Напоминание

Инновационный подход в обучении игры на сольном инструменте.


Автор: Харченко Ирина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ с. Богатое"
Населённый пункт: Самарская область с. Богатое
Наименование материала: статья
Тема: Инновационный подход в обучении игры на сольном инструменте.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Инновационный подход в обучении игры на сольном инструменте.

Харченко Ирина Владимировна

преподаватель по классу домры МБУ ДО Детская музыкальная школа с. Богатое, м/р

Богатовский Самарской области

Обновление учебных планов, программ в образовательных учреждениях и резко

изменившиеся условия жизни диктуют новые требования к воспитанию, методикам,

процессу и результатам обучения. Сегодня от педагогов требует знания тенденций

инновационных изменений, интерактивных форм и методов обучения, владения

технологиями диагностирования, развитых дидактических, рефлексивных умений, умения

оценивать и анализировать свою педагогическую деятельность. Все современные методы,

направлены на развитие интеллектуально-творческой личности. Среди современных

инновационных образовательных технологий можно выделить: креативное обучение,

проблемное, личностно-ориентированное, контекстное, модульное, виртуальное и др. Все

эти модели имеют отношение к инновационному процессу в педагогике. Как следствие

перемен в нашу речь входит такой термин, как инновация, (с лат. яз. - «обновление,

новинка, изменение»), которая рассматривается как качественно новые образования в

различных областях науки, техники, а также различных сферах деятельности, либо взгляд

под другим углом на уже имеющиеся открытия. Не случайно в последние годы взгляд на

педагогику меняется, важное значение приобретает новая область знания – педагогическая

инноватика – изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения

школьников.

Применение инноваций не означает изменения традиционных методик преподавания, или

иного толкования музыкальных произведений. Оно раскрывает перед педагогом новые

возможности в информационном поле, помогает ему в организации учебного процесса и

позволяет быть востребованным в современном обществе.

В настоящее время струнные народные инструменты домра и балалайка вымирают,

современное поколение предпочитают играть на гитаре. И чтобы привить любовь к

инструментам наших предков, привлечь детей к обучению на них, мне пришлось искать

современные подходы: практиковать игру под аккомпанемент синтезатора, использовать в

работе фонограммы «минус», иллюстрировать выступления учащихся и преподавателей

сюжетными презентациями или видеороликами.

Учащиеся с огромным удовольствием исполняют произведения под аккомпанемент

синтезатор. Их интерес к классической музыке возрос. Играя под такой аккомпанемент,

юный музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это

будет стимулировать его занятия на инструменте. Игра под аккомпанемент синтезатор

доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу,

раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений.

Такой метод воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств:

ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности,

исполнительской выразительности, слуха. Синтезатор – это такой инструмент, который

помогает развиваться воображению, образному и творческому мышлению.

Приступая к работе над произведением нужно определить характер его музыкального

содержания, форму, прослушать (при наличии) полностью звучание произведения, затем

фонограмму, следя по нотам, отмечая все вступления. Работая с учеником 2 класса над

произведением «Марш» Н. Голубовской , мы столкнулись с проблемой исполнения ритма

Ритмическая техника основана на репетиционном приёме звукоизвлечения – переменные

удары на каждой ноте. При этом необходимо следить за ровностью и единством тембра

смены ударов вниз - вверх. Каждое упражнение ускорять, уменьшая амплитуду движение

медиатора при переходе от струны к струне. Ритмизированное сопровождение синтезатора

помог развить у ученика чувство метроритма, помог в освоении сложного ритма в

произведении.

На синтезаторе, а это тот же компьютер, есть возможность записи в

секвенсор аранжировки аккомпанемента и исполнение как под фонограмму.

Ансамблевое музицирование с педагогом концертмейстером, владеющим игрой на

синтезаторе – это инновационный путь к обновлению методики обучения игре на

народных инструментах.

Использование фонограмм-аккомпанементов синтезатора в процессе музыкального

обучения, особенно на начальном этапе, дает удивительные результаты – интерес

учащихся к занятиям значительно возрастает, и что важно – занятия с фонограммой

синтезатора дают ощущение игры в оркестре, ансамбле, развивая музыкальный вкус и

раскрывая творческий потенциал учащихся.

Как известно, музыка- это целостное явление, включающее в себя сочинение, исполнение

и восприятие, поэтому возникновение ассоциаций можно прогрессивно применять и в

исполнительской деятельности.

О необходимости обращения к ассоциативной сфере

мышления детей «при формировании первоначальных профессиональных навыков», на

начальном этапе обучения главным является развитие активности внутреннего слуха.

Среди новых моделей обучения наиболее полно отвечает специфике музыки проблемно-

творческий метод, который синтезировал проблемное и креативное обучение. Практика

показала, что принцип проблемности присутствует во всех видах развивающего обучения,

но при этом применение проблемного метода требует саморазвития и повышения

квалификации преподавателя. Часто материал преподноситься в готовом виде, а я хочу

обратить ваше внимание на проблемно-творческий метод, который может применяться на

самых ранних этапах при постановочных моментах обучения игре на музыкальных

инструментах. Так, например, добиваясь от ученика правильной постановки, автор часто

использует педагогические приемы, в основе которых заложены: проблемный вопрос,

задание или ситуация. Для более глубокого и осознанного понимания учеником

необходимости именно такой постановки, педагогу предпочтительнее использовать

«совместный поиск» правильной постановки с учеником. В этом случае, ученик является

своего рода «первооткрывателем», и, добившись правильного и удобного положения, не

навязанного учителем, будет стараться закрепить самостоятельно добытые знания. Одним

из элементов проблемно-творческого обучения является наглядность. Педагог на примере

собственной игры показывает ученику несколько примеров качественного

звукоизвлечения и не качественного. Выходом из сложившейся проблемной ситуации

является поиск учеником среди представленных примеров правильного.

При изучении с

учеником 1 класса Бербец Даниилом новогодней детской песенки «Ёлочка» Л. Бекмана у

нас возникла проблема отсутствия движения во фразе и некоторой неритмичности (не

дослушивалась четверть с точкой). Фразу я объяснила как равномерное движение

(трамвая, шаг человека), а половинку с точкой как остановку (трамвая). Он всё понял и

сыграл пьесу с концертмейстером с ощущением движения. Таким образом, на

первоначальном этапе ученик применяет формы мышления: сравнение, анализ,

обобщение, и, в заключении, на своем уровне мышления дает педагогу, а самое главное

себе, определенный вывод.

Часто, на первоначальном этапе, учащиеся небрежно относятся к звуку. Конечно, это еще

связано с недостаточно устойчивой постановкой и техническими трудностями, но именно

на этом этапе следует вырабатывать эстетическое понимание качественного звука и его

первого «взятия». Путем постановки перед учеником проблемно-творческой задачи,

педагог активизирует его общее и, что очень важно, слуховое внимание, мышление, со

всеми его составляющими, стимулирует творческую деятельность, так как даже первые

звуки для ученика – это творческий процесс.

При изучении белорусской народной

песни

«Савка и Гришка» акцентируем внимание ученика на грамотную фразировку и

звукоизвлечение, точность исполнения штрихов, динамические оттенки, добиваясь при

этом полной психологической свободы. Особое внимание уделяется характеру всей пьесы,

лёгкости в звуке. При закреплении учебного материала, педагог обеспечивает

возникновение положительных эмоций у ученика по отношению к учебной деятельности

и к её содержанию, а также формам и методам осуществления. Подбирает

соответствующие образные сравнения, тем самым опираясь на средства художественной

выразительности (народный быт, деревня, хорошая погода)

Еще один из способов, которым часто я использую – это запись игры на аудионоситель:

таким образом, ученик получает полную картину своего исполнения «со стороны», делает

выводы, выявляет неточности, и, при помощи педагога, находит пути решения.

В заключении хочу отметить что в наш компьютеризированный век, такое человеческое

качество, как эмпатия (сопереживание), утрачивает свою ценность, а музыка, в силу своей

специфики, может заполнить эмоциональную брешь в душах и сознании современных

детей. Необходимо добиваться того, чтобы соприкосновение с музыкой (слушание,

инструментальное исполнительство, пение и т. д.) не сводились к формальности, а у

учащихся появилось желание сопереживать, чувствовать, творчески реализовывать свои

умения и навыки.

Основная задача преподавателя - это воспитать не просто ещё одного исполнителя на

музыкальном инструменте, а самодостаточную, творчески-активную, профессионально -

оснащённую личность, музыканта с большой буквы.



В раздел образования