Напоминание

"Цена деления шкалы", 4 класс


Автор: Солоткина Людмила Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ЦО № 23
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: методическая разработка урока математики
Тема: "Цена деления шкалы", 4 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Открытый урок по математике 4 «А» класс,

МБОУ «ЦО № 23 города Тулы.

Учитель: Солоткина Людмила Викторовна.

Тема: «Шкала. Цена деления шкалы».

Цели:

Обучающая: способствовать знакомству с основной частью измерительных приборов – шкалой;

дать понятие «цена деления»; формировать умение определять цену деления на числовом луче;

совершенствовать навык сложения и вычитания смешанных чисел при решении задач;

совершенствовать вычислительные навыки над многозначными числами.

Развивающая: способствовать развитию логического мышления, памяти, математической речи,

внимания, формировать исследовательские качества детей.

Воспитательная: способствовать формированию умения высказывать свое мнение; слушать

другого; развитию навыков общения, умение оценивать свои знания, дать детям увидеть

практическую значимость уроков математики.

Оборудование: учебник для 4 класса «Математика» Л.Г.Петерсон, презентация к уроку,

компьютер, мультимедийный экран, приборы со шкалами (часы, линейка, градусник, барометр)

листки самооценки, доска.

Ход урока.

1.

Самоопределение к деятельности.

Прозвенел для нас звонок

Начинается урок.

Гости к нам пришли сегодня ,

К ним сейчас вы повернитесь,

Улыбнитесь, подружитесь.

- Ребята, сегодня на уроке нам понадобятся: учебник, тетрадь, ручка, карандаш и линейка,

внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки и сообразительные головы. А самое главное -

бодрый дух и хорошее настроение. Готовы? Тогда начинаем. Сегодня на уроке мы будем

открывать для себя новые понятия, попробуем определить сами тему урока, будем работать в

парах, самостоятельно, решать задачи и примеры.

Запишем в тетради число и классная работа.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

а) Математический диктант.

-Вычислите устно и запишите только ответы.

Увеличьте 3/6 на 2/6;

На сколько число 2 больше, чем 2/6 ?

Найдите сумму чисел 2 и 3/6.

Выделите целую часть из дроби 20/6;

Запишите число 4 1/6$

Запишите число 5 в виде дроби со знаменателем 6.

( 5/6; 1 4/6; 2 3/6; 3 2/6; 25/6; 30/6 )

слайд 1

б) Расположите данные числа на луче:

___________________________________________________________

- Что вы замечаете?

- Какое число следующее?

- Удобно ли на этом луче обозначить 3/47? Почему?

- Какое расстояние между соседними делениями на луче?

в) слайд 2

_________________________________________________

- Лыжная трасса изображена в виде луча, на который нанесены деления и соответствующие

числа. Определите по рисунку, с какой скоростью едет лыжник. Обоснуйте свой ответ.

- Покажите точками и дугами движение лыжника – где он будет через 1 час после выхода, через 2

часа. Через сколько времени он приедет к концу трассы?

слайд 3

______________________________________________________ ___

- Какие величины характеризуют движение объекта?

- Какая взаимосвязь между ними?

- Что такое величина?

- Значения какой величины отмечены на луче?

- С помощью каких приборов измеряют скорость? Время? слайд 4

(Сообщение о первых механических часах)

Часы.

Первые механические часы с гирями построил Жербе, французский монах, ставший в 999г. папой

Сильвестром 11. постепенно их совершенствовали, и в 1300г. в Европе появились очень точные

механические часы. Особое спусковое устройство вращало стрелки.

Приборы, измеряющие скорость, могут иметь другие названия: слайд 5

Лаг — прибор, предназначенный для измерения скорости движения судна.

Указатель скорости в авиации — пилотажный контрольно-измерительный прибор,

показывающий скорость полёта относительно воздушной среды.

Локомотивный скоростемер — прибор для измерения, регистрации и сигнализации параметров

(скорость, время, расстояние и так далее) движения поезда.

- Что общего у дороги, которую мы нарисовали, со спидометром и часами?

- Деления и числа с помощью которых определяют значения величин коротко называют шкала.

Слово шкала происходит от латинского слова «СКАЛЭ», которое переводится как «лестница».

«СКЛЯРИС» - ступенчатый.

- Назовите приборы где есть шкала для измерения каких-нибудь величин. слайд 6

(Короткие доклады о термометре и тонометре, барометре).

а) Артериальное давление.

Причина движения крови – работа сердца, которая создает разность давления между

началом и концом сосудистого русла. Кровь, как и всякая жидкость, движется из области

высокого давления в область, где оно ниже. Верхнее давление имеет название - сердечное

( систолическое ), а нижнее – почечное ( диастолическое ).

Знать артериальное давление (АД) необходимо, так как оно является важным показателем

здоровья.

При повышенном давлении у человека происходит спазм (сужение) сосудов, что влечет

нарушение кровообращения, потерю сознания и инсульт. Причинами пониженного давления

могут стать переутомление, недосыпание, неправильное питание. Учеными было принято

измерять артериальное давление у человека в плечевой артерии и выражать его в миллиметрах

ртутного столба. (мм.рт.ст.)

У детей вашего возраста верхнее (сердечное ) давление считается в норме, если около 100

мм.рт.ст., а нижнее (почечное) – 70 мм.р. ст. Записывается артериальное давление в виде дроби –

100 /70 мм.рт.ст. и читается так: артериальное давление сто на семьдесят миллиметров ртутного

столба.

Для измерения артериального давления используют прибор – тонометр.

б) Термометр.

Человек является теплокровным существом. Регулирует температуру тела человека – кровь.

Нормальной для детей вашего возраста считается температура до 37 градусов. Если ниже 36

градусов, то можно зафиксировать переохлаждение организма, если же выше 37- то это сигнал к

болезненному состоянию, необходимо искать причину.

Прибором для измерения температуры тела служит – термометр (градусник). Температура

измеряется в градусах Цельсия ( С).

Термометр состоит из стеклянной трубки, шкалы от 35 С до 42 С с делениями и трубку

наполненной ртутью. Это металл способный расширяться при нагревании и сжиматься при резком

встряхивании.

в) Барометр.

В 1643 Эванджелиста Торричелли показал, что воздух имеет вес. Им был изобретён

барометр (от греч. baros — тяжесть, вес и metreo — измеряю), прибор для измерения

атмосферного давления. Торричелли провёл первый опыт по измерению атмосферного давления,

изобретя трубку Торричелли (первый ртутный барометр), — стеклянную трубку, в которой нет

воздуха. В такой трубке ртуть поднимается на высоту около 760 мм.

г) Индивидуальное задание.

- На шкале барометра некоторые цифры стерлись. Отметьте на ней точками значение

нормального атмосферного давления 760 мм рт. Столба.

слайд 7

_______________________________________________

3.

Постановка учебной задачи.

- Уточните, что вам надо было сделать?

- Почему это вызвало затруднение – ведь вы только что легко нашли на луче значение

пройденного пути?

- Часто ли в жизни приходится определять значения величин по шкале со свободными

делениями? Приведите примеры.

- Значит, чему надо научиться – поставьте перед собой цель.

- Сформулируйте тему урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).

- Что вам мешает поставить числа около каждого деления? (Не знаем, сколько единиц между

соседними делениями).

- А если узнаете, то чем это вам поможет?

- Итак, проблема в том, чтобы найти расстояние между соседними делениями шкалы. Это

расстояние называют короче ценой деления шкалы.

- Как вы предлагаете найти это расстояние? (Надо узнать сколько всего единиц соответствуют

шкале и разделить их на количество делений).

- Сосчитайте. ( 960-480=480, 480:12=40)

- Значит, цена деления нашей шкалы 40 мм рт столба – это расстояние между соседними

штрихами.

____________________________________________ слайд 7

Опорный конспект

а в

__________________________

ц.д. = (в-а):3

- Теперь найдите на шкале число 760. ( Удобно ли присчитывать или отсчитывать по 40, нет ли

другого более удобного способа).

слайд 7

________________________________________________

- Теперь отметьте на шкале число 482. (Этого сделать невозможно, так как следующее за 480

деление соответствует числу 520).

- Молодцы! Вы угадали очень важное свойство цены деления: она не только помогает определить,

каким числам соответствуют штрихи шкалы, но показывают её точность. Например, так как цена

деления нашей шкалы равна 40 мм рт ст,то мы можем точно определить лишь положение чисел

кратных 40, а остальные числа – отметить лишь приближенно.

- между какими соседними делениями находится точка 482? К какому делению ближе?

__________________________________________________ слайд 8

- Давайте зафиксируем способ определения цены деления с помощью алгорима и опорного

конспекта.

а в

__________________________

ц.д. = (в-а):3

Алгоритм

определения цены деления шкалы.

1.Найди на шкале два деления под которыми стоят числа.

2.Найди их разность.

3.Определи количество делений между ними.

4.Раздели разность на количество делений.

5.Полученное частное-цена деления шкалы.

5. Первичное закрепление.

а) учебник с 54, № 2

(Фронтальная работа с проговариванием во внешней речи)

(100-0):2=50

(15-0):3=5

(10-0):5=2

б) с 54, № 3 (а)

А (40), В (70) ….

в) Работа в парах.

С 54, № 5

- Выберите любую шкалу и определите каким числам соответствуют отмеченные на шкале

точки.

Проверка слайд 9

1. (20-14):2=3

А(20), В(23), С(32), D(41)

2. (21-15):3=2

А(19), В(23), С(27), D(35), Е(43)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

С 54, № 4

( Все дети перед уроком поделены на группы по уровню подготовки. Каждая группа имела свой

цвет: низкий уровень – синий, средний уровень – зелёный, высокий уровень – красный).

- Выберите дорогу, соответствующую цвету кружка на вашей парте, запишите недостающие

числа, продолжая закономерность и определите цену деления шкалы на луче.

Проверка слайд 10

(На 3 шкале (дороге), допущена ошибка. Цену деления этой шкалы, находили дети с более

высоким уровнем, поэтому они должны заметить ошибку на слайде).

слайд 11

- Давайте ещё раз повторим алгоритм нахождения цены деления шкалы. слайд 12

7. Итог урока, рефлексия деятельности.

- А сейчас посмотрите, на ваших листочках начерчена шкала, с делениями от 0 до 5, отметьте на

каком уровне вы находитесь после изучения темы «Шкала. Цена деления шкалы». Оцените себя.

- Я всё понял на уроке и могу объяснить товарищу. ( от 4 до 5 ) слайд 13

– Я усвоил тему, но объяснить не могу. ( от 3 до 4 )

- Эта тема для меня трудная. ( менее 3 )

- Какие новые знания вы открыли для себя на этом уроке?

- Какие новые понятия запомнили?

- Пригодятся ли эти знания вам в жизни? Где? Приведите примеры.

8.Домашнее задание. слайд 14

а) Придумать свой прибор со шкалой, его нарисовать и дать название;

б) стр.55-56, №10,13



В раздел образования