Напоминание

"Приемы и методы развития технических навыков в классе фортепиано" (на примере подготовки к техническому зачету)"


Автор: Раннева Земфира Юрьевна
Должность: преподаватель и концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДО "Пикалевская детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Пикалево Бокситогорского района Ленинградской области
Наименование материала: план-конспект открытого урока фортепиано
Тема: "Приемы и методы развития технических навыков в классе фортепиано" (на примере подготовки к техническому зачету)"
Раздел: дополнительное образование





Назад





МБОУ ДО «Пикалевская детская школа искусств»

План-конспект открытого урока

«Приемы и методы развития технических навыков

в классе фортепиано»

(на примере подготовки к техническому зачету)»
по учебному предмету «Специальность» ДПОП «Фортепиано» в области музыкального искусства с обучающейся 3 класса фортепианного отделения Васильевой Анастасией
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
: Раннева Земфира Юрьевна
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

:
11 октября 2016 года


ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

:
14-00 - 14-40
НАПРАВЛЕНИЕ
: художественно-эстетическое, личностно-ориентированное
ПРЕДМЕТ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
: «Специальность» (фортепиано )
МЕСТО УЧЕБНОГО УРОКА В СИСЕМЕ ЗАНЯТИЙ:


12 урок I четверти согласно разделу 3 класса

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано»


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ:


ученица овладевает знаниями, умениями и навыками на музыкальном материале, соответствующим ее возрасту, музыкальным способностям и требованиям 3 классу образовательной программы.
ФОРМА УРОКА:
индивидуальная, направленная на закрепление и получение определенных знаний, умений и технических навыков
ТИП УРОКА:


комбинированный, так как поставленные задачи перед ученицей решены с помощью разнообразных видов деятельности.
ТЕМА УРОКА
: «Приемы и методы развития технических навыков в классе фортепиано» (на примере подготовки к техническому зачету)»
ЦЕЛЬ УРОКА:
«Знакомство и овладение приемами и методами развития технических навыков, помогающих преодолеть технические трудности в исполнении и создание ситуации успеха в подготовке к техническому зачету»
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УРОКА:


Образовательные:
 освоение «Гаммовый комплекс»  освоение приёмов и методов работы над преодолением технических трудностей  освоение приёмов правильного звукоизвлечения;  исполнение упражнений, гамм и этюда различными штрихами и ритмическими рисунками, динамическими оттенками  разбор музыкальной формы этюда
Воспитательные:
 воспитание внимания и слухового самоконтроля.  воспитание правильной фразировки, выразительной интонации  воспитание осознанного отношения к исполнению музыкального произведения  воспитание настойчивости, усидчивости, кропотливой работы в достижении конечного результата.
Развивающие:
 Развитие чувства ритма и гармонического слуха  Развитие памяти  Развитие и активизация творческого отношения учащегося в работе над освоением технических навыков  Развитие навыков художественного исполнения
Ожидаемый результат:
обучающая должна  знать приемы и методы, помогающими преодолеть трудности в техническом исполнении и уметь применять их в самостоятельной работе  знать кварто-квинтовый круг диезных мажорных и минорных тональностей согласно требованиям 3 класса  знать музыкальные термины: штрихи, динамические оттенки и темпы исполнения
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УРОКА:
 Доступность  Внимательное отношение к личности ребенка
 Предоставление возможности инициативности, самовыражения и самореализации
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ УРОКА:
 Словесный (объяснение, беседа)  Наглядный (карточки)  Практический  Творческий  Игровой
ДИДАКТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:
 Класс для проведения урока  Рояль  Ноутбук  Наглядный материал: цветные карточки диезных гамм «кварто- квинтового круга», динамические оттенки и темповые обозначения  Словарь музыкальных терминов
МУЗЫКАЛЬНЫЙ (нотный ) МАТЕРИАЛ
 Упражнения Шарля Ганона № 1-10 ( по выбору )  Гаммовый комплекс (гаммы G - dur, e - moll, арпеджио, аккорды);  Карл Черни - ред Г.Гермера, Этюд №18 C-dur
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА (СТРУКТУРА УРОКА):

1.Организационный момент.
(3 минуты)  Вступительная беседа. Сообщение темы и плана урока.  Представление ученицы
2.Основная часть
(30 минут)  Проверка домашнего задания - исполнение упражнений Ш. Ганона  Использование ритмических рисунков для активизации пальцев и артикуляционной четкости исполнения мелкой техники  Игра «Всезнайка» (проверка знаний музыкальной терминологии для технического зачета)  Исполнение гамм G–dur и e-moll  Применение декламационного метода для устранения неровностей звукового и темпового звучания  Физкультминутка
 Анализ музыкального произведения К. Черни – Г. Гермер «Этюд» 3.
Повторение и закрепление пройденного материала
на примере «Этюда» (5 минут)  Работа над преодолением технических трудностей и достижением выразительности исполнения пьесы в целом.
3.Заключение
. (2 минуты)  Подведение итога урока  Информация о домашнем задании
Ход урока.

1.

Организационный момент
Преподаватель: Добрый день, Настенька! Ученица: Здравствуйте! Преподаватель: Сегодня у нас в гостях – преподаватели школы искусств г. Пикалево и музыкальной школы п. Ефимовский. Ты уже принимала участие в районных конкурсах, и тебя помнят как музыкально-одаренную и способную ученицу. И прежде чем начать урок, я хочу попросить тебя быть сегодня очень внимательной, сообразительной и активной. (Ученица садится за инструмент).
2.

Вводная беседа.
Преподаватель: Через несколько уроков на техническом зачете тебе предстоит продемонстрировать все свои знания, умения и технические навыки. Это будет первый технический зачет для тебя, но готовиться мы к нему начали еще в 1 классе. Что такое технический зачет? Ученица: Это как концертное выступление, только в классе. Преподаватель: Мы говорили с тобой на предыдущих уроках, что технический зачет (технический минимум) в 1 полугодии включает в себя исполнение гаммового комплекса, этюда на мелкую технику и знание музыкальной терминологии (кварто-квинтового круга и динамических оттенков). Что означает термин «гаммовый комплекс»? Из чего он состоит? Ученица: Это разные виды технических формул: гаммы, трезвучия и арпеджио. Преподаватель : Совершенно верно. И эти компоненты требуют постоянной тренировки, как у спортсменов. Как ты думаешь, надо ли музыканту для развития техники прибегать к специальным упражнениям? Ученица: Да. Упражнения – это зарядка для моих пальцев.
Преподаватель: Правильно. Упражнения способствуют выработке гибкости, подвижности, выразительности и чуткости пианистического аппарата. О необходимости ежедневных упражнений говорил и замечательный педагог- пианист К. Игумнов. «Многие люди делают утреннюю зарядку перед тем, как идти на работу. Такую же зарядку должны делать наши пальцы, перед тем, как начать заниматься…» Тогда начинаем зарядку! Ученица: А можно выбрать упражнения как на прошлых уроках? Преподаватель: Конечно. На столе разложены карточки с номерами упражнений Ш.Ганона с № 1 по № 10. Ученица выбирает 3 карточки с № 1, 4 и 8 и исполняет их двумя руками в среднем темпе. Преподаватель: Какое упражнение для тебя оказалось самым трудным для исполнения? И почему? Ученица: (думает и анализирует) № 8. Я его играю всего 3 урок. Пальцы еще не привыкли к этой формуле. Путаются. Преподаватель: Давай мы его попробуем сыграть другим ритмическим рисунком с - пунктирным ритмом в медленном темпе. Это нужно для того, чтобы твои пальцы активизировались. Ученица успешно исполняет упражнения №1 и 4. В № 8 сбивается, во время игры исправляет неточности. Преподаватель: Не расстраивайся . Давай попробуем отработать упражнение в этом же ритме отдельно каждой рукой. Не забывай следить за постановкой пальцев (не прогибай нижние фаланги и делать опорные точки – акценты с остановкой на 1 долю из 2-х звуков ( Ученица старается и исполняет упражнение более успешно.) Преподаватель : Молодец! Я предлагаю еще несколько способов тренировки пальцев. Они помогут добиться независимости, силы и равномерного развития пальцев. Для этого нужно добиться независимости каждого пальца. Играем упражнение разными штрихами, применяя различные приемы артикуляции сначала каждой рукой отдельно. Попробуй сыграть сначала:  вверх - стаккато, вниз – нон легато (ученица с интересом исполняет поставленную перед ней задачу) Преподаватель: а теперь – наоборот:  вверх - нон легато, вниз – стаккато Преподаватель:
 вверх - стаккато, вниз – легато  вверх - легато, вниз – стаккато и еще:  вверх - нон легато, вниз – легато  вверх - легато, вниз – но легато  Преподаватель: Преподаватель: а теперь попробуй двумя руками одновременно.  правая рука - стаккато, левая – легато  правая рука - легато, левая – стаккато Ученица успешно справляется с поставленной задачей. Преподаватель: Наши пальчики разогрелись. Эти способы ты можешь применять в домашних занятиях, но отрабатывать эти навыки самостоятельности пальцев нужно ежедневно и каждый вид играть – не менее 10 раз, контролируя качественное звуковое исполнение. Только тогда, твои пальцы будут ловкими, умелыми (как фокусники) и помогут тебе справиться с исполнением гаммового комплекса на техническом зачете. А теперь, давай вспомним, над чем мы работали в гаммах на прошлом уроке? Ученица: Над переносом руки в позиционных переходах через 1 палец без толчков . А дома в арпеджио я выучила правильную аппликатуру. Преподаватель : Умница! А теперь, пожалуйста, попробуй исполнить весь гаммовый комплекс, как ты будешь исполнять на зачете. Ученица исполняет гаммы G-dur и e-moll в 2 октавы в неторопливом темпе согласно требованиям класса:  мажорную гамму двумя руками в прямом и в расходящемся движении  минорную гамму (3 вида - натуральный, гармонический и мелодический) в прямом и в расходящемся движении  трезвучия с обращениями – отдельно каждой рукой,  и короткие арпеджио – отдельно каждой рукой,  хроматическую гамму – двумя руками. Преподаватель: Ты довольна своим исполнением? Ученица: Не очень. Я все время делаю остановки в гаммах. Преподаватель : А мне понравилось твое исполнение. Это было намного лучше и увереннее, чем на прошлом уроке.
Анализируем исполнение вместе с ученицей:
В трезвучиях сегодня прозвучали все три голоса, т.е. 5 пальцы были высокие и держали весь аккорд.
Короткое арпеджио является символом мелодической волны. Поэтому при игре арпеджио необходимо продолжать следить за единством мелодической линии. Для этого надо сделать крепче замах первым пальцем, тогда 1 доля на счет «раз» прозвучит ярче. Хроматическую гамму на прошлых уроках мы группировали по 6 звуков с опорой на 1 и 7 звуки. Сегодня мы попробуем увеличить количество звуков до 12. Ученица : Я все время делаю остановки в гаммах и у меня дома не получается сыграть без ошибок. Преподаватель : Сейчас мы исправим это. И в этом поможет тебе уже знакомая скороговорка. Попробуем сыграть гамму четко проговаривая каждый слог. «Ехал Грека через реку, Видит Грека – в реке рак. (восходящее движение) Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку – цап!» (нисходящее движение) Ученица исполняет гаммы в медленном темпе с остановкой на тонику, вслух проговаривая скороговорку. Исполнение звучит без остановок. Преподаватель: А давай попробуем проговорить эту скороговорку в более быстром темпе! (проговариваем вместе). А теперь попробуем сыграть гамму в таком же темпе. Ученица успешно справляется с исполнением гаммы в подвижном темпе. Преподаватель : Точно также можно проучить и хроматическую гамму. На том уроке для группировки 6 нот мы придумали слова; Я иг-ра-ю гам-му. Сегодня мы должны придумать слова для 12 нот. Вместе с ученицей придумываем вторую часть предложения - си-дя в этом клас-се и выбираем главное слово в предложении (« Я») Ученица играет хроматическую гамму , группируя по 12 звуков и не забывает делать пальцевые акценты на 1 долю , выделяя слово -
Я!
Ученица : Мне понравилось играть со скороговоркой! А можно сыграть еще быстрее? Преподаватель : Конечно, можно. Но для этого необходимо в гаммах достичь ровности и четкости звуковой линии сначала в медленном темпе (а именно: добиться хорошего контакта каждого пальца с клавишей, ощутить пульс: четкий переход одного звука в другой через одинаковый промежуток времени; не задерживать пальцы на клавишах («не оставлять хвосты»). Контролировать положение запястья, чтоб оно «не ныряло». И только потом можно постепенно
увеличивать темп. Для этого нужно постоянно контролировать свое исполнение и не позволять себе играть «неряшливо». Преподаватель : А теперь мы сделаем физкультминутку и поиграем в твою любимую игру «Всезнайка». Делаем упражнения для раскрепощения Мы с тобой знакомы со всеми мажорными и минорными гаммами и умеем их сыграть на инструменте. Сегодня мы продемонстрируем знание кварто-квинтового круга. На столе разложены карточки. На каждой из них написано количество диезов. Твоя задача - найти карточки мажорной и минорной гаммам, в которых будет именно такое количество знаков. Будь внимательна! (Настя выбирает карточки и быстро находит к ним соответствующие гаммы) Преподаватель: Молодец! А что такое темп? Ученица: Это скорость исполнения. Преподаватель: А какие ты знаешь темпы? Ученица: Быстрые, медленные, умеренные. Преподаватель: Я предлагаю тебе выбрать 3 карточки и объяснить значение темпа (Настя выбирает 3 карточки – Andante, Vivo, Moderato. Читает название темпа на итальянском языке и переводит на русский ) Преподаватель: Отлично! Переходим к исполнению Этюда, в котором ты должна продемонстрировать все свои исполнительские умения и технические навыки, то есть сыграть этюд как на концерте. Преподаватель: Расскажи нам, кто написал этюд? Ученица : Карл Черни - австрийский пианист и композитор. Один был один из лучших учеников Л. Бетховена. Написал много этюдов и упражнений. Преподаватель: Правильно. В этюдах К. Черни применял все технические формулы из гаммовых комплексов. Вместе делаем анализ произведения, определяем :
Лад
– мажорный (тональность До-мажор) – характер веселый, радостный;
Темп -
allegro (скоро, радостно).
Форма – одночастная, с
остоит
из
2-х периодов.
Тональный план
– До мажор (T–S –T) – временное отклонение в соль – мажор (через доминанту), наличие секвенционных мотивов и возвращение в до мажор (T-S-T-D-T)

Наличие

штрихов
– легато чередуется с цепким стаккато, которое исполняется активным кончиками пальцев при свободной кисти (прием правильного звукоизвлечения. Преподаватель: Мы уже говорили с тобой, что техническое исполнение этюда должно быть не только механическим, но и ярко-музыкальным и художественно-образным. Совместно с ученицей делаем динамический анализ, определяем фразы, вершины, тональные переходы, кульминацию произведения:
Оттенки -
закрепление правильной фразировки (начало (вопрос), вершина, окончание (ответ)), умелое распределение крещендо к вершинам (от тихого пиано до яркого форте).
Паузы
– дослушиваем, это дыхание между фразами;
Кульминация –
приходится на длинные фразы завершающие каждый период. Ученица исполняет Этюд. Вместе анализируем положительные и отрицательные моменты исполнения. Находим пути преодоления технических сложностей. Работаем над художественным исполнением этюда: интонацией, фразировкой, качеством звука, динамикой; работа над мелодией, звуковой ровностью , акцентами , определением кульминационных моментов, над аккомпанементом : звуковым балансом между пассажами (мелодией) и аккордами (сопровождением). Завершающим этапом работы над этюдом стало приближение к заданному темпу Allegro Ученица исполнила этюд с большим удовольствием и ответственностью.
Подведение итогов:
Преподаватель: Молодец, Настя. Ты отлично справилась со всеми поставленными задачами. Вместе формулируем задачи для самостоятельной домашней работы.


В раздел образования