Автор: Сусенкова Елена Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "МССУОР № 4 им. А.Я. Гомельского" Москомспорта
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В РАМКАХ СПО
Раздел: среднее профессиональное
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА
К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В РАМКАХ СПО
Сусенкова Е.П., преподаватель
ГБПОУ «МССУОР № 4
им. А.Я. Гомельского» Москомспорта
г. Москва
На современном этапе развития системы высшего профессионального
образования
приобретает
актуальность
внедрение
в
учебный
процесс
по
физической культуре дифференцированного подхода и инновационных методов
обучения,
формирующих
общую
физическую
культуру
личности
будущего
специалиста.
Важнейшая задача СПО – поиск активных методов оптимизации и
интенсификации
учебно-познавательной
деятельности
студентов
через
раскрытие их духовного и физического потенциала.
Инновационное производство требует от будущего специалиста умения
видеть
в
повседневном
рутинном
трудовом
процессе
прогрессирующую
действительность, предвидеть назревающие изменения, т.е. гибко мыслить и
действовать в таком же инновационном, реорганизующем режиме. В свою
очередь, это выдвигает необходимость (в процессе профессионального обра-
зования будущего специалиста) общекультурного (многостороннего) развития
свойств специалиста как личности.
Таким образом, помимо профессиональных компетенций, необходимых
для
выполнения
конкретного
вида
труда,
возникает
необходимость
в
формировании неких общекультурных компетенций, под которыми понимаются
такие способности личности к реализации своего профессионального развития
в производственной ситуации, которые необходимы специалистам в условиях
частой
смены
технологий
на
производстве.
При
этом,
важным
фактором
1
становления личности будущего профессионала, оптимального сочетания в нем
духовного, профессионального и физического начала, являются физкультурная
и
спортивная
деятельность,
ее
устои
и
ценности,
овладение
которыми
формирует общую физическую культуру личности будущего специалиста.
Результаты научных исследований в области высшего профессиональ-
ного образования показывают, что на сегодняшний момент почти не придается
значения интегративной роли физической культуры в процессе формирования
будущего
специалиста
через
единство
телесного,
профессионального
и
духовного.
В связи с этим приобретает актуальность внедрение в учебный процесс
СПО такой системы организации и формирования физической культуры сту-
дентов, которая могла бы скорректировать деятельность студента с традици-
онной цели (развитие физических качеств) на инновационную (формирование
общих
компетенций
в
области
физической
культуры),
т.е.
способность
выстраивать стратегию здорового образа жизни; способность управлять своим
физическим состоянием в зависимости от профессиональных и личностных
задач и пр.
Разрешить данную проблему можно через интерактивные методы при-
обретения
навыков
физкультурно-спортивной
деятельности
на
основе
про-
ектирования интерактивной самостоятельной деятельности и создания соот-
ветствующих условий для решения данной задачи.
В истории социальной психологии сложилось специальное направление -
интеракционизм, которое рассматривает взаимодействие как исходный пункт
всякого социально-психологического анализа.
Основоположником интеракционизма является Дж. Мид. Он считал, что
человек осваивает свой мир через символические значения и решающую роль в
становлении человеческого «я» играет взаимодействие. Дж. Мид говорил, что в
процессе взаимодействия формируется личность, которая осознает себя, не
просто смотрясь в других, а действуя совместно с ними. Взаимодействие между
людьми может рассматриваться как непрерывный диалог, в процессе которого
2
они
наблюдают,
осмысливают
намерения
друг
друга
и
реагируют
на
них,
примеряя себя на месте другого.
Взаимодействие также является основой становления самосознания.
Этот процесс Дж. Мид объясняет на примере игры, которая выступает в форме
индивидуальной
игры
– «PLAY»
и
коллективной
игры
– «GAME» . В
коллективной игре человек должен сопоставить себя с целью группы, освоить
роли,
которые
исполняют
другие,
и
поставить
собственные
действия
в
зависимость от действий других участников, воздействовать на поведение этих
людей. Сотрудничество или эффективная совместная работа невозможно без
принятия
роли
другого,
без
совместной
корректировки
поведения
с
целью
достижения значимых для всей группы результатов, что Дж. Мид определяет
как «работа в команде» и подчеркивает, что индивид получает удовлетворение,
возникающее от совместной работы с другими.
Интерактивный метод обучения в СПО – это такой процесс взаимодейст-
вия
между
преподавателем
и
студентами,
при
котором
передача
педагогом
знаний и приобретение студентами навыков и умений происходит в не просто в
режиме беседы и диалога, но в условиях установления взаимодействия между
студентами, умения работать в команде, формирования толерантности к точке
зрения
каждого
участника
учебного
процесса,
уважения
права
на
свободу
выражения,
уважения
чувства
собственного
достоинства.
Кроме
того,
интерактивные методы обучения базируются на преобладании самостоятельной
активности
студентов
в
процессе
их
учебно-познавательной
деятельности.
Преподаватель на таких занятиях дифференцированно направляет деятельность
студентов
на
достижение
целей
занятия
путем
разработки
интерактивных
заданий, в ходе выполнения которых студенты, взаимодействуя с педагогом и
друг с другом, изучают учебный материал.
Например, содержание обучающего материала по физической культуре
может быть представлено в электронном виде (слайды, видео, графика), а
студенты могут осваивать данный учебный материал, взаимодействуя друг с
другом, проводя совместные занятия по фитнесу, аэробике и т.д. При этом
3
преподаватели
кафедры
физического
воспитания
СПО
могут
разработать
методическое
сопровождение
управляемой
самостоятельной
интерактивной
работы
студентов
по
освоению
различных
видов
двигательной
активности.
Например, в результате проведенной видеосъемки могут быть созданы обу-
чающие видеоматериалы, обращаясь к которым, студенты могут познакомиться
и
освоить
оригинальные
методики
аэробной
гимнастики
с
использованием
динамического
и
статического
стретчинга,
фитнес-программ
различной
направленности,
в
том
числе
лечебно-профилактических
для
студентов
специально-медицинских групп. Содержание программ при этом может раз-
рабатываться
дифференцированно
с
учетом
индивидуально-типологических
характеристик
студентов,
уровня
их
физической
и
д вигат е льной
подготовленности.
Важным моментом является максимальная доступность к этим про-
граммам,
достижение
которой
возможно
путем
размещения
на
веб-сайте
учебного заведения.
При этом критерием эффективности становления личности выпускника
как
профессионала,
его
адаптации
к
изменяющимся
производственным
си-
туациям, органичной сочетаемости в нем профессионального, социального и
духовно-физического
являются
здоровый
образ
жизни,
физкультурно-
спортивная деятельность и ее ценностные ориентиры, овладение которыми
помогает сформировать специфическое состояние профессиональной и физи-
ческой культуры личности.
Поэтому освоение предметной и организационной сторон учения будет
успешным, если актуальным на данном этапе развития системы высшего об-
разования станет включение студентов не только в процесс интерактивного
управления учебно-познавательной деятельностью, но и процесс управления
своим психосоматическим и физическим здоровьем.
При этом важным путем разрешения данной проблемы явится практиче-
ское обучение студентов самостоятельному получению углубленных знаний,
приобретению опыта индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности,
4
формированию
навыков
самоуправления
познавательной
деятельностью
и
организации сопутствующих условий для решения этой задачи.
Список литературы
1.
Федеральный
закон
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
2.
М.А. Кривцова. Интерактивные методы обучения физической культуре
при подготовке специалиста. Изд. ИНФРА-М, 2017.
5