Автор: Лобанова Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2 г. Суздаля"
Населённый пункт: город Суздаль
Наименование материала: статья
Тема: Музейная педагогика как средство профориентационной работы в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Лобанова Е.В.
Музейная педагогика как средство профориентационной работы в
начальной школе.
Согласно
Стандарту
внеурочная
деятельность
является
важнейшей
частью основной образовательной программы образовательного учреждения.
Внеурочная деятельность дополняет и обогащает урочную систему новыми
формами.
Суздалю в 2024 году официально исполнится 1000 лет. Это город –
музей под открытым небом (где практически нет промышленности), поэтому
население
в
основном
работает
в
сфере
обслуживания
туризма.
Поток
туристов не уменьшается и всегда есть с спрос на экскурсоводов. Поэтому
мой выбор и пал на музейную педагогику. Кроме того, исходя их результатов
ВПР
по
окружающему
миру,
были
выделены
наиболее
сложные
для
учащихся вопросы – это достопримечательности родного края.
Работая по УМК «Перспективная начальная школа», я выбрала курс
«Музей в твоем классе», авторами программы являются Чуракова Н.А. и
Лаврова Н.М. Эта программа реализуется во всех направлениях внеурочной
деятельности, определенных требованиями Стандарта, но приоритетными
здесь являются духовно – нравственное и общекультурное направления. Я
считаю, что в современных условиях музейная педагогика очень актуальна.
Возрастные
особенности
учащихся
начальной
школы
способствуют
приобщению
детей
к
музею,
ведь
познание
осуществляется
путем
накопления чувственных впечатлений. Радость познания и удовольствия от
рассматривания – явления сходные и одновременные.
Мы в музее, а это значит…
Что занятие уже начато
Будем вслушиваться, будем вглядываться
В мир прекрасного погружаться
А музей прямо в нашем классе
Значит будем учиться… Узнавать,
И играть и трудиться.
Лобанова Е.В.
И дети, уже открыв рты, готовы погружаться…
Музей
же
способен
обогатить
ребенка
впечатлениями
от
новых,
незнакомых предметов, которые он никогда не встречал и не мог встретить в
доступной
ему
действительности.
Это
необычайно
расширяет
кругозор.
Здесь
учащиеся
знакомятся
с
разными
жанрами
живописи,
получают
первичные представления о целостности художественного мира художников,
о логике развития живописного языка.
Планируемый
результат
курса
–
это
подготовка
экскурсоводов
по
репродукциям
картин,
это
подготовка
проектов
по
направлениям
моя
коллекция. Моя коллекция может содержать репродукции одного художника
или разных художников на одну тему, например: сказочные сюжеты в работах
Васнецова
и
Билибина
или
исторические
события
России
в
творчестве
художников.
А.С.Пушкин
утверждал,
что
«уважение
к
минувшему
–
черта,
отличающая образованность от дикости».
Стать
личностью
–
значит
осознать
себя
частью
человечества,
воспитать
в
себе
непреходящие
ценности
духовной
культуры,
созданной
многовековым народным опытом.
Ставлю задачу: воспитать в своих учениках высокую гражданскую
ответственность, привить интерес к истории и культуре своей Родины.
Приобщение к культуре начинается с раннего возраста, когда ребенок
стоит на пороге открытий окружающего мира. На помощь мне и коллегам
приходит музейная педагогика, располагающая специальными методами и
средствами
приобщения
человека
к
культурному
наследию
с
помощью
бесценных сокровищ.
Музей – тоже школа, правда, необычная. Пришедший в залы не только
получает знания, но и учится быть личностью. Образовательная деятельность
Владимиро-Суздальского музея-заповедника – педагогический процесс, цель
которого,
-
работая
совместно
с
педагогами
школы
–
формирование
свободной творческой личности, способной к преобразующей деятельности
через
сказку
и
игру,
чтобы
дети
не
скучали
и
усваивали
информацию.
Взрослые
знакомят
учащихся
с
бытом
русского
крестьянина,
с
особенностями земской школы XIX века, с историей суздальской ярмарки,
русских народных сказок.
Работая в режиме музейной педагогики дети, впервые сталкиваются с
информацией о прошлом своей семьи, а ведь история каждой семьи – часть
истории страны и всего нашего народа.
Результатом большой и кропотливой работы являются проведенные
мероприятия «История моей семьи», «Промыслы Владимирской области»,
«Хлеб
всему
голова»…
Работая
по
данному
направлению
формирую
духовные ценности учащихся, способствую сотрудничеству учителя и детей.
Ведущий
метод
в
работе
с
детьми
–
игра.
Именно
в
игре,
моделируя
разнообразные
ситуации,
дети
познают
окружающий
мир,
овладевают
необходимыми
навыками,
приобретают
опыт.
Воображение
и
фантазия,
максимально развитые в детском возрасте, помогают проникнуться духом
того или иного исторического времени, а, значит, осваивать, преобразовывать
и присваивать накопленные историко-культурные ценности.
Работая с сотрудниками детского музейного центра «Земская школа»
дети
используют
музейные
предметы,
которые
можно
брать
в
руки,
рассматривать, создавать атмосферу определенного исторического события.
Музейные
праздники
«Масленица»,
«Святки»,
«Пасхальное
яичко»,
«По
дорогам
сказки»
являются
венцом
системы
занятий
1-4
классах
и
мостиком к современной работе в среднем и старшем звене.