Напоминание

"Региональный компонент дошкольного образования, как одно из условий реализации ФГОС ДО"


Автор: Коннова Лилия Римовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: села Баженово, Бирского района, Республики Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Региональный компонент дошкольного образования, как одно из условий реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная

школа села Баженово муниципального района Бирский район

Республики Башкортостан

452461, Республика Башкортостан, Бирский район, село Баженово, улица 60 лет Октября, дом 8

а

Телефон: 8(34784)39160

Статья на тему:

«Региональный компонент

дошкольного образования,

как одно из условий реализации

ФГОС ДО»

Выполнила:

воспитатель Коннова Л.Р.

2020 г.

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так,

чтобы

оно

стало

прежде

всего,

познанием

человека

и

Отечества,

их

красоты и величия.

В. А. Сухомлинский.

«Образование

должно

быть

направлено

на

воспитание

уважения

к

родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным

ценностям страны, в которой ребенок проживает»

«Конвенция о правах ребенка», статья 29

В основном законе нашей страны – Конституции – сказано, что мы,

народ

Российской

Федерации,

принимаем

Конституцию

Российской

Федерации:

- чтя память предков, передавшим нам любовь и уважение к Отечеству, веру в

добро и справедливость;

- исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим

поколениями.

Современная

педагогика

исходит

из

того,

что

учет

этнорегиональной

специфики является неотъемлемым компонентом современного образования

(П.А. Апакеев, Г.Н. Волков, Е.П. Жирков, А.Б. Панькин и др.).

В 3-ей статье Федерального закона «Об образовании в Российской

Федерации»

(от

29.12.2012

273

ФЗ)

подчеркивается

необходимость

единства

образовательного

пространства

на

территории

Российской

Федерации и в то же время провозглашается важность защиты и развития

этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в

условиях многонационального государства.

В соответствии с утверждением и введением в действие с 1 января

2014г. – Федерального государственного стандарта дошкольного образования,

утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 изменяется форма

и

структура

Образовательной

программы

ДОУ.

В

соответствии

с

ФГОС

основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит

из двух частей – обязательной части и формируемый участниками. Среди

направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное

м е с т о

з а н и м а е т

р е г и о н а л ь н ы й

к о м п о н е н т .

Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана,

включающих материалы о регионе.

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой

образования

региональных

культурных

традиций

и

особенностей;

сохранение

единого

образовательного

пространства

России;

физическая

направленность

деятельности

региона;

обеспечение

прав

подрастающего

поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой

знаний о регионе. Обучение в региональном компоненте строится на

основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-

исторической среды и региональной системы образования как важнейшего

фактора развития территории.

Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и

понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного

края. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к

родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности

с окружающим миром, и желание сохранить и преумножить богатства своей

страны.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все

большее

общественное

значение,

становиться

задачей

государственной

важности.

Основополагающим

фактором

является

национально

-

региональный компонент.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое

своеобразие

местности

предопределяет

отбор

содержания

регионального

компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ

адаптироваться

к

условиям

жизни

в

ближайшем

социуме,

проникнуться

любовью к родному краю, воспитать у себя потребность в здоровом образе

жизни,

рациональном

использовании

природных

богатств,

в

охране

окружающей

среды.

Содержание

регионального

компонента

образования

призвано

способствовать

формированию

у

дошкольников

духовно-

нравственных

ориентаций,

развитию

их

творческого

потенциала,

толерантности в условиях современного мира.

Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти

ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую

ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и

культурно

насыщенную,

диалогичную,

толерантную,

обеспечивающую

становление подлинной гражданственности и патриотизма.

Образовательная

область

«Познавательное

развитие»

предполагает

формирование у дошкольников первичных представлений о малой Родине и

Отечестве, социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных

традициях.

Современные

исследования

в

качестве

основополагающего

фактора

интеграции

социальных

и

педагогических

условий

в

патриотическом

и

гражданском

воспитании

дошкольников

рассматривают

региональный

компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому,

природе, культуре малой Родины.

Культура - как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых

от

старших

поколений

к

младшим,

остается

понимаемой

всеми

людьми

независимо от принадлежности к той или иной нации или к социальной

группе.

Для эффективной реализации культурной направленности

регионального

компонента

дошкольного

образования

выявлены

и

обоснованы следующие педагогические условия:

формирование культурной направленности личности дошкольника, на

основе

обновления

содержания

регионального

компонента

дошкольного образования;

подготовка

педагогического

коллектива

к

реализации

культурной

направленности регионального компонента дошкольного образования;

создание культурно-развивающей среды ДОУ;

организация

эффективного

взаимодействия

д о ш кол ь н о го

образовательного учреждения и семьи.

При определении педагогических условий реализации культурной

направленности регионального компонента дошкольного образования учтены

следующие положения:

определение

социального

заказа

на

интеграцию

личности

в

национальную и мировую культуру,

выявление

специфики

реализации

регионального

компонента

дошкольного образования в области,

использование

принципа

культуросообразности

в

образовательном

процессе дошкольных учреждений.

Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён»,

внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из

важных задач воспитания детей является приобщение их к духовным истокам

бытия, развития интереса к своим корням.

Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение

и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового

поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное,

самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К

счастью,

детство

то

время,

когда

возможно

подлинное

искреннее

погружение в истоки национальной культуры.

Раннему приобщению к культуре родного края, духовно-нравственным

и

социокультурным

ценностям,

познанию

его

прошлого

и

настоящего

посвящена наша работа.

В соответствии с требованиями к организации образовательного

процесса в ДОУ, направленного на развитие детской личности, мы придаем

особое

значение

таким

формам

организации

жизнедеятельности

дошкольника,

как

его

самостоятельная

деятельность

(художественная,

двигательная,

речевая,

игровая,

трудовая,

исследовательская

и

др.)

и

индивидуальная работа с ним.

В совместной деятельности используем разнообразные формы работы:

занятия, беседы, игры (дидактические, подвижные, творческие), экскурсии к

памятнику; целевые прогулки, наблюдения, показ спектаклей и сказок, чтение

детской литературы, художественный труд, выставки детского творчества,

праздничные мероприятия.

Чтобы сформировать у ребенка чувство любви к Родине, необходимо

воспитывать у него эмоционально-положительные отношения к тем местам,

где

он

родился

и

живет,

развивать

умение

видеть

и

понимать

красоту

окружающей природы, поощрять желание узнавать больше об особенностях

родного края.

Для решения этих задач мы стараемся дать детям географические и

природоведческие представления о Башкортостане, об истории края, культуре

и традициях народов, населяющих его.

Знакомство детей с башкирским краем начинаем с родного села,

продумываем целевые прогулки по ознакомлению с окрестностями детского

сада, рассказываем о достопримечательностях столицы (театры, музеи, парки

и т.д.), организуем экскурсии к памятным местам.

На занятиях по развитию речи знакомим детей с народными сказками,

легендами, с произведениями башкирских писателей и поэтов, помогаем им

понять смысл пословиц и поговорок.

На занятиях художественно-эстетического цикла (рисование, лепка,

аппликация)

знакомим

детей

с

биографией

и

творчеством

башкирских

художников, рассматриваем их картины (Домашников Б.Ф. «Это всё берёзы»,

«Осень», Лутфуллин А.Ф. «Женский портрет», «Три женщины», Ситдикова

А.Х.

«Башкирский

мёд»,

«В

башкирской

избе»,

Девлеткильдеев

К.С.

«Девочка-башкирка

в

голубом»).

Используем

картины

башкирских

художников

при

ознакомлении

детей

с

материальной

культурой

(пища,

утварь, жилище, одежда), представление о которой затем закрепляются на

занятиях по ИЗО. Дети с удовольствием лепят из пластилина медведя с

бочонкам мёда, пиалу, рисуют куклу в башкирском наряде, юрту, дружную

семью. Так же дети расписывают башкирскими узорами салфетку, красивый

платок, варежки, сапожки, украшают орнаментом палас, полотенце, фартук,

платье.

На музыкальных занятиях разучиваем песни и танцы разных народов,

слушаем

башкирские

мелодии,

знакомимся

с

народными

музыкальными

инструментами (курай, кубыз, домбра), воспитываем интерес к познанию

духовной культуры башкирского народа.

На физических занятиях проводим башкирские народные игры и

подвижные игры других народов Башкортостана.

Особое значение для развития детей имеют дидактические игры. Через

дидактическую

игру

мы

знакомим

дошкольников

с

культурой,

бытом

и

национальными традициями («Угадай мелодию», «Узнай и назови театр»,

«Собери башкирскую посуду», «Узнай достопримечательности Уфы», «Что

лишнее?», «Башкирское лото» и др.).

Одними из самых любимых игр дошкольников являются подвижные

игры, в том числе народные: «Юрта», «Курай», «Медный пень», «Тимербай»

и многие другие.

Такие

башкирские

игры

как

«Бой

мешками»,

«Эстафета

всадников»,

«Сабантуй», бег в мешках, бег ложками являются неотъемлемой частью

народных праздников.

В наших группах созданы благоприятные условия для сюжетно-

ролевых игр регионального содержания. Предметно-пространственная среда

насыщена

традиционными

предметами

быта

башкир.

Оформлен

специальный уголок, имитирующий обстановку в юрте.

Имеется посуда

(пиалы,

расписные

подносы,

медовницы,

бочонок

для

меда),

куклы

в

башкирских,

татарских

и

русских

костюмах,

макеты

национальных

башкирских блюд (беляш, уч-почмак, баурсак).

Развивающая среда в большом количестве представлена сувенирной

продукцией

производственного

объединения

«Агидель»,

предметами

узорного ткачества и вышивки, фарфоровыми статуэтками.

Таким образом, использование регионального компонента как одного из

средств социализации дошкольников включает:

-

Ознакомление

с

родным

краем

через

образовательный

процесс,

вариативную

часть

образовательной

программы,

в

которую

гармонично

вписывается краеведческий материал;

-

Введение

регионального

содержания

с

учетом

принципа

постепенного

перехода от более близкого ребенку, личностно значимого (дом, семья) к

менее близкому – культурно-историческим фактам;

- Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе

родного края (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок,

аппликация, лепка, рисование, посиделки и т.д.);

- выбор методов и средств ознакомления с родным городом, повышающих

познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музеи, предметы

декоративно-прикладного искусства, музыка);

- взаимодействие с семьей на всех этапах образовательного процесса.

Воспитывая человека в нравственно-патриотическом ключе, интегрируя

все

области

и

компоненты

этой

обширной

темы,

мы

растим

не

только

будущего гражданина своей страны, но и умного, добросовестного человека,

высоконравственного и культурного.

Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения

любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. Если мы хотим,

чтобы наши дети полюбили Родину, свой поселок, свой народ, нам нужно

показать все это с привлекательной стороны.



В раздел образования