Напоминание

"Международный день бабушек и дедушек"


Авторы: Карпова Елена Викторовна, Салеева Наталья Морфансовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №5 "Звездочка"
Населённый пункт: п.Власиха Московская область
Наименование материала: проект для дошкольников
Тема: "Международный день бабушек и дедушек"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Информационная карта проекта

«Международный день бабушек и дедушек»

Актуальность.

Пожилой человек, это вовсе не старый,

Это значит, он пожил, мудрость обрёл.

Просто может быть так..., немного усталый,

Ведь всегда за собой молодёжь вперёд вёл.

От души он делился опытом, знаньем,

Помогал нам советом, примером своим.

Так примите от нас «спасибо» с признаньем,

За ваш труд бескорыстный на благо страны!

Этот день отмечает, не только Россия.

В этот день славим всех, пожилых, мы людей,

И желаем вам старости только счастливой!

Быть здоровыми, полными новых идей!

"Можно ли сказать, что старость делает нас неспособными к делам? К

каким именно? К тем, которые свойственны юношеству и требуют силы. Но

разве не существует ничего, к чему был бы способен старик, что можно было

бы делать при здравом уме и ослабленном теле?"

(Цицерон Марк Туллий)

Пока мы молоды, мысль о старости кажется нам такой далекой и даже

невозможной. Нам кажется, что мы будем всегда молоды, но…Жизнь

быстротечна, годы проходят быстро, и в какой - то момент человек начинает

понимать, что он пополняет ряды бабушек и дедушек.

Для человека здорового, бодрого, полного сил, старость - понятие

относительное. И в преклонном возрасте можно принести много пользы

обществу и себе, если жить полнокровно. И не слушайте тех, кто говорит, что

если вам за …, то время упущено. Избежать старости нельзя, но и

поддаваться, не сопротивляясь, не стоит. Человек в силах отодвинуть ее на

один другой десяток лет. Одни ощущают старость в 40 - 50 лет, другие и в 80

чувствуют себя молодыми. Все зависит только от нас самих. Учиться

рациональному образу жизни не поздно в любом возрастном периоде.

День пожилого человека - это добрый и светлый праздник, в который мы

окружаем особым вниманием наших родителей, бабушек и дедушек. Этот

праздник очень важен сегодня, т. к. он позволяет привлечь внимание к

многочисленным проблемам пожилых людей, существующим в современном

обществе. Мы должны помнить о потребностях пожилых людей, а также

проблеме демографического старения общества в целом.

Согласно данным мировой статистики, наше общество неизбежно стареет.

Так, в 2002 году на десять человек приходился один шестидесятилетний, а к

2050 году это соотношение будет составлять уже один на пятерых.

Ожидается, что треть населения мира к 2150 году будут составлять люди

старше шестидесяти лет.

Нужно отметить, что изначально проблемы старения населения были

актуальны исключительно в развитых странах. Но в настоящее время они

волнуют и правительства развивающихся стран.

В этот день в центре внимания должны находиться проблемы пожилых

людей: интересы одиноких пенсионеров, пожилых инвалидов и

малообеспеченных пожилых граждан нашей страны. Традиционно большое

внимание уделяется вопросам оказания им медицинской, материальной и

социально-бытовой помощи.

Цель проведения Дня пожилых людей - привлечение внимания

общественности к проблемам людей пожилого возраста, к проблеме

демографического старения общества в целом, а также к возможности

улучшения качества жизни людей преклонного возраста.

Возраст: 6 -7 лет.

Цель: Формирование уважительного отношения к людям преклонного

возраста.

Задачи:

Воспитание любви, уважения, сочувствия, сопереживания к близким

людям (бабушкам, дедушкам, тётям, дядям и т. д.);

Развитие коммуникативных навыков общения, связанной речи, умение

анализировать, устанавливать родственные связи, творческих

способностей;

Знакомство с историей возникновения праздника, углубление знаний о

своей родословной, ориентировка в пространстве (справа, слева).

Тип проекта: практика - ориентированный.

Реализуемые мероприятия.

НОД и ОД:

Тематические занятия

(интегрированные: П. , К. , Х т-во, Т.)

История праздника «День пожилых людей»

«Моя дружная семья» (картина «Семья», рассказы о семье)

«Бабушка (дедушка) - мой лучший друг» - ИЗО д-ть.

«Моя родословная»

ОД ситуативные разговоры:

Как мы вместе отдыхали?

Как вы помогаете близким? (Игра «Хорошо - плохо»)

Игры - путешествия: «В деревню к бабушке»

Просмотр диафильмов и мультфильмов:

Репка - р. н. с.

Колобок - р. н. с.

Как у бабушки козёл - р. н. с.

Самое дорогое - р. н. с.

Курочка ряба - р. н. с.

Было у бабушки сорок внучат - А. Барто.

Морозко - р. н. с.

Бабушка Метелица - р. н. с.

Дед Мазай и зайцы - Н. Некрасов.

Встречайте бабушку - А. Курляндский.

Чтение художественной литературы:

Чтение сказок «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить» Л.

Зиминой и «Бабушкины руки» из кн. «В гости к празднику».

«Волшебное слово» В. Осеевой.

«Дедуля» Т. Боковой.

«Бабушкины руки» Льва Квитко;

«Бабушка» Агния Барто)

«Бабушкин халат» Михаил Садовский

«Дедушка» Е. Дюк

«Моя бабуленька» Ольга Чусовитина

«Вместе с бабушкой» Наталья Майданик

«Мой дедуля» А. Чурбанова

«Моя бабушка» Наталья Майданик)

«Моя бабушка» Р. Рождественский

«Очень бабушку люблю!» Тамара Маршалова

Минутки поэзии (собственного сочинения).

Игры:

«Похвали бабушку, дедушку»

«Скажи наоборот»

«Назови ласково»

«Нравственная дилемма»

Игры соревнования.

Педагогические игровые ситуации:

«Бабушкины (дедушкины) помощники»

«Бабушка (дедушка) заболела»

СД

Сюжетно - ролевая игра «Семья».

П/и «Во что играли наши бабушки и дедушки»

Изготовление сувениров - подарков.

Работа с родителями:

Сбор фотографий, материала по теме.

Конкурс рисунков «Моя любимая бабушка. Дедушка».

Фотовыставка «Моя дружная семья», «Традиции моей семьи».

Родительский день.

Итоговое мероприятие: Праздник «Любимым бабушкам и дедушкам

посвящается», стенгазета «Наши бабушки и дедушки»

Ожидаемый результат: Формируется чувства сопереживания, дети статут

добрее, возникнут добрые чувства к людям преклонного возраста, углубят

знания о своей родословной.

Приложение

Стихи о бабушке и дедушке

Бабушка

Елена Григорьева

У мамы- работа,

У папы - работа.

У них для меня

остается суббота.

А бабушка дома-всегда.

Она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит:

"Да ты не спеши!

Ну, что там стряслось у тебя, расскажи?"

Я говорю, а бабушка

не перебивает.

По крупинкам гречку

сидит перебирает...

Нам хорошо вот так, вдвоем

и Дом без бабушки- не дом.

Про бабушку

Вот, если я бабушкой буду,

Клянусь, никогда не забуду,

Что внучке, а может быть, внуку

Давать каждый день на обед:

Насыплю я в правую руку,

Насыплю я в левую руку,

И просто насыплю на блюдо,

Горой разноцветной, конфет!

Вот, если я бабушкой буду,

Клянусь, никогда не забуду,

Что внучку, а может быть, внука

Не стоит за двойки ругать.

А просто, развеивать скуку,

Отправлю к веселому другу

И дам посмотреть телевизор,

Подольше пущу погулять.

Но бабушка, явно, забыла,

Что в детстве конфеты любила.

И, видно, одни лишь пятерки

Носила из школы она.

И к ней не ходила подружка,

И ей не шептала на ушко,

Что двоечник дедушка Коля

Заждался ее у окна.

Наша бабушка

Кто рассказывает сказки?

Наша бабушка.

Кто нам дарит много ласки?

Наша бабушка.

Кто разводит огород,

Кто оладушки печёт,

Кто нам песенки поёт?

Наша бабушка.

Я скажу спасибо ей,

Доброй бабушке моей,

Я скажу спасибо ей,

Доброй бабушке моей.

Кто отводит в детский сад?

Наша бабушка.

Кто всегда нам очень рад?

Наша бабушка.

Кто конфеты нам дает,

Варит кашу и компот,

Кто всегда и все поймет?

Наша бабушка!

Я скажу спасибо ей,

Доброй бабушке моей,

Я скажу спасибо ей,

Доброй бабушке моей.

(И. Яворовская)

Частушки

У меня на сарафане

Петушки да петушки

В целом мире нету краше

Моей милой бабушки!

У моей у бабушки

Новый фартук яркий.

Принимай, бабулечка,

К празднику подарки!

Я весь день страдать готов

Без твоих без пирогов.

До того я настрадался,

Один нос большой остался.

Говорю я бабушке:

«Шибко вечером не пой!

Как услышу голос твой,

Сей же час бегу домой!»

Ой, да, бабушка моя,

Ой, да боевая:

Столько знает анекдотов,

Сколько я не знаю!

А моя бабулечка

Самая затейница.

Если засмеётся -

Ярче солнце светится.

Я-то в бабушку пошла,

Весела да удала:

Я своим курносым носом

Два десятка извела!

Я на бабушку похожа,

Я - неугомонная.

А моя бабулечка

Самая весёлая!

Ты бабуля не болей!

Не ходи в аптеку.

Лучше чаще забегай

к нам на дискотеку.

Ты бабуля не кручинься,

И не надо горевать.

Годы – это не причина,

Чтобы слезы проливать.

А веселья захотите,

Надоест вам горевать

Вы к внучатам заходите,

Будем вместе танцевать.

.

Про дедушку

Дедушка очень у нас деловой:

Ходит по дому, забыл про покой.

Бабушке он помогает весь день,

Делать ему это вовсе не лень.

То постоянно очки он теряет,

То разобьет что-то он, то сломает,

Вечно спешит, а устанет от дел,

Сядет с газетой — уже захрапел.

Для дедули

Мой дедушка любимый,

Ты в жизни мои кумир

Таким же буду умным,

Прочту тьму книг до дыр!

Когда же стану старше

И вырасту большой,

Наверно, стану важный

И бизнесмен крутой!

Быть на тебя похожим

Хочу и всех любить!

Для внуков своих тоже

Хочу кумиром быть!

Бабушка-энциклопедия

У бабули — внук и внучка —

ПОЧЕМУК и ПОЧЕМУЧКА.

Целый день свои вопросы

Задает народ курносый:

"ПОЧЕМУ зеленый лист?

ПОЧЕМУ поет артист?

ПОЧЕМУ усы у кошки?

ПОЧЕМУ у стула ножки?

ПОЧЕМУ огонь горит?

ПОЧЕМУ орел парит?

ПОЧЕМУ растет трава?

ПОЧЕМУ шумит листва?

"Бабушка весь день в очках

Проверяет в словарях,

Выясняет для внучат,

ПОЧЕМУ ручьи журчат,

ПОЧЕМУ зимой мороз,

ПОЧЕМУ шипы у роз,

ПОЧЕМУ ревет медведь,

ПОЧЕМУ сверкает медь,

ПОЧЕМУ бывает дождик,

ПОЧЕМУ колючий ежик...

Ну и внучка! Ну и внук!

Бабушку они сумели

Сделать "доктором наук",

И всего за две недели!

(Н. Иванова)

Мой дед

Мы с тобою, дед, друзья,

Куда ты, туда и я:

Вместе ходим на рыбалку,

Я бегом, а ты – вразвалку,

Собираем мы малину:

Ты – с куста, я – из корзины.

Вместе красили забор –

Руки в краске до сих пор!

Только ты, сомнений нет,

Самый лучший в мире дед!

(Л. Громова)

Влюблённые

Мы с дедушкой очень похожи

И жить друг без друга не можем.

Мы вместе газеты читаем

И гвозди вдвоём забиваем.

Мы пьём пепси-колу на пару

И вместе поём под гитару.

Вдвоём мастерим маме полки,

И оба мы носим футболки.

Мы с дедушкой очень похожи,

Я только немного моложе.

И оба влюбились мы в нашу

Красивую бабушку Дашу.

(Е. Раннева)

Крюкова Виктория

Ходит наша бабушка,

Палочкой стуча.

Говорю я бабушке:

— Вызови врача!

Выпьешь ты лекарства

Будешь ты здорова!

Если будет горько, —

Ну что же здесь такого?

Ты потерпишь чуточку,

А уедет врач,

Мы с тобой на улице

Поиграем в мяч!

Будем бегать, бабушка,

Прыгать высоко!

Ну что же тут такого?

Это так легко!

Говорит мне бабушка:

— Что мне доктора?

Я не заболела,

Просто я стара!

Просто очень старая,

Волосы седые.

Где-то потеряла я Годы молодые.

Где-то за далёкими

За лесами тёмными,

За горой высокою,

За водой глубокою.

Как туда добратся,

Людям неизвестно…

Говорю я бабушке:

— Вспомни это место!

Я туда поеду,

Поплыву, пойду!

Годы молодые

Я твои найду!

Консультация для родителей «Роль бабушки и

дедушки в семейном воспитании»

Состав семьи бывает различен. В настоящее время наиболее распространены

трехпоколенные семьи. Важно, чтобы в таких семьях требования взрослых к

воспитанию детей были едины. К сожалению, не всегда это так.,бабушка

считает, что родители слишком строги,т ребовательны к ребенку, а мать и отец

упрекают ее в неразумном баловстве внука. Такие разногласия вредят

правильному воспитанию дошкольника в семье.

Семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали,

отношения к людям. Отец и мать, а также другие члены семьи – дедушка,

бабушка, старшие братья и сестры – формируют личность ребенка с раннего его

возраста.

Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы,

ответственность родителей за воспитание детей.

Положительный результат возможен лишь при условии вдумчивого воспитания,

когда все взрослые члены семьи служат для своих детей образцом поведения:

доброжелательно относятся к окружающим, добросовестно трудятся,

интересуются общественными событиями.

Воспитывая детей в семье, взрослые не всегда осознают, что дошкольники,

особенно с пяти лет, проявляют особый интерес к окружающему миру.

Ограничение же детей рамками семейной жизни сказывается на их общем

развитии, не формирует личность ребенка.

Для нравственного развития детей важно, чтобы суждения близких им людей

подтверждались соответствующими делами. Дошкольники впечатлительны и

склонны к подражанию. Они познают мир в конкретных образах. На их основе

формируются первые обобщенные знания, представления.

Дети легко поддаются внушению, особенно малыши. Внушить им можно не только

хорошее, но и дурное: чувства ребенка непосредственны, быстро возникают и

угасают.

Ребенку трудно управлять своими эмоциями, чем и объясняются довольно

быстрые переходы от бурного веселья к слезам.

Взрослым членам семьи при воспитании ребенка важно учитывать эти

особенности. Например, не надо наказывать за то, что он изображает в игре что-

то плохое, увиденное в семье, лучше подсказать ему хорошую игру. Не следует

увлекаться внушениями, разъяснениями, правильнее будет включить ребенка в

конкретные практические дела, посильные для его возраста.

Мать и отец – главные воспитатели своих детей, которые отвечают за их

воспитание перед государством. От матери и отца зависит, насколько

эффективно участие в воспитании дошкольников старших членов семьи –

бабушек и дедушек.

Достойное поведение родителей в семье служит дошкольникам примером для

подражания, формирует у них такие нравственные черты, как доброта,

отзывчивость, заботливость.

Современные бабушки и дедушки чаще всего продолжают трудиться на

производстве. Многие имеют среднее и высшее образование или закончили в

свое время 7-8 классов. Они обладают большим жизненным опытом. Но для

воспитания детей главным является их нравственный облик.

Доброта и справедливость, любовь к труду, ответственность за его хорошие

результаты, честность и скромность – те качества, которыми должны обладать

старшие члены семьи. От умения сочетать любовь к внукам с требовательностью

к ним, привлекать детей к участию в интересных и полезных делах во многом

зависит авторитет дедушек и бабушек.

Между тем нередко педагоги детского сада наблюдают, как воспитанник группы

не слушается пришедшую за ним бабушку, требует, чтобы она его одела,

проявляет недовольство, если не получает от нее сладостей, и т. п.

Важно выяснить причины подобного поведения, найти ошибки, допущенные в

воспитании. Возможно, бабушка не является авторитетом для данного ребенка;

может быть, дома мать и отец дошкольника подрывают ее авторитет, высказывая

в присутствии ребенка свое недовольство методами ее воспитания.

Во всех случаях законом в семейных отношениях должна стать сдержанность.

Взаимные недовольства, разногласия, которые неизбежны в семейной жизни,

разрешаются без детей. Многие родители связывают разногласия в семейном

воспитании между матерью, отцом, дедом и бабушкой с отсутствием единства

в применяемых взрослыми методах и приемах.

Но объединяет близких людей, членов одной семьи личностная и социальная

позиция дедушек и бабушек.

Как правило, они стремятся оказать помощь молодой семье в ведении хозяйства.

Если взрослые проживают в разных квартирах, помощь эта эпизодическая, но в

трудных случаях старшие приходят на помощь своим взрослым детям (берут

временно детей к себе, проводят с ними отпуск).

Бабушка и дедушка, проживающие в семье сына или дочери, принимают на себя

определенную часть забот, систематически участвуют в ведении домашнего

хозяйства.

Кроме того, они воспитывают своих внуков, многое, вкладывая в душу и ум

ребенка, проявляя заботу о его здоровье, правильном физическом развитии. У

бабушки и дедушки больше терпения, чем у молодых родителей, больше

мудрости в общении с малышами. Если старшие члены семьи уже не работают, то

у них есть и дополнительное время для воспитания внуков.

Особенно ценны в воспитательном процессе нравственные позиции взрослых

членов семьи. Например, дед, работающий на производстве, активно участвовал

в благоустройстве детской игровой площадки во дворе дома. Он привлек к этой

работе взрослого сына, соседей и даже старших дошкольников. Никто в семье не

упрекнул его за то, что он в ущерб семье и своему отдыху выполнил полезное

общественное дело.

В неполной семье участие бабушки и дедушки имеет большое значение в

воспитании детей. Мальчику дедушка особенно нужен, когда в семье нет отца.

Если причина неполной семьи – развод, взрослым особенно необходимо

договориться и придерживаться единых действий. Например, согласиться с тем,

что ушедшему из семьи отцу можно встречаться с сыном в определенные дни для

совместных прогулок, развлечений.

Часто недоразумения между взрослыми возникает вследствие разного понимания

задач и методов воспитания, особенностей подхода к ребенку. Молодые

родители жалуются на то, что бабушки слишком балуют внуков, опекают во

всем; старшие члены семьи считают, что молодежь плохо приучает детей к труду

или слишком строго обращается с детьми, не учитывая их возраст.

Интересны и полезны для детей рассказы бабушек и дедушек о своем детстве,

работе в тылу или участие в боях в период Великой отечественной войны.

Хорошие традиции развиваются и поддерживаются молодыми родителями,

которые проявляют при этом много выдумки и фантазии.

Нередко старшее поколение сохраняет в доме семейные реликвии: гимнастерку,

пилотку, трудовые и боевые ордена, медали, почетные грамоты, старые

фотографии. Время от времени их достают, рассматривают вместе с детьми,

беседуют. Такое общение важно для ребенка. Оно углубляет его привязанность к

семье, родному, способствует умственному и нравственному развитию.

Литература:

«Воспитателю о работе с семьей» Т. А. Куликова, издательство

«Просвещение»,под редакцией Н. Ф. Виноградовой 1989г.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Дедушки и бабушки» в подготовительной группе.

(образовательная область познание).

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация,

социализация.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с системой внутренних связей и

взаимоотношений. Способствовать социально-нравственному развитию

детей.

Развивать умение рассуждать, делать выводы, сопереживать.

Воспитывать внимательное, заботливое отношение к старикам.

Предварительная работа: чтение стихов, рассказов, рассматривание

семейных фотографий.

Ход занятия:

Работа с моделью генеалогического дерева.

Дети как называется эта схема?

Правильно «Дерево жизни».

Покажите, где у него находятся корни, которые дают жизнь дереву? Где

листочки, которые взрастили эти корни? Кого в семье мы называем корнями

семьи? (дедушку и бабушку, а листочки это (дети). Так много корням

приходилось трудиться, что бы листочкам жилось хорошо и свободно. Это

значит, много сил отдали наши дедушки, бабушки, что бы вырастить своих

дочерей и сыновей, помогают растить и вас внуков. А вы видели руки

бабушек и дедушек? Какие они? Всякую ли работу они могут делать

быстро, как в молодости? Да, к старости люди становятся беспомощными,

слабыми, ноги ходят плохо, слабо видят глаза.

Послушайте рассказ В. Осеевой «Просто старушка».

«По улице шли мальчик и девочка. А впереди шла старушка. Было очень

скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и

бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- это твоя бабушка?

- нет – отвечает мальчик

- мама? – удивилась подружка

- нет!

- ну, тетя? Или знакомая?

- да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик.

Это просто старушка!»

Ребята, как вы думаете, почему мальчик помог чужой старушке?

Какими словами можно назвать этот поступок (благородный, хороший)

Какой мальчик (добрый, душевный, внимательный, заботливый)

Какие чувства вы испытываете к пожилым, беспомощным людям?

Как вы относитесь к своим бабушкам и дедушкам?

А сейчас ребята я вам прочту письмо внука к своему дедушке!

«Письмо дедушке»

Здравствуй милый дедушка! Как ты без меня? Кто тебе для трубки

принесет огня? Как там поживает мой петух – драчун? Без меня скучает

старый пес – ворчун? Кто поставит палку, кто откроет дверь? Кто - же

позаботится о тебе теперь? Кто тебе поможет грядки поливать? Кто опять

нацелился брынзу воровать? Кто поймет, как много у тебя тревог? Как бы

наш теленок вдруг не занемог… а когда вернешься в избу со двора, то кому

ты скажешь: «Внучек спать пора»? И кому ты скажешь, как ты в старину

уходил из дома с шашкой на войну? Скоро я приеду, дедушка, домой.

Остаюсь с поклоном внук любимый твой!

Дети, о чем вы думаете, прослушав это стихотворение?

Видно, что мальчик любит дедушку, скучает по нему, волнуется за него.

Это первый дедушкин помощник.

А кто - нибудь запомнил, как в начале стихотворения мальчик ласково

назвал дедушку?

- милый дедушка.

А как подписался мальчик в конце стихотворения:

- с поклоном внук любимый твой! (он знает, что дедушка его любит,

и ждет).

«Заболела бабушка» (А. Стариков)

Отчего у бабушки заболело сердце?

Может мне не следует за столом вертеться.

Может быть, волнуется, бабушка, когда я

Во дворе с мальчишками допоздна играю?

Трудно, может, бабушке стало мыть посуду?

Нет, сердить я бабушку никогда не буду.

Помогать по дому ей я буду поле школы

Станет снова бабушка бодрой и веселой!

Скажите, а какие поступки детей смогут бабушку сделать бодрой и

веселой?

«Ладушки» (Е. Авдиенко)

Ладушки, ладушки! День рожденья бабушки!

Внуки бабушку любили, торт огромный подарили.

Милой, старой бабушке. Ладушки, ладушки,

Внуков бабушка любила, торт на части разделила

Ладушки, ладушки! Кушайте, ребятушки.

Потянулись к торту руки –

И подарок съели внуки.

Бабушке для внуков ничего не жалко, а внуки любят бабушку? (не

очень). Так поступать можно?

Это не красиво, не вежливо.

Проблемная ситуация.

«Как я помогала бабушке»

Когда я была маленькая, к нам из деревни приехала бабушка. Утром все

ушли на работу, а я осталась с бабушкой. Когда я проснулась, она сказала:

«Вставай внучка, одевайся, да делами будем заниматься: я буду обед

готовить, а ты мне помогать».

Я помогать готова, только вижу, бабушка не знает что где у нас лежит,

где крупа, где масло, где картошка, где какая посуда.

Я ей все показала. Она мне скажет, что ей надо, а я ей покажу, где найти,

и сама помогаю принести. Бабушка похвалила меня и сказала: «ты – у нас

главная хозяйка, Катюша, а я твоя помощница».

Список использованной литературы: Т. А. Шорыгина «Беседы о

характере и чувствах» М. 2010г.

Досуг

«Бабушки и дедушки в детском саду»

в подготовительной к школе группе

Провели: Карпова Е.В.

Салеева Н.М.

Цель: прививать любовь и уважение к людям старшего поколения.

Задачи:

способствовать укреплению авторитета бабушки и дедушки в семье;

дать родителям рекомендации по выработке согласованного подхода к воспитанию

детей;

познакомить с приметами, загадками, поговорками, играми, которые можно

использовать в организации семейного досуга;

уточнить представление об осени, о фруктах и овощах, способах запасов их на

зиму;

познакомить с травами, из которых готовиться чай;

создать радостное настроение у детей и гостей.

Предварительная работа:

опрос родителей на тему «Участие бабушки и дедушки в воспитании ребенка»;

подготовка консультации

оформление выставки детских рисунков «Мои бабушка и дедушка»;

аудиозапись рассказов детей на тему «Расскажи о своей бабушке»;

оформление фотовыставки «Как молоды мы были...»,

изготовление пригласительных билетов и поделок-подарков для бабушек и

дедушек;

Оборудование: рисунки детей, костюмы и атрибуты для инсценировок, пословицы на

листочках бумаги, поделки детей.

Ход досуга:

Звучит аудиозапись. Гости собираются, рассматривают рисунки детей, фотовыставку

Ведущий. Сегодня мы пригласили в гости наших бабушек и дедушек. У мам есть свой

праздник, у пап тоже есть, а у бабушек и дедушек нет. Несправедливо! Давайте

подарим нашим бабушкам и дедушкам такой праздник.

У милой моей бабушки

Волосы седые,

Но глаза у бабушки,

Как прежде, молодые.

Бабушка — волшебница,

Если улыбается -

Каждое желание

У меня сбывается.

Поцелует бабушка

Плохое забывается,

Новый день, веселый день

Сразу начинается.

Помогаю бабушке — я уже большой,

Улыбнулась бабушка, стала молодой.

«Молодая бабушка», - люди говорят,

Я за нашу бабушку очень-очень рад.

Ведущий. Давайте вспомним сказки, в которых упоминаются бабушка и дедушка.

Бабушка внучку очень любила,

Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла свое,

А ну, угадайте, как звали ее? (Красная шапочка)

По сусекам помела,

Что-то деду испекла. (Колобок)

Дедка вытащить его не сумел...

Что за овощ там поспел? (Репка)

Баба била и дед бил,

И никто не разбил. (Курочка Ряба)

Сейчас потолкуем о сказке другой.

Тут синее море, там берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросит,

Кого-то поймает и что-то попросит. (Сказка о рыбаке и рыбке)

Мы любим нашу бабушку

И очень дружим с ней.

С хорошей, доброй бабушкой

На свете веселей.

Есть много разных песенок

На свете обо всем,

А мы сейчас вам песенку

О бабушке споем.

( Песня «Бабушка любимая»)

Ведущий. (Показывает на мольберте портрет дедушки). Кто это?

Дедушка, дедушка. Я это знаю.

Дедушку дедушкой я называю,

Но по другому другие зовут.

Нет никакого сомнения тут.

Бабушка с дедом лет сорок живет,

Бабушка дедушку.. (дедом) зовет,

Сколько бы не было разных имен,

Главное в дедушке — дедушка он!

(Спортивное соревнование «Вместе с дедушкой»)

Бабушка наша очень добра,

Бабушка наша — ну очень добра,

Если на лбу появляется шишка,

Пуговки нет, изорвется пальтишко

Или другая какая беда, -

Бабушка нам помогает всегда.

Бабушка теплые варежки свяжет,

Стол нам накроет и сказку расскажет.

Слушать ее мы готовы часами,

Что позабудет, - подскажем ей сами.

(Инсценировка «Кто кому кто?)

Бабушка, бабушка, я чья дочка?

Ты Федина дочь, моего сыночка.

Мой папа большой, и совсем не сыночек!

Сыночек. Брат четырех моих дочек.

Помнишь, мы были у старшей Авдотьи?

Да разве у дочки мы были? У тети!

Тетю твою я в люльке качала....

Бабушка стой, объясни сначала.

Кто мне Наташа и два ее братца?

Ладно, попробуем разобраться:

Их мама, племянницы мужа сестра,

Маленькой ох и была же шустра!

А ты им доводишься...Хитрое дело....

Бабушка, что-то у нас пригорело!

Тьфу ты, пока я соображала

Все молоко из кастрюли сбежало!

У мамы - работа, у папы — работа,

У них для меня остается суббота.

А бабушка дома всегда.

Она не ругает меня никогда.

Усадит, накормит: - Да ты не спеши,

Ну что там стряслось у тебя, расскажи.

Я говорю, а бабушка не перебивает,

По крупинкам гречку сидит перебирает.

Нам хорошо — вот так, вдвоем.

Без бабушки — какой же дом?

Мы с моею бабушкой старые друзья

До чего хорошая бабушка моя!

А вот руки бабушки — это просто клад.

Быть без дела бабушки руки не велят.

Золотые, ловкие, как люблю я их!

Нет, других, наверное, не найти таких.

Ведущий. Красна птица опереньем, а человек рукодельем. Издавна прабабушки и

прадедушки занимались кто вышивкой, кто вязанием, кто плетением, кто из дерева посуду

да игрушки вырезал, а кто из глины лепил.

Да и у ваших бабушек и дедушек руки золотые!

В окна стучится холодная вьюга.

Бабушка варежки вяжет для внука.

Теплые, добрые руки у бабушки.

Добрые, теплые выйдут и варежки!

Выбежит утром на улицу внук

И ощутит теплоту ее рук.

( Взрослые рассказывают о своем мастерстве)

Ведущий. Осенними вечерами не только рукоделием занимались, но и пели песни, водили

хороводы.

(Хоровод «Калинушка»)

Очень бабушку свою

Маму мамину люблю.

У нее морщинок много,

А на лбу седая прядь.

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

Ведущий. Быть мамой и бабушкой очень непросто и вы сейчас в этом убедитесь

(Инсценировка «Три мамы»)

Танюша под вечер

С прогулки пришла

И куклу спросила:

Как, дочка, дела?

Опять ты залезла под стол, непоседа,

Опять просидела весь день без обеда.

С этими дочками просто беда -

Скоро ты будешь, как спичка, худа.

Иди-ка обедать, вертушка.

Сегодня к обеду — ватрушка.

Танюшина мама

С работы пришла.

И Таню спросила:

Как, доча, дела?

Опять заигралась, наверно, в саду?

Опять ухитрилась забыть про еду?

Бабуля обедать звала тыщу раз,

А ты отвечала: сейчас, да сейчас.

С этими дочками просто беда,

Скоро ты будешь, как спичка, худа.

Иди-ка обедать, вертушка.

Сегодня к обеду — ватрушка.

Тут бабушка,

Мамина мама пришла.

И маму спросила:

Как, дочка, дела?

Наверно, в больнице, за целые сутки

Опять для еды не нашлось ни минутки.

А вечером съели сухой бутерброд?

Нельзя же сидеть целый день без обеда.

Уж доктором стала, а все непоседа.

С этими дочками просто беда.

Скоро ты будешь, как спичка, худа.

Иди-ка обедать вертушка.

Сегодня к обеду — ватрушка.

Три мамы в столовой сидят,

Три мамы на дочек глядят

Что с дочками делать упрямыми?

(Хором) Ох, непросто быть мамами?

Ведущий. Хорошо отправиться в гости к бабушке и дедушке. Хочется, чтобы погода не

подвела! Ведь на улице осень.

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли

И тополя затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали.

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Все присмирело. Съежилось.

Поникло, пожелтело.

Лишь елочка пригожая

К зиме похорошела.

(Песня «Журавушка»)

Ведущий. Улетели журавушки, оставили мне корзинку. Интересно, что там?

(Дети по очереди достают шишки, каштаны с прикрепленными полосками бумаги и

вместе с бабушками и дедушками читают пословицы и приметы)

Гром в сентябре — теплая осень.

Облака низко — скоро похолодает-

От осени к лету повороту нету.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет,крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу

метет.

В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина.

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

День прозевал — урожай потерял.

Жнут порою, а жуют зимою.

Осенью и у кошки пиры.

Зерно в колоске — не спи в холодке.

Хлеб убирают - на небо взирают.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

До Николы крепись, хоть разопнись, с Николы живи, не тужи.

Рожь поспела, берись за дело.

Лето со снопами, а осень с пирогами

Ведущий. Вместе у вас все так хорошо получается. А теперь проведем конкурс «Узнай

бабушку по рукам». Внукам завязывают глаза, бабушки вытягивают руки вперед. Нужно

узнать руки своей бабушки.

Ведущий. Хороший получился бабушкин-дедушкин праздник! Повеселились и узнали

что-то новое, ведь «много гостей — много новостей». Понравился вам праздник, гости

дорогие? А у нас еще есть для вас сюрприз — дети приготовили вам подарки (дети дарят

бабушкам и дедушкам свои поделки).

Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить?

Хотите - верьте – хотите – нет, но дело было так…

На одной планете дети не слушались своих бабушек и дедушек. Когда родители

уходили на работу, они оставляли своих детей с бабушками и дедушками.

Бабушки и дедушки очень любили своих внуков и внучек и старались им

угодить, повкуснее их накормить, вовремя спать уложить, почитать стихи им,

сказки, встретить со школы, проверить уроки, сводить на кружки и в спортивные

секции, но детям совсем не нравилась такая опека и забота.

Дети начинали вредничать и капризничать, и если они выходили гулять – то

убегали от бабушек, бродили по лужам, залазили в грязь и выбегали на

проезжую часть. Когда приходили домой, не хотели мыть руки, когда садились

за стол – привередничали и не хотели кушать то, что им приготовили бабушки,

спать днём они тоже не хотели. Дети не хотели ни писать, ни читать – им надо

было только прыгать бегать, играть да сидеть за компьютером. Не могли

сладить со своими внучатами старенькие бабушки и дедушки. К вечеру дети

упрашивали бабушек и дедушек не рассказывать родителям о том, как они вели

себя днём.

Однажды на эту планету прилетел доктор Непослушайкин и, увидев, как дети

вели себя, он пожалел дедушек и бабушек. Доктор взмахнул своей шляпой и все

бабушки и дедушки с этой планеты исчезли.

Дети остались одни. Как же ребятишки вначале обрадовались своей

самостоятельности. С этого времени, когда родители уходили на работу, дети

оставались дома одни и делали всё, что хотели. Без присмотра взрослых они

целыми днями носились по улице, даже не вспомнив, что надо делать уроки.

Некоторые, очень шустрые дети были не внимательные и попадали в дорожно-

транспортные происшествия. Многие из детей, когда прибегали домой, даже не

помыв руки, бежали к холодильнику, чтобы перекусить, а потом садились играть

в компьютер или смотреть телевизор.

Вечером возвращались с работы родители, и вместо того, чтобы отдохнуть –

шли на кухню, готовить ужин, стирали, гладили – им даже некогда было

проверить, как их дочки и сыночки сделали домашние задания, как

приготовились к школе. Те родители, у которых были маленькие дети, которые

ещё не ходили в детский садик – вынуждены были взять отпуска по уходу за

малышами. Время бежало быстро, и после ужина надо было ложиться спать,

чтобы завтра рано встать и пойти на работу. Дети шли в школу с

неподготовленными уроками и конечно, стали хуже учиться.

Между тем, дедушки и бабушки оказавшись в шляпе, попали на огромный

красивый остров с пальмами и кипарисами около моря. На острове были все

удобства, у каждого старичка и старушки было своя комната. Стоило им о чем-

то подумать, чего-то пожелать – всё у них появлялось, как по щучьему веленью.

Пожилых людей опекали, за ними ухаживали, им предлагались

развлекательные программы, их водили в походы и в театры, показывали

фильмы на любой вкус. Всё у них было хорошо, но в глазах у них всё равно была

грустинка – они соскучились по своим семьям, по своим озорникам-внучатам, по

своим дочкам и сыночкам.

А тем временем, дома очень не хватало бабушек и дедушек. Ребятишкам стало

очень стыдно за своё поведение, и они решили пойти на поиски бабушек и

дедушек, чтобы попросить у них прощения и попросить их вернуться домой.

В самом начале они подняли все справочники и географические карты, все

записные книжки, перезвонили всем родственникам и знакомым, но нигде не

могли найти своих бабушек и дедушек. Многие искали их по Интернету и

Интерполу, но и их поиски ни к чему не привели. Вдруг, маленькая Ирочка

вспомнила про доктора Непослушайкина, после которого исчезли все старики и

все отправились на поиски загадочного доктора. Они побывали в каждом уголке

Земли, прошли, проехали, пролетели тысячи километров, пока не попали в

далёкую загадочную страну, где жил доктор Непослушайкин. Дети стали

умолять доктора вернуть им бабушек и дедушек, но доктор сказал: «Я даю вам

время, подумать о своём поведении и если вы дадите мне честное слово, что не

будете капризничать, будете слушаться и помогать своим бабушкам и дедушкам,

будете уделять им больше внимания, никогда не будете им грубить и докажите

свою любовь к ним делами – то я верну их домой.

В течение месяца дети старались вести себя хорошо - они приходя со школы,

они самостоятельно делали уроки, наводили порядок дома, читали много

книжек и во всём помогали своим родителям и младшим сестрёнкам и

братишкам. Они так старались, что доктор Непослушайкин раньше времени

приподнял свою шляпу, и старики оказались у себя дома, загоревшие и

отдохнувшие.

Как же все были рады их возвращению! В честь их возвращения в городе

устроили грандиозный праздник с салютами и фейерверками, с угощениями и

праздничным концертом, устроенным детьми. Бабушки и дедушки даже

заплакали от такого внимания родственников. На этом празднике все поклялись

доктору Непослушайкину, что никогда-никогда в жизни не обидят стариков и

друг друга, что всегда будут помогать друг другу во всём – всём - всём…



В раздел образования