Автор: Грехнева Елизавета Викторовна
Должность: студент 5 курса
Учебное заведение: Ставропольский государственный педагогический институт
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: педагогическая статья
Тема: Современные методы в организации воспитательной работы классного руководителя в начальной школе
Раздел: начальное образование
Современные методы в организации воспитательной работы классного
руководителя в начальной школе
Поваляева Елизавета Викторовна
Студентка 5 курса педагогического факультета
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный
педагогический институт» , г. Ставрополь
Руководитель: доцент кафедры дошкольного и начального образования
Колесникова Т.В.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации » говорится, что
образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах
человека, общества, государства».
Воспитание
–
понятие
многоликое.
Оно
и
средство,
и
процесс,
и
результат.
Младший
школьный
возраст
–
самый
ценный
период,
наиболее
благоприятный
в
нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения
между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, начинает разбираться в
общественных
явлениях,
мотивах
поведения,
нравственных
оценках.
В
это
время
происходит естественный всплеск его творческой активности. [4]
Как воспитывать?
Поиск ответа на этот вопрос подводит нас к категории методов воспитания, технологий
насыщения среды развития ребенка подлинными ценностями, формирования на этой
основе духовно богатой и нравственно чистой личности, патриота школы-гражданина
России. Как утверждали еще древние, «делами обусловлен мир, они – что ось для колеса»
(Фирдоуси). [5]
Современные
подходы
к
организации
воспитательной
работы
в
школе
предполагают использование следующих основных методов эффективного воспитания:
включение
учащихся
в
(1)
личностно-значимую
(2)
привлекательную
для
них
(3)
социально-позитивную
коллективную
деятельность
(4)
создающую
возможности
проявления
способностей,
умений,
характера
(5)
осознания
личного
смысла
этой
деятельности. [3]
В свете озвученных методов эффективного воспитания хотелось бы особо выделить
в
числе
современных
подходов
интерактивный
подход
как
наиболее
действенный,
позволяющий
увеличить
воспитательный
потенциал
за
счет
реализации
всех
пяти
характеристик деятельности.
Что представляет из себя интерактивный подход?
Это творческие задания;
работа в малых группах;
обучающие игры (ролевые, деловые и образовательные игры);
использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты,
соревнования, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);
разминки; изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с
наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами);
обсуждение дискуссионных вопросов и проблем.[1]
К примеру, ученики моего класса принимают участие в марафонах интерактивной
образовательной
платформы
учи.ру,
где
путём
наглядного
соперничества
и
в
рамках
здоровой конкуренции ежедневно проходят уровни-задания по ведущим дисциплинам.
Практика
участия
во
внеурочных
проектах
показала,
что
ученики
2
класса
способны
выполнять
незамысловатые
задания
в
проектах:
«Здоровый
образ
жизни»,
«Использованная бумага — мусор или добро?», «Как вырастить цветок?», «Мой город».
Задачи были решены не без труда, но с большим интересом и удовольствием.
Решение
задач,
поставленных
перед
учениками
организаторами
проектов,
планирование,
достижение
целей
стоили
ученикам
немалых
усилий,
потребовали
включения
в
процесс
родителей
и
предопределили
необходимость
совместного
творчества. Детям понравились прогулки-наблюдения, экскурсии, встречи с интересными
людьми,
интервьюирование,
фотографирование,
дарение
подарков,
сделанных
своими
руками.
Работа над проектами помогла учащимся проявить себя с самой неожиданной
стороны.
У
них
появилась
возможность
показать
свои
организаторские
способности,
скрытые таланты.
В своей работе с классом и родителями я использую нестандартные формы работы: так в
общешкольной
Акции
Добрых
дел
мы
совместно
с
родителями
помогали
школе
обустраивать школьную библиотеку: учениками были созданы красочные иллюстрации по
мотивам
известных
сказок,
а
также
были
принесены
порядка
20
книг.
Теперь
наша
библиотека излюбленное место для учеников.
По
моему
глубокому
убеждению,
участие
во
внеурочных
проектах
помогает
ученикам открыть мир для себя и себя в этом мире. Задача учителя – помочь! Важно
создать особое пространство взаимоотношений: Учитель – Ученик – Родитель. Детям
нужны мотивационная, организационная, информационная, техническая поддержка.
Любое
интересное
дело,
участниками
которого
являются
дети,
обладает
колоссальной силой влияния на развитие личности ребенка.
Практика показала, применение интерактивного подхода воспитательной работы
дает
возможность
каждому
участнику
воспитательного
процесса
высказывать
и
доказывать свою индивидуальную точку зрения.
научиться выражать свое мнение, доказывать свою точку зрения, слушать и слышать друг
друга, оказывать взаимную помощь в формировании образа мысли.
Кроме
того,
повысилась
активность
ребят,
интерес
к
классным
и
общешкольным
мероприятиям, стремление к самосовершенствованию.
Работа в рамках интерактивных проектов позволяет повысить уровень воспитанности,
уровень нравственной мотивации и самооценки учащихся.[2]
Применение интерактивного подхода дает возможность формировать развитую,
коммуникативную личность, способную адаптироваться в любой ситуации, обучаться на
протяжении
всей
жизни,
физически
и
морально
здоровую,
позволяет
развивать
у
подрастающего поколения способность оценивать деятельность и определять результат.
Список литературы
1.
Демидова И. Д. Педагогическая психология: Учебное пособие.- Ростов н/Д.: изд-во
«Феникс», 2003. - 224 с.
2.
Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник – М. : Логос, 2007.
3.
Кан-Калик., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.- М.: изд-во «Педагогика»,
1990. - 144 с.
4.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос.
2004.- 382с.
5.
Роботова А. С., Леонтьева Т. В. Введение в педагогическую деятельность: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений.- М.: Издательский центр «
Академия», 2000. – 208 с.