Автор: Панжинская Оксана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 231"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Из опыта работы "Приобщение дошкольников к русской национальной культуре"
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы
«Приобщение дошкольников к русской национальной культуре».
Интерес к проблеме «Приобщение дошкольников к национальной культуре» у меня
возник давно, семь лет назад.
Не имея специального образования и достаточного опыта, было очень трудно
ориентироваться в проблеме, тем более, что специальной литературы по данному вопросу
всегда было несправедливо мало.
Почему же из всего многообразия разделов воспитания и обучения дошкольников
приоритетным оказался для меня именно этот?
Сейчас, в наше кризисное, смутное время, понятно каждому, как много потерял человек,
порвав те нити, которые связывали его с традиционной народной культурой. Она
зародилась в глубокой древности и расцвела в повседневной жизни народа – кормильца,
пахаря, работника. Она соединяла каждого человека с его родом – племенем и с могучей
природой. Она давала точку отсчета для осмысления индивидуальной и общественной
жизни. В этом глубокий смысл и непреходящая нравственная, эстетическая, практическая
ценность народного творчества и культуры.
Сейчас очевидно то, что если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие
ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин общественной
культуры. И начинать это надо с раннего возраста.
Очень хочется, чтобы в нашей «Программе воспитания и обучения детей в детском саду»
знакомство с народной культурой нашло свое достойное место. Почему?
5.
Чтобы с поколением наших детей возродились народные обычаи, праздники.
6.
Чтобы наши дети чтили культуру своих дедов и прадедов, помнили ее и передавали
своим детям.
7.
Чтобы свободно ориентируясь в народных приметах, научились наблюдать, беречь
и умножать природу.
8.
Чтобы наши сыновья были такими же сильными и мудрыми, как богатыри русские,
а дочери – нежными, красивыми, рукодельными берегинями домашнего очага.
9.
Чтобы из народной культуры дети черпали такие нравственные понятия, как
любовь и уважение к родителям, дружбу, добро и взаимовыручку, чувство настоящего
патриотизма.
10.
Чтобы расширялся кругозор и пополнялся словарный запас детей красивыми,
исконно русскими словами, развивалась образная речь, наблюдательность, память,
мышление.
В связи с этим определились задачи работы: встал вопрос о том, как заинтересовать
детей.
Таким образом, работа по приобщению дошкольников к русской национальной культуре
строилась в соответствии с народным календарем.
Годовой народный календарь, вобравший в себя все краски народной жизни – праздники,
народные ремесла, помогает понять их естественный цикл. Осень – сбор урожая,
«Осенины» (народные гулянья), за ней «Святки», «Рождество», «Крещение» (зимние
праздники и обряды), «Масленица» - проводы зимы, «Веснянка» - встреча весны,
«Троица» - праздник русской березы и, наконец, лето с хороводами и песнями вокруг
зеленой березки.
Смена четырех времен года, отраженная в праздниках, позволяет детям понять, что
природа не умирает, а совершает определенный круг, где все сменяет друг друга, а жизнь
вечна и прекрасна.
Для ознакомления детей с русской культурой начала со знакомства с устным народным
творчеством: потешек, дразнилок, загадок, закличек.
Большое внимание уделяла народным приметам, обращая внимание детей на то, что
приметы не выдуманы, а приобретены в процессе многолетних наблюдений людей за
природой. Например, если 14 октября, в Петров день, после обеда выпадает снег, хоть
немного, то зима будет снежная и поэтому день называется Покров. Народные названия
месяцев исходят тоже от наблюдения людей. Январь – зимник (т.е. самая середина зимы).
Февраль – лютень, бокогрей (в этом месяце дуют сильные ветры) и т.д.
Разучивала с детьми заклички, объясняла, что русский народ верил во всемогущие силы
природы. Раньше люди поклонялись солнцу, воде, земле, лесу и другим природным
стихиям, верили в них, как в живые существа, обращались к ним с просьбой об урожае,
благополучии, обещая честно и упорно трудиться.
Я понимала, что активнейшей формой приобщения к русской культуре являются сказки.
Читая детям русские народные сказки, я всегда обращаю внимание детей на то, как
русский народ называет солнце (ведрышко, колоколнышко, красна девица), землю
(любушка, кормилица), зверей (медведь – батюшка, лисица – сестрица) и с каким
уважением к ним относится. Дети на этих образах учатся любить и уважать природу.
Дети перестали, как раньше, рвать первые цветы, ловить бабочек или жучков, стали
добрее.
Приобщая детей к народной культуре, стараюсь воспитывать в них доброту, смелость,
уважение к старшим, любовь к родителям. Где, как не в народных сказках, обрядах,
традициях можно встретиться с этим.
Когда шла масленичная неделя, специально обратила внимание детей на то, что в
пятницу надо идти в гости к бабушке, навестить ее, а в субботу к тетушке, что в любой
праздник надо помнить о ближних.
Читая сказку, всегда обращаю внимание на то, как Иван любил и уважал своих
родителей, ради них он готов на все. Надо обратить внимание детей на то, как те, кто не
любил и не уважал своих родителей, были наказаны самой природой (превращались в
медведей «Иванушка», кукушек «Кушрина» и т.д.). Русские народные сказки идут в
параллели с народными преданьями, поверьями о леших, водяных, Бабе – яге, домовых.
В группе силами воспитателей и детей был создан уголок русского фольклора, в котором
появилась русская печь, атрибуты сказок и русского быта, домашняя утварь (ширинка, т.е.
полотенце, чугунок, деревянные ложки), лапти. Дети научились изготавливать
простейшую тряпичную куклу – пеленашку, с которой играли крестьянские дети,
корзиночки для пасхальных яиц и т.п.
Все это помогло и помогает формировать у детей отношение к людям, дому, природе,
учит понимать смысл народных поговорок и пословиц:
1.
Всякому мила своя сторона.
2.
Где лад – там и клад.
3.
Всякое дело – мастера боится.
4.
В ком правды нет, в том и добра мало.
5.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Иногда предлагаю детям пофантазировать, на что похож волшебный предмет (ковер –
самолет на самолет, скатерть – самобранка на магазин, сапоги – скороходы на велосипед,
машину). Также учу детей мыслить при помощи народных загадок, шуток, перевертышей.
Очень детям нравятся небылицы:
На болоте стоит пень,
Повернуться ему лень,
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
Небылицы – это прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая
пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе,
веселье, радости. Но в приобщении детей к народной культуре нельзя забывать и про
игру. Существует много народных подвижных игр «Горелки», «Ручеек», «Корзиночки»,
«Веревочка», и др.
Каковы же результаты, итоги проделанной работы?
У детей заметно обогатился словарь - они знают и стараются применять народные
словосочетания такие как: красна девица, добрый молодец, молодецкий конь, трава
мурава. Они стали добрее, отзывчивее к окружающим их людям и к природе. Дети знают
много сказок, потешек, загадок, игр, считалок, закличек, приговорок. Хорошо разбираются
в народном юморе (дразнилки, стихи – перевертыши, небылицы, частушки). У детей стала
богаче фантазия, они стали более наблюдательными. Наблюдая за явлениями природы,
они пытаются делать свои выводы в соответствии с народными приметами. Дети стали
более бережливыми и рукодельными. Им нравится мастерить из бросового материала и не
только из него. Делать всевозможные поделки по мотивам народных промыслов.
Стали разбираться в народных календарных праздниках, понимать, почему данный
праздник проходит именно в это время года, а не в другое.
Несмотря на обнадеживающие результаты, работа требует продолжения.