Напоминание

"Одарённые дети в начальной школе".


Автор: Шпак Наталия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №6"
Населённый пункт: город Миасс,Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Одарённые дети в начальной школе".
Раздел: начальное образование





Назад




Одарённые дети в начальной школе

Сегодня чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки

одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны

не

только

для

одарённого

ребёнка

как

для

отдельной

личности,

но

и

для

общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал

любой

страны,

позволяющий

ей

эффективно

развиваться

и

конструктивно

решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с

одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории

одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством

интеллектуальные

способности,

восприимчивость

к

учению,

творческие

возможности

и

проявления;

доминирующую

активную,

ненасыщенную

познавательную

потребность;

испытывают

радость

от

добывания

знаний,

умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие

степени

их

одарённости

должно

начинаться

уже

в

начальной

школе.

Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений

работы нашей школы.

Моя тема самообразования «Развитие

математических

способностей

одарённых детей в начальной школе».

Цель:

обеспечить

высокий

уровень

вовлечённости

школьника

в

учебную

деятельность, развитие его важнейших, интеллектуальных качеств.

Работу с одарёнными детьми делю на три основных этапа:

1-й этап – организационный,

2-й этап – оценочно-коррекционный,

3-й этап – заключительный.

Основной задачей на организационном этапе является изучение методик,

концепций

и

исследований

казахстанских

и

зарубежных

психологов.

Я

познакомилась

с

научными

данными

о

психологических

особенностях

и

методических приемах работы с одаренными детьми;

Работу на данном этапе начинаю с выявления одарённого ребёнка в детском

коллективе. Основную форму диагностики применяю наблюдение. После того

как

определила

яркие

способности

ученика,

необходимо

выявить

уровень

одарённости. Для этого использую различные формы: анкеты для родителей,

опросники,

методику

«Карта

одарённости»,

методику

оценки

общей

одарённости и др.

После выявления обязательно согласую

свои дальнейшие действия с

родителями

ученика,

администрацией.

Далее

составляю

план

работы

с

одарённым ребёнком. Он включает в себя не только темы, которые необходимо

изучить в ходе работы, но и предусматривает сотрудничество с педагогическим

коллективом.

Психолог

проводит

диагностику,

тестирование,

выявление,

помогает

составить

план

работы

с

учётом

психологических

особенностей

ученика.

Второй

этап

- оценочно-коррекционный.

Этот

этап

ориентирован

на

создание

условий

для

оптимального

развития

одаренных

детей,

чья

одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также

просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на

качественный скачок в развитии их способностей.

Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от

того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе в

урочное и внеурочное время, как единый процесс, направленный на развитие

математических способностей учащихся.

Этот

этап

характеризуется

тем,

что

дети

охотно

осваивают

навыковое

содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На данном

этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс,

направленный

на

развитие

творческих,

познавательных

способностей

учащихся.

В

урочной

деятельности

я

использую

современные

развивающие

технологии.

проблемно-развивающее обучение,

проектно-исследовательская деятельность,

игровые технологии (деловые игры и путешествия),

информационно-коммуникативные

технологии

для

удовлетворения

познавательной мотивации

творческие и нестандартные задания.

Во внеурочной деятельности использую следующие формы:

факультативы,

предметные недели,

театрализованные праздники,

олимпиады и конкурсы по предметам.

Начиная с 1 класса, дети принимают активное участие в школьных, городских

и областных конференциях. Мои ученики постоянные участники и призёры

интеллектуальных игр и конкурсов. Конкурсы и конференции различного

уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к

этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.

Для

развития

логического

мышления

мной

разработан

спецкурс

«Занимательная математика» во 2 классе. Содержание курса направлено на

воспитание

интереса

к

предмету,

развитию

наблюдательно сти,

геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать,

доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может

быть

использовано

для

показа

учащимся

возможностей

применения

тех

знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Заключительный

этап.

Выпуская

детей

из

4

класса,

составляю

характеристику

на

каждого

ученика,

провожу

индивидуальную

оценку

познавательных,

творческих

возможностей

и

способностей

ребенка

через

различные

виды

деятельности

образовательного

процесса.

Полученная

информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени

одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно

надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.

Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали

надежды в разных направлениях.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на

другой,

более

качественный

уровень

образования,

как

поиск,

как

практическую

деятельность,

как

опыт,

посредством

которого

ученик

осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития,

самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины. Работая с

одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна

детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный

момент

должен

оказаться

умный,

внимательный

наставник,

который

бы

поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не

учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.



В раздел образования