Напоминание

"Работа концертмейстера в классе фольклорного пения"


Автор: Босов Иван Александрович
Должность: преподаватель по классу баян
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: Г. Октябрьский, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: "Работа концертмейстера в классе фольклорного пения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств № 1» городского округа

город Октябрьский Республика Башкортостан

Методическая разработка открытого урока

«Работа концертмейстера в классе фольклорного пения»

концертмейстера МБУ ДО «Детская школа искусств

№ 1»

г. о. г. Октябрьский РБ Босова Ивана Александровича

2019 г.

План урока

1.

Введение

2.

Основная часть

3.

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Работа

концертмейстера-баяниста

детского

фольклорного

ансамбля

специфична.

Аккомпанемент

это

часть

музыкального

произведения

и

является

сложным

комплексом

выразительных

средств.

Эта

сложная

организация представляет собой смысловое единство, требующее особого

художе ственно-исполнительского

решения.

В

нем

содерж и т ся

выразительность

гармонической

опоры,

ее

ритмической

пульсации,

мелодических

образований,

регистра,

тембра

и

т.д.

Поэтому

работа

концертмейстера-баяниста требует артистизма, разносторонних музыкальных

и

исполнительских

умений,

владения

ансамблевой

техникой

исполнения,

знания основ вокального искусства и конечно же отличного музыкального

слуха,

специальных

навыков

по

импровизации

и

аранжировке

на

баяне.

Также надо помнить о том, что фольклорный ансамбль и концертмейстер

являются

членами

единого,

целостного

музыкального

организма.

Это

вокальный

ансамбль-дуэт,

в

котором

баяну

принадлежит

огромная

роль,

далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и

ритмической поддержки партнера.

1.

Особенности подбора аккомпанемента народной песни.

Аккомпанемент

на

баяне

отличается

от

аккомпанемента

на

других

музыкальных инструментах. По природе звукоизвлечения баян имеет свои

особенности. Нужно добавлять больше звуков, вариаций, создавать иллюзию

других музыкальных инструментов посредством различных приемов игры на

инструменте.

При подборе аккомпанемента в детском фольклорном ансамбле

используется

возрастное

разделение

и

год

обучения

учащихся.

Самым

маленьким

участникам

ансамбля

(6-8

лет)

развитый

вариационный

аккомпанемент не подходит Он будет скорее мешать сосредоточиться юным

исполнителям, отвлекать от их исполнения песни в общем, а также от точного

и чистого проведения мелодии. Для аккомпанемента подойдет одноголосное

или двухголосное (в терцию) воспроизведения мелодии на баяне в унисон с

исполнителем.

Второй

и

третий

год

обучения

(9-11

лет)

уже

позволяют

опираться на использование интервальной фактуры проведения основной

мелодии (терция, секста, квинта), аккордового сопровождения, а также можно

использовать вариационный аккомпанемент. В старших группах ансамбля

нормой исполнения является двух и трехголосие в вокальной партии песен.

Здесь

можно

использовать

все

виды

фактуры

аккомпанемента.

Аккомпанемент

нельзя

чрезмерно

насыщать

пассажами,

различными

созвучиями. Такая фактура аккомпанемента будет отвлекать и исполнителей,

и слушателей от самой мелодии песни. Иногда может происходить наложение

на главную тему. В таком случае можно сменить регистр исполнения, либо

использовать иную динамическую филировку звука, либо упростить фактуру

аккомпанемента.

Проявить свой профессионализм и мастерство как исполнитель

концертмейстер может в инструментальном выступлении к песне. Буквально

за несколько тактов вступления концертмейстер должен создать конкретный

художественный образ, настроение песни, нужный эмоциональный настрой

участников ансамбля, а также подготовить их к точному, нужному темпу и

динамике

исполняемой

песни.

Очень

часто

так

случается,

что

дети

в

исполнении песни именно под баян после выступления начинают петь в

более медленном темпе, чем было задано концертмейстером. Это происходит

из-за того, что они своим слуховым восприятием не всегда понимают баянное

вступление

в

отличии,

например,

от

вступления

фортепианного.

В

этот

момент на первых словах песни концертмейстеру важно удержать их в темпе,

в

котором

он

сыграл

вступление.

Здесь

можно

более

акцентированно

исполнить несколько тактов начала песни.

2.

Работа над ансамблевым звучанием фольклорного ансамбля и

баяниста.

Достижению ансамблевого единства способствует визуальный контакт между

баянистом

и

ансамблем.

Здесь

концертмейстер

может

воздействовать

на

ансамбль взглядом, мимикой, движением головы и корпуса. Например, при

необходимости вместе начать исполнение песни, необходимо показать едва

заметным, но чётким движением головы, и точно в том темпе, в котором

будет звучать песня. Такой же прием может быть использован в момент

завершения, при необходимости одновременного снятия последнего звука

или аккорда. Визуальный контакт между баянистом и ансамблем должен

быть налажен на протяжении всего исполнения песни и выступления на

сцене.

Таким образом, концертмейстер должен владеть целым комплексом

средств выражения: свободное владение инструментом, координация темпа,

метроритма,

динамики,

артикуляции,

тембров.

Исходным

ориентиром

в

выборе

исполнительских

приемов

всегда

должно

быть

эмоционально-

образное содержание песни.

3.

Смена меха, фразировка, баянный звук и его возможности.

Концертмейстер баянист должен умело владеть сменой направления меха.

Необходимо

помнить,

что

музыкальная

мысль

во

время

смены

меха

не

должна

прерываться.

Лучше

всего

произвести

смену

меха

в

момент

синтаксической цезуры. Однако не всегда удается сменить мех в наиболее

удобные

моменты.

В

аккомпанементе

песням

с

«цепным»

дыханием

у

солистов приходится менять мех даже на тянущемся звуке. В таких случаях

необходимо дослушать ноту до конца и затем сменить мех. Мех менять

нужно быстро, без цезуры. Динамика после смены меха должна остаться

логичной по развитию музыки; лучше всего менять мех перед сильной долей,

тогда смена будет не такой заметной.

Для определения фразировки концертмейстеру необходимо знать,

слышать и слушать текст в сочетании с мелодией. Каждую фразу нельзя

мыслить обособленно. Исполнение данной конкретной фразы зависит от

предыдущего

и

последующего

музыкального

материала.

А

также

от

характера всей песни в целом. В музыкальной фразе есть опорный мотив или

звук,

знаки

препинания.

Отдельные

звуки

объединяются

в

интонации

и

мотивы. В каждой песне есть кульминация. Стремление к ней предполагает

движение,

некий

процесс.

Если

говорить

о

кульминации

применимо

к

фольклорному

коллективу,

имеется

в

виду

смысловая

вершины

фразы,

предложения вокальной партии.

Основная часть

1.

Панков Глеб 1 класс, прибаутка «Ой – ди – ди – ли»

2.

Давыдов Никита 2 класс, шуточная «Ехал дедушка Егор»

3.

Деветерикова Вероника 7 класс, Ливенские страдания «Истомушка»

4.

Фольклорный ансамбль «Реченька» 3 – 5 класс, частушки «Здорово у

ворот Егорова»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа концертмейстера в школе искусств заключает в себе и чисто

творческую (художественную), и педагогическую деятельность.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от

баяниста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-

исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ

певческого

искусства,

особенностей

игры

на

различных

инструментах,

а

также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по

чтению

и

транспонированию

различных

партитур,

по

импровизационной

аранжировке на баяне. Деятельность концертмейстера требует от баяниста

применения

многосторонних

знаний

и

умений

по

курсам

гармонии,

сольфеджио,

полифонии,

истории

музыки,

анализа

музыкальных

произведений,

вокальной

и

хоровой

литературы,

педагогики

в

их

взаимосвязях.

Для педагога по вокалу концертмейстер – правая рука и первый

помощник,

музыкальный

единомышленник.

Для

солиста

(вокалиста)

концертмейстер – наперсник его творческих дел; он помощник, и друг, и

наставник, и тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не

каждый концертмейстер – оно завоевывается авторитетом солидных знаний,

постоянной

творческой

собранностью,

ответственностью

в

достижении

нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в

собственном музыкальном совершенствовании.

Полная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает

наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как

большой

объем

внимания

и

памяти,

высокая

работоспособность,

мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и

воля, педагогический такт и чуткость.

Специфика работы концертмейстера в детской школе искусств требует

от

него

особого

универсализма,

мобильности,

умения

в

случае

необходимости

переключиться

на

работу

с

учащимися

различных

специальностей.

Концертмейстер

должен

питать

особую,

бескорыстную

любовь к своей специальности, которая (за редким случаем) не приносит

внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он часто

остается в «тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.

Современный баянист – это эрудированный, образованный музыкант,

воспитанный

на

лучших

традициях

отечественной

и

зарубежной

музыкальной культуры.

Использованная литература.

1.

Имханицкий М., Мищенко А. Дуэт баянистов. Вопросы теории и

практики. Выпуск 1. Москва. Издательство РАМ им. Гнесиных, 2001

г.

2.

Келдыш Г., гл. редактор. Музыкальный энциклопедический словарь.

Москва, «Знание», 1984 г.

3.

Липс Ф. Искусство игры на баяне. Москва, «Музыка» 1985 г.

4.

Новожилов В., Петров В. Информационный бюллетень «Народник».

Москва, «Музыка». №2 (22), 1998 г., №1 (25), 1999 г., №2 (30), 2000 г.

5.

Интернет-ресурсы.



В раздел образования