Напоминание

Из опыта работы "Приобщение дошкольников к русской национальной культуре"


Автор: Панжинская Оксана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 231"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Из опыта работы "Приобщение дошкольников к русской национальной культуре"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Из опыта работы

«Приобщение дошкольников к русской национальной культуре».

Интерес к проблеме «Приобщение дошкольников к национальной культуре» у меня

возник давно, семь лет назад.

Не имея специального образования и достаточного опыта, было очень трудно

ориентироваться в проблеме, тем более, что специальной литературы по данному вопросу

всегда было несправедливо мало.

Почему же из всего многообразия разделов воспитания и обучения дошкольников

приоритетным оказался для меня именно этот?

Сейчас, в наше кризисное, смутное время, понятно каждому, как много потерял человек,

порвав те нити, которые связывали его с традиционной народной культурой. Она

зародилась в глубокой древности и расцвела в повседневной жизни народа – кормильца,

пахаря, работника. Она соединяла каждого человека с его родом – племенем и с могучей

природой. Она давала точку отсчета для осмысления индивидуальной и общественной

жизни. В этом глубокий смысл и непреходящая нравственная, эстетическая, практическая

ценность народного творчества и культуры.

Сейчас очевидно то, что если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие

ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин общественной

культуры. И начинать это надо с раннего возраста.

Очень хочется, чтобы в нашей «Программе воспитания и обучения детей в детском саду»

знакомство с народной культурой нашло свое достойное место. Почему?

5.

Чтобы с поколением наших детей возродились народные обычаи, праздники.

6.

Чтобы наши дети чтили культуру своих дедов и прадедов, помнили ее и передавали

своим детям.

7.

Чтобы свободно ориентируясь в народных приметах, научились наблюдать, беречь

и умножать природу.

8.

Чтобы наши сыновья были такими же сильными и мудрыми, как богатыри русские,

а дочери – нежными, красивыми, рукодельными берегинями домашнего очага.

9.

Чтобы из народной культуры дети черпали такие нравственные понятия, как

любовь и уважение к родителям, дружбу, добро и взаимовыручку, чувство настоящего

патриотизма.

10.

Чтобы расширялся кругозор и пополнялся словарный запас детей красивыми,

исконно русскими словами, развивалась образная речь, наблюдательность, память,

мышление.

В связи с этим определились задачи работы: встал вопрос о том, как заинтересовать

детей.

Таким образом, работа по приобщению дошкольников к русской национальной культуре

строилась в соответствии с народным календарем.

Годовой народный календарь, вобравший в себя все краски народной жизни – праздники,

народные ремесла, помогает понять их естественный цикл. Осень – сбор урожая,

«Осенины» (народные гулянья), за ней «Святки», «Рождество», «Крещение» (зимние

праздники и обряды), «Масленица» - проводы зимы, «Веснянка» - встреча весны,

«Троица» - праздник русской березы и, наконец, лето с хороводами и песнями вокруг

зеленой березки.

Смена четырех времен года, отраженная в праздниках, позволяет детям понять, что

природа не умирает, а совершает определенный круг, где все сменяет друг друга, а жизнь

вечна и прекрасна.

Для ознакомления детей с русской культурой начала со знакомства с устным народным

творчеством: потешек, дразнилок, загадок, закличек.

Большое внимание уделяла народным приметам, обращая внимание детей на то, что

приметы не выдуманы, а приобретены в процессе многолетних наблюдений людей за

природой. Например, если 14 октября, в Петров день, после обеда выпадает снег, хоть

немного, то зима будет снежная и поэтому день называется Покров. Народные названия

месяцев исходят тоже от наблюдения людей. Январь – зимник (т.е. самая середина зимы).

Февраль – лютень, бокогрей (в этом месяце дуют сильные ветры) и т.д.

Разучивала с детьми заклички, объясняла, что русский народ верил во всемогущие силы

природы. Раньше люди поклонялись солнцу, воде, земле, лесу и другим природным

стихиям, верили в них, как в живые существа, обращались к ним с просьбой об урожае,

благополучии, обещая честно и упорно трудиться.

Я понимала, что активнейшей формой приобщения к русской культуре являются сказки.

Читая детям русские народные сказки, я всегда обращаю внимание детей на то, как

русский народ называет солнце (ведрышко, колоколнышко, красна девица), землю

(любушка, кормилица), зверей (медведь – батюшка, лисица – сестрица) и с каким

уважением к ним относится. Дети на этих образах учатся любить и уважать природу.

Дети перестали, как раньше, рвать первые цветы, ловить бабочек или жучков, стали

добрее.

Приобщая детей к народной культуре, стараюсь воспитывать в них доброту, смелость,

уважение к старшим, любовь к родителям. Где, как не в народных сказках, обрядах,

традициях можно встретиться с этим.

Когда шла масленичная неделя, специально обратила внимание детей на то, что в

пятницу надо идти в гости к бабушке, навестить ее, а в субботу к тетушке, что в любой

праздник надо помнить о ближних.

Читая сказку, всегда обращаю внимание на то, как Иван любил и уважал своих

родителей, ради них он готов на все. Надо обратить внимание детей на то, как те, кто не

любил и не уважал своих родителей, были наказаны самой природой (превращались в

медведей «Иванушка», кукушек «Кушрина» и т.д.). Русские народные сказки идут в

параллели с народными преданьями, поверьями о леших, водяных, Бабе – яге, домовых.

В группе силами воспитателей и детей был создан уголок русского фольклора, в котором

появилась русская печь, атрибуты сказок и русского быта, домашняя утварь (ширинка, т.е.

полотенце, чугунок, деревянные ложки), лапти. Дети научились изготавливать

простейшую тряпичную куклу – пеленашку, с которой играли крестьянские дети,

корзиночки для пасхальных яиц и т.п.

Все это помогло и помогает формировать у детей отношение к людям, дому, природе,

учит понимать смысл народных поговорок и пословиц:

1.

Всякому мила своя сторона.

2.

Где лад – там и клад.

3.

Всякое дело – мастера боится.

4.

В ком правды нет, в том и добра мало.

5.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Иногда предлагаю детям пофантазировать, на что похож волшебный предмет (ковер –

самолет на самолет, скатерть – самобранка на магазин, сапоги – скороходы на велосипед,

машину). Также учу детей мыслить при помощи народных загадок, шуток, перевертышей.

Очень детям нравятся небылицы:

На болоте стоит пень,

Повернуться ему лень,

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

Небылицы – это прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая

пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе,

веселье, радости. Но в приобщении детей к народной культуре нельзя забывать и про

игру. Существует много народных подвижных игр «Горелки», «Ручеек», «Корзиночки»,

«Веревочка», и др.

Каковы же результаты, итоги проделанной работы?

У детей заметно обогатился словарь - они знают и стараются применять народные

словосочетания такие как: красна девица, добрый молодец, молодецкий конь, трава

мурава. Они стали добрее, отзывчивее к окружающим их людям и к природе. Дети знают

много сказок, потешек, загадок, игр, считалок, закличек, приговорок. Хорошо разбираются

в народном юморе (дразнилки, стихи – перевертыши, небылицы, частушки). У детей стала

богаче фантазия, они стали более наблюдательными. Наблюдая за явлениями природы,

они пытаются делать свои выводы в соответствии с народными приметами. Дети стали

более бережливыми и рукодельными. Им нравится мастерить из бросового материала и не

только из него. Делать всевозможные поделки по мотивам народных промыслов.

Стали разбираться в народных календарных праздниках, понимать, почему данный

праздник проходит именно в это время года, а не в другое.

Несмотря на обнадеживающие результаты, работа требует продолжения.



В раздел образования