Напоминание

“ЛЭПБУК” как современное средство обучения дошкольного возраста


Автор: Катаева Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Вишенка
Населённый пункт: с Красногорское
Наименование материала: статья
Тема: “ЛЭПБУК” как современное средство обучения дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




“ЛЭПБУК” как современное средство обучения дошкольного возраста

Разработала воспитатель МБДОУ детского сада «Вишенка» О.В. Катаева

Проблема

формирования

познавательной

активности

детей

дошкольного

возраста

очень

актуальна

в

наше

время.

Исследования

свидетельствуют

о

значительном

снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована

потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор

на

сознательную

поисковую

активность

и

продуктивное

мышление

ребенка,

целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач,

можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

Развивающая педагогика, основанная на требованиях федерального государственного

образовательного

стандарта

к

дошкольному

образованию,

существенно

изменила

подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной

организации.

Сегодня

государством

поставлена

задача

подготовить

совершенно

новое поколение: активное, любознательное. Современному ребенку необходимо не

столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять

умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на

развитие

внимания,

памяти,

творческого

воображения,

на

выработку

умения

сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать по определенному

признаку,

получать

удовлетворения

от

найденного

решения.

Когда

ребенок

сам

действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в

работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм

взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит

продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей,

формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Лепбук является современным средством обучения детей дошкольного возраста.

ЛЭПБУК – это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или

тематической недели.

Можно предположить, что повышение познавательной активности детей дошкольного

возраста возможна, при выполнении следующих условий:

-систематическое использование ЛЭПБУКА в образовательной деятельности,

-свободного доступа ЛЭПБУКА для детей,

-формирование устойчивого интереса дошкольников для создания и использования

ЛЭПБУКА.

.

Для

достижения

изучение

возможностей

использования

ЛЭПБУКА

как

средства

обучения детей дошкольного возраста, необходимо решить следующие задачи:

1.

Изучить

научно

методическую

литературу

и

другие

информационные

источники по теме проекта.

2.

Раскрыть понятие средства обучения у детей дошкольного возраста.

3.

Создание

ЛЭПБУКА

в

детском

саду,

практическое

применение

в

педагогической деятельности.

«Что такое ЛЭПБУК?»

«ЛЭПБУК»

сравнительно

новое

явление

современной

действительности.

В

дословном переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга»(lap- колени,

book- книга). В настоящее время он широко используется в детских садах и школах

Америки.

«ЛЭПБУК»

представляет

собой

тематическую

папку,

книжку

раскладушку, в которой собраны материалы в одну определенную тему. На страницах

папки

расположены

различные

кармашки,

окошки,

мини-

книжки-раскладушки,

гармошки, выдвижные элементы, в которых находиться дидактический материал.

«ЛЭПБУК»- это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и

самостоятельной

деятельности,

тематической

недели,

предусмотренной

основной

образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть

использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их

интеграцию.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, «ЛЭПБУК»

дает

возможность

педагогу

построить

деятельность

на

основе

индивидуальных

особенностей каждого ребенка. Использование «ЛЭПБУКА» обеспечивает равенство

возможностей, полноценное развитие каждого ребенка.

Воспитательная

функция

«ЛЭПБУКА»

состоит

в

том,

что

он

может

изготовляться с детьми и их родителями.

Папка должна быть красочно и эстетично оформлена, все составные части должны

быть удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком. Работа с

«ЛЭПБУКОМ» является отличным способом для закрепления определенной темы с

детьми,

позволяет

осмыслить

содержание,

а

также

провести

исследовательскую

работу,

в

процессе

которой

ребенок

учувствует

в

поиске,

анализе

и

сортировки

информации.

Таким образом, можно сказать что ЛЭПБУК – это собирательный образ плаката, книги

и

раздаточного

материала,

который

направлен

на

развитие

у

воспитанников

творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в

рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения,

необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Одним

из

плюсов

данной

работы

является

тот

факт,

что

работа

над

созданием

может

ЛЭПБУКА носить как индивидуальный характер, так и парный или групповой.

«ЛЭПБУК» как форма работы привлекает тем, что:

1.

Создание

«ЛЭПБУКА»

развивает

творческие

способности

детей,

их

воображение.

2.

«ЛЭПБУК» помогает ребенку по своему желанию организовать информацию

по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить пройденный материал.

3.

«ЛЭПБУК» хорошо подходит для занятий в разновозрастных группах. Можно

выбрать задания, сложность выполнения которых учтена в соответствии с

возрастом.

4.

Это отличный способ для повторения пройденного. В любое время ребенок

просто открывает «ЛЭПБУК» по нужной теме и повторяет материал.

Этапы создания «ЛЭПБУКА»:

1.

Выбор темы.

2.

Составление

плана

будущего

«ЛЭПБУКА»-

необходимо

определиться

с

элементами, подтемами.

3.

Рисование

макета.

это

необходимо

для

дальнейшего

оформления

«ЛЭПБУКА»

4.

Оформление.

Научной

литературы

по

технологии

«лепбук»

на

данный

момент

нет.

Авторы

передового опыта дают разное толкование данной технологии: одни относят ее к

игровой, другие к проектной, третьи – к исследовательской технологии. По всей

видимости, это определяется от ведущей задачи работы с использованием лэпбука.

Татьяна Пироженко, автор адаптированной технологии лепбук в нашей стране, дает

следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с

кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может

доставать,

перекладывать,

складывать

по

своему

усмотрению.

В

ней

собирается

материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка.

Это

заключительный

этап

самостоятельной

исследовательской

работы,

которую

ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу

нужно

будет

выполнить

задания,

провести

наблюдения,

изучить

представленный

материал.»

Почему технология «лэпбук» актуальна в наше время?

1.

Лэпбук

отвечает

требованиям

ФГОС

дошкольного

образования

к

пространственной предметно-развивающей среде:

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием

взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом,

формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к

миру искусства;

-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность

всех воспитанников.

2.

Работа

с

лэпбуком

отвечает

основным

направлениям

партнерской

деятельности взрослого с детьми:

- включенность воспитателя наравне с детьми,

- добровольное присоединение детей к деятельности,

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности,

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Лэпбук могут делать:

Педагоги;

Педагоги с детьми;

Педагоги, дети и родители;

Дети и родители;

Родители

Дети

самостоятельно,

что

будет

последней,

высшей

ступенью

развития

познавательной деятельности детей.

Лэпбук можно использовать как в детском саду, так и дома.

Разновидности тематических папок

В зависимости от назначения:

•учебные;

•игровые;

•поздравительные,

•праздничные;

•автобиографические

(папка-отчет

о

каком-то

важном

событии

в

жизни

ребенка:

путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)

В зависимости от формы:

•стандартная книжка с двумя разворотами;

•папка с 3-5 разворотами;

•книжка-гармошка;

•фигурная папка.

Организация материала:

•стандартные кармашки;

•обычные и фигурные конверты;

•кармашки-гармошки;

•кармашки-книжки;

•окошки и дверцы;

•вращающиеся детали;

•высовывающиеся детали;

•карточки;

•теги;

•стрелки;

•пазлы;

•чистые листы для заметок и т.д.

Значимость и преимущества технологии «лэпбук»:

активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;

позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);

развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;

помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;

помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно если ребенок

визуал);

позволяет сохранить собранный материал;

объединяет педагогов, детей и родителей;

способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-

тематического планирования;

способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;

обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и

детьми;

способствует творческой самореализации педагога.

Как сделать лэпбук своими руками?

Для этого вам понадобятся следующие материалы:

•картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3);

•бумага

(белая,

цветная,

бумага

для

скрапбукинга

с

различными

расцветками

и

текстурой);

•принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;

•обычные и фигурные ножницы;

•клей и/или скотч;

•степлер;

•декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески,

скрепки,

засушенные

листья,

наклейки,

вырезанные

из

журналов

тематические

картинки и т.д.)

Результатом использования данного пособия является:

Объединение детей, родителей и педагогов, то есть социальная направленность.

Дети учатся находить информацию самостоятельно, то есть учатся учиться.

Развивается

творческое

мышление,

любознательность,

находчивость,

воображение,

мелкая

моторика,

пространственная

ориентировка,

что

тесно

связано с развитием речи.

Расширение представлений детей об окружающем мире.

Ребенок

учится

самостоятельно

собирать

и

организовывать

информацию

хорошая подготовка к исследовательской деятельности.

Использование

инновационной

игровой

технологи

«лэпбук»

является

успешным

шагом

на

пути

внедрения

ФГОС

ДО.

Ведь

она

позволяет

нам

использовать

инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть

открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать

единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в

семье и детском саду.



В раздел образования