Автор: Кондракова Любовь Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 9 "Катерок"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: Методическая разработка для воспитателей
Тема: "Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9 общеразвивающего вида
Семинар – практикум для педагогов по теме:
«Развитие фонематического восприятия через игры и игровые
упражнения у детей дошкольного возраста»
Подготовила: Воспитатель Кондракова Л.А.
г. Владивосток
2019
Семинар - практикум для воспитателей на тему:
«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через
игры и игровые упражнения»
Цель семинара – практикума:
Формирование
мотивации у воспитателей по
овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического
восприятия через использование игр, игровых упражнений.
Задачи:
1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей дошкольного
возраста.
2. Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых
упражнений, как средство для развития фонематического восприятия.
I. Как известно, ребенка окружает мир людей, их взаимоотношений, предметов и
явлений. Ребенок и сам является частицей этого мира. Речь – одна из важнейших
его деятельностей, которая складывается и совершенствуется по определенным
законам.
Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух,
который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи
(фонемы).
К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием
общения,
приобретает
характер
языкового
средства,
и
ребёнок
начинает
реагировать
на
его
звуковую
оболочку
(фонемы,
входящие
в
его
состав).
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки.
Но малыша можно этому научить с помощью игр
1. «Гуление». Обращайтесь к ребенку, произносите звуки, которые он уже умеет
произносить:
«агу!».
Старайтесь,
чтобы
он
подражал
вам,
повторяя
звуки
и
слоги.
2. «Ладушки». Хлопая в ладоши, приговаривая текст. Учите ребенка выполнять
действия под стишок.
Далее
фонематическое
развитие
происходит
бурно,
постоянно
опережая
артикуляционные
возможно сти
ребенка,
что
и
служит
о с н о в о й
совершенствования
произношения.
Уже
к
концу
второго
года
жизни
ребенок
пользуется
фонематическим
восприятием
всех
звуков
родного
языка.
Можно
предложить ему ряд игр:
1. «Угадай, чей голосок». Взрослый звуками изображает какой-либо предмет
(кошку, собаку, самолет). Ребенок угадывает
2. «Разведчики». Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы
очень тихо.
Трехлетний ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их
фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и
способен замечать различие между правильным и неправильным произношением.
Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к
новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между
звуками, произносимыми ребенком и взрослыми. Используем следующие игры:
1.
«Угадай,
кто
пришел»,
«Договори
стишок».
Подобрать
потешки,
считалки, состоящие из 2-4 рифмованных строчек. Читая их ребенку, умышленно
не договаривать последнее слово или последний звук.
2. «Петрушка ошибается». В гости пришел Петрушка. Он просит научить
произносить
его
слова
внятно
и
громко.
Иногда
Петрушка
путает
звуки,
удивляется и просит разъяснить ошибки.
По данным Р.Е. Левиной, Н.Х. Швачкина, в период от одного года до
четырех лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с
овладением произносительной стороны речи.
Предлагаю игры:
1.«Какие
бывают
слова?»
Просим
ребенка
назвать
ласковые
слова
(солнышко), слова звучащие громко (тигр), звонкие слова (звонок), тихие слова
(шепот).
2.
«Верни
слово».
Взрослый
называет
слово
шепотом,
а
ребенок
его
повторяет, как бы «возвращает» обратно.
Одной
из
частых
причин
нарушений
звукопроизношения
являются
затруднения
в
слуховой
дифференциации
звуков
речи.
Эти
затруднения
выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных
звуков, по этой причине слова, отличающиеся друг от друга только одним звуком,
воспринимаются
ребенком
как
совершенно
одинаковые.
Эти
нарушения
звукопроизношения особенно коварны тем, что с началом школьного обучения,
имеющиеся
в
устной
речи
ребенка
звуковые
замены
неизбежно
начинают
отражаться и на письме.
Развитие
фонематического
восприятия
положительно
влияет
на
формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры
слова.
Несомненна
связь
фонематических
и
лексико-грамматических
представлений.
Кроме
того,
без
достаточной
сформированности
основ
фонематического
восприятия
невозможно
становление
его
высшей
ступени
–
звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы
(фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
В
общей
системе
работы
по
развитию
фонематического
восприятия
большое место занимают игры и игровые упражнения:
У детей младшего возраста: игры, которые
направлены на развитие у
дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.
игры на определение направления звучания.
игры,
направленные
на
развитие
у
дошкольников
умения
определять
одинаково звучащие неречевые звуки.
игры,
направленные
на
развитие
у
дошкольников
умения
различать
неречевые звуки по длительности
Например, с детьми младшего возраста проводят следующие игры:
“Что звучало?”
р а з в и в а т ь
с л у х о в о е
в о с п р и я т и е ,
в н и м а н и е ;
дифференцировать
звуки,
производимые
музыкальными
игрушками
(колокольчик,
дудочка);
узнавать,
знать
и
называть
звучащие
игрушки;
понимать
и
использовать
глаголы: “звенит”, “гудит”, “стучит”.
“Шуршит,
трещит”
дифференцировать
неречевые
звуки;
знать
и
употреблять
глаголы в прошедшем времени: “шуршала”, “трещала”.
“Где
колокольчик
(барабан,
погремушка)?”
определять направление звука, называть его положение в
пространстве,
используя
наречия:
“впереди”,
“сзади”;
узнавать
и
называть
существительные,
обозначающие
звучащие игрушки.
“Где позвонили?”
определять
направление
звука;
понимать
и
употреблять
наречия: “спереди”, “сзади”, “вверху”, “внизу”.
“ Д о ж д ь
л ь е т
и
капает”
различать
темп
звучания
(частое
и
редкое
звучание
звyкoпoдражаний).
“ П рис ка ка л
и л и
пришел?”
развивать
переключаемость
слухового
внимания,
воспроизводить движения в соответствии с ритмом ударов в
бубен, развивать координацию движений, мелкую моторику.
“Веселые куклы”
соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием; знать
и называть звучащие игрушки; понимать и употреблять в
речи наречия: “тихо”, “громко”; дифференцировать громкий
и тихий звуки.
“Фрукты”
различать
неречевые
шумы;
узнавать,
называть
в
речи
существительные,
обозначающие
фрукты
или
фруктовые
деревья: “яблоко”, “виноградинка”, “яблоня”.
“Коробочка
гремит”
дифференцировать неречевые шумы; находить одинаковые и
звучанию шумовые коробочки.
“Найди пару”
дифференцировать неречевые шумы и выделять одинаковые
по звучанию.
“ В ы с о к и е
—
низкие”
одинаковые
по
звучанию,
дифференцировать
высокие
и
низкие неречевые звуки.
“Собака и щенок”
развивать слуховое восприятие; различать высокие и низкие
неречевые звуки.
“Дождик”
слышать и называть долгие и короткие звуки; показывать
долготу
звука;
понимать
и
употреблять
в
активной
речи
прилагательные: “длинная – короткая” (дорожка), “долгий –
короткий” (звук).
“Нарисуй звук”
слышать и различать неречевые звуки по длительности их
звучания.
В среднем возрасте:
игры, направленные на развитие у дошкольников умения выделять заданное
слово из ряда других.
игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать громкое
и тихое, “высокое – низкое” звучание, определять длительность звучания речевых
звуков.
игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать гласные
звуки из ряда других.
игры, направленные на развитие у дошкольников умения дифференцировать
звуки речи.
игры, направленные на развитие у дошкольников умения дифференцировать
слоги.
игры,
направленные
на
развитие
у
дошкольников
умения
определять
количество услышанных речевых звуков.
“Будь внимательным”
выделять заданное слово из ряда других.
“ К т о
с а м ы й
внимательный?”
выделять заданное слово из текста.
“В лесу”
дифференцировать громкое и тихое звучания слога АУ;
воспроизводить звукоподражания тихо и громко.
“ М е д в е д и ц а
и
медвежонок”
развивать
слуховое
внимание,
дифференцировать
звукоподражания,
производимые
высоким
и
низким
голосом.
“Вьюга воет, а ветерок
помогает”
развивать слуховое восприятие, определять длительность
звучания речевых звуков.
“Успокой Таню”
выделять звук А из ряда звуков; понимать и употреблять в
речи глаголы настоящего времени “плачет”, “уронила”.
“ Д а д и м
р о м а ш к е
попить”
учить выделять гласный А из ряда других.
“Паровозик”
выделять звук У из ряда звуков; понимать и употреблять в
речи глаголы настоящего времени “бежит”, “гудит”.
“Песни леса”
п р о д о л ж а т ь
р а з в и в а т ь
с л у х о в о е
в н и м а н и е ,
фонематический
слух,
выделять
гласный
У
из
ряда
гласных звуков.
“Угадайка”
дифференцировать
звуки
[И],
[У];
с о от н о с и т ь
звукоподражания
с
предметом;
развивать
мелкую
моторику.
“Дом большой — дом
маленький”
дифференцировать
звуки
[А],
[О];
развивать
общую
моторику.
“Повтори за мной”
дифференцировать звуки П-Б в слогах, словах.
“Повторялки”
развивать слуховое внимание; дифференцировать прямые
и обратные слоги.
“Аленушка-ревушка”
учить
определять
количество
произнесенных
речевых
звуков, развивать слуховое внимание и память.
“Весенний дождик”
развивать
слуховое
внимание
и
фонематическое
восприятие
слов,
близких
по
звуковому
составу;
координировать речь с движением.
Предложенные игры и игровые упражнения значительно повышают интерес у
детей в непосредственной образовательной деятельности. Всё это положительно
влияет на процесс развития фонематического восприятия у детей дошкольного
возраста (Приложение 1).
Параллельно ведётся работа с родителями в виде папок – передвижек,
консультаций,
рекомендаций,
памяток,
индивидуальных
бесед (Приложение
2,3,4).