Автор: Клопова Ирина Михайловна
Должность: инструктор по физкультуре
Учебное заведение: МБДОУ №34 "Морячок"
Населённый пункт: г. Поронайск, Сахалинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сценарий спортивного досуга с родителями "Подвижные игры коренных народов Сахалина"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №34 «Морячок» г. Поронайска
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Октябрьская, д. 67 «В», тел. 4-21-85,
сайт:
dou34-poronaysk.
ru
, e-mail: mbdou.
v
34moryachok@mail.
ru
Сценарий спортивного досуга
с родителями
«Подвижные игры
коренных народов Сахалина»
(старшая группа)
г. Поронайск
2019 г.
Инструктор по
физкультуре
Клопова И.М.
2
Цель: ознакомление
детей
с коренными
народностями
Сахалина
и
подвижными
играми
народов
Сахалина.
Активизация
родителей
в
физкультурно-образовательной деятельности ДОУ.
Задачи:
Физическое развитие
Закреплять умение прыгать на двух ногах через предметы, бегать парами и
врассыпную, метать кольца и мешочки в горизонтальную цель, строиться в
круг
и
парами.
Способствовать
развитию
физических
качеств:
силы,
быстроты,
ловкости,
выносливости
через
использование
подвижных
игр
народов Сахалина.
Познавательное развитие
Расширять
представления
о
Сахалине.
Знакомить
детей
с
коренными
народностями Сахалина, с подвижными играми народов Сахалина.
Речевое развитие
Обогащать активный словарь: нивхи, ороки, айны, маут, нарты, оленеводы.
Социально-коммуникативное развитие
Способствовать
развитию
навыков
коллективной
деятельности,
чувства
товарищества,
взаимопомощи,
ответственности.
Развитие
чувства
солидарности, соперничества и соревнования, толерантности. Воспитание
эмоционально-положительного отношения к тем местам, где они родились и
живут, к обычаям и традициям.
Художественно-эстетическое развитие
Способствовать дальнейшему развитию умения выразительно и ритмично
двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая
эмоционально-образное содержание.
Предварительная работа: разучивание стихов о Сахалине, подвижных игр
народов
Сахалина,
флэшмоб
«У
оленя
дом
бльшой», рассматривание
альбомов
«Коренные
народы
Сахалина»,
«Праздник
коренных
народов
Сахалина в городе Поронайске», просмотр презентаций «Малые народности
Сахалинской области», «Традиции и обычаи коренных народов Сахалина»,
«Спортивные
состязания
коренных
народов
Сахалина»,
чтение
ненецкой
сказки
«Кукушка»,
рассказывание
нанайской
сказки
«Айога»,
чтение
ненецкой сказки «Белый медведь и бурый медведь».
Материалы и оборудование: презентация, аудиозаписи песен о Сахалине,
музыка народов Севера, шапочки куропаток, оленей, солнца, модели рогов,
кольца - мауты, 2 больших мяча (фитбола), 4 гимнастических палки, мешочки
по кол-ву детей, 2 обруча. 2 конуса, мяч маленький, 2 каната, поролоновые
бруски 8 штук, 2 ведерка, рыбки по кол-ву детей.
Интеграция ОО: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,
физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое
развитие.
3
Ход:
Дети заходят в зал и встают перед экраном телевизора.
Инструктор: Здравствуйте, ребята! Мы живём в суровом, богатом, красивом
северном крае, который называется? (остров Сахалин). Слайд 1 Коренные
жители нашего края очень трудолюбивый народ. Это нивхи, айны, ороки.
Слайд
2,3,4,5
Ребята,
какими
традиционными
промыслами
занимаются
северные народы? (оленеводством, рыболовством, охотой). Слайд 6,7,8
Дети садятся на стульчики.
1 ребенок:
Посреди морских глубин
Стоит остров Сахалин.
Там лес шумит, река журчит,
Зимой там много снега.
Очень много рыбы, ягод,
Много нефти и угля.
Я горжусь его природой
Этот остров для меня!
2 ребенок:
Я живу на Сахалине:
Плавал я зимой на льдине –
чтобы папа не ругал
Далеко не заплывал
Летом в речке я купался –
Папа мною восхищался
Я люблю свой дивный край,
Для меня он просто рай!
Приезжай в мой край родной –
не соскучишься со мной!
3 ребенок:
Сахалин – моя кровинка!
Сахалин – мой дом родной!
Сахалин нас учит жизни,
Хоть он вовсе не большой.
Сахалин – не знает горя!
Сахалин – не знает слез!
Сахалин – мой друг надежный,
Никогда не предает.
4
Инструктор: Перед тем, как познакомить наших родителей с играми народов
Сахалина,
выполним
веселую
разминку.
(Дети
и
родители
встают
врассыпную).
Флэшмоб «У оленя дом большой»
Инструктор: Дети народов Сахалина любят проводить состязания, играть в
подвижные
игры,
в
которых
прослеживается
труд
взрослых.
Например,
подражают оленям и пастухам.
Игра «Олени и пастухи»
Все игроки – «олени», на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога.
Двое ведущих – «пастухи» (родители) – стоят на противоположных сторонах
площадки
за
канатами.
Игроки
–
«олени»
бегают
между
канатами,
а
«пастухи» стараются попасть в них мячом.
Инструктор: Сейчас мы посоревнуемся, кто самый ловкий оленевод.
Эстафета «Ловкий оленевод»
В стороне площадки ставятся 2 модели рогов, на расстоянии 2 м проводится
линия. Оленеводы располагаются в две колонны лицом к моделям рогов.
Родители встают за детьми. В руках у оленеводов маут (кольцо). В порядке
очередности дети и родители набрасывают маут на рога оленя. Родителям
отодвигаются модели рогов на расстояние 3 м.
Инструктор: Поиграем в быстрых охотников.
Игра «Охотники и куропатки»
Дети
надевают
шапочки
куропаток.
На
одной
стороне
зала «охотник» -
родитель, на другой – «куропатки». По сигналу «куропатки полетели» дети
начинают
передвигаться,
имитируя
куропаток.
По
сигналу
«Охотник!»
родитель
- «охотник» начинает ловить «куропаток». Затем подсчитываются
пойманные «куропатки».
Назначается
другой
«охотник»
-
родитель.
Игра
повторяется.
Инструктор: Отдохните немного и отгадайте загадки.
– Кто по снегу, по траве носит лес на голове? (Олень)
– Белой стайкой мошкара
вьется, вьется до утра.
Не пищит и не кусает,
просто так вокруг летает. (Снежинки)
–
Ночная
занавеска
ночное
небо
закрывает,
а
в
тундре
от
нее
светлее
становится. (Северное сияние)
– Бегут два брата наперегонки, а обогнать друг друга не могут. (Лыжи)
Слайд 9,10,11,12
Инструктор: Народы Сахалина, состязаясь между собой в ловкости, ставят
свои нарты в ряд и прыгают через них.
5
Эстафета «Прыжки через нарты»
Дети
строятся
в
две
колонны,
родители
становятся
за
детьми.
Первые
участники
перепрыгивают
через
модели
нарт
на
двух
ногах,
затем
возвращаются, передают эстафету следующему.
Инструктор:
На
Сахалине
солнце
очень
редко
и
недолго
радует
своим
теплом. Оленеводы и охотники обращаются к солнцу в своих песнях, сказках,
играх
с
просьбой
согреть
и
подарить
много
теплых
и
солнечных
дней.
Предлагаю поиграть в игру «Хейро», что в переводе означает – солнце.
Игра «Хейро»
Дети
и
родители
становятся
в
круг,
берутся
за
руки,
идут
по
кругу
приставным шагом, руками делают взмахи вперед-назад и на каждый шаг
говорят – хейро. Взрослый – «солнце» сидит в центре круга. Все участники
разбегаются по площадке, когда солнце встает, выпрямляется, вытягивает
руки в стороны. Игроки стараются увернуться от «лучей» - рук солнца при
его
поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» игроки
возвращаются в круг.
Инструктор:
Рыбалка – прекрасно! Живо вставай!
В проруби рыбу ловить начинай!
Эстафета «Рыбаки»
Дети
и
родители
встают
в
две
колонны.
По
сигналу
дети
бегут
к
озеру (обручу) с
ведерком
в
руках, «ловят» рыбку,
кладут
ее
в
ведро,
возвращаются к команде, кладут рыбку в другой обруч и передают ведерко
следующему участнику. Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету.
Эстафета «Оленья упряжка»
Участники команд разбиваются на пары: один - ребенок надевает упряжку
(обруч),
другой
-
родитель
бежит
за
ним,
держась
за
обруч.
«Оленья
упряжка» добегает до кегли, оббегает ее, а затем игроки возвращаются назад.
Эстафету принимает другая пара.
Эстафета «Меткие стрелки»
Команды, становятся в колонны, у каждого в руке мешочек. На расстоянии 2-
3 м ставится мяч - фитбол. По команде дети и родители – «стрелки» по
очереди подходят к гимнастической палке и
начинают метать мешочек,
стараясь
попасть
в
фитбол.
Побеждает
команда,
попавшая
большее
количество раз.
Инструктор: на Сахалине бывают морозные и снежные зимы.
Игра «Льдинки, ветер и мороз»
Дети и родители встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши,
приговаривая:
6
Холодные льдинки, прозрачные льдинки.
Сверкают, звенят: «Дзинь, дзинь…».
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши
товарища. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь» до тех пор, пока не
услышат сигнал» Ветер!». Дети – льдинки разбегаются в разные стороны. На
сигнал «Мороз!» ищут свою пару.
Инструктор: Вот
так
и
проходят
игры
и
забавы
на
праздниках
народов
Сахалина. Как много оказывается интересных игр и забав есть у народов
Сахалина. Какая игра Вам понравилась больше всего?
Инструктор: На этом сегодня знакомство с подвижными играми народов
Сахалина закончилось, дорогие ребята и взрослые, мы говорим вам «До
свидания!».