Авторы: Мещерякова Елена Анатольевна, Елена Анатольевна Баканова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ ЦО №6
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование урока математики
Раздел: среднее образование
Проектирование урока математики.
Урок математики – сложное системное явление, которое определяется особенностями
учащихся данного класса, целями урока, его содержанием и технологией обучения. Все
эти компоненты
находятся в
очень сложных
, нелинейных связях. Но только их
целостность и единство обеспечивает три основных функции учебного процесса в целом
и урока в частности.
Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен
учащимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса,
которые
бы
не
только
соединяли
теоретические
знания
и
практические
умения
школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.
Урок
—
целостная,
логически
законченная
часть
образовательного
пространства,
ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные
элементы
учебно-воспитательного
процесса:
содержание,
средства,
методы,
организационные моменты.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора
разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно,
чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал
приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Учитель, его отношение
к
учебному
процессу,
его
творчество
и
профессионализм,
его
желание
раскрыть
способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого учебно-
воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Современный урок:
должен быть развивающим;
это хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете;
должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
на котором четко спланирована деятельность учителя и учащихся,
которые знают тему, цель, задачи урока;
учитель сам ориентирован на сотрудничество с учениками и умеет организовать
сотрудничество учеников с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует
деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
акцент на времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как
профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Учитель
Четко и точно формулирует задания.
Не дает новые знания ученикам в готовом виде.
Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим
ученикам.
Не повторяет то, что уже сказали ученики.
Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не
смогли его выполнить с первого раза.
Подбирает комплексные задания.
Каждый
урок
должен
иметь
четко
поставленную
цель,
достижение
которой
требует
решения
основных
задач
урока.
Формулировка
цели
и
задач
урока
должна
быть
лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и
каждом его этапе.
Хороший урок отличает плановость, четкость построения
Качество
урока
во
многом
зависит
от
организации
учащихся
и
мобилизации
их
внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения
цели и плана урока до сознания школьников.
Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться.
Школьников
необходимо
учить
самостоятельно
находить
нужную
информацию
в
учебнике,
учебных
пособиях,
дополнительной
литературе;
само стоятельно
перерабатывать новую информацию; учить создавать, творить, изобретать, исследовать.
Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение
необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного
движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.
Уроки
должны
убеждать
учащихся
в
ограниченности
знаний
отдельного
человека,
в
ограниченности
информации,
которую
дает
учитель
на
уроке,
и
давать
пищу
для
самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.
Каждое
занятие
должно
быть
воспитывающим.
Учение
должно
приносить
человеку
чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.
Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается
подготовленностью
учителя
и
учащихся,
наличием
дисциплины
и
психологической
готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла.
Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.
Инвариантная структура современного урока включает три основные части:
1.
Мотивационно- ориентировочная часть
Актуализация;
Мотивация (проблемная ситуация);
Постановка учебной задачи;
Планирование её решения.
2.
Операционное - познавательная часть
(открытие и формирование новых знаний и способов действий)
3.
Рефлексивно - оценочная часть
соотнесение целей и полученных результатов;
осмысление методов, приемов, теоретических положений, с помощью которых получены
эти результаты;
осознание ценностей приобретенных результатов и соответствующих им методов;
оценка собственной деятельности.
Цели обучения должны
служить
развитию личности обучающегося и ориентировать
процесс
обучения
на
деятельностный
подход,
способствовать
развитию
самого
образовательного процесса .
Цель является структурным компонентом деятельности.
Правильно определенная цель – это гарант достижения запланированного результата.
Достижение целей , связанных с личностным знанием, с эмоционально- ценностным
отношением ученика к математической деятельности, к предметному содержанию, может
быть гарантировано через включение ученика в процесс получения субъективно нового
для него знания.
Участие
ученика
в
получении
нового
знания,
овладение
им
новыми
способами
математической деятельности, его эмоциональное и волевое напряжение при этом ─ все
это в единстве обеспечивает достижение целей урока.
Цели урока могут быть представлены в
виде системы учебных задач
( в терминах
«найти», «открыть», «выявить», «исследовать», «спрогнозировать»….).
Результаты их решения (в терминах « в результате ученик
«знает», «Осознает», «
понимает», «умеет применять в знакомой ситуации» и т.д.)
Развивающие цели:
Развивающий аспект состоит из нескольких блоков:
развитие речи;
развитие мышления;
развитие сенсорной сферы;
Развитие речи учащихся предполагает
1.
Обогащение коммуникативных свойств речи;
2.
Овладение выразительными свойствами речи;
3.
Речевое развитие это показатель интеллектуального и общего развития ученика
Развитие мышления учащихся предполагает
1.
В контексте развивающего обучения ( аспекта) предполагает , что учитель
развивает умения
2.
анализировать;
3.
выделять главное;
4.
сравнивать;
5.
строить аналогии;
6.
обобщать и систематизировать;
7.
доказывать и опровергать;
8.
определять и объяснять понятия;
9.
определять и разрешать проблему;
10. выдвигать гипотезы. Определять задачи, решение которых должно привести к
подтверждению или опровержению гипотезы.
Развитие сенсорной сферы
1.
это развитие глазомера;
2.
ориентировки в пространстве и во времени;
3.
точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
Воспитывающий аспект цели (воспитательная линия урока охватывает ряд отношений )
Отношения (взаимодействия) в системе «Другие люди»;
Отношение к себе - «Я»;осознание своей учебной деятельности как социально-
значимой
Отношения взаимодействия в системе «Общество и коллектив»
Отношения в системе «Труд»;
Отношения в системе «Родина»
Познавательные ( когнитивные ) цели обучения
Знание; (запоминание и воспроизведение)
Понимание; (преобразование материала из одной формы выражения в другую,
объяснение, краткое изложение материала, предположение о дальнейшем ходе
событий, о возможных результатах)
Применение; ( умение использовать изученный материал, правила. Методы,
принципы, законы, теории, в новых условиях, новых ситуациях.
Анализ; ( умения разбить изучаемый материал на составные части, выделить его
структуру, взаимосвязи между отдельными элементами, основные принципы
организации целого)
Синтез;
Оценка.
В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.
Согласно требованиям к современному уроку деятельность учителя по целеполаганию
соответствует следующему:
направленность цели на ожидаемый и диагностический результат обучения;
представление задач урока как системы действий ученика по достижению цели;
реальность выполнения поставленной цели в течение урока;
соответствие цели урока возможностям, способностям, потребностям учащихся.