Напоминание

Формирование инженерного мышления учащихся в процессе изучения учебных предметов "Русский язык" и "Литература".


Автор: Шевчук Анна Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: город Братск Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование инженерного мышления учащихся в процессе изучения учебных предметов "Русский язык" и "Литература".
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование инженерного мышления учащихся в процессе

изучения учебных предметов «Русский язык»

и «Литература».

Шевчук Анна Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1» г. Братск Иркутская обл.

Проблема инженерного мышления является актуальной в современной

жизни. Это обусловлено тем, что инженерное мышление определяет результат и

качество любой интеллектуальной деятельности. Прежде всего разберемся, каково

содержание этого выражения. «Инженерное мышление – способность связывать

образы, представления, понятия, определять возможности их применения,

способность решать возникающие проблемы, обосновывать выводы и решения,

касающиеся создания и эксплуатации техники. Причем инженерное мышление

является не только теоретической формой отражения действительности в виде

понятий, гипотез, теорий. С его помощью инженер решает практические задачи».

Инженерное мышление – самое естественное для школьника, ведь именно

здесь возникают первые представления об устройстве мира, первые попытки

познать его. Современные образовательные технологии позволяют интересно и

увлекательно развивать способности подростка по решению интеллектуальных и

личностных задач. Инженерное мышление – это системное творческое

техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон,

видеть связи между ее частями.

Важнейшую роль в формировании этой характеристики мышления,

переходящей в категории нравственного воспитания, играют дисциплины

гуманитарной направленности: литература, история, русский и иностранные

языки. Именно поэтому можно утверждать, что задача формирования

инженерного мышления не решается только в рамках естественнонаучных и

математических дисциплин, для этого необходима консолидация всех учителей и

преподавателей.

Чтобы быть успешным, будущему специалисту технического профиля

подготовки нужно быть более коммуникативно-активным,

компетентным, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения,

знать теоретические основы общения, формировать умения устанавливать и

поддерживать контакты с другими людьми, иметь речевую грамотность, т.е. успех

в общении является сегодня одним из факторов успеха в будущей

профессиональной деятельности, что отражается в понятии «профессиональная

пригодность».

Получить необходимый результат для подготовки будущих инженеров при

изучении отдельных предметов невозможно, необходима некая надпредметность,

метапредметность знаний и способов деятельности. Именно на это

ориентированы требования нового образовательного стандарта, в которых

реализация принципа метапредметности рассматривается как условие достижения

высокого результата. Кроме того, необходима интеграция основного и

дополнительного образования, совместной деятельности учителей, учащихся, их

родителей и педагогов дополнительного образования. Необходим переход от

существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному

восприятию мира, к метадеятельности, какой является деятельность инженера.

Метапредметные результаты деятельности могут быть реализованы как в рамках

образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных проблем.

Метапредметность следует рассматривать как принцип интеграции содержания

образования, как способ формирования теоретического мышления и

универсальных видов деятельности, она позволяет сформировать в сознании

учащихся целостное представление о картине мире.

Метапредметные

результаты

связаны

с

формированием

и

развитием

универсальных

учебных

действий

(УУД):

коммуникативных,

регулятивных,

познавательных (общеучебных и логических).

В целом формирование коммуникативной компетентности будущих

специалистов технических специальностей основано на введении

в образовательный стандарт комплекса дисциплин коммуникативного цикла на

протяжении всего периода обучения. Для этого используются активные методы

обучения, направленные на развитие речевой активности: технология

критического мышления, метод наглядного моделирования, метод эвристической

беседы, метод наглядного моделирования, исследовательский метод и т.д.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Литература»:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,

подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять

причино-следственные связи в устных и письменных высказываниях,

формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать

ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить её,

анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

В процессе преподавания литературы необходимо учитывать род, метод,

индивидуальные особенности стиля произведения. Знание теоретических понятий

и алгоритм работы с ними позволяет формировать структурное мышление,

которое лежит в основе инженерного мышления.

При изучении литературного произведения учитываются особенности:

- жанра;

- проблематики;

- системы персонажей;

- характер конфликта;

- композиционные особенности.

Организация межпредметных связей.

Например:

При изучении рассказа «После бала» Л.Н. Толстого говорить

не только о самом тексте и его содержании, а в первую очередь о любви, о

свободе, об ответственности человека перед обществом.

Произведение М. Пришвина «Кладовая солнца». Можно поговорить о растениях,

которые встречаются героям, об их особенностях, что, безусловно,

будет подчеркивать индивидуальность и богатство природы того края (литература,

биология): например, зачитать отрывок и узнать болотные ягоды(рис. 1) ,

сравнить елки-однолетки и определить, какие росли в лесу, а какие на болоте

(рис.2), узнать среди цветов иван-чай (рис.3),

Головоломки, кроссворды представляют для школьника проблему, решение

которой требует от него нетрадиционного поворота мысли. Я считаю, что

использование на уроках русского языка занимательного материала, в частности

головоломок и кроссвордов помогает вести изучение и закрепление материала на

уровне эмоционального осознания, отсюда развивается познавательный интерес к

предмету и, как следствие, развитие мыслительной активности учащихся.

составить кроссворд по сказке-были:

При изучении лирики М.Ю. Лермонтова уделяем особое внимание

Кавказу. Рассматриваем все: от политической ситуации до лечения болезней,

которые лечили и лечат на курортах Кавказа (не только литература, но и

география, медицина, история и т.д).

Проблемное обучение способствует реализации живого человеческого общения в

наш век скоростей и одиночества.

Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднение в поисках

ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был

известен в школе Пифагора.

Проблема. Почему некоторые исследователи утверждают, что поэмы Гомера

«Илиада» и «Одиссея» можно считать историческими документами? Согласны ли

вы с такой точкой зрения? Ответ аргументируйте.

Ответ: К событиям, изложенным в поэмах Гомера, не всегда относились как к

исторически достоверным фактам. Но, к примеру, Генрих Шлиман свято верил в

подлинность всего, о чем писал Гомер и в 1870 году начал раскопки. Благодаря его

открытиям и открытиям английского археолога Артура Эванса, постепенно начали

вырисовываться очертания древней цивилизации, расположенной когда-то на всем

Средиземноморье. Поэмы Гомера являются важнейшими источниками

информации о периоде Х1-1Х вв.до н.э. А вот вопрос о происхождении

гомеровских поэм относится к числу еще не решенных научных проблем.

Инженерная мысль должна опираться на хорошо развитое воображение и

включать различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно –

образное, практическое, теоретическое, техническое, и т.д. Главные из них –

творческое, наглядно образное и техническое.

Краткая формулировка самых существенных особенностей творческой

личности дается В.Н. Дружининым: «У творческих людей нередко удивительным

образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные

способности, умения и навыки и своеобразные "детские" черты во взглядах на

окружающую действительность, в поведении и поступках».

Что важно педагогу предусмотреть, чтобы учебный процесс оказался для

каждого

ребёнка

результативным?

Главное

в

творчестве

это

не

внешняя,

спонтанная

активность,

а

так

называемая

внутренняя,

то

есть

включение

воображения

для

решения

какой-либо

образовательной

задачи.

Вот

такую

творческую активность и должен пробудить учитель в каждом ученике.

Например:

1. В начале урока литературы дается эпиграф. Задание: Прочитайте эпиграф. Как

вы понимаете смысл этих слов? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

2. Творческое задание: сделать иллюстрацию к выделенным строчкам

стихотворения,

3. Нарисовать обложку книги к произведению.

4. Отгадать кроссворд …. и другие формы работы, способствующие

творческому, критическому мышлению.

Когда работают воображение, фантазия, ребенок начинает по-другому видеть,

чувствовать, действовать. Он не может отмалчиваться, бездействовать.

Например, при изучении произведения И. С. Тургенева «Муму» в пятом

классе применяем технологию творческого рассказывания. Оно помогает

понять внутреннее состояние героя. Просим ребят представить состояние

глухонемого дворника Герасима и рассказать барыне о том, как Герасим встретил

Муму, кем она ему стала. Подводим ребят к неразрешимому в то время

социальному вопросу о взаимоотношении помещиков и крепостных. Делаем

вывод: крепостникам никогда не понять страданий народа. Эти первые

эмоциональные впечатления помогут ученикам представить отношение И. С.

Тургенева к крепостному праву. На одном из этапов урока создается кластер, где

ключевым словом будет имя главного героя ГЕРАСИМ.

Программа по литературе в пятом классе насыщена произведениями,

направленными на духовное обогащение личности пятиклассника. Учителю

необходимо только так спланировать уроки, чтобы раскрыть творческие силы

маленького человека, потому что творчество – самый мощный импульс в развитии

ребенка. На этом этапе пробудить фантазию, воображение намного легче, чем в

старшем возрасте, в силу психологических особенностей пятиклассников.

Методы и приемы, способствующие информационно - коммуникативной

компетентности обучающихся при изучении литературы в 9-11 классах.

В старших классах применяем разные методы и приемы для развития

информацинных и компетентностных навыков, способствующих формированию

инженерного мышления будущих выпускников.

1. Приемы системно-деятельностного подхода на уроке :

- различные виды пересказа;

- составление плана лекции;

- составление тезисов, конспектов по предложенному плану;

- составление по ходу лекции вопросов, которые будут заданы после лекции;

- графические схемы изложения материала;

- собственный вывод из лекции.

2. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся во время работы с

книгой:

прием вопросов (одни из них носят фактологический характер –“что? где?

когда?”; другие – требуют ответа в виде рассуждения - “почему? в чем?

Дайте объяснение)

3. Эвристические методы обучения.

Важной чертой инженерного мышления является также системность.

Формирование мышления, отличающегося подобными особенностями,

происходит в процессе преподавания не только точных предметов, но и предметов

гуманитарного цикла, прежде всего на уроках литературы и русского языка. В

основе их лежит принцип обучения структурированному мышлению.

Принцип структурирования в инженерном мышлении — это такой принцип,

который позволяет видеть взаимосвязи на всех уровнях, дает возможность

разбивать целое на компоненты, принимать решения, решать проблемы, мыслить

лучше, эффективнее, творчески.

Четкое знание теоретических понятий, владение композиционными

приемами и речевыми средствами лежит в основе подготовки обучающихся к

экзаменационному сочинению по русскому языку в 9 и 11 классах.

I. Анализ авторского текста.

Определить тему, стиль и проблему предложенного текста.

Речевые средства. В этом тексте публицистического(художественного) автор

обращается к теме … и рассматривает проблему…)

Прокомментировать проблему, обозначить ее актуальность.

Речевые средства. Значимость этого вопроса определяется тем..; такой вопрос

является актуальным, так как …

Определить идею текста.

Речевые средства. Идея текста выражается в том, что..

Установить логику текста.

Речевые средства. Логика рассуждения автора такова: вначале высказывается

идея, которая аргументируется рассуждениями в виде доводов, обращением к

жизненному опыту, фактами истории, литературы. Или вариант. Логика

рассуждения автора такова: вначале высказываются аргументы .., а затем

формулируется идея.

Прокомментировать интересные аспекты текста.

Речевые средства. Интересным в рассуждениях автора является...

Подвести итог I части работы.

Речевые средства. Таково своеобразие авторской позиции.

II.Аргументация собственной позиции.

Выразить свое согласие – несогласие с позицией автора текста.

Речевые средства. Я согласен (не согласен) с мнением автора. Мнение автора

представляется мне интересным, пожалуй, я соглашусь с ним.

Формулировка своего тезиса по сформулированной проблеме.

Речевые средства. Действительно,…

Доказательство своей позиции с использованием литературных фактов.

(Привести два аргумента из произведений художественной литературы).

Речевые средства. Эта проблема нашла отражение в художественной

литературе. Например, произведение...

Другим примером является…

III. Подвести итог по проблеме.

Речевые средства. Итак … Таким образом…

Подобный алгоритм (структура) помогает учащимся выстраивать

экзаменационную работу в соответствии с критериями оценивания сочинения

ЕГЭ. Такая последовательность действий формирует инженерное мышление.

Все чаще современные учителя стали использовать в конце урока

синквейн (прием технологии развития критического мышления на стадии

рефлексии). Синквейн в переводе с французского означает «пять строк».

Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию.

На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться,

все просто. Детям очень нравится. Так на уроке литературы в 10 классе при

изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» по теме « Любовь в жизни

героев» , в конце урока предлагаю ученикам высказать сое мнение о любви

небольшой творческой работой в виде синквейна. Даю алгоритм написания

синквейна:

1-я строка (одно слово)- существительное, главная тема, мысль.

2-я строка (два слова) – прилагательные, качества первого слова.

3-я строка ( три слова)- глаголы, действия первого слова.

4-я строка суждение из 4 слов по теме первого слова, мысль.

5-я строка (одно слово)- существительное, синоним первому слову. Вывод,

заключение.

В итоге получаем: Любовь!

Вечная, сильная.

Окрыляет, возвышает, околдовывает.

Любовь - это дыхание, жизнь

Счастье!

Формирование коммуникативной компетенции

Учащихся на уроках русского языка.

Мы живем в век открытий, социально-экономических и политических

преобразований, и поэтому от каждого человека требуется поступать нешаблонно,

в соответствии с ситуацией – творчески. Развитие в детях творческой личности

становится одной из важных задач современной школы. Современного ученика

достаточно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к

цели в современном поле информации и коммуникации. Происходит это потому,

что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного

материала. Трудности вызывает самостоятельный поиск, обработка, организация

информации и создание своих информационных объектов. Русский язык не

является исключением. На мой взгляд, причина этого кроется в недостаточно

высоком уровне развития мышления, особенно критического. А это очень важно

для человека в современном мире, который входит в новый XXI век с новым

обликом познавательной культуры. Творческие способности ребенка необходимо

развивать уже на уровне дошкольного возраста. Но именно в школе начинается

процесс формирования творчески развитой личности. Особая задача в этом

процессе принадлежит урокам литературы и русского языка.

Язык – важнейшее средство общения людей. Занимаясь изучением

языка, его явлений, функций, учащиеся обогащают свою речь, постигают ее

законы и нормы.

Федеральный государственный стандарт общего образования определяет

главной задачей реализации предметов развитие диалогической и

монологической, устной и письменной речи, коммуникативных умений,

нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Основой инженерного языка является творческое воображение и фантазия

учащихся, системное творческое осмысление знаний, сознательное управление

процессом создания новых идей.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»:

- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих

способностей, создание взаимосвязной, целостной картины мира;

- обучение работе с информационными потоками (отбор нужной информации,

развитие мышления, аналитических умений), совместная деятельность по

добыванию новых знаний;

- достойный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного

выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

В 1 полугодии во всех 5-9 классах при изучении темы «Стили речи. Деловой стиль

речи» мы даем творческие задания, способствующие инженерному мышлению:

5-6 класс – дружеское, деловое письмо, переписка между организациями, как

правильно написать заявление, расписку, объяснительную, инструкцию «Как

хранить лыжи летом» и т.д.

По теме «Описание действий» сочинение на основе наблюдений

за работой

строителя, продавца, повара, парикмахера и т.д.

7-8 класс – инструкции «Эксплуатация бытовой техники (компьютер, телевизор,

микроволновка и др), По теме «Глаголы повелительного наклонения» учащиеся

выполняют творческую работу: написать рецепт любимого блюда, используя

глаголы только повелительного наклонения. По теме «Неполные предложения»

рекомендации по использованию посуды;

во всех 5-9 классах часто встречаются упражнения, где текст – анализ

физических опытов, описание предмета с инженерной точки зрения.

На своих уроках стараюсь обеспечить ученикам доброжелательную

атмосферу, при которой появляется желание созидать, предчувствие радости

открытий; стремлюсь развивать креативное мышление.

Использование

технологии креативного мышления на уроках позволяет сформировать умения и

навыки работы с информацией:

- находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

- анализировать, систематизировать, представить информацию

в виде схем, таблиц, графиков;

- сравнивать исторические явления и объекты , при этом

самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;

- выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять

возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений,

используя различные источники информаций:

Творческие работы учащихся 7 класса по теме «Действительные и страдательные причастия

Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста, в ней

наглядно отражены связи и отношения между элементами.

Работа с опорными схемами:

Прием «АРХИВАРИУС»

Учащиеся получают домашнее задание «Любопытный вопрос»,

на который им необходимо самостоятельно найти ответ.

Например:

1. Что означает фразеологизм «Бить баклуши», «Держать нос по ветру» и т.д.

2. Являются ли однокоренными слова «Родина», «Род», «Родители»?

Обязательное условие: указание на то, откуда сведения получены. Ценится

информация, полученная из энциклопедий, интернета, справочников, словарей,

художественной литературы.

Для творчества необходимо наличие четырех источников:

интеллектуальных способностей, знаний, личностных характеристик, мотивации.

Каждый ученик на определенном этапе обучения способен к какому-то из этих

типов деятельности в большей или меньшей степени.

Так, проводя в шестом

классе урок-мастерскую по теме «Описание природы», начинаю с того, что

включаю негромкую музыку «Времена года» (можно включить шум волн, птичьи

голоса) и объявляю, что сегодня у нас урок-мастерская. Затем выясняем по

словарю значения слова «мастерская» и выбираем то, которое может

соответствовать нашему уроку. На доске (слайдах) виды пейзажа, тексты для

анализа - стихотворения русских поэтов, отрывки из произведений с картинами

русской природы. По первому тексту дети, находят ключевые слова и определяют

тему урока «Зимняя сказка». Каждый вид работы - поисковая работа проводится в

группах, и каждая группа стремится раньше других найти ответ. Урок успешно

«пошёл».

Развивая творческую активность ребенка, мы помогаем ему обрести

уверенность и на других предметах школьного курса. Роль языкового чутья,

богатство словарного запаса необходимы всегда, на любом этапе жизни человека.

Это надо не только для успешной сдачи выпускных экзаменов. Человек,

владеющий яркой речью, воображением, творческой инициативой, прекрасно

вживается в мир любой профессии, ему легко общаться с людьми разных

социальных слоев общества.

Формирование инженерного мышления школьника предопределяет его

будущую профессию. Профессию инженер. В настоящее время инженер – это

специалист, который обладает высокой культурой, хорошо знаком с современной

техникой и технологиями экономикой, организацией производства.

Вот этот социальный заказ в конечном итоге и мечтает выполнить учитель-

словесник, развивая интерес к слову на своих уроках.

Литература:

1. Грабарь В.В. Инженерное мышление как социокультурный феномен

образования / / Человек и наука: электронная научная библиотека.− 1997.

[Электронный ресурс].

2. Чканикова А. Что это такое – инженерный тип мышления / / Первое сентября:

газета. – 2012. − № 17 [Электронный ресурс].

3. .Жукова Т. М. Развитие человека есть развитие его способностей // Одарённый

ребёнок. – 2006. – № 1.

4. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. – М.: Издательский

центр "Академия", 2004.



В раздел образования