Автор: Харченко Ирина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ с. Богатое"
Населённый пункт: Самарская область с. Богатое
Наименование материала: статья
Тема: Инновационный подход в обучении игры на сольном инструменте.
Раздел: дополнительное образование
Инновационный подход в обучении игры на сольном инструменте.
Харченко Ирина Владимировна
преподаватель по классу домры МБУ ДО Детская музыкальная школа с. Богатое, м/р
Богатовский Самарской области
Обновление учебных планов, программ в образовательных учреждениях и резко
изменившиеся условия жизни диктуют новые требования к воспитанию, методикам,
процессу и результатам обучения. Сегодня от педагогов требует знания тенденций
инновационных изменений, интерактивных форм и методов обучения, владения
технологиями диагностирования, развитых дидактических, рефлексивных умений, умения
оценивать и анализировать свою педагогическую деятельность. Все современные методы,
направлены на развитие интеллектуально-творческой личности. Среди современных
инновационных образовательных технологий можно выделить: креативное обучение,
проблемное, личностно-ориентированное, контекстное, модульное, виртуальное и др. Все
эти модели имеют отношение к инновационному процессу в педагогике. Как следствие
перемен в нашу речь входит такой термин, как инновация, (с лат. яз. - «обновление,
новинка, изменение»), которая рассматривается как качественно новые образования в
различных областях науки, техники, а также различных сферах деятельности, либо взгляд
под другим углом на уже имеющиеся открытия. Не случайно в последние годы взгляд на
педагогику меняется, важное значение приобретает новая область знания – педагогическая
инноватика – изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения
школьников.
Применение инноваций не означает изменения традиционных методик преподавания, или
иного толкования музыкальных произведений. Оно раскрывает перед педагогом новые
возможности в информационном поле, помогает ему в организации учебного процесса и
позволяет быть востребованным в современном обществе.
В настоящее время струнные народные инструменты домра и балалайка вымирают,
современное поколение предпочитают играть на гитаре. И чтобы привить любовь к
инструментам наших предков, привлечь детей к обучению на них, мне пришлось искать
современные подходы: практиковать игру под аккомпанемент синтезатора, использовать в
работе фонограммы «минус», иллюстрировать выступления учащихся и преподавателей
сюжетными презентациями или видеороликами.
Учащиеся с огромным удовольствием исполняют произведения под аккомпанемент
синтезатор. Их интерес к классической музыке возрос. Играя под такой аккомпанемент,
юный музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это
будет стимулировать его занятия на инструменте. Игра под аккомпанемент синтезатор
доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу,
раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений.
Такой метод воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств:
ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности,
исполнительской выразительности, слуха. Синтезатор – это такой инструмент, который
помогает развиваться воображению, образному и творческому мышлению.
Приступая к работе над произведением нужно определить характер его музыкального
содержания, форму, прослушать (при наличии) полностью звучание произведения, затем
фонограмму, следя по нотам, отмечая все вступления. Работая с учеником 2 класса над
произведением «Марш» Н. Голубовской , мы столкнулись с проблемой исполнения ритма
Ритмическая техника основана на репетиционном приёме звукоизвлечения – переменные
удары на каждой ноте. При этом необходимо следить за ровностью и единством тембра
смены ударов вниз - вверх. Каждое упражнение ускорять, уменьшая амплитуду движение
медиатора при переходе от струны к струне. Ритмизированное сопровождение синтезатора
помог развить у ученика чувство метроритма, помог в освоении сложного ритма в
произведении.
На синтезаторе, а это тот же компьютер, есть возможность записи в
секвенсор аранжировки аккомпанемента и исполнение как под фонограмму.
Ансамблевое музицирование с педагогом концертмейстером, владеющим игрой на
синтезаторе – это инновационный путь к обновлению методики обучения игре на
народных инструментах.
Использование фонограмм-аккомпанементов синтезатора в процессе музыкального
обучения, особенно на начальном этапе, дает удивительные результаты – интерес
учащихся к занятиям значительно возрастает, и что важно – занятия с фонограммой
синтезатора дают ощущение игры в оркестре, ансамбле, развивая музыкальный вкус и
раскрывая творческий потенциал учащихся.
Как известно, музыка- это целостное явление, включающее в себя сочинение, исполнение
и восприятие, поэтому возникновение ассоциаций можно прогрессивно применять и в
исполнительской деятельности.
О необходимости обращения к ассоциативной сфере
мышления детей «при формировании первоначальных профессиональных навыков», на
начальном этапе обучения главным является развитие активности внутреннего слуха.
Среди новых моделей обучения наиболее полно отвечает специфике музыки проблемно-
творческий метод, который синтезировал проблемное и креативное обучение. Практика
показала, что принцип проблемности присутствует во всех видах развивающего обучения,
но при этом применение проблемного метода требует саморазвития и повышения
квалификации преподавателя. Часто материал преподноситься в готовом виде, а я хочу
обратить ваше внимание на проблемно-творческий метод, который может применяться на
самых ранних этапах при постановочных моментах обучения игре на музыкальных
инструментах. Так, например, добиваясь от ученика правильной постановки, автор часто
использует педагогические приемы, в основе которых заложены: проблемный вопрос,
задание или ситуация. Для более глубокого и осознанного понимания учеником
необходимости именно такой постановки, педагогу предпочтительнее использовать
«совместный поиск» правильной постановки с учеником. В этом случае, ученик является
своего рода «первооткрывателем», и, добившись правильного и удобного положения, не
навязанного учителем, будет стараться закрепить самостоятельно добытые знания. Одним
из элементов проблемно-творческого обучения является наглядность. Педагог на примере
собственной игры показывает ученику несколько примеров качественного
звукоизвлечения и не качественного. Выходом из сложившейся проблемной ситуации
является поиск учеником среди представленных примеров правильного.
При изучении с
учеником 1 класса Бербец Даниилом новогодней детской песенки «Ёлочка» Л. Бекмана у
нас возникла проблема отсутствия движения во фразе и некоторой неритмичности (не
дослушивалась четверть с точкой). Фразу я объяснила как равномерное движение
(трамвая, шаг человека), а половинку с точкой как остановку (трамвая). Он всё понял и
сыграл пьесу с концертмейстером с ощущением движения. Таким образом, на
первоначальном этапе ученик применяет формы мышления: сравнение, анализ,
обобщение, и, в заключении, на своем уровне мышления дает педагогу, а самое главное
себе, определенный вывод.
Часто, на первоначальном этапе, учащиеся небрежно относятся к звуку. Конечно, это еще
связано с недостаточно устойчивой постановкой и техническими трудностями, но именно
на этом этапе следует вырабатывать эстетическое понимание качественного звука и его
первого «взятия». Путем постановки перед учеником проблемно-творческой задачи,
педагог активизирует его общее и, что очень важно, слуховое внимание, мышление, со
всеми его составляющими, стимулирует творческую деятельность, так как даже первые
звуки для ученика – это творческий процесс.
При изучении белорусской народной
песни
«Савка и Гришка» акцентируем внимание ученика на грамотную фразировку и
звукоизвлечение, точность исполнения штрихов, динамические оттенки, добиваясь при
этом полной психологической свободы. Особое внимание уделяется характеру всей пьесы,
лёгкости в звуке. При закреплении учебного материала, педагог обеспечивает
возникновение положительных эмоций у ученика по отношению к учебной деятельности
и к её содержанию, а также формам и методам осуществления. Подбирает
соответствующие образные сравнения, тем самым опираясь на средства художественной
выразительности (народный быт, деревня, хорошая погода)
Еще один из способов, которым часто я использую – это запись игры на аудионоситель:
таким образом, ученик получает полную картину своего исполнения «со стороны», делает
выводы, выявляет неточности, и, при помощи педагога, находит пути решения.
В заключении хочу отметить что в наш компьютеризированный век, такое человеческое
качество, как эмпатия (сопереживание), утрачивает свою ценность, а музыка, в силу своей
специфики, может заполнить эмоциональную брешь в душах и сознании современных
детей. Необходимо добиваться того, чтобы соприкосновение с музыкой (слушание,
инструментальное исполнительство, пение и т. д.) не сводились к формальности, а у
учащихся появилось желание сопереживать, чувствовать, творчески реализовывать свои
умения и навыки.
Основная задача преподавателя - это воспитать не просто ещё одного исполнителя на
музыкальном инструменте, а самодостаточную, творчески-активную, профессионально -
оснащённую личность, музыканта с большой буквы.