Автор: Шабрина Олеся Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 110"
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-путешествие по русскому языку "Повторение изученного об имени существительном", 6-й класс
Раздел: среднее образование
Урок-путешествие по русскому языку "Повторение изученного об
имени существительном", 6-й класс (второй урок)
Тема: Повторение изученного об имени существительном (второй урок), 6 класс.
Программа: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы
общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2006.
Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян
Л.Т., Кулибаба И.И. «Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений».
Этот урок выпадает на середину декабря, когда все люди заняты подготовкой к новогодним
праздникам, поэтому идея проведения урока в форме путешествия родилась сама собой. В
качестве иллюстраций в презентации используются новогодние открытки и анимационные
картинки.
Цели:
1.
Повторить теоретические сведения об имени существительном.
2.
Познакомить с новогодними обычаями разных стран мира.
3.
Совершенствовать умения доказывать принадлежность слова к имени существительному,
грамотно писать существительные, определять род несклоняемых существительных,
производить грамматические разборы имён существительных.
4.
Развивать логическое мышление, память, монологическую речь учащихся.
5.
Расширить кругозор ребят.
6.
Воспитывать любознательность, уважение к традициям и культуре других стран.
Оборудование урока
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, авторская работа-презентация (Приложение).
Ход урока
1.
Организационный момент.
2.
Запись числа. Слайд 2.
В чём особенность склонения существительного «имя»? На листочке перечислить
все разносклоняемые существительные (индивидуальное задание) и указать,
почему они так называются. Проверяет ответ «контролёр» из класса.
Каким с точки зрения происхождения является слово «декабрь»? (это слово
заимствованное)
Оно произошло от латинского числительного «децембер», означающего
«десятый».
Почему в нашем календаре название последнего, двенадцатого, месяца
произошло от слова «десятый»? (Календарь к нам пришёл из древнего Рима, а там
новый год начинался 1 марта, поэтому декабрь был десятым месяцем в году) В
Японии и сегодня отмечают Новый год 1 марта.
Декабрь – месяц приятных хлопот. Что это за хлопоты?
Проверка индивидуального задания.
3.
Слайд 3. Постановка целей.
Сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие, на котором мы побываем в разных странах
Европы, узнаем, как встречают Новый год разные народы, а заодно повторим всё, что изучили
об имени существительном. Слайд 4. В путь!
4.
Слайд 5. Начнём мы путешествие с России.
На Руси до 15 века Новый год начинался в марте, когда провожали зиму и встречали весну, что
совпадало с праздником Масленицы. Люди верили, что наступающая весна прогонит все
несчастья, неудачи, невзгоды. Радовались концу зимней непогоды. А с 15 века при Великом
князе всея Руси Василии Дмитриевиче новолетье было перенесено на 1 сентября.
А кто из вас знает, когда на Руси начало нового года стали отмечать 1 января? (Пётр
Первый своим указом от 15 декабря 1699 года повелел 1 января 1700 года считать
началом нового года).
5.
Слайд 6. Задание: спишите текст, раскрыв скобки.
Текст.
(Не)январь, а март открывал год на Руси. Люди радовались концу зимней (не)погоды. Верили,
что весна прогонит все (не)счастья и (не)удачи.
Как распознать, слитно или раздельно пишется НЕ с существительными? (Употребляется
ли без НЕ; можно ли заменить синонимом без НЕ; есть ли отрицание или
противопоставление с союзом а)
6.
Объяснение учащихся.
Не январь, а март открывал год на Руси. Люди радовались концу зимней непогоды (стужи).
Верили, что весна прогонит все несчастья (беды)) и неудачи (отсутствие удачи, фиаско).
7.
Слайд 7. Теперь перенесёмся в Италию.
В Италии в новогоднюю ночь принято избавляться от старых вещей. Разбитую посуду и
надоевшую мебель выбрасывают прямо в окно, потому что верят, что это принесёт богатство. А
итальянские дети внимательно следят за печной трубой. Через неё в дом должна проникнуть
волшебница Бефана и положить в их башмачки подарки, а непослушным детям достаются
угольки.
Какое существительное в последнем предложении называет человека по роду
деятельности? (волшебница)
А знаете ли вы названия людей по профессии и роду занятий?
8.
Слайд 8. Составьте пары существительных, называющих лиц по профессии и роду
занятий в мужском и женском роде.
Мужской род
Женский род
волшебница
доярка
врач
профессор
балерина
космонавт
директор
9.
Слайд 9. Проверим себя! (самопроверка)
Беседа:
Ребята, кто из вас добавил в таблицу слова «врачиха», «директорша»? Почему нельзя
употреблять эти слова для названия лиц женского пола по профессии?
Кто не допустил ошибок?
Почему одни и те же слова мы употребили и в мужском и в женском роде? (Некоторые
существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, роду занятий,
должности, обозначают как лиц мужского пола, так и женского)
Устно составьте предложение со словом «врач», чтобы было понятно, лицо женского или
мужского пола оно обозначает.
Почему в слове «танцовщик» суффикс пишется с буквой «Ща»?
Обратите внимание на то, что в паре «дояр – доярка» название лица мужского пола по
профессии образовалось от существительного женского рода, а не наоборот,
бессуффиксным способом словообразования.
10. Слайд 10. Германия.
В Германии люди самого разного возраста, как только часы начинают отбивать полночь,
взбираются на стулья, столы, кресла, и с последним ударом дружно, с радостными
приветствиями «впрыгивают» в Новый год.
Символ нового года в Германии – трубочист. Кто прикоснётся к нему и измажется сажей, будет
счастлив.
11. Слайд 11. Спишите словосочетания, обозначив все известные вам орфограммы:
Встречают в Германии, разного возраста, отбивают полночь, взбираются на стулья,
прикоснётся к нему, будет счастлив.
Разберите словосочетание: встречают в Германии.
12. Слайд 12. Шотландия.
В Шотландии в новогоднюю ночь всей семьёй собираются у камина, смотрят на огонь, который,
по преданию сжигает все невзгоды старого года, загадывают на будущее, а когда стрелка часов
приближается к 12, глава семьи молча открывает дверь настежь – пока часы бьют, в неё,
считается, выходит старый год и входит новый. Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит
детям подарки.
13. Слайд 13. Спишите предложение и выполните его синтаксический разбор.
Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки.
Нужен ли знак препинания в предложении перед союзом И? Почему?
Разбор выполняется на доске.
14. Слайд 14. Франция.
Французского Деда Мороза называют Пэр Ноэль. Он приходит в каждый дом, раздаёт подарки,
а дети для него танцуют, поют, читают стихи.
Франция подарила нашему языку слова: пальто, кашпо, пюре, купе.
Как называются эти слова и почему? (эти слова несклоняемые, потому что они не
изменяются по падежам)
Можно ли показать род этих существительных? (Род этих существительных можно
показать с помощью зависимых прилагательных или глаголов в прошедшем времени)
15. Слайд 15. Образуйте словосочетания, подставив нужные окончания именам
прилагательным (в этом задании использованы не только слова, пришедшие к нам из
французского языка).
Тёплое пальто, картофельное пюре, удобное купе, грустный пони, строгое жюри, красивый
тюль, крепкий кофе, сладкое какао, весёлый какаду.
Кто такой какаду? (какаду – попугай)
В чём особенность произношения слов: «пюре», «купе»? (в этих словах перед гласной Е
произносится твёрдый согласный)
Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв? (тёплое, строгое, удобное) Почему?
(буква е обозначает два звука после гласной)
А почему вы не назвали «картофельное»? (в нём количество букв и звуков совпадает, так
как мягкий знак не обозначает звука)
Выполните фонетический разбор слова «тюль».
16. Слайд 16. Россия.
И заканчиваем своё небольшое путешествие мы в России.
Обычай украшать новогодние ёлки появился в далёкие времена, Древние люди верили, что в
ели живёт дух леса, который хранит растения, зверей и птиц. Чтобы задобрить духов,
развешивали на ёлках лакомства.
17. Слайд 17. Задание (работа в парах): определите устно, какой частью речи являются
слова (лакомство – 1 вариант, (на) ёлках – 2 вариант) и докажите принадлежность слов к
части речи. В своём рассуждении используйте слова последовательности мысли, речи:
во-первых, во-вторых, в-третьих, итак.
(Доказательство принадлежности слова к существительным строится по образцу устного
разбора этой части речи:
Ёлка – это имя существительное, так как, во-первых, отвечает на вопрос «что?» и обозначает
предмет. Во-вторых, слово «ёлка» имеет морфологические признаки имени существительного:
неодушевлённое, нарицательное, женского рода, 1 склонения, во множественном числе, в
предложном падеже. В-третьих, в предложении это слово с предлогом является
обстоятельством. Значит, ёлка – имя существительное.)
18. Слайд 18. Вот и закончилось наше путешествие.
Подведём итоги!
Что мы повторили об имени существительном?
Что нового вы узнали о традициях празднования Нового года в разных странах Европы?
А для чего знакомиться с традициями других стран?
19. Домашнее задание. Напишите, как встречают Новый год в вашей семье.
Список литературы
Шин С.А. Сценарии школьных праздников, конкурсов, викторин, игр для учащихся 6-х
классов. Вместе весело играть… – Ростов, «Феникс», 2002.
Народная Русь: сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа.