Напоминание

"Развитие логического мышления дошкольников посредством логических блоков Дьенеша"


Автор: Минлибаева Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №22 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: Республика Марий Эл, г. Волжск
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: "Развитие логического мышления дошкольников посредством логических блоков Дьенеша"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие логического мышления дошкольников

посредством логических блоков Дьенеша»

Развитию логического мышления нужно уделять большое внимание ещё в

дошкольном детстве. Уже с 4-5-летнего возраста у ребёнка начинают формироваться

логические навыки. Существует ошибочное мнение, что при поступлении в первый

класс

достаточно

уметь

читать

и

писать

печатными

буквами.

Но

о

том,

что

существует проблема в развитии логического мышления, задумываются не все. А

ведь именно оно является базой для дальнейшей учёбы ребёнка в школе.

Развивая логическое мышление, мы учим ребенка самостоятельно производить

анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить умозаключения.

Овладев данными операциями, он станет более внимательным, научится ясно и

четко мыслить, в нужный момент сумеет сконцентрироваться на сути проблемы. И

тогда обучение в школе будет приносить радость и удовлетворение.

Поставив перед собой данную цель, я стала искать способы реализации.

В

дошкольной

педагогике

существует

множество

разнообразных

методических

материалов: методик и технологий, которые обеспечивают развитие логического

мышления у детей.

Меня заинтересовала авторская

методика «Логические

блоки» всемирно-

известного

венгерского

профессора,

математика,

специалиста

по психологии

Золтана Дьенеша. Он глубоко убежден, что заниматься математикой нужно не на

уроках, сидя за партой, а с раннего детства во время увлекательных игр.

В основу данной методики было положено создание системы работы с детьми в

разных

возрастных

группах

по

развитию

логического

мышления

посредством

различных увлекательных игр. Для детей эти игры – развлечение, а для педагога –

ценнейший материал для обучения и развития детей.

Блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, в наборе нет ни одной

одинаковой. Все они различаются свойствами:

формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные).

цветом (красные, желтые, синие).

размером (большие и маленькие).

толщиной (толстые и тонкие).

К набору с блоками прилагается инструкция, которая достаточно подробно знакомит

с методикой Дьенеша и играми.

Так же имеются в продаже всевозможные альбомы и пособия для всех возрастных

групп, которые делают игры с блоками еще интереснее и увлекательнее.

В данной методике используется принцип “от простого к сложному”.

Поэтому с блоками Дьенеша можно играть, начиная с двух лет до подготовительной

группы. Разумеется, что на каждом возрастном этапе - свой уровень «вхождения».

Перед тем, как начинать играть с данным дидактическим материалом, нужно

дать детям возможность обследовать блоки самостоятельно, без заданий и поучений

со стороны взрослых. В процессе игры дети установили, что блоки имеют разный

цвет, форму, размер, что с ними можно играть как с кубиками.

Только после этого можно переходить к конкретным развивающим играм.

Условно игры с блоками можно разделить на четыре возрастные группы.

Младшая группа.

Формировать сенсорные эталоны.

Знакомить с понятиями цвет, форма, величина предметов; знакомить с приёмами

классификации. Учить понимать понятие «такой как», затем «не такой как».

Вводятся карточки-символы.

Для

закрепления

представлений

о

геометрических

фигурах,

детям

предлагается

альбомы:

«Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)»,

«Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-4 года)»,

«Вместе весело играть»

Плоскостной вариант блоков «Удивляйка-1, -2, -3, -4»

Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, ребенок приходит в

восторге от того, что плоские изображения превращаются в объемные.

Также можно

изготовить плоскостной вариант, вырезав геометрические фигуры из картона.

На этапе закрепления детям предлагается альбомы для самостоятельной

деятельности,

где фигуры

выкладываются

по

определенным

правилам

и

с

усложнением заданий.

«Нелепицы»,

«Маленькие логики»

Средняя группа.

Знакомство с геометрическими фигурами - треугольник и прямоугольник; с

понятием толщина предмета. На данном этом этапе знакомят детей с методикой

работы с обручами, используя карточки – символы. Знакомство с понятиями: внутри

и снаружи.

Альбомы:

«Маленькие логики-2»,

«Страна блоков и палочек».

«Демонстрационный

материал»

-

это

приложение

к

логическим

блокам

Дьенеша

Старшая группа.

Закрепление основных понятий: цвет, форма, величина и толщина предметов.

Знакомство

с

карточками-символами

отрицания.

В

данной

возрастной

группе

закрепляется методика использования двух обручей.

«Давайте

вместе

поиграем»

это

папка

с

методическими

указаниями

по

использованию игр с блоками Дьенеша и наглядными пособиями.

Почти два десятка игр, в которые можно поиграть при помощи этого набора, научат

ребенка сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по разным признакам, а

также познакомят с алгоритмами.

Альбом «Праздник в стране блоков» направлен на социально-нравственное

развитие детей.

Они учатся играть в коллективе, следовать правилам, соревнуются. Игры из этого

альбома подойдут для семейных праздников, конкурсов.

Подготовительная к школе группа.

Закрепление ранее полученных знаний на решении логических и математических

примеров,

составление

и

решение

простых

математических

задач.

Развитие

творческого воображения, умения слушать и выполнять словесную инструкцию

педагога.

Итогом того, что у детей к концу подготовительной группы уже сформированы

представления об основных свойствах и признаках предметов служит методика

работы с тремя обручами, где во время игры дети используют все свои полученные

знания, умения и навыки о геометрических фигурах.

Альбомы:

«Поиск затонувшего клада» – отличное пособие для начинающих изучать

сложение и вычитание, включает в себя 48 заданий.

Цель игры – найти волшебные драгоценные камни, где признаки зашифрованы

знаками-символами.

Решив

примеры

на

вычитание

и

сложение,

можно

расшифровать эти знаки.

«Спасатели приходят на помощь» - альбом состоит из задач разного уровня

сложности: есть игры, схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты.

Все игры и упражнения, за исключением четвертого этапа, не адресуются

конкретному возрасту. Ведь дети одной возрастной группы могут иметь различный

психологический возраст, однако каждый ребенок должен пройти все эти этапы.

Самое главное – это правильно подобрать игры для каждого ребенка

индивидуально, установив, на каком уровне

развития он находится. Для этого я

предлагаю одно—два упражнения. Если ребенок не справляется, то дается задание

более простое. Самостоятельное и успешное решение и будет той стартовой чертой,

от которой следует начать движение вперед. Если ребенок легко и безошибочно

справляется с заданиями — это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и

упражнения

следующей

группы

сложности.

Однако

переводить

ребенка

к

последующим игровым упражнениям можно только, когда эти задания для него не

составляют труда.

Чтобы интерес к занятиям не исчез, важно запомнить одно правило. Не

передерживайте детей на определенном этапе и преждевременно не предлагайте

более сложные игры и упражнения. Ведь дети тянутся к мыслительным заданиям

только тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

У меня в запасе не только большое количество разнообразных игр,

разработанных автором, а также игры придуманные мною. Благодаря этому мои

воспитанники

не

успевают

к

ним

привыкнуть

и

заскучать,

а

вот

логическое

мышление успевает активизироваться.

Конечно, в своей статье я только приоткрыла дверь в увлекательную страну под

названием «Удивительные блоки Дьенеша». Но я надеюсь, что вы заинтересуетесь

данной методикой, и она вас также увлечет как меня и моих воспитанников.



В раздел образования