Напоминание

"Особенности работы концертмейстера в скрипичном классе"


Автор: Раннева Земфира Юрьевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДО "Пикалевская детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Пикалево Бокситогорского района Ленинградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности работы концертмейстера в скрипичном классе"
Раздел: дополнительное образование





Назад





МБОУ ДО «Пикалевская детская школа искусств»

Методическая разработка

на тему

"Особенности работы

концертмейстера

в скрипичном классе



Выполнила: Раннева З.Ю.,

концертмейстер МБОУ ДО «ПДШИ»

2016г.

Введение.
Концертмейстер – пианист - аккомпаниатор, помогающий солисту или коллективу музыкантов в их основной деятельности.
Можно с уверенностью сказать, что это самая распространённая профессия среди пианистов. Концертмейстер должен быть не только хорошим педагогом, но и одновременно психологом и организатором. Участие концертмейстера является неотъемлемой частью учебного процесса струнников, народников, вокалистов, хора в школе искусств. Широко распространён ошибочный стереотип – «концертмейстер – это человек на вторых ролях». На самом деле, по поводу второстепенности данной профессии можно спорить. Зачастую роль концертмейстера сводится не только к игре по нотам, но и к разучиванию партий, созданию образа, интерпретации, контролю над качеством исполнения и т.п. Далеко не всегда концертмейстер играет «под солистом», в большинстве случаев участие в музыкальном ансамбле равноправно , а иногда концертмейстер берёт на себя функцию дирижёра. О б я з а т е л ь н ы е
требования
к профессионализму концертмейстера скрипичного класса:  наличие музыкальной одаренности;  знание основ скрипичного искусства,  понимание исполнительской специфики струнных инструментов;  владение навыками игры в ансамбле;  артистизм;  фантазия, развитые образные слуховые представления;  эрудированность в вопросах музыкальных стилей, музыкальной формы;  скорость реакции, гибкость;  дирижерское начало. Концертмейстер должен, помимо музыкальной чуткости, обладать ясным мышлением, крепкими нервами и хорошей интуицией. Умение транспонировать полезно, но не жизненно
необходимо, как в вокальном или духовом классах. Умение импровизировать и подбирать по слуху поможет разнообразить уроки первоклашек. Даже игра гамм может превратиться в удовольствие. Рассмотрим подробнее работу концертмейстера в классе скрипки. В работе концертмейстера я бы выделила
четыре основных

компонента:

1)
Работа концертмейстера с преподавателем и учеником (на уроке)
2)
Работа концертмейстера с учеником
3)
Работа концертмейстера с преподавателем
4)
Самостоятельная работа концертмейстера 1 .
Преподаватель

– ученик – концертмейстер.
Преподаватель выполняет активную функцию, ведёт урок, концертмейстер вникает в творческий замысел коллеги, параллельно выгрываясь в текст, отмечая важнейшие опорные точки композиции. Одна из важнейших составляющих начального этапа освоения произведения для концертмейстера – помочь ребёнку разучить его партию. Поэтому вначале концертмейстеру придётся совмещать подыгрывание партии с собственно партией аккомпанемента. Необходимо помнить , что скрипка – инструмент с нефиксированным интонационным строем, поэтому помощь фортепиано (по возможности хорошо настроенного) здесь очень велика. Необходимо с первых занятий создавать атмосферу взаимного доверия с учеником. На репетиции к зачету, экзамену, концерту задача концертмейстера совместно с преподавателем – отстроить звуковой баланс в том помещении, где состоится мероприятие. Преподаватель и концертмейстер совместно должны грамотно выстраивать цель каждого урока, в зависимости от возраста ребенка, степени его одаренности, накопленного опыта, необходимо
ставить заведомо выполнимые задачи, развивая учащегося планомерно, тем самым программируя на успех.
2. Концертмейстер – ученик.
Иногда концертмейстеру по ряду причин приходится оставаться с учеником или ансамблем тет-а-тет. Работа пианиста отнюдь не должна сводиться к многократному повторению произведения . Концертмейстер берёт на себя активную , педагогическую, роль в подобной ситуации. Вместе с учеником проучиваем текст , трудные места , находим общие точки соприкосновения, выстраиваем агогику, отождествляем штрихи, выверяем темпы (на более поздних этапах работы). Если это разбор, помогаем выучить партию, делая акцент на ритмическую чёткость и интонационную точность. В течение учебного года приходится работать с детьми разного возраста и уровня подготовки. С учащимися 1-2 классов прослушиваем, стучим ритм, пропеваем голосом, играем пиццикато, затем смычком. С учениками 3-5 классов, которые уже накопили достаточный слуховой опыт, можно поработать над стилистикой и осознанным созиданием художественного образа. В работе с ансамблем скрипачей концертмейстер должен учитывать возраст и разноуровневую подготовку учащихся. Концертмейстер в силу наличия своих сугубо пианистических знаний не всегда может указать учащемуся на специфические скрипичные ошибки – это работа несомненно отводится преподавателю класса. Но концертмейстер вполне в состоянии помочь ученику настроить инструмент в начале занятия, подсказать направление смычка, исправить интонационные и ритмические ошибки, подсказать мелизматику, объяснить её особенности на примере данного произведения, если потребуется, рассказать об эпохе и истории создания данного произведения, дать обзорное представление о композиторе.

Отработка сценической синхронности действий.
Ансамбль скрипачей – это единый организм. Проученная, слаженная игра ансамбля воспринимается слушателем как нечто неразделимое. Концертмейстер должен и внешне помочь этой целостности. Хорошо, хотя и не обязательно, если ансамбль (в т.ч. концертмейстер) будет одет в схожую по стилю и цвету одежду. Также очень важны выход на сцену и уход, выстроенность, одновременный поклон до и после выступления. Внешние атрибуты производят хорошее впечатление при условии качественного исполнения. Отработка совместного начала при отсутствии вступления, как показывает практика, в первые два года обучения – камень преткновения для многих детей. Концертмейстерская задача : давать ауфтакт (кивок головы, короткий вдох, жест, движение корпуса, даже мимика – здесь может работать что угодно, лишь бы ученик понимал вас в буквальном смысле с полувздоха) и научить давать ауфтакт – коротким лёгким поднятием грифа скрипки. В работе с детским коллективом ориентируемся на первую скрипку – концертмейстера ансамбля. По его знаку все одновременно поднимают инструменты , а концертмейстер кладёт руки на клавиатуру. В процессе индивидуальной работы концертмейстер с ансамблем может проучить отдельно с каждой группой их партию, подыгрывая ее на рояле отдельно или вместе с аккомпанементом. Роль концертмейстера в большом коллективе – объединяющая, дирижёрская, на пианисте лежит огромная ответственность за темп, движение, агогику, за образ и общую целостность произведения.
3. Концертмейстер – преподаватель.
Педагог с концертмейстером всегда находят время для совместной методической работы и инновационной деятельности.
Методическая работа – совместное создание рабочих программ, планирование открытых уроков. Инновационная деятельность – поиски нового, актуального репертуара, в том числе издаваемого современными композиторами, создание интересных, ярких переложений и, как следствие, ярких концертных номеров. Совместное чтение с листа найденных композиций, обсуждение и планирование предстоящей концертной деятельности обучающихся. Приветствуется совместная концертная деятельность коллег, участие в профессиональных конкурсах. Это обоюдно обогащает музыкантов, повышает их исполнительский и общекультурный уровень, учит взаимному доверию и создаёт заражающую творческую атмосферу в процессе занятий с детьми.
4. Концертмейстер.
Концертмейстер – это не солист, который может умело и без запинки исполнить сольную программу, на нём груз ответственности – начинающий музыкант, требующий повышенного внимания, помощи, мощной эмоциональной поддержки, ведения за собой. « Плохой пианист никогда не сможет стать хорошим аккомпаниатором, впрочем, и не всякий хороший пианист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьёт в себе чуткость к партнеру» (reffine). Поэтому самостоятельные занятия пианиста за инструментом, будь то проучивание концертного репертуара скрипачей, чтение с листа или работа над собственной сольной программой, чрезвычайно важны. Чтобы оставаться в форме, необходимо продолжать работать над техникой, прикосновением, искусством построения музыкальной фразы. Оставаясь один, концертмейстер ищет образ, продумывает исполнительский план, оттачивает детали, выгрывается в текст, пропевая партию солиста или партии ансамбля поочерёдно. Репертуар в скрипичном классе достаточно объёмен и разнообразен, поэтому часто концертмейстеру
приходится играть какие-то произведения только на уроке, много читать с листа. Всё это будет делаться легко и с ходу, при условии регулярных самостоятельных занятий. Хороший концертмейстер всегда совершенствует свой исполнительский уровень. Без этого попросту трудно и неинтересно работать. В чем заключается
методическая работа
концертмейстера в скрипичном классе? Это чтение специальной литературы, постоянный самоанализ, слуховой контроль, запись собственных выступлений на аудио и видеоносители, знакомство с опытом коллег – лично и при помощи Интернет-ресурсов, обобщение и распространение собственного опыта . Посещение концертов , слушание музыки в исполнении различных инструментов, вокала. Хорошо воспитывает музыкальное ухо слушание симфонического оркестра . Создание собственных аранжировок , переложений формирует интерес учащихся к музицированию, концертной деятельности, а концертмейстера стимулирует к неустанной творческой работе и желанию анализировать свою деятельность.
Этапы работы концертмейстера
над произведением:
1)
Чтение с листа. Эскизное проигрывание. При первом чтении с листа вместе с солистом или ансамблем (чаще всего первый раз пьесу ученику играет сам преподаватель) необходимо выявить и постараться передать образно-эмоциональную фабулу пьесы. Вступление (при наличии) – это характер, задаваемый солисту или ансамблю. Причём вовсе не обязательно пытаться сыграть всю фактуру до последней ноты. Что-то можно опустить, какие-то октавные удвоения, украшения, сократить количество нот в аккордах. Но обязательно сохранить ритмический рисунок и линию баса как гармоническую основу. Темп как важная составляющая часть образа желателен близкий к оригинальному или планируемому на завершающем этапе работы. Смотреть нужно на несколько тактов
вперед, мысленно проигрывая партию солиста или хотя бы ведущую партию ансамбля, обращая внимание на изменение тональности, темпа, размера, штрихи свои и солиста, динамику. Читать с листа аккомпанемент сложнее, чем читать соло. Нужно охватывать все строчки партитуры , одновременно стараясь воспроизвести необходимые штрихи и быть готовым в любой момент подыграть партию солиста или одну из партий ансамбля.
2)
Прослушивание аудиозаписи
или просмотр видеозаписи
(самостоятельно и совместно с солистомили участникамиансамбля и преподавателем
).
Прослушивание аудио или просмотр видеозаписи изучаемого музыкального материала. Важный этап, свидетельствующий о профессиональном подходе к данной музыке. Может быть осуществимо на классном часе. В XXI веке возможности Интернета велики, преподаватель или концертмейстер подбирают музыкальный материал для прослушивания, лучше, если это будут разные исполнения. Внимательно слушаем с нотами, затем обсуждаем. Концертмейстер попутно отмечает для себя варианты трактовки, создавая основу для будущей интерпретации.
3)
Репетиция с солистом(ансамблем
).
Задача концертмейстера на этапе выучивания: набраться терпения, не торопить учащегося, проучивать его партию вместе с ним, подсказывать, вместе выстраивать фразу, динамический план. Осуществлять дифференцированный (личностно-ориентированный) подход – в одном классе встречаются ученики различной степени одаренности – что-то подыгрывать, что-то нет, при необходимости адаптировать нотный текст аккомпанемента: например, для менее подвинутых учащихся в аккордовом сопровождении верхние ноты аккордов совместить с партией солиста для того, чтобы партия смело опиралась на подставленную для нее основу. Также на начальных этапах можно осуществлять равномерное ритмическое заполнение,
если в аккомпанементе длинные ноты. Разнообразие скрипичных штрихов требует различного сопровождения, основанного на подражании. Необходимо помнить, что скрипичные аккорды при исполнении делятся пополам, соответствующие аккорды пианиста должны приходиться на верхние звуки. Природа звука фортепиано и природа звука скрипки диаметрально противоположны. Рояль имеет ударное начало звука и его последующее неизбежное затухание. Сравните: скрипка имеет мягкую атаку и естественное певучее продолжение, длительную протяженность звучания. В разных регистрах звучания скрипки ей требуется разная по интенсивности и окраске поддержка. Мы всё время учимся у скрипачей их длинному звуку, великолепному legatissimo, они должны воспринять от нас точность звуковой атаки, определенность штриха. Рутинная работа , уроки , репетиции при правильно организованной последовательности действий вскоре принесут свои плоды. Произведение будет выучено и с блеском исполнено на академическом концерте, школьном вечере или конкурсе.
4)
Подготовкак концертномувыступлению. При подготовке к ответственному выступлению особенно важно находиться на одной психо-эмоциональной волне с учащимся. Общие цели (например, получение места на конкурсе) объединяют. Можно записывать свои исполнения на видео и совместно их анализировать. Большое количество совместных выступлений рождает у учащегося уверенность в своих силах, доверие к концертмейстеру, уменьшается боязнь сцены. Перед концертмейстером стоят сложнейшие художественные и эмоционально-образные задачи, но вместе с тем играть нужно так, чтобы не создавались «ножницы», чтобы не было слышно сочетания «мастер и дилетант», соизмеряя свой профессионализм со скромными
возможностями юных скрипачей , создавая общую , единую концепцию произведения. «Концертмейстер занимает особое, промежуточное, положение в ДМШ, ДШИ – это исполнитель и педагог. Невозможно нивелировать его педагогические функции. Работа концертмейстера школы, в связи с возрастными особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью» (reffine). Концертмейстер ведет за собой, обеспечивая темповую стабильность, подхват, при потерях желательно восстановить ансамбль, не останавливая движения , останавливаться и поправляться недопустимо . Концертмейстер должен быстро и умело ориентироваться в нотном тексте. Досада за промахи не должна быть отражена в жестах и мимике . Педагогическая сторона концертмейстерской работы – развитие художественного вкуса, роль в воспитании творческой индивидуальности, роль в формировании исполнительских навыков, навыка ансамблевой игры, при условии знания концертмейстером основ специфического скрипичного исполнительства, обладания педагогическим чутьём, тактичностью.
О профессиональной интуиции.
Концертмейстерская интуиция – это сложное и неоднозначное понятие. Это способность предсказывать дальнейший ход музыки (при читке с листа), предугадывать намерения учащегося-солиста, помогать выкручиваться из сложных (с потерей текста) ситуаций на сцене, ощущение совместного «кривого поля». Опытный концертмейстер всегда безошибочно знает, с какого места начнёт учащийся после остановки. Разумеется, проще работать с тем учащимся, которого знаешь не первый год. С ним создаётся единое психоэмоциональное поле. И этот термин вовсе не из области экстрасенсорики и эзотерики. Интуиция, помогающая создать из разрозненных инструменталистов единый организм исполнителя, – это результат многолетней наработки специфических знаний и
умений. Это практика читки, транспорта, подбора, импровизации, композиции, теории, гармонии. Концертмейстер должен обладать огромной выдержкой, обязан не бояться за себя и должен быть спокоен за солиста или ансамбль. А для этого необходимо знать уверенно нотный текст, партию солиста или партитуру ансамбля, т.е. в любое время быть готовым к любому повороту событий во время выступления.
Здоровьесберегающие

технологии
К сожалению, как правило, концертмейстер сидит всю смену в одном положении, с шеей, повёрнутой вправо, на солиста, ухитряясь одновременно читать нотный текст. Нет нужды пояснять, что результаты со временем негативно сказываются на здоровье. Тем не менее, эргономичное рабочее место может помочь обеспечить комфорт и , как следствие , более высокую трудоспособность. Удобство заключается в том, чтобы смотреть на солиста, не поворачивая головы. Здесь может помочь зеркало, установленное на инструменте. Некоторые концертмейстеры видят отражение ученика в полировке пианино. Большое преимущество имеют классы, в которых установлен рояль, тогда концертмейстер может смотреть вперёд, прямо на учащегося. Немаловажную роль в обеспечении комфорта играют хорошо распечатанные и удобно разрезанные и склеенные ноты, не требующие переворотов , или требующие минимального их количества. Желательно не в бликующих полиэтиленовых файлах. Стул должен быть хорошо отрегулирован по высоте. Освещение должно быть достаточно ярким для чтения мелкого нотного текста, но не слепящим. Обязательно соблюдать перемены, хотя бы каждые два урока выходить из класса, делать гимнастику. Концертмейстер в классе скрипки и скрипичного ансамбля в современных условиях – важная составляющая процесса реализации личностно-ориентированной модели обучения и системного подхода
к формированию базовых основ скрипичного исполнительства. Он играет большую роль в приобщении учащихся школы искусств к академической музыке – вплоть до профессионализации , музицированию, творческому поиску, причём, как в художественном, так и в технологическом плане.
Список использованной литературы.
1.Григорьев А.Ф. «Формирование концертмейстерского мастерства учителя музыки в системе непрерывного педагогического образования» /Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Краснодар: Ставропольский государственный педагогический институт, 2004 2.Островская Е.А. «Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство и психология» // Фундаментальные исследования. – 2009. - № 1 3. Чулаки М.И. «Струнные смычковые инструменты»


В раздел образования