Автор: Загорная Елена Алексеевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№2"
Населённый пункт: город Северодвинск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Зодчество. Украшение избы"
Раздел: среднее образование
УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
5 класс
Тема урока: «Зодчество. Украшение избы»
Тип урока: закрепление изученного материала
Загорная Елена Алексеевна,
учитель ИЗО и черчения
высшей квалификационной категории
г. Северодвинск
Дидактическая
цель: создание условий для формирования у учащихся представления о
своеобразии и особенностях украшения русской избы
Задачи урока:
- обучающие:
формирование у учащихся искусствоведческой компетенции через знакомство с историей
украшения избы, выявление ее своеобразия, знакомство с новым видом декоративного
искусства - квиллингом
- развивающие:
развитие умений
общеучебных (работа с технологической картой),
интеллектуальных (анализ, обобщение, сопоставление, исследование, проектирование,
самостоятельная и групповая деятельность)
с п е ц и а л ь н ы х
у м е н и й ( и с п ол ь з о в а н и е
с п е ц и а л ь н о й
т е р м и н ол о г и и )
- воспитательные:
создание условий для воспитания культуры умственного труда через развитие умения
формулировать учебную задачу, планировать свою работу, выбирать учебные действия
для решения теоретических и практических задач
Технологии:
личностно-ориентированного, творческого обучения, системно-деятельностного
подхода
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийные презентации, бумага для создания
творческих работ квиллингом, таблица «Композиция орнамента», клей, заготовка фасада избы,
технологическая карта
Ход урока
1.
Оргмомент
(Для работы на уроке коллектив обучающихся разделен на 5 групп, по 5-6 человек в
группе)
2.
В начале урока учитель предлагает ребятам разгадать кроссворды предыдущих 2-х
уроков на тему «Русская изба».
У каждой группы свой кроссворд на 4 слова.
Учитель просит каждую группу назвать ответы.
1 группа: венец, клеть, кровля, полотенце
2 группа: пятистенок, сени, замок, жанр
3 группа: наличники, охлупень, изба, терем
4 группа: зодчество, причелины, сруб, конёк
5 группа: архитектура, ставни, артель, подклеть
Правильное решение кроссвордов - это хороший результат знаний обучающихся по теме
«Русская изба».
3.
Вступительное слово учителя.
-
Крестьянская
изба
–
это
одно
из
тех
явлений,
которое
с
первого
взгляда
кажется
обыденным, мимо нее обычно проходят не замечая. А при ближайшем рассмотрении она
оказывается
чудом,
которым
можно
любоваться,
восторгаться,
удивляться
делу
рук
русских умельцев.
И поэтому,
«Избы, построенные на русском севере, являются образцом строительного
искусства» - 1 слайд (данная фраза «выплывает» на фоне фотографии избы)
«Деревянную избу называют символом России» - 2 слайд (данная фраза «выплывает» на
фоне фотографии избы)
«Мой дом – моя крепость», - говорили на Руси - 3 слайд (данная фраза «выплывает» на
фоне фотографии избы)
- Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (деревянный сруб с
окнами, дверью, полом) – с землей, а подклеть связывалась в представлении народа с
подземным
миром.
Крестьянский
дом
становился
словно
маленькой
вселенной,
символизируя связь человека с космосом. - 4 слайд
- Итак, ребята, мы сегодня продолжаем разговор о русской северной избе.
- Как вы думаете, какое занятие сегодня на уроке станет главным?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Дети дают предположительные ответы.
Тема сегодняшнего урока «Украшение избы» - 5 слайд
- Правильно, будем говорить об украшении избы, а начнем мы рассматривать этот вопрос
с самой вершины – с крыши дома.
- Дом построен, хозяин с помощниками поднимают
на крышу бревно – охлупень, на
конце которого вырублена голова животного. Какого животного? Называется этот элемент
«конек». Символ добра и счастья, устремления вперед.
- «Конек на крыше – в избе тише», как вы думаете, почему так говорили?
– На фасад избы приколачивали доски, которые защищали от влаги торцы бревен крыши.
Эти доски украшались резьбой и называются они «причелины». 6 слайд
– Под самую крышу между причелинами
прикрепляли
доску
- «полотенце». На
полотенце, как правило, наносили резьбу – (солярный знак), обозначающий солнце или
луну, т.е. небесное светило.
- Вспомните, что символизирует полотенце? 7 слайд
-
На
слайде
вы
видите
рисунки
композиций
в
круге,
символизирующие
солнце
и
применение их на резьбе: на конце доски причелины, на полотенце. 8 слайд
- Символические изображения на резьбе птиц, коней как перевозчиков солнца, земли,
богинь, ночных драконов, небосвода и небесных запасов влаги и плодородия – все это, по
поверьям,
должно
было
защищать
и
защищало
дом
и
его
обитателей
от
зла
и
опасностей, поэтому особое внимание уделялось входам в дом – дверям и окнам. Так и
получилось, что наличники, закрывающие щель между рамой и стеной дома, кроме
защиты от холода, защищали еще и от нематериального зла. 9 слайд
- Через окно в избу входил свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир
домашней жизни с внешним миром, и поэтому декор окон был таким торжественным и
нарядным. 10 слайд
К доске выходит обучающийся с целью прокомментировать презентацию и рассказать об
украшении окон. 11, 12, 13, 14 слайды
– Многие старинные деревянные избы до сих пор используются в России как жилые дома
или дачи. 15 слайд
- На этом слайде рисунок с обозначениями и названиями всех элементов фасада избы.
Многие названия вы знаете, а вот с некоторыми незнакомы. Посмотрите внимательно на
рисунок и назовите эти незнакомые элементы. 16 слайд
- Какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке?
Дети дают предположительные ответы.
- Итак, цель нашего урока - научиться украшать избу.
Физкультурная пауза (на спинные группы мышц и упражнения для глаз)
-
Назовите
материалы,
из
которых
можно
выполнить
макет
избы,
соответственно
и
элементы украшений. 17 – 22 слайды
Учитель
предлагает
ребятам
научиться
на
уроке
украшать
элементы
русской
избы
техникой квиллинг.
Квиллинг (в переводе с английского языка «птичье перо») - искусство бумагокручения,
изготовление плоских и объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных узких
полосок бумаги. Возникло такое искусство в 14-15 веках в Европе. Считается, что квиллинг
придумали монахи. В России данное искусство стало популярно в 20 веке.
Примеры
композиций поделок из квиллинга. 23-29 слайды
Учитель проводит физкультурную минутку для глаз.
Учитель демонстрирует ребятам, как правильно работать техникой квиллинг и показывает
пример цветка. Ребята наблюдают, повторяют за учителем, пользуясь технологической
картой.
Учитель обращает внимание обучающихся на таблицу «Композиция орнамента».
- Что такое орнамент?
У каждой группы на столах лежат накрученные кружочки для работы квиллингом (это
ребята сделали дома), технологическая карта, клей, заготовка фасада избы с элементами
для украшения, выполненная на формате А3: причелины, полотенце, наличники, а ставни
отдельно (так в группах будет удобнее работать). На столах также лежат 5 цветных полосок
(ребята в группах разбирают по одной полоске).
Образовались пары: 1 пара украшает
причелины, 2 пара – ставни, 1 человек украшает полотенце. Если в группе 6 человек, то он
изготавливает «конька».
Учитель ставит перед обучающимися задачу: техникой квиллинг украсить фасад избы,
составляя
орнаменты, и напоминает ребятам о правилах техники безопасности при
работе с клеем.
Самостоятельная работа в группах. В классе звучит спокойная инструментальная музыка.
Во время работы учащихся учитель проводит физкультурную паузу.
Прежде
чем
подвести
итог
работы,
учитель
предлагает
ребятам
продолжить
высказывания: я узнал, научился, запомнил, удивился, задумался.
Домашнее задание на выбор: 1. Нарисовать бабушкину избу в деревне (по памяти)
2. Нарисовать дачу (по памяти)
3. Нарисовать избу (по представлению)
Далее один человек от группы выходит к доске и демонстрирует работы
(см. приложение №1)
Ученик читает стихотворение «Имена мастеров» Л.Мартынова.
Гении Старого зодчества-
Люди неясной судьбы!
Как твое имя и отчество,
Проектировщик избы,
Чьею рукою набросана
Скромная смета ее?
С бревен состругано, стесано
Славное имя твое!
Что же не врезал ты имени
Хоть в завитушки резьбы?
Господи, сохрани меня!
Разве я жду похвальбы:
Вот вам изба, божий рай - и все!
Что вам до наших имен?
Скромничаешь, притворяешься,
Зодчий забытых времен,
Сруба творец пятистенного,
Окон его слюдяных,
Ты, предваривший Баженова,
Братьев его Весниных!
Учитель рассказывает происхождение слова «улица», а затем предлагает гостям
урока
пройти «по улице».
Урок окончен. Учитель благодарит обучающихся за отличный урок.
Приложение №1