Напоминание

Особенности социализации детей с синдромом Дауна в инклюзивном классе


Авторы: Жанна Михайловна Левина, Светлана Юрьевна Бусова
Должность: учитель начальных классов,
Учебное заведение: МОУ СШ № 54
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности социализации детей с синдромом Дауна в инклюзивном классе
Раздел: начальное образование





Назад




Авторы: С.Ю. Бусова, Ж.М. Левина

«Особенности социализации детей с синдромом Дауна в инклюзивном

классе»

Право детей с синдромом Дауна, как и других ребят с ограниченными возможностями, на

максимальную социальную адаптацию, то есть на посещение обычных детского сада и школы, в

России закреплены законодательно

.

Согласно Конвенции о правах ребенка, Постановлением ВС

СССР от 13 июня 1990 г. №1559-1, "дети-инвалиды с отклонениями в умственном развитии, в

том числе дети с синдромом Дауна, дети с множественными психофизическими нарушениями,

имеют право на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной

интеграции в системе общего или специального (коррекционного) образования".

Для

успешной

социализации

ребенок

с

синдромом

Дауна

должен

посещать

обычную

государственную школу. Интеграция в обычную школу даст ему возможность учиться жить и

действовать так, как это принято в окружающем его мире. Глинская Серафима обучается в

инклюзивном классе с первого года обучения.

Педагоги школы уверены, что находясь среди типично развитых сверстников, особый

ребенок

получает

примеры

нормального,

соответствующего

возрасту

поведения.

Посещая

школу

и

детский

сад

по

месту

жительства,

эти

дети

имеют

возможность

развивать

взаимоотношения с детьми, живущими по соседству. Посещение обычной школы является

ключевым шагом к интеграции в жизнь местного общества и общества в целом. В школе

выстроена система коррекционной работы с детьми ОВЗ.

Цель

коррекционной

работы

с

детьми

с

синдромом

Дауна

их

социальная

адаптация,

приспособление к жизни и возможная интеграция в общество

Основными задачами, стоящими перед школой, являются:

прочное

усвоение

знаний

и

опыта

разнообразной

деятельности

и

поведения,

возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;

существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта

деятельности и поведения;

обеспечение

условий

для

общекультурного

и

личностного

развития

на

основе

формирования

базовых

учебных

действий

и

прежде

всего

жизненной

компетенции,

составляющей основу социальной успешности.

Приобщение

к

миру,

находящемуся

вне

стен

дома

или

школы,

может

дать

много

новых

волнующих переживаний, которые тоже являются источником новых знаний и опыта.

Для того, чтобы жить в обществе, дети с синдромом Дауна должны достичь определённой

степени понимания жизни общества. Они должны знать, как вести себя за пределами дома и

как взаимодействовать с людьми, где бы это ни происходило. Если в первом полугодии первого

класса,

Серафиме

следовать

правилам

принятым

в

школе,

соблюдать

принципы

классно-

урочной

системы,

выстраивать

адекватное

общение

с

одноклассниками

помогал

учитель,

тьютор и сами дети, то сейчас девочка спокойно выдерживает рамки урока, по просьбе учителя

выходит к доске, поднимает руку, если надо выйти. Серафима стала более уверена в себе, в

своих силах.

По мере взросления ребёнка с синдромом Дауна усиливается его стремление приобрести

уверенность в себе.

Однако, существуют определенные проблемы в обучении и воспитании ребенка с синдромом

Дауна:

Учеба

Учиться

бывает

тяжело

из-за

особенностей

психики,

но

дети

все

трудности

переносят

с

обычной

улыбкой

на

лице. Низкий

уровень

развития

мелкой

моторики

может

сильно

осложнить ситуацию. Писать, рисовать, играть, заниматься обычными делами будет тяжело.

Также трудности с концентрацией внимания часто усложняют обучение. Проблемой может

стать

небольшой

объем

кратковременной

памяти.

Приходится

учиться

в

несколько

раз

усерднее, чтобы не отставать от остальных.

Проходит время –Серафима учится учиться. С поддержкой учителя, родителей и класса она

постигает даже сложные предметы. Как ни странно, таких детей привлекает математика. У

«солнечного» ребенка хорошая мотивация, сосредоточенность на предмете. Решить задачу —

вот его цель. Точные науки нравятся детям, ведь в них все закономерно, ничего не нужно

выдумывать.

Главная особенность работы с детьми с этим синдромом в том, что нужно несколько раз

повторять информацию. Они не могут понять всё сразу, как обычные дети

Но

когда

дети

с

синдромом

Дауна

запоминают

эту

последовательность,

они

помнят

ее

всегда и, в отличие от обычных сверстников, ее не меняют. Но для этих детей важно, чтобы всё

было именно так, как их научили, и никак по-другому.

Тьюторское сопровождение

Ребёнок с ОВЗ попадая в среду детей с обычными возможностями, находится в ситуации,

требующей от ребёнка гораздо большего напряжения и усилий, чем от любого другого ребенка.

То, что обычным детям даётся легко или с небольшим усилием, ребёнку с ограниченными

возможностями может даваться крайне тяжело. Учитывая всё это важно определить через что

идёт у ребёнка понимание учебного материала. У Серафимы это визуальное представление.

Если это не учитывать, то все учение сойдёт на нет. Также важно помнить и о скорости

восприятия.

У

нашей

подопечной

скорость

восприятия

низкая,

поэтому

требуется

частое

повторение

материала

при

разнообразных

формах

подачи.

Например:

для

запоминания

начертаний прописных букв «эль», «эм», « и» потребовалась неделя. Все успехи, неудачи и,

даже их малейшие изменения, тьютор фиксирует в дневнике наблюдений. Благодаря этому

легко проследить динамику развития ребёнка. У Серафимы плохо развит речевой аппарат, что

привело к трудностям в обучении чтению. Однако, это не мешает ей активно общаться с

одноклассниками

и

взрослыми.

Дети

охотно

принимают

Симу

в

свои

игры,

радуются

её

успехам и огорчаются неудачам, поддерживают и сопереживают. Всё это, позволяет Серафиме,

чувствовать себя полноценным членом детского коллектива

Психологические аспекты социальной адаптации

Психологическое сопровождение осуществляет педагог-психолог.

С данным ребенком в 1-м

классе

была

реализована

программа

по

направлению

развития

соблюдения

общественных

правил и норм поведения методом сказкотерапии через

проигрывание

сказок и рисунков

ребенка к ним. Результатом занятий явилось развитие у ребенка умения соблюдать правила

нахождения в коллективе и во время учебного занятия с помощью внешних ограничителей,

тьютора,

классного

руководителя,

одноклассников.

Во

2

классе

ребенок

созрел

для

коррекционно-развивающей

работы

по

эмоционально-волевой

регуляции.

Данная

работа

проводится

по

преобразованной

программе

Т.Д.

Зинкевич_Евстигенневой,

Т.

Грабенко

«Волшебная страна внутри нас». На данный момент ребенок стремится уже самостоятельно

регулировать свою умственную и поведенческую деятельность.

За период обучения Серафимы у нее улучшились следующие умения:

осуществился выход ребенка из зоны комфорт, переход от игровой деятельности к

учебной;

умение соблюдать правила на уроке и в обществе;

умение поддерживать и строить активный диалог;

умение воспринимать окружающих и строить, сними какие-либо взаимоотношения;

увеличилась произвольность ребенка.

результативность любой деятельности у данного ребенка.

Обучение в инклюзивном классе очень важно для социализации детей-инвалидов, уверена мама

Серафимы. Ольга Глинская: «Совместное обучение помогает объединить общество, помогает

совместно проводить время детям здоровым, и с ограниченными возможностями, помогает

лучше увидеть наших детей и понять, что они такие же как и все, чтобы наше общество

объединилось, чтобы именно дети с ОДЗ выходили за рамки домов, за рамки интернатов и

были в социуме»

Список литературы

1.

И.В. Карпенкова Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями

развития. М.: АНО «Наш солнечный мир», 2017. – 116 с.

2.

С.И. Конокова, С.Ю. Танцюра Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях

инклюзии: метод. рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.



В раздел образования