Автор: Чиркова Ирина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДЕТСКИЙ САД 286
Населённый пункт: УДМУРТИЯ ИЖЕВСК
Наименование материала: статья
Тема: Возрастные особенности детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Возрастные особенности детей раннего возраста.
Скоро в детских садах откроется запись детей в группы раннего возраста . Поэтому в этой
статье я хотела бы раскрыть некоторые моменты, которые могут помочь воспитателям
ясельных групп лучше понимать детей.
В раннем возрасте ведущий вид деятельности - предметно – манипулятивная . Ребенок
большее общается, играет с игрушками, с предметами, а не с детьми. Дети в этом возрасте
не могут учитывать интересы других, могут отобрать игрушку, оттолкнуть. Но при всей
эгоцентричности малыша , общение со сверстниками ему полезно и необходимо. К
сопереживанию и сочувствию ребенок будет готов в более старшем возрасте.
Ранний возраст – возраст стереотипности поведения ( одинаковости). Дети сидят только
на своих стульчиках, спят только на своих кроватках, ритуал прощания ( поцеловать маму,
помахать в окошко.) Стереотипность – это хорошо, это защитная реакция организма,
чтобы не было психического перенапряжения. Стереотипность сохраняется до 4 лет.
В раннем возрасте существует эталонность ( образец) . Если в раннем возрасте не
заложить опрятность, аккуратность, то потом будет сложнее обучить детей.
В раннем возрасте происходит взрыв познавательной потребности ребенка . Взрослые
должны общаться с ребенком на эмоциях, удивляться вместе с ребенком .Чем больше
эмоций, впечатлений , тем активнее речь.
В раннем возрасте главная психическая функция – это восприятие. Все познавательное
развитие идет через чувственный опыт. Всё его поведение определено тем, что он
непосредственно воспринимает. До 3-х лет дети не обманывают , но они переносят на себя
то , что произошло с другими детьми.
У ребёнка 3-го года жизни происходит стремление к самостоятельности. К 3- 5 годам
ребёнок уже может сам одеться и раздеться . Но некоторые родители ошибочно думают ,
что ему , ещё такому маленькому, это не так уж и нужно. Мама сама сделает всё быстрее и
лучше , а вот когда он подрастет, то всё придет само. И получается, что в 3 года, когда
ребёнок заявляет: « Я сам», мы ему не позволяем сделать того , за что в 5 лет будем
упрекать: « Ты уже большой, одевайся сам». Ребёнок же в ответ капризничает, Требует,
чтобы его одевал , раздевали , а самостоятельно всё делает небрежно и плохо. Чтобы
ребенок действовал сам и на положительном эмоциональном фоне, надо придерживаться
принципа « раздевание должно готовить одевание».
Ребёнок играет со своими игрушками на широком пространстве комнат . В результате они
оказываются повсюду и создают полный беспорядок .Удержитесь от замечаний типа «все
игрушки разбросал!». Это бесполезно и не нужно . Ребёнок не разбрасывал их специально,
он их оставлял в разных местах, переключаясь с одной на другую. Постарайтесь
вытерпеть беспорядок, пока малыш играет, но перед сном, перед едой , перед прогулкой
необходимо убрать игрушки на место .Займитесь уборкой игрушек вместе с ребёнком.
Заранее дайте знать, что пора убирать игрушки. Малыша похвалить за сделанную работу:
« Ах как красиво ! Какой порядок!» Одобрение , похвала рождают у малыша чувство
гордости. Зарождающаяся гордость – это личностное новообразование раннего детства.
Режим дня – это четкий распорядок в течение суток, предусматривающий чередование
бодрствования и сна . а также рациональную организацию различных видов деятельности.
Режим детского сада и домашний режим должны совпадать. Особенно не нарушать
дневной и ночной сон. Это может привести к расстройству нервной системы.
Я охватила небольшой перечень моментов , соблюдая который воспитатели могут строить
образовательный процесс в ясельной группе с меньшими эмоциональными потерями.