Напоминание

Формы и методы патриотического воспитания в школе


Автор: Миронова Дарья Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Центр образования "Тавла" - СОШ №17"
Населённый пункт: г.о. Саранск
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы патриотического воспитания в школе
Раздел: среднее образование





Назад




Формы и методы патриотического воспитания: традиции и

инновации

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее

проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Коренные

преобразования

в

стране

конца

XX

начале

XXI

века,

определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются

изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах

общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал

российской

культуры,

искусства,

образования

как

важнейших

факторов

формирования патриотизма.

События

последнего

времени

подтвердили,

что

экономическая

дезинтеграция,

социальная

дифференциация

общества,

девальвация

духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание

большинства

социальных

и

возрастных

групп

населения

страны,

резко

снизили

воспитательное

воздействие

российской

культуры,

искусства

и

образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все

более

заметной

постепенная

утрата

нашим

обществом

традиционно

российского

патриотического

сознания.

Объективные

и

субъективные

процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где

стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и

понимание

интернационализма.

В

общественном

сознании

получили

широкое

распространение

равнодушие,

эгоизм,

индивидуализм,

цинизм,

немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству

и

социальным

институтам.

Проявляется

устойчивая

тенденция

падения

престижа военной и государственной службы.

Патриотизм

-

это

и

любовь

к

родной

природе,

её

неповторимой,

удивительной

красоте,

её

богатствам,

и

любовь

к

родному

языку,

к

сокровищам

культуры,

и

забота

о

благе

людей,

независимо

от

их

национальной

и

расовой

принадлежности,

вероисповедания,

социального

положения, и об охране и украшении природы родной страны, уважение

законов общества, умение вносить свой вклад в достижения науки, культуры,

искусства и готовность защищать Родину с оружием в руках.

Патриотическое

воспитание

школьников

это

систематическая

и

целенаправленная

деятельность

по

формированию

у

учащихся

высокого

патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к

выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите

интересов Родины.

Патриотическое

воспитание

направлено

на

формирование

и

развитие

личности,

обладающей

качествами

гражданина

патриота

Родины

и

способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное

время.

Жизнь требует, чтобы каждый юноша и каждая девушка понимали, что

безопасность Родины обеспечивается не только укреплением нашей военной

организации,

но

и

их

личным

участием

в

подготовке к защите

Родины.

Как известно, военно-патриотическое воспитание школьников включает в

себя

идейное

и

морально-психологическое

воспитание

молодежи,

физическую, военно-техническую и начальную военную подготовку юношей

и девушек. Все эти его составные части неразрывно связаны и взаимно

переплетаются.

Безусловно,

можно

считать

справедливым

и

то,

что

военно-

патриотическое воспитание органически связано с воспитанием умственным,

трудовым

и

нравственным,

с

решением

всех

задач

всестороннего

гармонического

развития

личности,

и

проводить

эту

работу

необходимо

только комплексно.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции

народа

с

преданностью

к

служению

Отечеству.

Патриотизм

неразрывно

связан

с

интернационализмом,

чужд

национализму,

сепаратизму

и

космополитизму.

Цели

патриотического

воспитания -

развитие

в

личности

высокой

социальной

активности,

гражданской

ответственности,

духовности;

становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами,

способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества;

укрепление

связи:

семья,

школа,

сплочение

класса

в

единый

дружный

коллектив.

Задачи:

способствовать

развитию

познавательных

интересов

обучающихся,

расширению кругозора, вовлекая их в кружки, факультативы, смотры и

олимпиады;

создать

благоприятную

воспитательную

среду,

способствующую

осмыслению

и

усвоению

нравственных

норм,

духовной

культуры,

закреплению этих норм в повседневном поведении детей и подростков;

воспитывать

политическую

культуру,

чувство

ответственности

и

гордости за свою семью, свой класс, свою школу, республику, страну;

способствовать

развитию

творческого

потенциала

д е т е й ,

ф о рм и р о ва н и ю

э с т е т и ч е с ко го

в о с п р и я т и я

о к р у ж а ю щ е й

действительности,

организуя

экскурсии,

посещая

выставки,

театры,

музеи;

сформировать

потребность

в

здоровом

образе

жизни

как

одном

из

условий успешности жизненного пути, заботиться об охране здоровья

обучающихся,

укреплять

здоровье

применяя

здоровье-сберегающие

технологии и вовлекать в физическую и спортивную работу;

формирование положительного микроклимата в классе, толерантных

межличностных

отношений,

развитие

общей

культуры

личности,

в

особенности коммуникативной.

Осуществляется военно-патриотическое воспитание, прежде всего, в ходе

учебного процесса. Но школа призвана вооружить школьников не только

идейно,

но

и

обогатить

военными

знаниями,

умениями

и

навыками,

воспитывать

в

них

патриотические

чувства,

связать

их

с

практикой

поведения.

Действенность военно-патриотического воспитания находится в прямой

зависимости

от

единства

учебной

и

внеучебной

работы

в

школе,

от

организации

разнообразной

военно-патриотической деятельности.

Внеучебная военно-патриотическая работа в школе позволяет знания,

полученные на уроке, превратить в личные убеждения каждого ученика,

определить норму его поведения.

Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества –

это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного

достоинства.

Эти

качества

необходимо

формировать

в

процессе

патриотического воспитания. Героическая борьба, подвиги лучших сынов

Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о

героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и

мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания

обучающихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению

своего

долга

к

достойному

служению

Отечеству

одна

из

задач

педагогического

коллектива

учебного

заведения,

военно-патриотической

работы в школе.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном

виде.

Её

изменение

и

развитие

обусловлено

как

достижениями

первоочередных

задач

системы

патриотического

воспитания,

так

и

изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и

других

сферах

российского

общества,

а

также

новыми

условиями

современного

мира,

что

обуславливает

гибкость

в

управлении

системой

военно-патриотического воспитания в школе.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения

страны

в

области

политики,

экономики,

науки,

культуры

и

спорта

еще

сохранили

качества

нравственных

идеалов,

что

создает

реальные

предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому

воспитанию обучающихся с учетом сложившихся к настоящему времени

тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.

В настоящее время идет процесс выработки ведущей национальной

идеи в России и патриотизму отводится стержневая роль к объединению и

сплочению русской нации, российского общества и государства.

В

системе

нравственности

большое

место

занимают

требования,

регулирующие поведение человека в его отношении к Родине, к своему

народу, к его судьбе, к другим народам. Жизнь и судьба каждого человека

зависят

от

судьбы

его

Родины,

которая

формирует

его

гражданские,

национальные, нравственные и другие черты. А судьба Отечества во многом

зависит от глубины и силы патриотических чувств его граждан.

В определении с од е р жа н и я ,

су щ н о с т и ,

ме тод и к и формирования,

организационных форм по воспитанию

патриотических качеств особую рольсыграли П.П.Блонский,

А.С.Макаренко,

И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий, В.И. Лутовинов и др.

Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам

и формам

организации патриотического воспитания, можно выделить группы:

п/п

Группа методов

Методы

Свойства методов

1.

Методы

формирования

сознания

личности

Убеждение,

внушение,

беседы, лекции,

дискуссии,

метод

примера

Постановка школьника

в позицию полноправного участник

а

процесса,

т.е.

он

не

объект

для применения данных методов, а

с а м

п р и н и м а е т

а к т и в н о е

участие в их использовании.

2.

Методы органи-

зации

д е я т е л ь-

ности

и

форми-

рования

опыт а

гражданского

поведения

Педагогическоет

ребование,

требование

коллектива,

общественное

мнение,

поручение,

метод-

требование,

создание

воспитывающих

ситуаций,

коллективное

творческое

дело,

м е т о д

проектов

Необходимо создавать

ситуации,

в

которых школьник упражнялся бы

в

патриотической

деятельности,

осознавал

свои

обязанности

по

отношению к коллективу, обществу,

ответственность за свои поступки.

В а ж н о

д е м о н с т р и р о в а т ь

з н ач и м о с т ь

п а т р и о т и ч е с ко й

деятельности

школьников

для

о б щ е с т в а .

С

п о м о щ ь ю

р е г ул и р у ю щ и х

т р е б о в а н и й

формируются традиции поведения.

3.

Методы стимулир

ования

деятельности

и поведения

Соревнование,

поощрение,

наказание,

взаимовыручка,

создание

ситуации успеха.

Необходимо побуждать

школьника корректировать

свое

поведение.

Стимулирование в различных его

ф о р м а х

д о л ж н о

б ы т ь

дозированным и заслуженным.

Ст и мул и р о ва н и е

п о бужд а е т

школьника к анализу собственной

деятельности,

программирует дальнейшее

поведение.

В соответствии с анализом методов и форм патриотического воспитания в

школе. конкретизируем традиции и инновации патриотического воспитания,

которые

способствуют

дееспособности

подрастающего

поколения,

значительному

повышению

его

нравственности,

гражданственности

и

патриотизма и задачам по их реализации:

1. Приобщение молодежи к системе важнейших ценностей, отражающих

богатство и своеобразие истории и культуры Отечества, народа. Эта задача

решается через участие школьников в работе музеев и поисковых отрядов. В

настоящее

время

в

нашей

школе

действует

музей

Военной

славы,

там

проводятся

различные

мероприятия,

конкурсы,

викторины

по

истории,

истории оружия, истории Российской Армии, смотры-конкурсы музейной

работы и др. В школе создан отряд Юнармии, который с воодушевлением

принимает участие во всех патриотических мероприятиях.

2. Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие

социальной

и

гражданской

ответственности,

уважение

к

символике

и

традициям русского народа и российского государства.

Эта задача решается в ходе проведения правового месячника, который

включает в себя следующие мероприятия: конкурс электронных презентаций

«Право

вокруг

нас»,

конкурс

видеорепортажей,

буклетов,

проведение

правового диктанта, живых видеоклипов на правовую тематику, выставку

работ.

В

последние

годы

восстановлена

традиция

начала

всех

массовых

мероприятий

патриотической

направленности

с

исполнения

гимна,

а

с

прошлого года - вноса флагов России, детских объединений и организаций.

Этими моментами мы формируем гражданскую позицию молодых людей, их

патриотическое сознание, вырабатываем уважение к символике государства,

его традициям. Всё новое - это хорошо забытое старое.

3. Формирование и развитие потребности в нравственно-здоровом образе

жизни, способности жить счастливо с семьей, близкими людьми, коллегами,

поддерживать

благоприятный

климат

в

микрогруппе

независимо

от

национальности и социального статуса; оказывать помощь людям старшего

поколения, ветеранам войны и труда и нуждающимся в ней.

Эта задача реализуется через большое количество массовых мероприятий.

В работе с ветеранами просматриваются два направления:

-Шефская работа.

-Работа по увековечению памяти о славных подвигах и датах военной

истории.

Особенно

большая

работа

ведется

по

поздравлению

ветеранов

школьниками, участниками ВПО, к праздничным и знаменательным датам

военной истории. Для них устраивают вечера и праздничные концерты, им

дарят подарки, готовят угощения.

Решение этой задачи осуществляется через проведение акций «Подарок

ветерану»,

«Помощь

ветерану»,

«Письмо

ветерану»,

«Поздравление

ветерану».

Проводится работа по увековечению дней Воинской Славы. В школе

оформлена Книга Памяти. где отражены героизм и мужество русского народа

в борьбе с иноземными захватчиками. Проводятся интегрированные уроки

истории и литературы, классные часы и т.д.

У

современного

классного

руководителя

очень

тяжелый

труд

и

он

должен учитывать все современные требования, находить новые формы, и

способы

приема

работы

с

детьми,

чтобы

воспитать

хорошего

человека.

Учитель должен быть целеустремленным, трудолюбивым, наблюдательным,

настойчивым,

мобильным,

общительным

и

т.д.

В процессе

своей

деятельности учитель должен использовать новые методы и технологии во

внеурочное

время

с

целью

развития

практической,

исследовательской и

творческой деятельности учащихся в разных воспитательных направлениях.

В него входят: метод экскурсий, метод проблемного изложения материала,

внеклассные мероприятия с применением информационных технологии

Классный руководитель должен твердо верить в силу воспитания,

которая складывается из очень простых компонентов-любви к детям, слов

учителя,

силы

личного

примера,

справедливости, доверия,

способности

поощрять ребенка и, конечно же, доброты.

Традиции и инновации являются важной составляющей в воспитании

патриотизма

и

гражданственности

детей

и

молодежи,

сохранении

преемственности поколений и укреплении социального единства общества.

Список использованной литературы

1.

Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С.

Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.

2.

Выгодский, Л.С. Нравственное воспитание/ Пед. психология. – М.,1991

.

3.

Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическо

е пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005.

4.

Никитин, Н. Биография патриотизма/ Н. Никитин// Патриот. – 2003. №

34.

5.

Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты

уроков, разработки занятий/ авт. Сост. И.А. Пашкевич. – Волгоград: Учител

ь, 2008.

6.

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека:(Этика коммун

истического воспитания). Педагогическое наследие/ Сост. О.В. Сухомлинск

ая.- М.: Педагогика, 1990.

7.

Толковый словарь



В раздел образования