Напоминание

Музейная педагогика как средство профориентационной работы в начальной школе.


Автор: Лобанова Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2 г. Суздаля"
Населённый пункт: город Суздаль
Наименование материала: статья
Тема: Музейная педагогика как средство профориентационной работы в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Лобанова Е.В.

Музейная педагогика как средство профориентационной работы в

начальной школе.

Согласно

Стандарту

внеурочная

деятельность

является

важнейшей

частью основной образовательной программы образовательного учреждения.

Внеурочная деятельность дополняет и обогащает урочную систему новыми

формами.

Суздалю в 2024 году официально исполнится 1000 лет. Это город –

музей под открытым небом (где практически нет промышленности), поэтому

население

в

основном

работает

в

сфере

обслуживания

туризма.

Поток

туристов не уменьшается и всегда есть с спрос на экскурсоводов. Поэтому

мой выбор и пал на музейную педагогику. Кроме того, исходя их результатов

ВПР

по

окружающему

миру,

были

выделены

наиболее

сложные

для

учащихся вопросы – это достопримечательности родного края.

Работая по УМК «Перспективная начальная школа», я выбрала курс

«Музей в твоем классе», авторами программы являются Чуракова Н.А. и

Лаврова Н.М. Эта программа реализуется во всех направлениях внеурочной

деятельности, определенных требованиями Стандарта, но приоритетными

здесь являются духовно – нравственное и общекультурное направления. Я

считаю, что в современных условиях музейная педагогика очень актуальна.

Возрастные

особенности

учащихся

начальной

школы

способствуют

приобщению

детей

к

музею,

ведь

познание

осуществляется

путем

накопления чувственных впечатлений. Радость познания и удовольствия от

рассматривания – явления сходные и одновременные.

Мы в музее, а это значит…

Что занятие уже начато

Будем вслушиваться, будем вглядываться

В мир прекрасного погружаться

А музей прямо в нашем классе

Значит будем учиться… Узнавать,

И играть и трудиться.

Лобанова Е.В.

И дети, уже открыв рты, готовы погружаться…

Музей

же

способен

обогатить

ребенка

впечатлениями

от

новых,

незнакомых предметов, которые он никогда не встречал и не мог встретить в

доступной

ему

действительности.

Это

необычайно

расширяет

кругозор.

Здесь

учащиеся

знакомятся

с

разными

жанрами

живописи,

получают

первичные представления о целостности художественного мира художников,

о логике развития живописного языка.

Планируемый

результат

курса

это

подготовка

экскурсоводов

по

репродукциям

картин,

это

подготовка

проектов

по

направлениям

моя

коллекция. Моя коллекция может содержать репродукции одного художника

или разных художников на одну тему, например: сказочные сюжеты в работах

Васнецова

и

Билибина

или

исторические

события

России

в

творчестве

художников.

А.С.Пушкин

утверждал,

что

«уважение

к

минувшему

черта,

отличающая образованность от дикости».

Стать

личностью

значит

осознать

себя

частью

человечества,

воспитать

в

себе

непреходящие

ценности

духовной

культуры,

созданной

многовековым народным опытом.

Ставлю задачу: воспитать в своих учениках высокую гражданскую

ответственность, привить интерес к истории и культуре своей Родины.

Приобщение к культуре начинается с раннего возраста, когда ребенок

стоит на пороге открытий окружающего мира. На помощь мне и коллегам

приходит музейная педагогика, располагающая специальными методами и

средствами

приобщения

человека

к

культурному

наследию

с

помощью

бесценных сокровищ.

Музей – тоже школа, правда, необычная. Пришедший в залы не только

получает знания, но и учится быть личностью. Образовательная деятельность

Владимиро-Суздальского музея-заповедника – педагогический процесс, цель

которого,

-

работая

совместно

с

педагогами

школы

формирование

свободной творческой личности, способной к преобразующей деятельности

через

сказку

и

игру,

чтобы

дети

не

скучали

и

усваивали

информацию.

Взрослые

знакомят

учащихся

с

бытом

русского

крестьянина,

с

особенностями земской школы XIX века, с историей суздальской ярмарки,

русских народных сказок.

Работая в режиме музейной педагогики дети, впервые сталкиваются с

информацией о прошлом своей семьи, а ведь история каждой семьи – часть

истории страны и всего нашего народа.

Результатом большой и кропотливой работы являются проведенные

мероприятия «История моей семьи», «Промыслы Владимирской области»,

«Хлеб

всему

голова»…

Работая

по

данному

направлению

формирую

духовные ценности учащихся, способствую сотрудничеству учителя и детей.

Ведущий

метод

в

работе

с

детьми

игра.

Именно

в

игре,

моделируя

разнообразные

ситуации,

дети

познают

окружающий

мир,

овладевают

необходимыми

навыками,

приобретают

опыт.

Воображение

и

фантазия,

максимально развитые в детском возрасте, помогают проникнуться духом

того или иного исторического времени, а, значит, осваивать, преобразовывать

и присваивать накопленные историко-культурные ценности.

Работая с сотрудниками детского музейного центра «Земская школа»

дети

используют

музейные

предметы,

которые

можно

брать

в

руки,

рассматривать, создавать атмосферу определенного исторического события.

Музейные

праздники

«Масленица»,

«Святки»,

«Пасхальное

яичко»,

«По

дорогам

сказки»

являются

венцом

системы

занятий

1-4

классах

и

мостиком к современной работе в среднем и старшем звене.



В раздел образования