звонкие слова (звонок), тихие слова

(шепот).

2.

«Верни

слово».

Взрослый

называет

слово

шепотом,

а

ребенок

его

повторяет, как бы «возвращает» обратно.

Одной

из

частых

причин

нарушений

звукопроизношения

являются

затруднения

в

слуховой

дифференциации

звуков

речи.

Эти

затруднения

выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных

звуков, по этой причине слова, отличающиеся друг от друга только одним звуком,

воспринимаются

ребенком

как

совершенно

одинаковые.

Эти

нарушения

звукопроизношения особенно коварны тем, что с началом школьного обучения,

имеющиеся

в

устной

речи

ребенка

звуковые

замены

неизбежно

начинают

отражаться и на письме.

Развитие

фонематического

восприятия

положительно

влияет

на

формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры

слова.

Несомненна

связь

фонематических

и

лексико-грамматических

представлений.

Кроме

того,

без

достаточной

сформированности

основ

фонематического

восприятия

невозможно

становление

его

высшей

ступени

звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы

(фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

В

общей

системе

работы

по

развитию

фонематического

восприятия

большое место занимают игры и игровые упражнения:

У детей младшего возраста: игры, которые

направлены на развитие у

дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.

игры на определение направления звучания.

игры,

направленные

на

развитие

у

дошкольников

умения

определять

одинаково звучащие неречевые звуки.

игры,

направленные

на

развитие

у

дошкольников

умения

различать

неречевые звуки по длительности

Например, с детьми младшего возраста проводят следующие игры:

“Что звучало?”

р а з в и в а т ь

с л у х о в о е

в о с п р и я т и е ,

в н и м а н и е ;

дифференцировать

звуки,

производимые

музыкальными

игрушками

(колокольчик,

дудочка);

узнавать,

знать

и

называть

звучащие

игрушки;

понимать

и

использовать

глаголы: “звенит”, “гудит”, “стучит”.

“Шуршит,

трещит”

дифференцировать

неречевые

звуки;

знать

и

употреблять

глаголы в прошедшем времени: “шуршала”, “трещала”.

“Где

колокольчик

(барабан,

погремушка)?”

определять направление звука, называть его положение в

пространстве,

используя

наречия:

“впереди”,

“сзади”;

узнавать

и

называть

существительные,

обозначающие

звучащие игрушки.

“Где позвонили?”

определять

направление

звука;

понимать

и

употреблять

наречия: “спереди”, “сзади”, “вверху”, “внизу”.

“ Д о ж д ь

л ь е т

и

капает”

различать

темп

звучания

(частое

и

редкое

звучание

звyкoпoдражаний).

“ П рис ка ка л

и л и

пришел?”

развивать

переключаемость

слухового

внимания,

воспроизводить движения в соответствии с ритмом ударов в

бубен, развивать координацию движений, мелкую моторику.

“Веселые куклы”

соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием; знать

и называть звучащие игрушки; понимать и употреблять в

речи наречия: “тихо”, “громко”; дифференцировать громкий

и тихий звуки.

“Фрукты”

различать

неречевые

шумы;

узнавать,

называть

в

речи

существительные,

обозначающие

фрукты

или

фруктовые

деревья: “яблоко”, “виноградинка”, “яблоня”.

“Коробочка

гремит”

дифференцировать неречевые шумы; находить одинаковые и

звучанию шумовые коробочки.

“Найди пару”

дифференцировать неречевые шумы и выделять одинаковые

по звучанию.

“ В ы с о к и е

низкие”

одинаковые

по

звучанию,

дифференцировать

высокие

и

низкие неречевые звуки.

“Собака и щенок”

развивать слуховое восприятие; различать высокие и низкие

неречевые звуки.

“Дождик”

слышать и называть долгие и короткие звуки; показывать

долготу

звука;

понимать

и

употреблять

в

активной

речи

прилагательные: “длинная – короткая” (дорожка), “долгий –

короткий” (звук).

“Нарисуй звук”

слышать и различать неречевые звуки по длительности их

звучания.

В среднем возрасте:

игры, направленные на развитие у дошкольников умения выделять заданное

слово из ряда других.

игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать громкое

и тихое, “высокое – низкое” звучание, определять длительность звучания речевых

звуков.

игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать гласные

звуки из ряда других.

игры, направленные на развитие у дошкольников умения дифференцировать

звуки речи.

игры, направленные на развитие у дошкольников умения дифференцировать

слоги.

игры,

направленные

на

развитие

у

дошкольников

умения

определять

количество услышанных речевых звуков.

“Будь внимательным”

выделять заданное слово из ряда других.

“ К т о

с а м ы й

внимательный?”

выделять заданное слово из текста.

“В лесу”

дифференцировать громкое и тихое звучания слога АУ;

воспроизводить звукоподражания тихо и громко.

“ М е д в е д и ц а

и

медвежонок”

развивать

слуховое

внимание,

дифференцировать

звукоподражания,

производимые

высоким

и

низким

голосом.

“Вьюга воет, а ветерок

помогает”

развивать слуховое восприятие, определять длительность

звучания речевых звуков.

“Успокой Таню”

выделять звук А из ряда звуков; понимать и употреблять в

речи глаголы настоящего времени “плачет”, “уронила”.

“ Д а д и м

р о м а ш к е

попить”

учить выделять гласный А из ряда других.

“Паровозик”

выделять звук У из ряда звуков; понимать и употреблять в

речи глаголы настоящего времени “бежит”, “гудит”.

“Песни леса”

п р о д о л ж а т ь

р а з в и в а т ь

с л у х о в о е

в н и м а н и е ,

фонематический

слух,

выделять

гласный

У

из

ряда

гласных звуков.

“Угадайка”

дифференцировать

звуки

[И],

[У];

с о от н о с и т ь

звукоподражания

с

предметом;

развивать

мелкую

моторику.

“Дом большой — дом

маленький”

дифференцировать

звуки

[А],

[О];

развивать

общую

моторику.

“Повтори за мной”

дифференцировать звуки П-Б в слогах, словах.

“Повторялки”

развивать слуховое внимание; дифференцировать прямые

и обратные слоги.

“Аленушка-ревушка”

учить

определять

количество

произнесенных

речевых

звуков, развивать слуховое внимание и память.

“Весенний дождик”

развивать

слуховое

внимание

и

фонематическое

восприятие

слов,

близких

по

звуковому

составу;

координировать речь с движением.

Предложенные игры и игровые упражнения значительно повышают интерес у

детей в непосредственной образовательной деятельности. Всё это положительно

влияет на процесс развития фонематического восприятия у детей дошкольного

возраста (Приложение 1).

Параллельно ведётся работа с родителями в виде папок – передвижек,

консультаций,

рекомендаций,

памяток,

индивидуальных

бесед (Приложение

2,3,4).



В раздел образования