Напоминание

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий и методик


Автор: Цомаева Лариса Хадзиомаровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ №7
Населённый пункт: г.Владикавказ
Наименование материала: Представление педагогического опыта
Тема: Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий и методик
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование в образовательном процессе

здоровьесберегающих технологий и методик

«Забота

о

здоровье

это

важный

труд

воспитателя.

От

жизнерадостности,

бодрости

детей

зависит

их

духовная

жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

/В.А. Сухомлинский/.

Здоровье - одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий

успешного социального и экономического развития любой страны.

Охрана

и

укрепление

здоровья

детей

одна

из

важнейших

задач

образования.

В

стенах

большинства

образовательных

учреждений

дети

получают знания, умения и навыки, но не обучаются не менее важному -

быть

здоровым.

Поэтому

уже

с

раннего

возраста

малышам

необходимо

привить

желание

творчески

работать

над

своим

физическим

развитием,

воспитывать в них бережное отношение к самому себе. Это дело не только

родителей, но и воспитателей. С полной отдачей необходимо стремиться к

достижению общей цели - сохранению здоровья наших детей. Как известно,

хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение –

улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. Охрану здоровья

детей

можно

назвать

приоритетным

направлением

деятельности

всего

общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом

усваивать

полученные

знания

и

в

будущем

способны

заниматься

производительно-полезным трудом.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Согласно

определению

Всемирной

организации

здравоохранения,

здоровье – это состояние полного физического, психического и социального

благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

«Здоровьеформирующие

образовательные

технологии»,

по

определению

Смирнова

Н.К.,

-

это

все

те

психолого-педагогические

технологии,

программы,

методы,

которые

направлены

на

воспитание

у

учащихся

культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и

укреплению,

формирование

представления

о

здоровье

как ценности,

мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие

технологии

являются

составной

частью

и

отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все,

что

относится

к

образовательному

учреждению

-

характер

обучения

и

воспитания,

уровень

педагогической

культуры

педагогов,

содержание

образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. –

и м е е т

н е п о с р е д с т в е н н о е

о т н о ш е н и е

к

п р о бл е м е

з д о р о в ь я .

Здоровьесберегающие

педагогические

технологии

должны

обеспечить

развитие

природных

способностей

личности:

его

ума,

нравственных

эстетических

чувств,

потребности

в

деятельности,

овладении

первоначальным

опытом

общения

с

людьми,

природой,

искусством.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

-

условия

обучения

(отсутствие

стресса,

адекватность

требований,

адекватность методик обучения и воспитания);

-

рациональная

организация

учебного

процесса

соответствии

с

возрастными,

половыми,

индивидуальными

о собенно стями

и

гигиеническими требованиями);

-

соответствие

учебной

и

физической

нагрузки

возрастным

возможностям;

-необходимый,

достаточный

и

рационально

организованный

двигательный режим.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

Здоровьесберегающие

технологии

в

дошкольном

образовании

-

технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного

дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения

здоровья

субъектов

педагогического

процесса

в

детском

саду:

детей,

педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном

учреждении

применительно

к

ребёнку

обеспечение

высокого

уровня

реального здоровья воспитаннику детского сада.

Существуют

разнообразные

формы

и

виды

деятельно сти,

направленные

на

сохранение

и

укрепление

здоровья

воспитанников.

Их

комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие

технологии».

Главное

назначение

таких

новых

технологий

объединить

педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение,

укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая

технология»?

Здоровьесберегающая

технология

это

целостная

система

воспитательно-оздоровительных,

коррекционных

и

профилактических

мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и

педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. В связи с этим можно

выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

- медико-профuлактические;

- физкультурно-оздоровительные;

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия

ребенка;

- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного

образования;

- просвещения родителей.

Медико-профuлактические

технологии

в

дошкольном

образовании

-

технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей

под

руководством

медицинского

персонала

ДОУ

в

соответствии

с

медицинскими

требованиями

и

нормами,

с

использованием

медицинских

средств. К ним относятся следующие технологии:

-

организация

мониторинга

здоровья

дошкольников

и

разработка

рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

-

организация

и

контроль

питания

детей

раннего

и

дошкольного

возраста, физического развития дошкольников, закаливания;

-организация профилактических мероприятий в детском саду;

-

организация

контроля

и

помощь

в

обеспечении

требований

СанПиНов;

-

о р г а н и з а ц и я

з д о р о в ь е с б е р е г а ю щ е й

с р е д ы

в

Д О У.

«Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении – это не только

и

не

столько

оздоровительные

медицинские

мероприятия,

сколько

гигиенически

рациональные,

соответствующие

возрасту

детей

учебные

нагрузки, занятия в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил. В

наши дни, проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень

актуальной

и

обсуждается

достаточно

широко.

Здоровьесберегающие

технологии

помогают

формировать

у

ребенка

стойкую

мотивацию

на

здоровый образ жизни. В результате чего реализуются два направления: -

обеспечение

здоровья

детей,

т.е.

создание

благоприятных

условий

для

жизнедеятельности

ребенка

и

устранение

факторов

риска

для

здоровья,

связанные с условиями среды и образом жизни ребенка в образовательном

учреждении; - обучение здоровью и здоровому образу жизни.

Современные

здоровьесберегающие

технологии,

используемые

в

системе

дошкольного

образования,

отражают

две

линии

оздоровительно-

развивающей

работы:

приобщение

детей

к

физической

культуре;

-

использование развивающих форм оздоровительной работы.

В образовательном процессе мной используются следующие

здоровьесберегательные технологии и методики:

1.Технологии

сохранения

и

стимулирования

здоровья:

динамические

паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической

направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика

дыхательная, гимнастика бодрящая, утренняя гимнастика, гимнастика после

сна, ортопедическая гимнастика.

2 . Технологии

обучения

здоровому

образу

жизни:

физкультурное

занятие,

проблемно-игровые

(игротреннинги

и

и г р о т е р а п и я ) ,

коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный

самомассаж).

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального

воздействия,

сказкотерапия,

технологии

воздействия

цветом,

технологии

коррекции поведения, фонетическая и логопедическая ритмика.

Таким

образом,

каждая

из

используемых

мной

технологий

имеют

оздоровительную

направленность,

а

использование

в

комплексе

здоровьесберегающая

деятельность

сформирует

у

ребенка

стойкую

мотивацию

на

здоровый

образ

жизни,

полноценное

и

неосложненное

развитие.

Я,

считаю,

что

применение

в

работе

ДОУ

здоровьесберегающих

педагогических

технологий

повысит

результативность

воспитательно-

образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные

ориентации,

направленные

на

сохранение

и

укрепление

здоровья

воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки

технологий,

в

зависимости

от

конкретных

условий

и

специализации

образовательного учреждения; если, опираясь на статистический мониторинг

здоровья

детей,

будут

внесены

необходимые

поправки

в

интенсивность

технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому

ребенку;

будут

сформированы

положительные

мотивации

у

педагогов

и

родителей детей.



В раздел образования