Автор: Печкур Анжелика Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Троицкая СОШ
Населённый пункт: с.Троицк
Наименование материала: Статья
Тема: Информационно-коммуникативные технологии на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование
Информационно-коммуникативные технологии на
уроках в начальной школе
Совершенствование
образования
сегодня
сложно
представить
без
внедрения
информационных
технологий,
основой
которых
является
персональный
компьютер,
мультимедийные
программы
и
устройства.
Использование их позволяет изменить не только преподавание школьных
дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения
детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и
эффективность урока, а также обеспечивая реализацию идей развивающего
обучения,
совершенствуя
формы
и
методы
организации
классной
и
внеклассной работы.
Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и
трудоемко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Ему всегда
приходится находиться в поиске приемов и средств организации учебно-
познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок был максимально
информативным, продуктивным, а главное - незабываемый.
Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-
иллюстрированный
метод
обучения,
основным
назначением
которого
является организация усвоения учащимися информации путем сообщения
учебного
материала
и
обеспечение
его
успешного
восприятия,
усиливающегося при подключении зрительной памяти.
По результатам исследования института «Евролингвист» (Голландия)
большинство
людей
запоминает
5%
услышанного
и
20%
увиденного.
Одновременно
использование
аудио-
и
видеоинформации
повышает
запоминаемость до 30-50%.
Мультимедиа
программы
представляют
информацию
в
различных
формах
и
тем
самым
повышают
эффективность
процесса
обучения.
Экономия
времени,
необходимого
для
изучения
конкретного
материала,
составляет
в
среднем
30%,
а
приобретенные
с
использованием
мультимедийных
программ
знания
сохраняются
в
памяти
учащихся
значительно дольше.
При
использовании
мультимедийных
информационно-обучающих
программ в обучении математике, русскому языку, окружающему миру
традиционная структура урока может значительно не меняться. В ней по-
прежнему
сохраняются
все
основные
этапы,
изменяются
только
их
временные характеристики и насыщенность. Очевидно, мультимедиа более
востребованная
для
обучения
учащихся
с
визуально-аудиальной
модальностью восприятия и расширяет возможность в усвоении материала
учащимися.
Информационно-обучающие
программы
позволяют
моделировать
и
наглядно
демонстрировать
содержание
изучаемых
тем,
полностью
реализовать
принцип
адаптивности
к
индивидуальным
возможностям
ребенка,
соответствовать
индивидуальному
темпу
учебно-познавательной
деятельности. Обучение носит диалоговый характер, при котором учитель в
любой момент может внести в него необходимые корректировки. На уроках
могут оптимально сочетаться индивидуальная, парная и групповая формы
работы. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Таким
образом,
достигаются
идеальные
варианты
индивидуального
обучения
с
использованием визуальных и слуховых образов.
Использование информационных технологий в образовании, в том числе
начальном,
становится
актуальной
задачей
школьного
преподавания.
Освоение и применение на уроке интерактивной доски (ИД) - обязательный
элемент внедрения ФГОС. ИД - это сенсорный экран, подсоединенный к
компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Вместе
они составляют интерактивный комплекс, имеющий различные функции, с
помощью которых можно продуктивно работать с любыми объектами на
доске:
перемещать,
группировать,
скрывать
за
шторкой,
делать
съемку
экрана, видеозапись урока и многое другое. Интерактивные доски на уроках
в школе используются для преподавания самых различных предметов - от
математики до психологии.
Функции программы mimio, которые я использую в своей работе на ИД:
1.
передвижение
объекта
в
любое
место
доски.
Эта
функция
дает
возможность
составлять
задания
на
классификацию,
соединение,
группировку,
сортировку,
упорядочивание,
заполнение
пропусков
из
предложенных вариантов, создание объектов из набора данных фигур и др.
2.
функция
скрытия
объектов,
которая
позволяет
сохранять
объект
закрытыми до нужного момента.
3.
инструмент
«умное
перо»
позволяет
«от
руки»
строить
основные
геометрические
фигуры,
мгновенно
преобразуя
«каракули»
рисующего
в
окружности,
треугольники,
прямоугольники,
ромбы,
что
существенно
сокращает время, отведенное на построение чертежей. Кроме того, «умное
перо» распознает некоторый рукописный текст.
Собственные разработки в программе mimio я включаю на разных этапах
урока:
при объяснении нового;
повторении;
закреплении материала;
контроле достижений.
Мной замечено, что активное использование контрольно-тренировочных
материалов
с
интерактивной
проверкой
делает
работу
на
уроке
более
динамичной, позволяет охватить большой по объѐму материал, организовать
различные формы самопроверки, взаимопроверки.
Превосходно
подходят
возможности
mimio
для
подготовки
различных
викторин,
конкурсов,
праздников,
проводимых
как
в
урочное,
так
и
внеурочное время.
Вижу
своей
основной
задачей
построение
педагогической
деятельности таким образом, чтобы ученики были не только зрителями и
исполнителями заданий учителя, а становились соавторами урока, выступая с
созданными
ими
сообщениями
и
докладами,
сопровождаемыми
собственными мультимедийными продуктами.
Активное
использование
ИКТ
на
уроках
и
внеклассных
занятиях
способствует созданию благоприятных условий для формирования основ
базовой
культуры
личности,
всестороннего
развития
психических
и
физических
качеств
в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуальными
особенностями,
успешного
усвоения
образовательной
программы,
подготовки к жизни в современном обществе и соответствует требованиям
ФГОС.
Используя
ИКТ
на
уроках,
я
считаю,
что
наиболее
эффективно
выстраивать
уроки
в
режиме
проблемного
диалога.
Это
позволит
организовать
подобие
дебатов
между
учащимися
и
учителем
и
между
учащимися. Истина рождается в споре, в данном случае – диалоге. Стоит
заметить,
что
при
этом
нужно
уметь
сочетать
контроль
учителя
с
самоконтролем и взаимоконтролем.