Напоминание

Игровая деятельность в развитии детей раннего возраста


Автор: Свищева Виктория Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - д/с № 50"
Населённый пункт: город Невинномысск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Игровая деятельность в развитии детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровая деятельность детей раннего возраста

Свищева Виктория Михайловна, воспитатель

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад

№ 50 «Светофорик»

город Невинномысск Ставропольского края

Согласно Приказу Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155

«Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

[1] (далее – ФГОС) одним из принципов, заложенных в ФГОС, является реализация

общеобразовательной программы дошкольного образования

в

формах, специфических для

детей

данной

возрастной

группы,

прежде

всего

в

форме

игры,

познавательной

и

исследовательской

деятельности,

в

форме

творческой

активности,

обеспечивающей

художественно-эстетическое развитие ребенка (пп. 4 п. 1.2 ФГОС).

Таким образом, игра выступает одной из основных форм реализации программы

дошкольного образования.

В соответствии с п. 2.7 ФГОС конкретное содержание образовательных областей

зависит

от

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

детей

раннего

возраста,

определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах

деятельности

-

предметной

деятельности

и

игр

с

составными

и

динамическими

игрушками; экспериментировании с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),

общении с взрослым и совместных играх со сверстниками под руководством взрослого,

самообслуживании и действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и

пр.), восприятии смысла музыки, сказок, стихов, рассматривании картинок, двигательной

активности.

Наиболее эффективным для детей раннего возраста является реализация различных

видов деятельности, в том числе, двигательной активности, именно через игры.

Большую роль в развитии ребенка раннего возраста играют подвижные игры, при

рассмотрении

которых

возник

вопрос:

являются

ли

подвижные

игры

методом

или

средством воспитания.

«Метод» с греческого языка означает путь, способ познавательной, практической

деятельности людей. Под методом О. Беспалько понимает «кратчайший путь достижения

оптимальных результатов, соответствующих поставленным целям» [2]. Метод является

инструментом воспитания. Существуют различные подходы как к определению термина

«методы воспитания», так и к их классификации. В частности, Н. Заверико рассматривает

методы

воспитания

как

пути

и

способы

совместной,

взаимосвязанной

деятельности

социального педагога и клиента (воспитанника), направленные на достижение цели и

решение

поставленных

задач.

Б.

Ковбас

и

В.

Костив

трактуют

это

понятие

как

совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления

воспитательных взаимодействий, способов взаимосвязанной деятельности воспитателя и

воспитанников,

направленных

на

достижение

целей

воспитания;

совокупность

специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в

процессе

формирования

личностных

качеств

учащихся

для

развития

их

сознания,

мотивационной сферы и потребностей, для выработки навыков и привычек поведения и

деятельности,

а

также

их

коррекции

и

совершенствования.

Ю.

Грицай

дает

такое

определение

категории

«метод

воспитания»

-

это

средства,

с

помощью

которых

осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, поведение

школьников, на формирование у них необходимых качеств, на обогащение их опыта

полезной

деятельности

и

разнообразных

отношений

(трудовых,

нравственных,

эстетических и т.д. Как видим, одного общего определения метода воспитания нет, как нет

четкого разграничения между методом, приемом и средством [3].

Таким образом, рассматривая подвижные игры, можно определить, что это метод и

средство воспитания ребенка.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 одной из

основных задач осуществления дошкольного образования является охрана и укрепление

физического

здоровья

детей [1]. В целях решения данной задачи согласно пункта 2.6

вышеуказанного

ФГОС

содержание

программы

дошкольного

образования

должно

обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах

деятельности и охватывать наряду с другими такую структурную единицу как физическое

развитие.

Подвижные игры несомненно направлены на решение задач в области физического

воспитания, определенных федеральным государственным образовательным стандартом

дошкольного образования.

Подвижная

игра

незаменимое

средство

пополнения

ребенком

знаний

и

представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки,

ценных

морально-волевых

качеств.

При

проведении

подвижной

игры

имеются

неограниченные

возможности

комплексного

использования

разнообразных

методов,

направленных на формирование личности ребенка [6].

Одной из важнейших проблем теории и практики физической культуры является

формирование

основных

движений

у

детей

дошкольного

возраста.

Ее

изучение

неотделимо

от

всей

проблематики

развития

произвольных

движений

в

онтогенезе

человека. Сопровождая ребенка с раннего детства, основные движения естественны и

содействуют оздоровлению организма, а также всестороннему совершенствованию его

личности.

Методологическая

основа

научного

изучения

основных

движений

заложена

в

фундаментальных физиологических исследованиях, проведенных И. М. Сеченовым, И. П.

Павловым, А. А. Ухтомским, В. М. Бехтеревым, Л. А. Орбели, а также их учениками и

последователями. Е. А. Аркин отмечал, что под воздействием упражнений в основных

движениях совершенствуется не только строение тела, функциональные возможности

организма, но и изменяется характер ребенка. Свободные, раскрепощенные движения

порождают свободу личности, воспитывают смелость и решительность, раскованность и

активность

поведения,

доброжелательные

отношения

со

сверстниками.

Правильно

организованные основные движения укрепляют как тело, так и душу ребенка, учат владеть

собственным поведением, эмоциями, чувствами, что, по мнению Е.А. Аркина, является

одним из высших проявлений воли.

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются

ведущим

методом

формирования

физической

культуры.

В

педагогической

науке

подвижные

игры

рассматриваются

как

важнейшее

средство

всестороннего

развития

ребенка. Глубокий смысл подвижных игр в их полноценной роли в физической и духовной

жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно

назвать

важнейшим

воспитательным

институтом,

способствующим

как

развитию

физических

способностей,

так

и

освоению

нравственных

норм,

правил

поведения,

этических ценностей общества [5].

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он

осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия,

воображение,

формируется

социальные

качества.

Подвижные

игры

всегда

являются

творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в

движении, необходимость найти решение двигательной задачи.

Играя,

ребенок

не

только

познает

окружающий

мир,

но

и

преображает

его.

Основные движения требуют понимания ребенком сущности выполняемых двигательных

действий, умения выполнять их правильно и осознанно. Таким образом, играя и реализуя

различные

формы

активности,

дети

познают

окружающий

мир,

себя,

свое

тело,

изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно [6].

Основные требования при выполнении правил игры к детям раннего возраста:

умение действовать по сигналу (разрешению, указанию, хлопку), передвигаться друг за

другом,

выполнив

задание,

возвращаться

на

свои

места.

В

игре

ребенок

должен

действовать чаще всего определенным способом - это требования введенных правил:

ползти на четвереньках, бросать мяч двумя руками и другое. Вместе с тем, поначалу не

следует

добиваться,

чтобы

ребенок

выполнял

правила

точно,

достаточно,

чтобы

он

соблюдал их в целом, в общих чертах.

Исследование

влияния

подвижных

игр

на

физическое

развитие

детей

на

продолжается, итоги могут быть подведены в конце учебного года, учитывая период

адаптации ребенка, впервые пришедшего в детский сад. В ходе первого диагностического

этапа была использована методика М.А. Руновой для определения уровней развития

быстроты,

силы,

ловкости

и

координационные

способности.

Хотя

часть

детей

уже

показала положительные результаты участия в подвижных групповых играх, тем не менее,

выявлено,

что

с

детьми

дошкольного

возраста

и

их

родителями

необходимо

вести

планомерную работу по формированию положительного отношения к развитию основных

движений. Подвижные игры проводились в помещении детского сада и на воздухе во

время проведения прогулок. На занятиях у детей улучшились такие двигательные навыки

как ловкость, чувство ритма, координация движений, интерес к спорту.

Таким

образом,

уровень

развития

ловкости

и

координации

у

детей

экспериментальной

группы

носят

творческий

характер,

соответствуют

нормам,

развиваются и рефлексируются.

Список литературы:

1.

Приказ

Минобрнауки

России

от

17.10.2013

1155

«Об

утверждении

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // СПС «КонсультантПлюс».

2.

Безпалько

О.В.

Социальная

педагогика

в

схемах.

К.:

Центр

начальной

литературы, 2003. 134 с.

3.

Дереш

В.С.

Использование

методов

воспитания

при

формировании

личности в семье // СПС «КонсультантПлюс».

4.

Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М.: Словис, 2016. 489 с.

5.

Детские народные подвижные игры / Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. М.:

Просвещение, 2015. 224 с.



В раздел образования