Авторы: Жанна Михайловна Левина, Светлана Юрьевна Бусова
Должность: учитель начальных классов,
Учебное заведение: МОУ СШ № 54
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности социализации детей с синдромом Дауна в инклюзивном классе
Раздел: начальное образование
Авторы: С.Ю. Бусова, Ж.М. Левина
«Особенности социализации детей с синдромом Дауна в инклюзивном
классе»
Право детей с синдромом Дауна, как и других ребят с ограниченными возможностями, на
максимальную социальную адаптацию, то есть на посещение обычных детского сада и школы, в
России закреплены законодательно
.
Согласно Конвенции о правах ребенка, Постановлением ВС
СССР от 13 июня 1990 г. №1559-1, "дети-инвалиды с отклонениями в умственном развитии, в
том числе дети с синдромом Дауна, дети с множественными психофизическими нарушениями,
имеют право на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной
интеграции в системе общего или специального (коррекционного) образования".
Для
успешной
социализации
ребенок
с
синдромом
Дауна
должен
посещать
обычную
государственную школу. Интеграция в обычную школу даст ему возможность учиться жить и
действовать так, как это принято в окружающем его мире. Глинская Серафима обучается в
инклюзивном классе с первого года обучения.
Педагоги школы уверены, что находясь среди типично развитых сверстников, особый
ребенок
получает
примеры
нормального,
соответствующего
возрасту
поведения.
Посещая
школу
и
детский
сад
по
месту
жительства,
эти
дети
имеют
возможность
развивать
взаимоотношения с детьми, живущими по соседству. Посещение обычной школы является
ключевым шагом к интеграции в жизнь местного общества и общества в целом. В школе
выстроена система коррекционной работы с детьми ОВЗ.
Цель
коррекционной
работы
с
детьми
с
синдромом
Дауна
–
их
социальная
адаптация,
приспособление к жизни и возможная интеграция в общество
Основными задачами, стоящими перед школой, являются:
прочное
усвоение
знаний
и
опыта
разнообразной
деятельности
и
поведения,
возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
обеспечение
условий
для
общекультурного
и
личностного
развития
на
основе
формирования
базовых
учебных
действий
и
прежде
всего
жизненной
компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
Приобщение
к
миру,
находящемуся
вне
стен
дома
или
школы,
может
дать
много
новых
волнующих переживаний, которые тоже являются источником новых знаний и опыта.
Для того, чтобы жить в обществе, дети с синдромом Дауна должны достичь определённой
степени понимания жизни общества. Они должны знать, как вести себя за пределами дома и
как взаимодействовать с людьми, где бы это ни происходило. Если в первом полугодии первого
класса,
Серафиме
следовать
правилам
принятым
в
школе,
соблюдать
принципы
классно-
урочной
системы,
выстраивать
адекватное
общение
с
одноклассниками
помогал
учитель,
тьютор и сами дети, то сейчас девочка спокойно выдерживает рамки урока, по просьбе учителя
выходит к доске, поднимает руку, если надо выйти. Серафима стала более уверена в себе, в
своих силах.
По мере взросления ребёнка с синдромом Дауна усиливается его стремление приобрести
уверенность в себе.
Однако, существуют определенные проблемы в обучении и воспитании ребенка с синдромом
Дауна:
Учеба
Учиться
бывает
тяжело
из-за
особенностей
психики,
но
дети
все
трудности
переносят
с
обычной
улыбкой
на
лице. Низкий
уровень
развития
мелкой
моторики
может
сильно
осложнить ситуацию. Писать, рисовать, играть, заниматься обычными делами будет тяжело.
Также трудности с концентрацией внимания часто усложняют обучение. Проблемой может
стать
небольшой
объем
кратковременной
памяти.
Приходится
учиться
в
несколько
раз
усерднее, чтобы не отставать от остальных.
Проходит время –Серафима учится учиться. С поддержкой учителя, родителей и класса она
постигает даже сложные предметы. Как ни странно, таких детей привлекает математика. У
«солнечного» ребенка хорошая мотивация, сосредоточенность на предмете. Решить задачу —
вот его цель. Точные науки нравятся детям, ведь в них все закономерно, ничего не нужно
выдумывать.
Главная особенность работы с детьми с этим синдромом в том, что нужно несколько раз
повторять информацию. Они не могут понять всё сразу, как обычные дети
Но
когда
дети
с
синдромом
Дауна
запоминают
эту
последовательность,
они
помнят
ее
всегда и, в отличие от обычных сверстников, ее не меняют. Но для этих детей важно, чтобы всё
было именно так, как их научили, и никак по-другому.
Тьюторское сопровождение
Ребёнок с ОВЗ попадая в среду детей с обычными возможностями, находится в ситуации,
требующей от ребёнка гораздо большего напряжения и усилий, чем от любого другого ребенка.
То, что обычным детям даётся легко или с небольшим усилием, ребёнку с ограниченными
возможностями может даваться крайне тяжело. Учитывая всё это важно определить через что
идёт у ребёнка понимание учебного материала. У Серафимы это визуальное представление.
Если это не учитывать, то все учение сойдёт на нет. Также важно помнить и о скорости
восприятия.
У
нашей
подопечной
скорость
восприятия
низкая,
поэтому
требуется
частое
повторение
материала
при
разнообразных
формах
подачи.
Например:
для
запоминания
начертаний прописных букв «эль», «эм», « и» потребовалась неделя. Все успехи, неудачи и,
даже их малейшие изменения, тьютор фиксирует в дневнике наблюдений. Благодаря этому
легко проследить динамику развития ребёнка. У Серафимы плохо развит речевой аппарат, что
привело к трудностям в обучении чтению. Однако, это не мешает ей активно общаться с
одноклассниками
и
взрослыми.
Дети
охотно
принимают
Симу
в
свои
игры,
радуются
её
успехам и огорчаются неудачам, поддерживают и сопереживают. Всё это, позволяет Серафиме,
чувствовать себя полноценным членом детского коллектива
Психологические аспекты социальной адаптации
Психологическое сопровождение осуществляет педагог-психолог.
С данным ребенком в 1-м
классе
была
реализована
программа
по
направлению
развития
соблюдения
общественных
правил и норм поведения методом сказкотерапии через
проигрывание
сказок и рисунков
ребенка к ним. Результатом занятий явилось развитие у ребенка умения соблюдать правила
нахождения в коллективе и во время учебного занятия с помощью внешних ограничителей,
тьютора,
классного
руководителя,
одноклассников.
Во
2
классе
ребенок
созрел
для
коррекционно-развивающей
работы
по
эмоционально-волевой
регуляции.
Данная
работа
проводится
по
преобразованной
программе
Т.Д.
Зинкевич_Евстигенневой,
Т.
Грабенко
«Волшебная страна внутри нас». На данный момент ребенок стремится уже самостоятельно
регулировать свою умственную и поведенческую деятельность.
За период обучения Серафимы у нее улучшились следующие умения:
осуществился выход ребенка из зоны комфорт, переход от игровой деятельности к
учебной;
умение соблюдать правила на уроке и в обществе;
умение поддерживать и строить активный диалог;
умение воспринимать окружающих и строить, сними какие-либо взаимоотношения;
увеличилась произвольность ребенка.
результативность любой деятельности у данного ребенка.
Обучение в инклюзивном классе очень важно для социализации детей-инвалидов, уверена мама
Серафимы. Ольга Глинская: «Совместное обучение помогает объединить общество, помогает
совместно проводить время детям здоровым, и с ограниченными возможностями, помогает
лучше увидеть наших детей и понять, что они такие же как и все, чтобы наше общество
объединилось, чтобы именно дети с ОДЗ выходили за рамки домов, за рамки интернатов и
были в социуме»
Список литературы
1.
И.В. Карпенкова Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями
развития. М.: АНО «Наш солнечный мир», 2017. – 116 с.
2.
С.И. Конокова, С.Ю. Танцюра Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях
инклюзии: метод. рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.