Автор: Шпак Наталия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №6"
Населённый пункт: город Миасс,Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Одарённые дети в начальной школе".
Раздел: начальное образование
Одарённые дети в начальной школе
Сегодня чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки
одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны
не
только
для
одарённого
ребёнка
как
для
отдельной
личности,
но
и
для
общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал
любой
страны,
позволяющий
ей
эффективно
развиваться
и
конструктивно
решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с
одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории
одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством
интеллектуальные
способности,
восприимчивость
к
учению,
творческие
возможности
и
проявления;
доминирующую
активную,
ненасыщенную
познавательную
потребность;
испытывают
радость
от
добывания
знаний,
умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие
степени
их
одарённости
должно
начинаться
уже
в
начальной
школе.
Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений
работы нашей школы.
Моя тема самообразования «Развитие
математических
способностей
одарённых детей в начальной школе».
Цель:
обеспечить
высокий
уровень
вовлечённости
школьника
в
учебную
деятельность, развитие его важнейших, интеллектуальных качеств.
Работу с одарёнными детьми делю на три основных этапа:
1-й этап – организационный,
2-й этап – оценочно-коррекционный,
3-й этап – заключительный.
Основной задачей на организационном этапе является изучение методик,
концепций
и
исследований
казахстанских
и
зарубежных
психологов.
Я
познакомилась
с
научными
данными
о
психологических
особенностях
и
методических приемах работы с одаренными детьми;
Работу на данном этапе начинаю с выявления одарённого ребёнка в детском
коллективе. Основную форму диагностики применяю наблюдение. После того
как
определила
яркие
способности
ученика,
необходимо
выявить
уровень
одарённости. Для этого использую различные формы: анкеты для родителей,
опросники,
методику
«Карта
одарённости»,
методику
оценки
общей
одарённости и др.
После выявления обязательно согласую
свои дальнейшие действия с
родителями
ученика,
администрацией.
Далее
составляю
план
работы
с
одарённым ребёнком. Он включает в себя не только темы, которые необходимо
изучить в ходе работы, но и предусматривает сотрудничество с педагогическим
коллективом.
Психолог
проводит
диагностику,
тестирование,
выявление,
помогает
составить
план
работы
с
учётом
психологических
особенностей
ученика.
Второй
этап
- оценочно-коррекционный.
Этот
этап
ориентирован
на
создание
условий
для
оптимального
развития
одаренных
детей,
чья
одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также
просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на
качественный скачок в развитии их способностей.
Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от
того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе в
урочное и внеурочное время, как единый процесс, направленный на развитие
математических способностей учащихся.
Этот
этап
характеризуется
тем,
что
дети
охотно
осваивают
навыковое
содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На данном
этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс,
направленный
на
развитие
творческих,
познавательных
способностей
учащихся.
В
урочной
деятельности
я
использую
современные
развивающие
технологии.
•
проблемно-развивающее обучение,
•
проектно-исследовательская деятельность,
•
игровые технологии (деловые игры и путешествия),
•
информационно-коммуникативные
технологии
для
удовлетворения
познавательной мотивации
•
творческие и нестандартные задания.
Во внеурочной деятельности использую следующие формы:
•
факультативы,
•
предметные недели,
•
театрализованные праздники,
•
олимпиады и конкурсы по предметам.
Начиная с 1 класса, дети принимают активное участие в школьных, городских
и областных конференциях. Мои ученики постоянные участники и призёры
интеллектуальных игр и конкурсов. Конкурсы и конференции различного
уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к
этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.
Для
развития
логического
мышления
мной
разработан
спецкурс
«Занимательная математика» во 2 классе. Содержание курса направлено на
воспитание
интереса
к
предмету,
развитию
наблюдательно сти,
геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать,
доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может
быть
использовано
для
показа
учащимся
возможностей
применения
тех
знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Заключительный
этап.
Выпуская
детей
из
4
класса,
составляю
характеристику
на
каждого
ученика,
провожу
индивидуальную
оценку
познавательных,
творческих
возможностей
и
способностей
ребенка
через
различные
виды
деятельности
образовательного
процесса.
Полученная
информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени
одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно
надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.
Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали
надежды в разных направлениях.
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на
другой,
более
качественный
уровень
образования,
как
поиск,
как
практическую
деятельность,
как
опыт,
посредством
которого
ученик
осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития,
самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины. Работая с
одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна
детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный
момент
должен
оказаться
умный,
внимательный
наставник,
который
бы
поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не
учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.