Автор: Коннова Лилия Римовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: села Баженово, Бирского района, Республики Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Региональный компонент дошкольного образования, как одно из условий реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная
школа села Баженово муниципального района Бирский район
Республики Башкортостан
452461, Республика Башкортостан, Бирский район, село Баженово, улица 60 лет Октября, дом 8
а
Телефон: 8(34784)39160
Статья на тему:
«Региональный компонент
дошкольного образования,
как одно из условий реализации
ФГОС ДО»
Выполнила:
воспитатель Коннова Л.Р.
2020 г.
Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так,
чтобы
оно
стало
прежде
всего,
познанием
человека
и
Отечества,
их
красоты и величия.
В. А. Сухомлинский.
«Образование
должно
быть
направлено
на
воспитание
уважения
к
родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным
ценностям страны, в которой ребенок проживает»
«Конвенция о правах ребенка», статья 29
В основном законе нашей страны – Конституции – сказано, что мы,
народ
Российской
Федерации,
принимаем
Конституцию
Российской
Федерации:
- чтя память предков, передавшим нам любовь и уважение к Отечеству, веру в
добро и справедливость;
- исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим
поколениями.
Современная
педагогика
исходит
из
того,
что
учет
этнорегиональной
специфики является неотъемлемым компонентом современного образования
(П.А. Апакеев, Г.Н. Волков, Е.П. Жирков, А.Б. Панькин и др.).
В 3-ей статье Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации»
(от
29.12.2012
№
273
–
ФЗ)
подчеркивается
необходимость
единства
образовательного
пространства
на
территории
Российской
Федерации и в то же время провозглашается важность защиты и развития
этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в
условиях многонационального государства.
В соответствии с утверждением и введением в действие с 1 января
2014г. – Федерального государственного стандарта дошкольного образования,
утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 изменяется форма
и
структура
Образовательной
программы
ДОУ.
В
соответствии
с
ФГОС
основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит
из двух частей – обязательной части и формируемый участниками. Среди
направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное
м е с т о
з а н и м а е т
р е г и о н а л ь н ы й
к о м п о н е н т .
Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана,
включающих материалы о регионе.
Назначение регионального компонента — защита и развитие системой
образования
региональных
культурных
традиций
и
особенностей;
сохранение
единого
образовательного
пространства
России;
физическая
направленность
деятельности
региона;
обеспечение
прав
подрастающего
поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой
знаний о регионе. Обучение в региональном компоненте строится на
основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-
исторической среды и региональной системы образования как важнейшего
фактора развития территории.
Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и
понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного
края. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к
родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности
с окружающим миром, и желание сохранить и преумножить богатства своей
страны.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все
большее
общественное
значение,
становиться
задачей
государственной
важности.
Основополагающим
фактором
является
национально
-
региональный компонент.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое
своеобразие
местности
предопределяет
отбор
содержания
регионального
компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ
адаптироваться
к
условиям
жизни
в
ближайшем
социуме,
проникнуться
любовью к родному краю, воспитать у себя потребность в здоровом образе
жизни,
рациональном
использовании
природных
богатств,
в
охране
окружающей
среды.
Содержание
регионального
компонента
образования
призвано
способствовать
формированию
у
дошкольников
духовно-
нравственных
ориентаций,
развитию
их
творческого
потенциала,
толерантности в условиях современного мира.
Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти
ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую
ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и
культурно
насыщенную,
диалогичную,
толерантную,
обеспечивающую
становление подлинной гражданственности и патриотизма.
Образовательная
область
«Познавательное
развитие»
предполагает
формирование у дошкольников первичных представлений о малой Родине и
Отечестве, социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных
традициях.
Современные
исследования
в
качестве
основополагающего
фактора
интеграции
социальных
и
педагогических
условий
в
патриотическом
и
гражданском
воспитании
дошкольников
рассматривают
региональный
компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому,
природе, культуре малой Родины.
Культура - как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых
от
старших
поколений
к
младшим,
остается
понимаемой
всеми
людьми
независимо от принадлежности к той или иной нации или к социальной
группе.
Для эффективной реализации культурной направленности
регионального
компонента
дошкольного
образования
выявлены
и
обоснованы следующие педагогические условия:
формирование культурной направленности личности дошкольника, на
основе
обновления
содержания
регионального
компонента
дошкольного образования;
подготовка
педагогического
коллектива
к
реализации
культурной
направленности регионального компонента дошкольного образования;
создание культурно-развивающей среды ДОУ;
организация
эффективного
взаимодействия
д о ш кол ь н о го
образовательного учреждения и семьи.
При определении педагогических условий реализации культурной
направленности регионального компонента дошкольного образования учтены
следующие положения:
определение
социального
заказа
на
интеграцию
личности
в
национальную и мировую культуру,
выявление
специфики
реализации
регионального
компонента
дошкольного образования в области,
использование
принципа
культуросообразности
в
образовательном
процессе дошкольных учреждений.
Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён»,
внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из
важных задач воспитания детей является приобщение их к духовным истокам
бытия, развития интереса к своим корням.
Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение
и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового
поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное,
самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К
счастью,
детство
–
то
время,
когда
возможно
подлинное
искреннее
погружение в истоки национальной культуры.
Раннему приобщению к культуре родного края, духовно-нравственным
и
социокультурным
ценностям,
познанию
его
прошлого
и
настоящего
посвящена наша работа.
В соответствии с требованиями к организации образовательного
процесса в ДОУ, направленного на развитие детской личности, мы придаем
особое
значение
таким
формам
организации
жизнедеятельности
дошкольника,
как
его
самостоятельная
деятельность
(художественная,
двигательная,
речевая,
игровая,
трудовая,
исследовательская
и
др.)
и
индивидуальная работа с ним.
В совместной деятельности используем разнообразные формы работы:
занятия, беседы, игры (дидактические, подвижные, творческие), экскурсии к
памятнику; целевые прогулки, наблюдения, показ спектаклей и сказок, чтение
детской литературы, художественный труд, выставки детского творчества,
праздничные мероприятия.
Чтобы сформировать у ребенка чувство любви к Родине, необходимо
воспитывать у него эмоционально-положительные отношения к тем местам,
где
он
родился
и
живет,
развивать
умение
видеть
и
понимать
красоту
окружающей природы, поощрять желание узнавать больше об особенностях
родного края.
Для решения этих задач мы стараемся дать детям географические и
природоведческие представления о Башкортостане, об истории края, культуре
и традициях народов, населяющих его.
Знакомство детей с башкирским краем начинаем с родного села,
продумываем целевые прогулки по ознакомлению с окрестностями детского
сада, рассказываем о достопримечательностях столицы (театры, музеи, парки
и т.д.), организуем экскурсии к памятным местам.
На занятиях по развитию речи знакомим детей с народными сказками,
легендами, с произведениями башкирских писателей и поэтов, помогаем им
понять смысл пословиц и поговорок.
На занятиях художественно-эстетического цикла (рисование, лепка,
аппликация)
знакомим
детей
с
биографией
и
творчеством
башкирских
художников, рассматриваем их картины (Домашников Б.Ф. «Это всё берёзы»,
«Осень», Лутфуллин А.Ф. «Женский портрет», «Три женщины», Ситдикова
А.Х.
«Башкирский
мёд»,
«В
башкирской
избе»,
Девлеткильдеев
К.С.
«Девочка-башкирка
в
голубом»).
Используем
картины
башкирских
художников
при
ознакомлении
детей
с
материальной
культурой
(пища,
утварь, жилище, одежда), представление о которой затем закрепляются на
занятиях по ИЗО. Дети с удовольствием лепят из пластилина медведя с
бочонкам мёда, пиалу, рисуют куклу в башкирском наряде, юрту, дружную
семью. Так же дети расписывают башкирскими узорами салфетку, красивый
платок, варежки, сапожки, украшают орнаментом палас, полотенце, фартук,
платье.
На музыкальных занятиях разучиваем песни и танцы разных народов,
слушаем
башкирские
мелодии,
знакомимся
с
народными
музыкальными
инструментами (курай, кубыз, домбра), воспитываем интерес к познанию
духовной культуры башкирского народа.
На физических занятиях проводим башкирские народные игры и
подвижные игры других народов Башкортостана.
Особое значение для развития детей имеют дидактические игры. Через
дидактическую
игру
мы
знакомим
дошкольников
с
культурой,
бытом
и
национальными традициями («Угадай мелодию», «Узнай и назови театр»,
«Собери башкирскую посуду», «Узнай достопримечательности Уфы», «Что
лишнее?», «Башкирское лото» и др.).
Одними из самых любимых игр дошкольников являются подвижные
игры, в том числе народные: «Юрта», «Курай», «Медный пень», «Тимербай»
и многие другие.
Такие
башкирские
игры
как
«Бой
мешками»,
«Эстафета
всадников»,
«Сабантуй», бег в мешках, бег ложками являются неотъемлемой частью
народных праздников.
В наших группах созданы благоприятные условия для сюжетно-
ролевых игр регионального содержания. Предметно-пространственная среда
насыщена
традиционными
предметами
быта
башкир.
Оформлен
специальный уголок, имитирующий обстановку в юрте.
Имеется посуда
(пиалы,
расписные
подносы,
медовницы,
бочонок
для
меда),
куклы
в
башкирских,
татарских
и
русских
костюмах,
макеты
национальных
башкирских блюд (беляш, уч-почмак, баурсак).
Развивающая среда в большом количестве представлена сувенирной
продукцией
производственного
объединения
«Агидель»,
предметами
узорного ткачества и вышивки, фарфоровыми статуэтками.
Таким образом, использование регионального компонента как одного из
средств социализации дошкольников включает:
-
Ознакомление
с
родным
краем
через
образовательный
процесс,
вариативную
часть
образовательной
программы,
в
которую
гармонично
вписывается краеведческий материал;
-
Введение
регионального
содержания
с
учетом
принципа
постепенного
перехода от более близкого ребенку, личностно значимого (дом, семья) к
менее близкому – культурно-историческим фактам;
- Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе
родного края (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок,
аппликация, лепка, рисование, посиделки и т.д.);
- выбор методов и средств ознакомления с родным городом, повышающих
познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музеи, предметы
декоративно-прикладного искусства, музыка);
- взаимодействие с семьей на всех этапах образовательного процесса.
Воспитывая человека в нравственно-патриотическом ключе, интегрируя
все
области
и
компоненты
этой
обширной
темы,
мы
растим
не
только
будущего гражданина своей страны, но и умного, добросовестного человека,
высоконравственного и культурного.
Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения
любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. Если мы хотим,
чтобы наши дети полюбили Родину, свой поселок, свой народ, нам нужно
показать все это с привлекательной стороны.