Напоминание

Организация образовательного пространства по гендерному воспитанию старших дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ


Автор: Устинова Марина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: разработка
Тема: Организация образовательного пространства по гендерному воспитанию старших дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация образовательного пространства по гендерному воспитанию

старших дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ

Устинова Марина Юрьевна , воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №125» , г. Новокузнецк

В Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период

до 2025 года. (Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 года N 1618-р. ) ,

говорится: «Целями государственной семейной политики являются поддержка, укрепление

и

защита

семьи

и

ценностей

семейной

жизни,

создание

необходимых

условий

для

выполнения семьёй ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав

членов

семьи

в

процессе

ее

общественного

развития.»,

«реализацию

дополнительных

образовательных программ для мужчин в целях формирования ответственного отцовства,

повышения социальной роли отца, вовлечения мужчин в семейные дела и воспитание

детей».

Ребенок родился. Если в один ряд положить новорожденных, завернутых в пеленки, то по

внешнему виду нельзя определить, мальчик это или девочка. Помогают различать пол

ребенка красные и синие ленточки. Пол ребенка трудно различить и в год, когда малышей

стригут и одевают в одинаковые костюмчики. Но записи биотоков мозга у новорожденных

мальчиков и девочек уже разные. По биотокам мозга можно определить, кто из них есть кто.

Мы, взрослые, тоже интуитивно чувствуем эту разницу, поэтому по-разному разговариваем с

сыном и дочкой, используем разные методы в воспитании.

Чем же они отличаются друг от друга?

таблица 1 « Различие мальчиков и девочек»

девочки

мальчики

Девочки рождаются более зрелыми на 3—4

недели, а к периоду половой зрелости эта

разница различается почти в 2 года.

Мальчики начинают позже ходить на 2—3

месяца, чем девочки, а говорить позже на 4-

6 месяцев.

Девочки чувствительны к шуму, резкие

звуки их раздражают.

При рождении мальчиков у женщин чаще

бывают осложнения. На 100 зачатий

девочек приходится 120—180 зачатий

мальчиков.

У них больше развита чувствительность

кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить

их кожные покровы

Мальчики более подвижны, чем девочки.

Для детей 7—15 лет травмы у мальчиков

случаются чаще в 2 раза.

Трудновоспитуемые — чаще мальчики. Их

чаще ругают, меньше берут на руки.

1

До 8 лет острота слуха у мальчиков выше

(генная, память — надо выследит дичь и

убить, чтобы принести в пещеру своей

женщине), чем у девочек.

Игры девочек опираются на ближнее

зрение. Они раскладывают свои игрушки

возле себя.

Игры мальчиков опираются на дальнее

зрение. Они бегают друг за другом. Бросают

предметы в цель. Если пространство

ограничено, то они осваивают его

вертикально: лезут на лестницу, тумбочку.

Поэтому мальчикам необходимы

спортивные вертикальные уголки или

большие просторные комнаты для игр.

Они отвечают по-разному на занятиях.

Девочка смотрит в лицо, как бы ищет в

глазах у взрослого подтверждения правиль-

ности ответа.

Они отвечают по-разному на занятиях.

Мальчик смотрит на парту, в сторону, если

не знает, или перед собой, если знает ответ.

Девочки задают вопросы для установления

контакта.

Вопросы мальчики задают конкретно, для

получения информации

Когда в класс приходит новый учитель, то

девочки обязательно спрашивали, придет ли

он еще, есть ли у него семья.

Мальчикам это все было безразлично.

У девочек лучше развита беглость речи и

скорость чтения

Но мальчики лучше решают задачи и

отгадывают кроссворды.

У девочек лучше развита мелкая моторика

рук. Поэтому они пишут аккуратно и лучше

выполняют работу, связанную с мелкой

моторикой (вышивание, бисероплетение).

Мальчики более возбудимы,

раздражительны, беспокойны, нетерпимы,

не уверены в себе и более агрессивны, чем

девочки.

Мозг девочек готов к ответу на любую

неприятность, готов отреагировать на

воздействие с любой стороны (инстинкт

выживания), так как цель женского —

рождение жизни и ее сохранение.

А цель мужского пола — это прогресс.

Открытия делают мужчины, а женщины эти

открытия совершенствуют.

Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково.

Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они — будущие мужчины и женщины

и должны соответствовать своей сути.

Федеральный государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

ориентируют

нас,

педагогов дошкольных

учреждений

на гендерный подход в

воспитании детей. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в

процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и

культурные

отличия

между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а

существующие свойства и отношения называются гендерными.

Основная цель гендерного воспитания - формировать ценностное отношение личности

ребенка

к себе

как

носителю

гендерной

информации,

к представителям

разных

полов,

2

выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий.

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за

рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей,

живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:

к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и

обозначают себя соответствующим образом;

в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится

понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки –

женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации

или личных желаний ребенка.

Образовательные

задачи гендерного воспитания и разнополого воспитания в детском

саду:

воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к

своему гендеру. Закладывать основы осознавания своих особенностей, и то, как они

воспринимаются

окружающими,

советовать

строить

личное

поведение

с

учетом

возможных реакций других людей;

воспитывать у дошкольников интерес и хорошее отношение к окружающим людям;

развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и

социальных

со

своими

достоинствами

и

недостатками,

типичными

и

индивидуальными особенностями;

развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и

настроение окружающих людей, вести себя в соответствии с ними, уметь управлять

своими эмоциями и поведением;

обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с

основными функциями семьи как психологической группы и социального института;

закладывать

основы

будущих

социальных

и

гендерных

ролей,

объяснять

особенности

их

исполнения,

воспитывать

положительное

отношение

к

разным

социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;

углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех

людей на мужчин и женщин.

Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того

или

иного

пола.

Актуальность

гендерного

воспитания

состоит

в

том,

чтобы

сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола: «Я- девочка, я – мальчик, и

так будет всегда».

Группа ДОУ - это, по существу, первое детское общество для формирования качеств

общественности, полоролевого поведения . Механизмом гендерного воспитания детей

дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии:

Средства:

игры

народные сказки

пословицы

колыбельные песни

3

Методы:

игры

познавательно-развивающие этические беседы

проблемные ситуации

схемы-действия

Форма:

игровая деятельность

экспериментальная

проблемно — поисковая

Успешность гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, должна

основываться на ряде факторов:

Рисунок 1 « Модель образовательного пространства по гендерному воспитанию в ДОУ»

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей

является

преодоление

разобщенности

между

ними

и

организация

совместных

игр,

в

процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными

особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Поэтому

содержание среды должно быть простроено в соответствии с основными элементами

социальной

культуры; ее

основные

объекты

должны

быть

включены

в

разные

виды

деятельности:

4

познавательную,

игровую,

речевую,

коммуникативную,

двигательную,

учебную и др.;

Учитываются

как

возрастные,

так

и

социально-психологические

особенности

ребенка;

(обеспечивается оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей);

учитывается возрастная и гендерная адресность оборудования и материалов.

Основные ориентиры, организации предметно-развивающей среды, на основе гендерного

подхода:

Учёт гендерного пространства группы.

В организации предметно-развивающей среды педагоги детских садов и ранее опирались на

принцип

учёта

половых

и

возрастных

различий,

что

проявляется

в

специальном

оборудовании игровых центров так называемых «уголков» для девочек и мальчиков. Однако

в построении пространства и его наполнении содержанием не учитывается соотношение

количества

мальчиков

и

девочек,

так

например,

группу

посещает

35%

девочек,

соответственно 65% мальчиков, а уголок для сюжетно-ролевых игр для девочек занимает

большую часть пространства, что ущемляет интересы мальчиков и замедляет процесс

формирования

у

них

гендерной

идентичности.

Такой

же

подход

рассматривается

в

содержании предметно-развивающей среды: материалах и оборудовании. Материалы и

оборудование,

которые

используют

девочки

и

мальчики

(игрушки,

настольно-печатные

игры,

книги,

комплекты

предметов-заместителей),

должны

располагаться

в

группе

по

обоюдной договоренности.

Учёт гендерной идентичности мальчиков и девочек.

Учитывая

этапы

развития

идентичности

мальчиков

и

девочек,

в

группах

раннего

и

младшего возраста можно использовать маркеры гендерных различий как необходимый

элемент для визуального подтверждения своего гендера. Например, в раздевальной комнате

шкафы можно украсить двумя цветами - для мальчиков и девочек, также предметные

картинки

на

шкафчиках,

при

маркировке

полотенец,

кроваток

могут

соответствовать

половому различию (для девочек и для мальчиков).

Символы (архетипы) для мальчиков:

Символы

свободы

и

путешествий:

солнце,

окно,

ветер,

месяц,

луна,

мосты,

космические полёты,

Атрибутика путешествий: колёса, самолёт, велосипед, машина, лодка, ракета и т.д.

Символы силы, мощи и воли: трактор, подъёмный кран, кит, штанга, поезд, роботы

Символы стойкости: треугольник, квадрат, высокое дерево, дом;

Символы борьбы: меч, копьё, лук, стрелы, шлем, щит, крепость;

Символы победы: флаг, горн, колокол

Символы (архетипы) для девочек:

Символы жизни и материнства: яйцо, птенцы, колыбель, куклы, коляски;

Символы

женственности

(нежности,

изящества,

лёгкости):

воздушные

шарики,

порхающие птицы, принцессы;

5

Символы женской красоты: цветы, шляпы, броши, бусы;

Символы очага и домашнего уюта: дом, стол, занавески, чайник, пирог;

Символы достатка в доме: ягоды, фрукты, овощи, грибы

При этом необходимо осуществлять индивидуальный подход к детям, который заключается

в учете их вкусов и привязанностей к изображению на предметной метке и ее цветовому

решению.

Так,

например,

исследователями

было

установлено,

что

многие

мальчики

страдают от темных оттенков в мужском гендере, завидуя яркой цветовой гамме в одежде

девочек. Исследователи считают, что недопустимо в подборе цвета ориентироваться на

традиционную,

дифференциацию:

для

девочек

используются

оттенки

только

розового

цвета, а для мальчиков – голубого. Поэтому можно использовать более светлую и более

яркую вариативность цветовой гаммы для мальчиков и девочек.

Гендерная

социализация

ребенка

предполагает

усвоение

и

воспроизведение

гендерных

ролей и культуры взаимоотношения полов. Зонирование пространства группы для девочек и

мальчиков не говорит о том, что они играют отдельно. Необходимо стремиться организовать

среду

так,

чтобы

мальчики

и

девочки

взаимодействовали

друг

с

другом,

учились

выстраивать

взаимоотношения,

так

например:

в

уголке

сюжетно-ролевых

игр

в

игре

«Семья», мальчик, усваивая роль папы, взаимодействует с девочкой, которая выполняет

роль мамы (дочери). В игровом пространстве девочек у мальчиков имеется чемодан с

инструментами, а в зоне игр мальчиков девочки используют сумочку доктора и оказывают

«медицинскую помощь» мальчикам.

Учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков

Осуществляется

как

в

организации

пространства,

так

и

в

содержании.

Пространство,

представляющее

интерес

для

девочек,

невелико,

им

достаточно

угла

в

группе

или

небольшого места на улице, чтобы долгое время играть, например, в дочки-матери, или они

раскладывают перед собой «богатства» - кукол, украшения - и играют в ограниченном

пространстве, однако оно до мелочей проработано, отражено в сознании. У мальчиков по-

другому: игры мальчиков рассчитаны на освоение территории, на исследование различных

объектов. Они охватывает как горизонтальные, так и вертикальные пространства.

Помимо организации пространства важно учитывать и наполнение среды содержанием для

мальчиков и девочек. Организованная среда в уголке сюжетно-ролевых игр у девочек

детализирована, с учётом того, что в центре их внимания с раннего возраста находится

человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы

потребления (одежда, утварь). Уголок сюжетных игр необходимо насыщать материалами и

предметами домашнего обихода, такими же, как в реальной жизни. Мальчики же больше

осуществляют игровые действия с предметами-заместителями, поэтому такая детализация

предметов мальчикам не нужна. Девочек чаще привлекают домашние дела, они меньше

интересуются

внутренним

устройством

игрушек,

больше

их

назначением.

Сфера

интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью,

потребностью в преобразующей деятельности. С этой целью для мальчиков необходимо

приобрести различные виды конструкторов с разнообразными деталями, трансформеры,

строительные блоки, ящики с инструментами, наборы машин с подвижными частями.

С

учётом

вышеперечисленных

основных

ориентиров

в

организации

предметно-

развивающей среды, мы должны проанализировать предметно-пространственную среду

своей группы и прийти к мысли о необходимости её корректировки, с точки зрения,

6

асимметрии в распределении пространства и его содержания с учетом гендерного подхода.

Данный факт не должен оставаться без внимания.

С момента рождения и на протяжении всей своей жизни человек является действительным

членом

сообщества.

Семья,

подобно

другим

социальным

механизмам,

не

может

существовать вне традиций, не следуя определенным образцам деятельности, которые

воспроизводятся каждым новым поколением.

Родительские

отношения

и

образцы

воспитания

являются

теми

традициями,

которые

передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том

ч и с л е

в

п о я в л е н и и

и

с т а н о в л е н и и

у

н е го

г е н д е р н о й

и д е н т и ч н о с т и .

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом

его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном

вопросе, т.е. компетентными. Педагог должен поддерживать отношения с родителями своих

воспитанников.

Работу

с

ними

нужно

проводить

обязательно

и

делать

это

нужно

по

составленному воспитателем плану.

План составляется на год. Подготовительный этап включает опрос (анкетирование)

родителей, его цель — определить особенности воспитания детей в семье, на основании его

результатов стоится работа с родителями. Как правило, они понимают, что в воспитании

девочек и мальчиков нужен разный подход, важность их особенностей, но не имеют

достаточных

педагогических

знаний,

не

знают,

как

это

реализовать

на

практике.

Целесообразно проводить по одному мероприятию ежемесячно, заранее объявив тему.

Воспитатели могут провести для родителей следующие консультации:

«

Полоролевая социализация в дошкольном возрасте»;

«Психологические отличия мальчиков и девочек»;

«Ответы на острые вопросы»;

«Как вести себя родителям, осуществляя половое воспитание ребёнка»;

«Игры мальчиков и девочек»;

«Почему нельзя быть сразу мальчиком и девочкой»;

«Физическое воспитание мальчиков и девочек»;

«С кем играют мальчики и девочки» и др.

Очень желательно поощрять родителей к участию в праздничных семейных мероприятиях:

«Наш дом — территория любви и взаимопонимания»;

«День защитника Отечества»;

«8 Марта — женский праздник».

Варианты работы с родителями:

оформление папки-передвижки «Гендерное воспитание»;

«Ваши вопросы — наши ответы»;

устные рекомендации, обмен опытом;

7

выпуск фотогазеты;

оформление журнала для родителей.

Оформление уголка для родителей на тему гендерного воспитания аналогично оформлению

уголка для родителей на любую другую тему. В качестве материалов можно использовать:

советы и рекомендации;

книги или

цитаты на тему воспитания мальчиков и девочек;

списки различий между мальчиками и девочками в психологическом

плане;

стенгазету или плакат, изготовленный детьми на занятиях по гендерному

воспитанию;

фотоотчёты

с

тематических

мероприятий

(посвящённых

труду,

семье,

женским и мужским ролям).

При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они

прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей

предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания,

которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже

исторического плана. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и

мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоящее.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах

и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под

влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или

гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как

женщину или мужчину. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям

жизнь в дальнейшем, поможем ем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по

незнанию

Список литературы

1. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-7лет в семье и детском саду: Пособие для

дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009

2. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М.: Айрис –

Пресс, 2003

3. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской

группе. «Вопросы психологии» № 5, 1987.

4. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998.

5. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы

психологии» № 4, 1991.

6. Тельнюк И. В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации

8

самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду. Автореф. канд.

пед. н., СПб, 1999

7. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии –

учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998

8. Практикум по тендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003

9. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно – ролевой игры в детском саду.

НОУ «Учебный центр» им. Л.А.Венгера «Развитие». – М., 2000

ПРИЛОЖЕНИЕ

9

Приложение 1

Фрагменты конспектов занятий по гендерному воспитанию

старших дошкольников

Название, группа

Цели

Фрагмент конспекта

«Путешествие в

страну Мальчиков

и Девочек»,

старшая группа

Ознакомление

детей с

особенностями,

нормами и правилами

поведения в

зависимости от пола;

актуализация

стремления быть

похожими на

настоящих мужчин и

женщин.

Воспитатель:

Я

знаю,

все

девочки

и

мальчики

любят

сказки, потому что в них происходят разные

чудеса. И я знаю вашу мечту: хоть чуть-чуть

очутиться в сказке. Скажу вам по секрету —

этого хотят даже взрослые. И сегодня я вам

п р е д л а г а ю

о т п р а в и т ь с я

в

с к а з к у.

Но

прежде

чем

отправиться

в

сказку,

я

расскажу

вам

одну

историю.

Давайте

п р и с я д е м

н а

к о в ё р .

Много-много лет тому назад жили рыцари и

прекрасные дамы. Рыцари носили доспехи и

сражались за прекрасных дам, а дамы были

очень воспитаны и благородны. В той стране

п о в с ю д у

ц а р и л и

м и р ,

с о г л а с и е ,

взаимопонимание и любовь. Мальчики были

смелые

и

ловкие,

а

девочки

добрые

и

заботливые. Они жили дружно и весело и

н и к о г д а

н е

с с о р и л и с ь .

Но однажды пролетал над этой страной злой

волшебник. Увидел он дружных, весёлых и

счастливых ребят и закипела в нём злость.

Как же так, возмутился он, любовь кругом,

красота, мир. И задумал он своё злое дело.

10

Он

выкрал

всех

девочек

и

мальчиков

и

поселил мальчиков — отдельно, девочек —

отдельно. Так появилась страна Девочек и

страна Мальчиков. Шли годы и дети забыли,

что когда-то они дружили и жили счастливо.

Им было очень тяжело, ведь девочкам никто

не помогал носить тяжести, не защищал от

диких

животных,

а

о

мальчиках

никто

не

заботился,

никто

не

учил

их

хорошим

манерам. Так и живут они много-много лет.

Но, оказывается, есть одно тайное средство,

против

волшебства,

которое

поможет

разрушить

проклятие,

и

тогда

мальчики

и

девочки соединятся и опять будут дружить.

Для

этого

мы

должны

превратиться

в

спасателей

и

собрать

«Цветок

Дружбы»

(цветок из разноцветного картона, лепестки

съёмные, вставляются в серединку) — у него

все

лепестки

разбросаны,

и

в

каждом

лепестке задание. С каждым выполненным

заданием

проклятие

будет

постепенно

разрушаться, пока совсем не разрушится, мы

с

вами

должны

собрать

эти

лепестки.

Вы

хотели

бы

помочь

этим

мальчикам

и

девочкам.

Тогда

встаньте

в

круг,

закройте

глаза,

повернитесь на месте и скажите «Покружись,

повернись

в

спасателя

п р е в р ат и с ь » .

Открывайте глаза. Ну вот мы, кажется, и на

месте.

«Кто я: мальчик

или девочка?»,

старшая группа

Выявить и закрепить

понятия ребёнка о себе

как о представителе

определённого пола, о

некоторых

психологических

характеристиках

мальчиков и девочек;

способствовать

формированию

позитивного отношения к

себе.

Воспитатель. Вот мы и представились. А

теперь я предлагаю вам взять по листочку

бумаги.

Упражнение «Листочек»: воспитатель

сначала предлагает им оторвать от листов

бумаги часть (кто какую хочет), затем

сложить его пополам и снова оторвать

кусочек и так несколько раз.

Воспитатель. Теперь разверните листочек.

Посмотрите, что получилось, покажите друг

другу. Одинаковые ли у нас листочки?

Почему они такие разные?

Дети высказывают свои предположения.

Вот и мы с вами, как эти листочки: и похожи,

и в то же время все разные.

Беседа «Чем мы похожи? Чем мы

отличаемся?»

Воспитатель. В жизни редко встречаются два

абсолютно одинаковых предмета, цветка;

даже дома, построенные по одному проекту,

отличаются друг от друга. Вот и вы все, хоть

11

и называетесь одним словом — дети, в чем-то

вы одинаковы, а в чем-то друг на друга не

похожи. Как вы думаете, чем люди

отличаются друг от друга? Чем похожи друг

на друга? А как вы думаете, разнообразие —

это хорошо или не очень?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель. Мы с вами узнали — мы с вами

и похожи и в тот же момент совершенно

разные. А теперь давайте расскажем, какие

мы? Какие у нас девочки?

Мальчики. Добрые, милые, ласковые, умные,

красивые, заботливые, аккуратные,

внимательные.

Воспитатель. Молодцы мальчики! А какие же

у нас мальчики?

Девочки. Добрые, трудолюбивые, работящие,

смелые, сильные, ловкие, заботливые, умные,

красивые, внимательные.

Воспитатель. Девочки и мальчики, от ваших

слов становится так тепло и приятно в нашей

группе. Вы, наверное, дружные ребята?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель. Покажем, какие мы дружные

мальчики и девочки.

«Мальчики и

девочки: разные

или похожие?»,

старшая группа

Развивать умение

отличать мальчиков от

девочек;

воспитывать дружеские

и уважительные

отношения между

детьми разного пола.

Воспитатель: Посмотрите вокруг и скажите,

кого вы видите рядом с собой? Кто находится

сейчас

в

нашем

кабинете?

(Люди,

дети).

Правильно,

мы

все

люди.

А

вы

дети.

Скажите, а какие бывают дети? (Большие и

маленькие,

полные

и

худые,

грустные

и

весёлые

и

т.

д.).

Совершенно

верно,

дети

бывают

самые

разные,

но

каждый

из

вас

обязательно

мальчик

или

девочка.

Вы

со

м н о й

с о г л а с н ы ?

( Д а ) .

Подумайте

и

скажите,

чем

отличаются

мальчики

и

девочки?

(Внешностью

п р и ч ё с ко й ,

о д е ж д о й ;

п о в е д е н и е м ;

характерами;

любимыми

играми;

и

т.

д.).

Сейчас

мальчики

сами

расскажут

о

себе

(ребёнок читает стихотворение о мальчиках).

Теперь девочки расскажут о себе (ребёнок

ч и т а е т

с т и хот воре н и е

о

д е в о ч к а х ) .

Во многом мальчики и девочки отличаются

друг

от

друга.

Мальчики

будущие

мужчины, а девочки — будущие женщины.

Их

даже

называют

по-разному.

Давайте

поиграем.

12

Приложение 2

Игры по гендерному воспитанию старших дошкольников

Игра является основным двигателем прогресса для личности ребёнка. Игры в рамках

гендерного подхода можно разделить по целевым группам:

1.

Дидактические игры (цель: обучение, формирование представлений, умения делать

вывод и обобщать).

2.

Сюжетно-ролевые (цель: знакомство с полоролевыми моделями и сценариями,

вариантами мужского и женского поведения, например, в семье и т. д.).

3.

Подвижные (цель: укрепить здоровье, развить ловкость, быстроту, обучить быстро

реагировать).

Для подготовки к занятиям удобно использовать картотеку игр, которая включает в себя

описания

различных

забав

и

упражнений

на

заданную

тему

(включая

необходимый

реквизит, музыкальное сопровождение и т. д.) Воспитатель может корректировать

её по

необходимости.

Название

Дидактический материал

Описание

«Оживи

предмет»

Различные предметы и

игрушки:

меч,

подушка,

зеркало,

мяч,

Дети

развивают

воображение,

когда

представляют и рассказывают, кем мог стать

предмет, и каким характером он обладал,

если бы был оживлён. Например, меч стал

бы

мужчиной,

отважным

воином,

мяч

быстрым,

прыгучим

мальчишкой

(или

д е вч о н ко й ) ,

у ка з ка

ж е н щ и н о й -

учительницей, умной и спокойной и т. д.

13

кукла и т. д.

«Самая смелая

профессия»

На выбор:

без реквизита;

картинки с

изображениями

специалистов;

профессиональные

атрибуты (предметы).

Дети

называют

профессии,

для

которых

важны

смелость,

дисциплина,

отвага,

стойкость, сила духа, мужество. Кто мог бы

так

работать,

мужчины

или

женщины?

Очевидный

ответ

мужчины,

но

стоит

вспомнить

женщин

с

этими

качествами

(врачи,

водители,

дрессировщицы

и

прочие).

«Опиши того,

кто справа

(слева, через

одного человека

и т. д.)…»

Не требуется

Дети

называют

и

описывают

ребёнка,

стоящего справа, слева и т. д. по заданию. В

игре

развиваются

представления

о

людях

( д е в о ч к а х

и

м а л ь ч и к а х )

п у т ё м

сопоставления

себя

и

других,

навыки

выделения сходств и различий, укрепляются

дружеские взаимоотношения.

Приложение 3

Темы для сюжетно-ролевых игр

Название, тема

Цель

«Семья»;

«Дочки-матери».

Игра способствует творческой реализации детьми

понятия об организации быта и семейных ролях.

«Новоселье»;

«Строим дом».

Тренировка в игровых условиях, создающая

представления о профессиях. Дети делают выводы, что

мужчина больше отвечает за постройку дома, а женщина

— за уют и быт.

«Мы ждём гостей»;

«Идём в гости»;

«День рождения».

Закрепление культурных навыков, правил и норм

вежливости, гостеприимства и доброжелательности,

умения принимать и дарить подарки.

14

Примечание : Эти игры подойдут для всех возрастных групп, с более младшими детьми

воспитатель берёт на себя больше игровой нагрузки.

15



В раздел образования