Автор: Цомаева Лариса Хадзиомаровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ №7
Населённый пункт: г.Владикавказ
Наименование материала: Представление педагогического опыта
Тема: Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий и методик
Раздел: дошкольное образование
Использование в образовательном процессе
здоровьесберегающих технологий и методик
«Забота
о
здоровье
—
это
важный
труд
воспитателя.
От
жизнерадостности,
бодрости
детей
зависит
их
духовная
жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
/В.А. Сухомлинский/.
Здоровье - одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий
успешного социального и экономического развития любой страны.
Охрана
и
укрепление
здоровья
детей
–
одна
из
важнейших
задач
образования.
В
стенах
большинства
образовательных
учреждений
дети
получают знания, умения и навыки, но не обучаются не менее важному -
быть
здоровым.
Поэтому
уже
с
раннего
возраста
малышам
необходимо
привить
желание
творчески
работать
над
своим
физическим
развитием,
воспитывать в них бережное отношение к самому себе. Это дело не только
родителей, но и воспитателей. С полной отдачей необходимо стремиться к
достижению общей цели - сохранению здоровья наших детей. Как известно,
хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение –
улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. Охрану здоровья
детей
можно
назвать
приоритетным
направлением
деятельности
всего
общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом
усваивать
полученные
знания
и
в
будущем
способны
заниматься
производительно-полезным трудом.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Согласно
определению
Всемирной
организации
здравоохранения,
здоровье – это состояние полного физического, психического и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
«Здоровьеформирующие
образовательные
технологии»,
по
определению
Смирнова
Н.К.,
-
это
все
те
психолого-педагогические
технологии,
программы,
методы,
которые
направлены
на
воспитание
у
учащихся
культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и
укреплению,
формирование
представления
о
здоровье
как ценности,
мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие
технологии
являются
составной
частью
и
отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все,
что
относится
к
образовательному
учреждению
-
характер
обучения
и
воспитания,
уровень
педагогической
культуры
педагогов,
содержание
образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. –
и м е е т
н е п о с р е д с т в е н н о е
о т н о ш е н и е
к
п р о бл е м е
з д о р о в ь я .
Здоровьесберегающие
педагогические
технологии
должны
обеспечить
развитие
природных
способностей
личности:
его
ума,
нравственных
эстетических
чувств,
потребности
в
деятельности,
овладении
первоначальным
опытом
общения
с
людьми,
природой,
искусством.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
-
условия
обучения
(отсутствие
стресса,
адекватность
требований,
адекватность методик обучения и воспитания);
-
рациональная
организация
учебного
процесса
(в
соответствии
с
возрастными,
половыми,
индивидуальными
о собенно стями
и
гигиеническими требованиями);
-
соответствие
учебной
и
физической
нагрузки
возрастным
возможностям;
-необходимый,
достаточный
и
рационально
организованный
двигательный режим.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Здоровьесберегающие
технологии
в
дошкольном
образовании
-
технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного
дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения
здоровья
субъектов
педагогического
процесса
в
детском
саду:
детей,
педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном
учреждении
применительно
к
ребёнку
–
обеспечение
высокого
уровня
реального здоровья воспитаннику детского сада.
Существуют
разнообразные
формы
и
виды
деятельно сти,
направленные
на
сохранение
и
укрепление
здоровья
воспитанников.
Их
комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие
технологии».
Главное
назначение
таких
новых
технологий
–
объединить
педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение,
укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая
технология»?
Здоровьесберегающая
технология
–
это
целостная
система
воспитательно-оздоровительных,
коррекционных
и
профилактических
мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и
педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. В связи с этим можно
выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:
- медико-профuлактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия
ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного
образования;
- просвещения родителей.
Медико-профuлактические
технологии
в
дошкольном
образовании
-
технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей
под
руководством
медицинского
персонала
ДОУ
в
соответствии
с
медицинскими
требованиями
и
нормами,
с
использованием
медицинских
средств. К ним относятся следующие технологии:
-
организация
мониторинга
здоровья
дошкольников
и
разработка
рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
-
организация
и
контроль
питания
детей
раннего
и
дошкольного
возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
-организация профилактических мероприятий в детском саду;
-
организация
контроля
и
помощь
в
обеспечении
требований
СанПиНов;
-
о р г а н и з а ц и я
з д о р о в ь е с б е р е г а ю щ е й
с р е д ы
в
Д О У.
«Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении – это не только
и
не
столько
оздоровительные
медицинские
мероприятия,
сколько
гигиенически
рациональные,
соответствующие
возрасту
детей
учебные
нагрузки, занятия в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил. В
наши дни, проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень
актуальной
и
обсуждается
достаточно
широко.
Здоровьесберегающие
технологии
помогают
формировать
у
ребенка
стойкую
мотивацию
на
здоровый образ жизни. В результате чего реализуются два направления: -
обеспечение
здоровья
детей,
т.е.
создание
благоприятных
условий
для
жизнедеятельности
ребенка
и
устранение
факторов
риска
для
здоровья,
связанные с условиями среды и образом жизни ребенка в образовательном
учреждении; - обучение здоровью и здоровому образу жизни.
Современные
здоровьесберегающие
технологии,
используемые
в
системе
дошкольного
образования,
отражают
две
линии
оздоровительно-
развивающей
работы:
приобщение
детей
к
физической
культуре;
-
использование развивающих форм оздоровительной работы.
В образовательном процессе мной используются следующие
здоровьесберегательные технологии и методики:
1.Технологии
сохранения
и
стимулирования
здоровья:
динамические
паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической
направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика
дыхательная, гимнастика бодрящая, утренняя гимнастика, гимнастика после
сна, ортопедическая гимнастика.
2 . Технологии
обучения
здоровому
образу
жизни:
физкультурное
занятие,
проблемно-игровые
(игротреннинги
и
и г р о т е р а п и я ) ,
коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный
самомассаж).
3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального
воздействия,
сказкотерапия,
технологии
воздействия
цветом,
технологии
коррекции поведения, фонетическая и логопедическая ритмика.
Таким
образом,
каждая
из
используемых
мной
технологий
имеют
оздоровительную
направленность,
а
использование
в
комплексе
здоровьесберегающая
деятельность
сформирует
у
ребенка
стойкую
мотивацию
на
здоровый
образ
жизни,
полноценное
и
неосложненное
развитие.
Я,
считаю,
что
применение
в
работе
ДОУ
здоровьесберегающих
педагогических
технологий
повысит
результативность
воспитательно-
образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные
ориентации,
направленные
на
сохранение
и
укрепление
здоровья
воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки
технологий,
в
зависимости
от
конкретных
условий
и
специализации
образовательного учреждения; если, опираясь на статистический мониторинг
здоровья
детей,
будут
внесены
необходимые
поправки
в
интенсивность
технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому
ребенку;
будут
сформированы
положительные
мотивации
у
педагогов
и
родителей детей.