Напоминание

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В РАМКАХ СПО


Автор: Сусенкова Елена Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "МССУОР № 4 им. А.Я. Гомельского" Москомспорта
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В РАМКАХ СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В РАМКАХ СПО

Сусенкова Е.П., преподаватель

ГБПОУ «МССУОР № 4

им. А.Я. Гомельского» Москомспорта

г. Москва

На современном этапе развития системы высшего профессионального

образования

приобретает

актуальность

внедрение

в

учебный

процесс

по

физической культуре дифференцированного подхода и инновационных методов

обучения,

формирующих

общую

физическую

культуру

личности

будущего

специалиста.

Важнейшая задача СПО – поиск активных методов оптимизации и

интенсификации

учебно-познавательной

деятельности

студентов

через

раскрытие их духовного и физического потенциала.

Инновационное производство требует от будущего специалиста умения

видеть

в

повседневном

рутинном

трудовом

процессе

прогрессирующую

действительность, предвидеть назревающие изменения, т.е. гибко мыслить и

действовать в таком же инновационном, реорганизующем режиме. В свою

очередь, это выдвигает необходимость (в процессе профессионального обра-

зования будущего специалиста) общекультурного (многостороннего) развития

свойств специалиста как личности.

Таким образом, помимо профессиональных компетенций, необходимых

для

выполнения

конкретного

вида

труда,

возникает

необходимость

в

формировании неких общекультурных компетенций, под которыми понимаются

такие способности личности к реализации своего профессионального развития

в производственной ситуации, которые необходимы специалистам в условиях

частой

смены

технологий

на

производстве.

При

этом,

важным

фактором

1

становления личности будущего профессионала, оптимального сочетания в нем

духовного, профессионального и физического начала, являются физкультурная

и

спортивная

деятельность,

ее

устои

и

ценности,

овладение

которыми

формирует общую физическую культуру личности будущего специалиста.

Результаты научных исследований в области высшего профессиональ-

ного образования показывают, что на сегодняшний момент почти не придается

значения интегративной роли физической культуры в процессе формирования

будущего

специалиста

через

единство

телесного,

профессионального

и

духовного.

В связи с этим приобретает актуальность внедрение в учебный процесс

СПО такой системы организации и формирования физической культуры сту-

дентов, которая могла бы скорректировать деятельность студента с традици-

онной цели (развитие физических качеств) на инновационную (формирование

общих

компетенций

в

области

физической

культуры),

т.е.

способность

выстраивать стратегию здорового образа жизни; способность управлять своим

физическим состоянием в зависимости от профессиональных и личностных

задач и пр.

Разрешить данную проблему можно через интерактивные методы при-

обретения

навыков

физкультурно-спортивной

деятельности

на

основе

про-

ектирования интерактивной самостоятельной деятельности и создания соот-

ветствующих условий для решения данной задачи.

В истории социальной психологии сложилось специальное направление -

интеракционизм, которое рассматривает взаимодействие как исходный пункт

всякого социально-психологического анализа.

Основоположником интеракционизма является Дж. Мид. Он считал, что

человек осваивает свой мир через символические значения и решающую роль в

становлении человеческого «я» играет взаимодействие. Дж. Мид говорил, что в

процессе взаимодействия формируется личность, которая осознает себя, не

просто смотрясь в других, а действуя совместно с ними. Взаимодействие между

людьми может рассматриваться как непрерывный диалог, в процессе которого

2

они

наблюдают,

осмысливают

намерения

друг

друга

и

реагируют

на

них,

примеряя себя на месте другого.

Взаимодействие также является основой становления самосознания.

Этот процесс Дж. Мид объясняет на примере игры, которая выступает в форме

индивидуальной

игры

– «PLAY»

и

коллективной

игры

– «GAME» . В

коллективной игре человек должен сопоставить себя с целью группы, освоить

роли,

которые

исполняют

другие,

и

поставить

собственные

действия

в

зависимость от действий других участников, воздействовать на поведение этих

людей. Сотрудничество или эффективная совместная работа невозможно без

принятия

роли

другого,

без

совместной

корректировки

поведения

с

целью

достижения значимых для всей группы результатов, что Дж. Мид определяет

как «работа в команде» и подчеркивает, что индивид получает удовлетворение,

возникающее от совместной работы с другими.

Интерактивный метод обучения в СПО – это такой процесс взаимодейст-

вия

между

преподавателем

и

студентами,

при

котором

передача

педагогом

знаний и приобретение студентами навыков и умений происходит в не просто в

режиме беседы и диалога, но в условиях установления взаимодействия между

студентами, умения работать в команде, формирования толерантности к точке

зрения

каждого

участника

учебного

процесса,

уважения

права

на

свободу

выражения,

уважения

чувства

собственного

достоинства.

Кроме

того,

интерактивные методы обучения базируются на преобладании самостоятельной

активности

студентов

в

процессе

их

учебно-познавательной

деятельности.

Преподаватель на таких занятиях дифференцированно направляет деятельность

студентов

на

достижение

целей

занятия

путем

разработки

интерактивных

заданий, в ходе выполнения которых студенты, взаимодействуя с педагогом и

друг с другом, изучают учебный материал.

Например, содержание обучающего материала по физической культуре

может быть представлено в электронном виде (слайды, видео, графика), а

студенты могут осваивать данный учебный материал, взаимодействуя друг с

другом, проводя совместные занятия по фитнесу, аэробике и т.д. При этом

3

преподаватели

кафедры

физического

воспитания

СПО

могут

разработать

методическое

сопровождение

управляемой

самостоятельной

интерактивной

работы

студентов

по

освоению

различных

видов

двигательной

активности.

Например, в результате проведенной видеосъемки могут быть созданы обу-

чающие видеоматериалы, обращаясь к которым, студенты могут познакомиться

и

освоить

оригинальные

методики

аэробной

гимнастики

с

использованием

динамического

и

статического

стретчинга,

фитнес-программ

различной

направленности,

в

том

числе

лечебно-профилактических

для

студентов

специально-медицинских групп. Содержание программ при этом может раз-

рабатываться

дифференцированно

с

учетом

индивидуально-типологических

характеристик

студентов,

уровня

их

физической

и

д вигат е льной

подготовленности.

Важным моментом является максимальная доступность к этим про-

граммам,

достижение

которой

возможно

путем

размещения

на

веб-сайте

учебного заведения.

При этом критерием эффективности становления личности выпускника

как

профессионала,

его

адаптации

к

изменяющимся

производственным

си-

туациям, органичной сочетаемости в нем профессионального, социального и

духовно-физического

являются

здоровый

образ

жизни,

физкультурно-

спортивная деятельность и ее ценностные ориентиры, овладение которыми

помогает сформировать специфическое состояние профессиональной и физи-

ческой культуры личности.

Поэтому освоение предметной и организационной сторон учения будет

успешным, если актуальным на данном этапе развития системы высшего об-

разования станет включение студентов не только в процесс интерактивного

управления учебно-познавательной деятельностью, но и процесс управления

своим психосоматическим и физическим здоровьем.

При этом важным путем разрешения данной проблемы явится практиче-

ское обучение студентов самостоятельному получению углубленных знаний,

приобретению опыта индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности,

4

формированию

навыков

самоуправления

познавательной

деятельностью

и

организации сопутствующих условий для решения этой задачи.

Список литературы

1.

Федеральный

закон

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

от

29.12.2012 № 273-ФЗ.

2.

М.А. Кривцова. Интерактивные методы обучения физической культуре

при подготовке специалиста. Изд. ИНФРА-М, 2017.

5



В раздел образования