Напоминание

"Семья на пороге школы"


Автор: Хухорова Ангелина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 93"
Населённый пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар
Наименование материала: сценарий родительского собрания
Тема: "Семья на пороге школы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Хухорова А.Л.

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад №93»

г. Сыктывкар,

Республики Коми

Родительское собрание на тему

« Семья на пороге школы»

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников

в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

· Вовлечь родителей в процесс определения понятия «Готовность ребенка к

школе».

· Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке

ребенка к школе.

Дорогие родители!

Мы очень рады видеть вас. Тема нашего собрания – «Семья на пороге

школы». Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы

его ребёнок был как можно лучше подготовлен к этому событию.

Поступление ребёнка в первый класс – это всегда переломный момент в его

жизни. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений.

А что это значит – готовность ребёнка к школе? Давайте сегодня мы все

вместе попробуем понять, что это такое и насколько наши дети готовы к

школе.

1. - В начале я хочу вас всех пригласить в круг .

- Есть три составляющие готовности ребенка к школе. Одна из них -

интеллектуальная готовность. Что такое интеллект?

- Давайте поиграем в игру «Знатоки». Назовём, что должен знать, чем

обладать будущий ученик. (Умение анализировать, умение составлять рассказ

по картинке, широкий кругозор, умение читать, умение устанавливать

причинно-следственные связи, умение делать выводы, большой словарный

запас, умение читать, умение обобщать, умение решать арифметические

задачи, развитие тонких движений руки, умение читать и т.д.)

- Интеллектуальный компонент готовности предполагает наличие у ребенка

кругозора, запаса конкретных знаний, но наиболее важными становятся

умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные

выводы, достаточно развитые познавательные процессы: восприятие,

внимание, мышление, память, воображение и речь.

«Быть готовым к школе уже сегодня

не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть

готовым всему этому научиться»

(Л. Венгер)

- Кроме всего прочего, ребенку необходимо умение устанавливать

взаимоотношения со сверстниками, с учителем, умение общаться в детском

обществе, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.

2. – Об интеллектуальной готовности к школе мы сказали, какие же ещё

готовности есть?

- Для начала разговора я предлагаю разделиться на компании. Возьмите по

одной карточке и пройдите за столы, выберите свои компании.

- Назовите свою команду на букву, которая у вас на столе и желательно,

название д. быть связано со школой. ( Буквы З – звонок; Б – букварь, К –

контрольная работа, П – портфель )

3. - Рассмотрим следующую готовность – это личностная готовность. Она

выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к

учителям, к самому себе. Обычно дети с желанием идут в школу. Родителям

полезно знать, что привлекает их ребенка к школе.

В психологии существует такое понятие – мотивация – означает побуждение

к действию, процесс, управляющий поведением человека, можно еще ее

назвать и причиной, по которой человек поступает так, а не иначе.

Так же и у будущего школьника есть мотивы, по которым он желает идти в

школу. Перед вами несколько карточек. На них обозначены некоторые

мотивы. Мы предлагаем вам выбрать те из них, которые, как вы считаете,

являются правильными, т. е., у ребенка выработана положительная мотивация

поступления в школу. На выполнение задания дается одна минута. Когда

команда справится с заданием, необходимо поднять

« Домики», что вы готовы.

«Хочу учиться, чтобы быть, как папа», «Люблю писать», «Научусь читать»,

«У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи

решать» , «Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький ранец и

пенал», «В школе Саша учится, он мой друг...», «Буду много знать, стану

умной», « Не нужно будет спать днём…»

Итак, посмотрим, что вы выбрали.

А сейчас узнаем правильный ответ. Готовым к школьному обучению является

ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (форма, портфель,

учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, а значит,

развитие познавательных интересов.

- Важно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью —

учением. Быть школьником для ребенка – это ступенька вверх, к взрослости,

да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. У него

появляется круг прав и обязанностей.

- Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, ему трудно в

школе. Еще хуже, если дети не хотят идти в школу, они вызывают особую

тревогу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу,

но боюсь!», «Не хочу в школу — там программа трудная и играть будет

некогда». Причина такого отношения к школе, как правило, результат ошибок

воспитания, запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно

по отношению к робким, не уверенным в себе детям («Ты же двух слов

связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там

тебе покажут!», « Ты, наверное, будешь двоечником»).

Намного разумнее — сразу сформировать верное представление о школе,

положительное отношение к ней, к учителю, книге. В присутствии детей ни в

коем случае нельзя критиковать школу, учителей, трудную программу.

Вообще в детях важно воспитывать положительное отношение к жизни,

оптимистический настрой ко всему, в том числе и к школьному обучению.

(Не жаловаться в их присутствии на жизнь, на судьбу. Пусть растут

счастливыми!)

4. - А мы переходим к следующему аспекту – эмоционально-волевая

готовность. Справляться с эмоциями даже взрослому человеку бывает

трудно. Поэтому необходимо воспитывать в детях эмоциональную

устойчивость, контролировать своё поведение. Н: дождаться своей очереди в

игре, самостоятельно справляться с обидой и досадой при неудачах,

дождаться, когда тебя спросят на занятиях, не выкрикивать с места,

сдержаться, когда другие смеются, если ребёнок нечаянно упал.

- Не менее важным является воспитание воли.

- Как вы думаете, уважаемые родители, что такое воля? ( это стремление к

чему – либо) Я Хочу! Я Могу! Я Добьюсь! Я Сделаю!

- ВОЛЯ – это способность человека действовать в направлении сознательно

поставленной цели, преодолевая препятствия.

- Для взрослого человека, понятно, воля нужна, а нужна ли она дошкольнику?

- Конечно, дошкольный возраст – возраст возникновения воли как

способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и

внутренними действиями, т.е. способности владеть и управлять собой.

( Н: ребёнок овладевает умением контролировать свою позу, сидеть спокойно

на занятиях, не вертеться, не вскакивать. Ведь даже для ребёнка воля – это

почистить зубы, вовремя лечь спать. А это нелегко даётся ребёнку. Также

ребёнок – дошкольник начинает управлять восприятием, памятью,

мышлением. ( Н: запомнить поручение взрослого, стихотворение и т.д.)

- Но центральная роль в процессе формирования волевых качеств

принадлежит взрослому. Вы не просто говорите правила того или иного

действия, но и показываете пример.

-Давайте рассмотрим ситуацию и подумаем, правильно ли поступает мама, и

как бы вы поступили на ее месте.

Илюша предпочитает шумные игры, а занятия, требующие

сосредоточенности, не любит. Вот и сейчас, выполнил рисунок, не приложив

усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Но мама,

посмотрев его работу, говорит: «Хорошо, молодец». Для неё главное, чтобы

сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создаёт новый,

ничуть не лучше прежнего. И мама опять хвалит малыша. Она считает:

«Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш!

Пойдёт в школу – научится. Не беда, что принимается сразу за несколько

дел. Лишь бы занят был. Вот пойдёт в школу, тогда…»

Немного посовещайтесь и решите, кто будет высказываться.

Волевой готовности будущего первоклассника должно уделяться серьезное

внимание. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение

делать не только то, что ему хочется, но то, что требуется. А это не так-то

просто, когда так хочется поделиться с товарищами по парте последними

важными новостями. Но чтобы делать не только приятное, но и необходимое,

нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей

умственной деятельностью.

К концу дошкольного возраста ребенок способен поставить цель,

принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его,

проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить

результат своего волевого действия. Бывает, что ребенок прикладывает

усилия воли, чтобы получить вознаграждение, этот прием можно иногда

использовать, но не злоупотреблять им.

Волевые качества всегда работают на успех. Они играют важную роль в

формировании соц. культуры растущего человека. От её наличия зависит в

дальнейшем, будет ли ребёнок принимаем в различных сообществах

сверстников и взрослых.

5. - Дорогие родители! Первого сентября вы поменяете статус родителя

дошкольника на статус родителя первоклассника. Для вас это будут новые

знакомые, новые хлопоты, и новые переживания о своем ребенке. Особенно

вас будет волновать и безопасность вашего первоклашки по дороге в школу и

обратно.

- Хотелось бы узнать, насколько вы, родители, сами соблюдаете правила

дорожного движения.

Предлагаю вам следующую игру. (У каждой компании на столе по 3 карточки

с цифрами 1,2,3.) Я задаю вопросы и предлагаю 3 варианта ответов. На

нужный вариант вы поднимаете соответствующую карточку. Справитесь? На

каждый вопрос на обдумывание даётся 10 секунд.

1. Пристегиваете ли вы своего ребёнка в машине/есть ли у вас детское

автомобильное кресло?

1) да, конечно. Без него мы никогда не возим ребёнка. 2) нет, от аварии оно

все равно не спасёт. Деньги на него ещё тратить. 3) кресло есть, но

пристёгиваемся редко.

2. Перебегаете ли вы со своим ребёнком дорогу в неположенном месте?

1) да, случается часто

2) периодически

3) стараюсь никогда этого не делать

3. Разговариваете ли вы со своим ребёнком, когда переходите дорогу?

1) да, а что в этом такого

2) нет, никогда

3) когда как

4. Автобус приближается к остановке. Ваши действия.

1) бежим к автобусу

2) ждём полного прекращения движения автобуса

3) не помню, не обращал /а внимания

5. Выходя с ребёнком из автобуса, первым выходит:

1) ребёнок

2) родитель

3) когда как

6. Как должен поступать пешеход, если во время перехода перекрёстка

зелёный сигнал светофора изменился на жёлтый, а вы не успели перейти

дорогу?

1) быстро перебежать улицу

2) вернуться на тротуар

3) остановиться посреди дороги

- Как известно обо всём на свете, дети узнают от своих родителей.

Первичные навыки безопасного поведения ребёнка на улице должны

сознательно прививаться семьёй, именно на Вас, родители, ложится основная

обязанность: и только вы можете научить ребёнка безопасно вести себя на

дороге, своим личным примером показывать ежедневно, как вести себя на

улице.

Существуют три основных навыка поведения, которые помогут ребенку

сориентироваться в дорожных ситуациях.

Навык сосредоточения внимания.

Перед переходом дороги необходимо приостановиться, выдержать паузу для

психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также

для адекватной оценки обстановки.

Навык наблюдения.

Ребенок должен научиться видеть окружающие его предметы, как подвижные

(автомобили, движущиеся по дороге), так и неподвижные (автомобили,

стоящие у обочины, кусты и т.д.), закрывающие обзор проезжей части, и

воспринимать их как потенциальную опасность.

Навык самоконтроля.

Ступая на проезжую часть, спешку и волнение необходимо оставить на

тротуаре, соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те

несколько минут, которые требуются для перехода дороги.

Уважаемые родители! Не жалейте времени на обучение детей законам дорог.

Родители - первые педагоги своих детей. Ваши дети учатся законам улицы,

беря пример с вас. Уберечь ребенка от беды на дороге – долг всех взрослых.

Поэтому предлагаю и дальше сотрудничать по формированию у наших детей

дисциплинированного поведения на улице, соблюдения им правил дорожного

движения. И помните о том, что именно родителям подражают дети,

копируют их модель поведения, в том числе и на улице. Поэтому взрослые

должны своим примером демонстрировать правила безопасного поведения.

6. – Уважаемые родители!

- Важно, как вы провожаете ребёнка в школу и как встречаете дома!

- Когда провожаете, не следует :

- читать нотации;

- угрожать;

- ругать;

Лучше всего: ( продолжите фразы)

- Доверительно, с любовью и верой, сказать : « Я очень жду…»,

«Встретимся…», « Я уверена…..»

Как встречать ребёнка?

- Не встречайте ребёнка восклицаниями: «Ты где шлялся? Посмотри, на кого

ты похож!»

- Когда бы и откуда ни вернулся ребёнок домой, встречайте его с радостью,

даже если у вас гости или дела.

- Подумайте, какими фразами можно встретить ребёнка из школы?

- Из многих воспитательных мер нет более сильной по влиянию на судьбу,

чем радость ближних, родных, когда человек входит в свой дом.

- Все дети делятся на тех, кого встречают с радостью, и на тех, кого

встречают безразлично, хмуро, сердито, с выговорами и нотациями.

7. Ребёнок собирается в школу, это очень серьёзный и ответственный момент,

и без вашей родительской поддержки и помощи никак не обойтись. Любите

своих детей, уделяйте им должное внимание, побольше общайтесь с ними,

обнимайте, беседуйте, выслушивайте, отвечайте на вопросы, поддерживайте

их во всём, давайте им понять, что вы – самые лучшие их друзья.

Желаем Вам удачи в этом деле!



В раздел образования