Автор: Юркина Ирина Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №208
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Кукольный театр - средство эмоционального развития ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
«Кукольный театр – средство эмоционального развития ребёнка»
Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ детей дошкольного
возраста. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой.
Кукольный театр доставляет детям большое удовлетворение и приносит
много радости. Однако нельзя его рассматривать только как развлечение: его
воспитательное значение намного шире.
Дошкольный
возраст
–
это
период,
когда
у
ребёнка
начинают
формироваться вкусы, интересы. Увиденное в театре расширяет кругозор
детей, а главное происходит изменение в эмоциональной сфере ребёнка.
В нашем детском саду ребята старшей и подготовительной группы
готовят несложные спектакли и сценки, этюды под руководством взрослых и
показывают их детям младш
их групп.
Работа с куклой позволяет:
Развивать и совершенствовать мелкую моторику руки и координацию
движений;
Нести ответственность за управление куклой;
Проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения,
которые в обычной жизни по каким-либо причинам человек не может
или не позволяет себе проявить;
Развивает фантазию и образное мышление, т.е. развивает все психические
процессы.
Задачи:
1.
развивать интерес к театрально-игровой деятельности.
2.
развивать и закреплять представление детей о различных видах
кукольных театров, уметь различать их и называть.
3.
учить правилам кукловождения.
4.
знакомить детей со средствами речевой выразительности.
5.
развивать эмоциональную сферу у детей.
6.
побуждать
детей
придумывать
истории
собственного
или
коллективного сочинения, используя импровизации на заданный текст, для
создания образа персонажа кукольного спектакля.
7.
побуждать
детей
придумывать
истории
собственного
и
коллективного
сочинения,
используя
марионеток
и
кукол
с
«живой рукой».
С элементами театра и видами театров начинаем знакомить с 1 младшей
группы. Используем на занятии настольную ширму и, читая детям потешку,
управляем куклами «театра рукавичек», «театра ложек», куклами на гапите,
используем пальчиковый театр:
«Мышка, мышка, что не спишь?» - р.н. потешка, «Цыплята» - по песне А.
Филиппенко и др.
В первой младшей группе, когда вносим куклу Машу, знакомим с
ней детей, читаем потешку, управляя куклой.
(Маша пришла не одна, она привела с собой друзей). Педагог вносит
комплект
народных
игрушек,
о
каждой
и
читает
потешку,
управляя
ею.
(петух, заяц, собака)
Во второй младшей группе начинаем знакомить детей с настольным
театром, обучаем детей приёмам управления настольными куклами.
В
средней
группе
знакомим
с
театральной
ширмой
высотой
75
сантиметров
и
куклами
на
гапите.
На
занятии
учим
небольшие
этюды,
используя пальчиковый театр, театр игрушек, театр ложек.
В старшей группе дети овладевают приёмами управления куклами би-
ба-бо, картонный настольный театр, «театр ложек».
В подготовительной группе знакомим с куклами театра марионеток и
обучаем
приёмам
работы
кукол
с
«живой
рукой».
А
также
желательно
познакомить с куклами системы «люди-куклы»
Знакомство со спектаклем начинается со знакомства детей с текстом,
беседы по содержанию и по отдельным средствам выразительности. Затем
идёт
проговаривание
отдельных
фрагментов.
Когда
текст
будет
хорошо
усвоен, перехожу к кукловождению.
Чтобы
раскрепостить
стеснительных,
неуверенных,
неавторитетных
детей я строю свою работу по трём этапам:
1 этап – театрализованная деятельность за ширмой. За ширмой у детей
снимается напряжение, речь становится выразительнее, они раскрепощаются.
Цель: вывести детей на второй этап.
2
этап
– настольный театр. Ребёнка видно, но всё же он манипулирует
куклой.
3 этап – драматизация, театр с «живой рукой» и творчество (креотивность)
Я
включаю
сценки
или
небольшие
шутки-малютки
в
сценарии
утренников
и
развлечений,
а
дети
подготовительной
группы
показывают
младшим детям в день развлечения кукольные спектакли, сценки.
Я хочу видеть своих детей, умеющих владеть своими эмоциями в
различных жизненных ситуациях, с отчётливой, эмоциональной, образной,
красивой речью. Не робких и застенчевых, а свободных!