Автор: Свищева Виктория Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - д/с № 50"
Населённый пункт: город Невинномысск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Игровая деятельность в развитии детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Игровая деятельность детей раннего возраста
Свищева Виктория Михайловна, воспитатель
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад
№ 50 «Светофорик»
город Невинномысск Ставропольского края
Согласно Приказу Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
[1] (далее – ФГОС) одним из принципов, заложенных в ФГОС, является реализация
общеобразовательной программы дошкольного образования
в
формах, специфических для
детей
данной
возрастной
группы,
прежде
всего
в
форме
игры,
познавательной
и
исследовательской
деятельности,
в
форме
творческой
активности,
обеспечивающей
художественно-эстетическое развитие ребенка (пп. 4 п. 1.2 ФГОС).
Таким образом, игра выступает одной из основных форм реализации программы
дошкольного образования.
В соответствии с п. 2.7 ФГОС конкретное содержание образовательных областей
зависит
от
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей
раннего
возраста,
определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах
деятельности
-
предметной
деятельности
и
игр
с
составными
и
динамическими
игрушками; экспериментировании с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),
общении с взрослым и совместных играх со сверстниками под руководством взрослого,
самообслуживании и действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и
пр.), восприятии смысла музыки, сказок, стихов, рассматривании картинок, двигательной
активности.
Наиболее эффективным для детей раннего возраста является реализация различных
видов деятельности, в том числе, двигательной активности, именно через игры.
Большую роль в развитии ребенка раннего возраста играют подвижные игры, при
рассмотрении
которых
возник
вопрос:
являются
ли
подвижные
игры
методом
или
средством воспитания.
«Метод» с греческого языка означает путь, способ познавательной, практической
деятельности людей. Под методом О. Беспалько понимает «кратчайший путь достижения
оптимальных результатов, соответствующих поставленным целям» [2]. Метод является
инструментом воспитания. Существуют различные подходы как к определению термина
«методы воспитания», так и к их классификации. В частности, Н. Заверико рассматривает
методы
воспитания
как
пути
и
способы
совместной,
взаимосвязанной
деятельности
социального педагога и клиента (воспитанника), направленные на достижение цели и
решение
поставленных
задач.
Б.
Ковбас
и
В.
Костив
трактуют
это
понятие
как
совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления
воспитательных взаимодействий, способов взаимосвязанной деятельности воспитателя и
воспитанников,
направленных
на
достижение
целей
воспитания;
совокупность
специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в
процессе
формирования
личностных
качеств
учащихся
для
развития
их
сознания,
мотивационной сферы и потребностей, для выработки навыков и привычек поведения и
деятельности,
а
также
их
коррекции
и
совершенствования.
Ю.
Грицай
дает
такое
определение
категории
«метод
воспитания»
-
это
средства,
с
помощью
которых
осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, поведение
школьников, на формирование у них необходимых качеств, на обогащение их опыта
полезной
деятельности
и
разнообразных
отношений
(трудовых,
нравственных,
эстетических и т.д. Как видим, одного общего определения метода воспитания нет, как нет
четкого разграничения между методом, приемом и средством [3].
Таким образом, рассматривая подвижные игры, можно определить, что это метод и
средство воспитания ребенка.
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 одной из
основных задач осуществления дошкольного образования является охрана и укрепление
физического
здоровья
детей [1]. В целях решения данной задачи согласно пункта 2.6
вышеуказанного
ФГОС
содержание
программы
дошкольного
образования
должно
обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах
деятельности и охватывать наряду с другими такую структурную единицу как физическое
развитие.
Подвижные игры несомненно направлены на решение задач в области физического
воспитания, определенных федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования.
Подвижная
игра
—
незаменимое
средство
пополнения
ребенком
знаний
и
представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки,
ценных
морально-волевых
качеств.
При
проведении
подвижной
игры
имеются
неограниченные
возможности
комплексного
использования
разнообразных
методов,
направленных на формирование личности ребенка [6].
Одной из важнейших проблем теории и практики физической культуры является
формирование
основных
движений
у
детей
дошкольного
возраста.
Ее
изучение
неотделимо
от
всей
проблематики
развития
произвольных
движений
в
онтогенезе
человека. Сопровождая ребенка с раннего детства, основные движения естественны и
содействуют оздоровлению организма, а также всестороннему совершенствованию его
личности.
Методологическая
основа
научного
изучения
основных
движений
заложена
в
фундаментальных физиологических исследованиях, проведенных И. М. Сеченовым, И. П.
Павловым, А. А. Ухтомским, В. М. Бехтеревым, Л. А. Орбели, а также их учениками и
последователями. Е. А. Аркин отмечал, что под воздействием упражнений в основных
движениях совершенствуется не только строение тела, функциональные возможности
организма, но и изменяется характер ребенка. Свободные, раскрепощенные движения
порождают свободу личности, воспитывают смелость и решительность, раскованность и
активность
поведения,
доброжелательные
отношения
со
сверстниками.
Правильно
организованные основные движения укрепляют как тело, так и душу ребенка, учат владеть
собственным поведением, эмоциями, чувствами, что, по мнению Е.А. Аркина, является
одним из высших проявлений воли.
Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются
ведущим
методом
формирования
физической
культуры.
В
педагогической
науке
подвижные
игры
рассматриваются
как
важнейшее
средство
всестороннего
развития
ребенка. Глубокий смысл подвижных игр в их полноценной роли в физической и духовной
жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно
назвать
важнейшим
воспитательным
институтом,
способствующим
как
развитию
физических
способностей,
так
и
освоению
нравственных
норм,
правил
поведения,
этических ценностей общества [5].
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он
осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия,
воображение,
формируется
социальные
качества.
Подвижные
игры
всегда
являются
творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в
движении, необходимость найти решение двигательной задачи.
Играя,
ребенок
не
только
познает
окружающий
мир,
но
и
преображает
его.
Основные движения требуют понимания ребенком сущности выполняемых двигательных
действий, умения выполнять их правильно и осознанно. Таким образом, играя и реализуя
различные
формы
активности,
дети
познают
окружающий
мир,
себя,
свое
тело,
изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно [6].
Основные требования при выполнении правил игры к детям раннего возраста:
умение действовать по сигналу (разрешению, указанию, хлопку), передвигаться друг за
другом,
выполнив
задание,
возвращаться
на
свои
места.
В
игре
ребенок
должен
действовать чаще всего определенным способом - это требования введенных правил:
ползти на четвереньках, бросать мяч двумя руками и другое. Вместе с тем, поначалу не
следует
добиваться,
чтобы
ребенок
выполнял
правила
точно,
достаточно,
чтобы
он
соблюдал их в целом, в общих чертах.
Исследование
влияния
подвижных
игр
на
физическое
развитие
детей
на
продолжается, итоги могут быть подведены в конце учебного года, учитывая период
адаптации ребенка, впервые пришедшего в детский сад. В ходе первого диагностического
этапа была использована методика М.А. Руновой для определения уровней развития
быстроты,
силы,
ловкости
и
координационные
способности.
Хотя
часть
детей
уже
показала положительные результаты участия в подвижных групповых играх, тем не менее,
выявлено,
что
с
детьми
дошкольного
возраста
и
их
родителями
необходимо
вести
планомерную работу по формированию положительного отношения к развитию основных
движений. Подвижные игры проводились в помещении детского сада и на воздухе во
время проведения прогулок. На занятиях у детей улучшились такие двигательные навыки
как ловкость, чувство ритма, координация движений, интерес к спорту.
Таким
образом,
уровень
развития
ловкости
и
координации
у
детей
экспериментальной
группы
носят
творческий
характер,
соответствуют
нормам,
развиваются и рефлексируются.
Список литературы:
1.
Приказ
Минобрнауки
России
от
17.10.2013
№
1155
«Об
утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // СПС «КонсультантПлюс».
2.
Безпалько
О.В.
Социальная
педагогика
в
схемах.
К.:
Центр
начальной
литературы, 2003. 134 с.
3.
Дереш
В.С.
Использование
методов
воспитания
при
формировании
личности в семье // СПС «КонсультантПлюс».
4.
Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М.: Словис, 2016. 489 с.
5.
Детские народные подвижные игры / Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. М.:
Просвещение, 2015. 224 с.