Автор: Минлибаева Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №22 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: Республика Марий Эл, г. Волжск
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: "Развитие логического мышления дошкольников посредством логических блоков Дьенеша"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие логического мышления дошкольников
посредством логических блоков Дьенеша»
Развитию логического мышления нужно уделять большое внимание ещё в
дошкольном детстве. Уже с 4-5-летнего возраста у ребёнка начинают формироваться
логические навыки. Существует ошибочное мнение, что при поступлении в первый
класс
достаточно
уметь
читать
и
писать
печатными
буквами.
Но
о
том,
что
существует проблема в развитии логического мышления, задумываются не все. А
ведь именно оно является базой для дальнейшей учёбы ребёнка в школе.
Развивая логическое мышление, мы учим ребенка самостоятельно производить
анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить умозаключения.
Овладев данными операциями, он станет более внимательным, научится ясно и
четко мыслить, в нужный момент сумеет сконцентрироваться на сути проблемы. И
тогда обучение в школе будет приносить радость и удовлетворение.
Поставив перед собой данную цель, я стала искать способы реализации.
В
дошкольной
педагогике
существует
множество
разнообразных
методических
материалов: методик и технологий, которые обеспечивают развитие логического
мышления у детей.
Меня заинтересовала авторская
методика «Логические
блоки» всемирно-
известного
венгерского
профессора,
математика,
специалиста
по психологии
Золтана Дьенеша. Он глубоко убежден, что заниматься математикой нужно не на
уроках, сидя за партой, а с раннего детства во время увлекательных игр.
В основу данной методики было положено создание системы работы с детьми в
разных
возрастных
группах
по
развитию
логического
мышления
посредством
различных увлекательных игр. Для детей эти игры – развлечение, а для педагога –
ценнейший материал для обучения и развития детей.
Блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, в наборе нет ни одной
одинаковой. Все они различаются свойствами:
формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные).
цветом (красные, желтые, синие).
размером (большие и маленькие).
толщиной (толстые и тонкие).
К набору с блоками прилагается инструкция, которая достаточно подробно знакомит
с методикой Дьенеша и играми.
Так же имеются в продаже всевозможные альбомы и пособия для всех возрастных
групп, которые делают игры с блоками еще интереснее и увлекательнее.
В данной методике используется принцип “от простого к сложному”.
Поэтому с блоками Дьенеша можно играть, начиная с двух лет до подготовительной
группы. Разумеется, что на каждом возрастном этапе - свой уровень «вхождения».
Перед тем, как начинать играть с данным дидактическим материалом, нужно
дать детям возможность обследовать блоки самостоятельно, без заданий и поучений
со стороны взрослых. В процессе игры дети установили, что блоки имеют разный
цвет, форму, размер, что с ними можно играть как с кубиками.
Только после этого можно переходить к конкретным развивающим играм.
Условно игры с блоками можно разделить на четыре возрастные группы.
Младшая группа.
Формировать сенсорные эталоны.
Знакомить с понятиями цвет, форма, величина предметов; знакомить с приёмами
классификации. Учить понимать понятие «такой как», затем «не такой как».
Вводятся карточки-символы.
Для
закрепления
представлений
о
геометрических
фигурах,
детям
предлагается
альбомы:
«Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)»,
«Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-4 года)»,
«Вместе весело играть»
Плоскостной вариант блоков «Удивляйка-1, -2, -3, -4»
Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, ребенок приходит в
восторге от того, что плоские изображения превращаются в объемные.
Также можно
изготовить плоскостной вариант, вырезав геометрические фигуры из картона.
На этапе закрепления детям предлагается альбомы для самостоятельной
деятельности,
где фигуры
выкладываются
по
определенным
правилам
и
с
усложнением заданий.
«Нелепицы»,
«Маленькие логики»
Средняя группа.
Знакомство с геометрическими фигурами - треугольник и прямоугольник; с
понятием толщина предмета. На данном этом этапе знакомят детей с методикой
работы с обручами, используя карточки – символы. Знакомство с понятиями: внутри
и снаружи.
Альбомы:
«Маленькие логики-2»,
«Страна блоков и палочек».
«Демонстрационный
материал»
-
это
приложение
к
логическим
блокам
Дьенеша
Старшая группа.
Закрепление основных понятий: цвет, форма, величина и толщина предметов.
Знакомство
с
карточками-символами
отрицания.
В
данной
возрастной
группе
закрепляется методика использования двух обручей.
«Давайте
вместе
поиграем»
–
это
папка
с
методическими
указаниями
по
использованию игр с блоками Дьенеша и наглядными пособиями.
Почти два десятка игр, в которые можно поиграть при помощи этого набора, научат
ребенка сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по разным признакам, а
также познакомят с алгоритмами.
Альбом «Праздник в стране блоков» направлен на социально-нравственное
развитие детей.
Они учатся играть в коллективе, следовать правилам, соревнуются. Игры из этого
альбома подойдут для семейных праздников, конкурсов.
Подготовительная к школе группа.
Закрепление ранее полученных знаний на решении логических и математических
примеров,
составление
и
решение
простых
математических
задач.
Развитие
творческого воображения, умения слушать и выполнять словесную инструкцию
педагога.
Итогом того, что у детей к концу подготовительной группы уже сформированы
представления об основных свойствах и признаках предметов служит методика
работы с тремя обручами, где во время игры дети используют все свои полученные
знания, умения и навыки о геометрических фигурах.
Альбомы:
«Поиск затонувшего клада» – отличное пособие для начинающих изучать
сложение и вычитание, включает в себя 48 заданий.
Цель игры – найти волшебные драгоценные камни, где признаки зашифрованы
знаками-символами.
Решив
примеры
на
вычитание
и
сложение,
можно
расшифровать эти знаки.
«Спасатели приходят на помощь» - альбом состоит из задач разного уровня
сложности: есть игры, схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты.
Все игры и упражнения, за исключением четвертого этапа, не адресуются
конкретному возрасту. Ведь дети одной возрастной группы могут иметь различный
психологический возраст, однако каждый ребенок должен пройти все эти этапы.
Самое главное – это правильно подобрать игры для каждого ребенка
индивидуально, установив, на каком уровне
развития он находится. Для этого я
предлагаю одно—два упражнения. Если ребенок не справляется, то дается задание
более простое. Самостоятельное и успешное решение и будет той стартовой чертой,
от которой следует начать движение вперед. Если ребенок легко и безошибочно
справляется с заданиями — это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и
упражнения
следующей
группы
сложности.
Однако
переводить
ребенка
к
последующим игровым упражнениям можно только, когда эти задания для него не
составляют труда.
Чтобы интерес к занятиям не исчез, важно запомнить одно правило. Не
передерживайте детей на определенном этапе и преждевременно не предлагайте
более сложные игры и упражнения. Ведь дети тянутся к мыслительным заданиям
только тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
У меня в запасе не только большое количество разнообразных игр,
разработанных автором, а также игры придуманные мною. Благодаря этому мои
воспитанники
не
успевают
к
ним
привыкнуть
и
заскучать,
а
вот
логическое
мышление успевает активизироваться.
Конечно, в своей статье я только приоткрыла дверь в увлекательную страну под
названием «Удивительные блоки Дьенеша». Но я надеюсь, что вы заинтересуетесь
данной методикой, и она вас также увлечет как меня и моих воспитанников.